А юность была как молитва воскресная

Основы: А юность была как молитва воскресная - информация из открытых источников и священных текстов.

Дай Бог мне жизнь прожить достойно

«Вместо мудрости — опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная.
Мне ли забыть ее?»
А. А. Ахматова

Дай Бог мне жизнь прожить достойно,
от безысходности не маясь.
Абсурдный мир принять спокойно.
Свой путь пройти, не спотыкаясь.

Пустыня есть тоска по саду.
Раз в юность не дано вернуться,
мне пресной мудрости не надо.
Позволь же в людях обмануться.

Не надо горького прозренья,
не надо тягостного знанья,
ни откровенного презренья,
ни запоздалого признанья.

Пусть жизнь сомнамбулой счастливой,
в своих иллюзиях витая,
я проплыву неторопливо,
как облаков весенних стая.

А юность была, как молитва воскресная

Мне ли забыть ее?

А юность была, как молитва воскресная
Мне ли забыть ее?

Я часто думаю — откуда в древней Элладе так много красивых людей было? Выкопанные скульптуры нам это показывают. И кто их тогда так красиво сделал? Рабы?
И куда они внезапно подевались?

Поняла.
Исчезла строгость. Римские развраты.
Это неприменно должно было погибнуть!
И наступила строгость христианства. Сразу же исчезли красивые люди. Исчезла Гигиена — богиня чистоты и мать здоровья. И исчезли Музы.. Бога нет в бору.
Исчезли и исчезли. П-а-а-думаешь.

Но сейчас я вижу — Европа, она теряет Христианство. Потому что и там несправедливость!
Гибнет там и должно погибнуть христианство, которое жгло на кострах, всех им неугодных, назвав их ведьмами.
Которое, после расцвета эллинской культуры — до нас дошли строения и скульптуры — то, что воплощено в камне, но не дошли живопись, музыка. Слово. Слова дошли. пришло к разрухе.

А почему должно погибнуть христианство?
Знаю точно! Когда ты жжешь книги, разбиваешь статуи под предлогом, что это идолы, когда ты красивых и не очень красивых женщин убиваешь, когда ты уничтожаешь культуру народа (не в первый же раз. )ты погибнешь.

Есть в мире закон равновесия. Баланс. Гармония.
И это совсем другие силы. Они сильнее.
МОЛЧУ.

В Южной Америке история одного народа была написана на золотых табличках.
Их конкистадоры (носители христианства) переплавили в слитки. Им, христианам, якобы несущим свет истины, не нужна была история народа, который жил на этих землях много тысяч лет.
Им нужны были деньги. Тогда золото. В тонких материях не заморачивались. Они не имели советского образования, где даже троишники могли среди ночи ответить на те вопросы, на которые не могут ответить сейчас учащиеся в английских и американских университетах.
Но вернемся к нашим идейным бандитам. Свету христианства.
Я, лично, думаю, что именем распятого бога воспользовались самые низменные, самые злые и жадные существа на земле.
Они несли христианство. Сейчас это называется демократией.

А где же БОГ?
А не парьтесь! Там же где Амон Ра, Перун, Один. И прочие, чьи имена забыты почти навсегда.
Они там, потому что не могут приносить ДОХОДА тем, кто ни во что не верит. И знает, что живет один раз.

ИТОГ.
Мы просто обязаны отстоять правду и справедливость!
Для чего мы это сделаем?
Ради детей.
А искусство?
Оно либо подлинное, либо искусственное.
Статуи, созданные Шемякиным и стоящие на Болотной площади — искусство. Они впечатляют.
Картинки, написанные Ричардом Сафроновым — это, китч. Так же как и китч ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ МАЛЕВИЧА.
Прожив довольно много лет я стала с ужасом думать, что я ретроград.
А ведь какая была передовая!!
Но.
Мне одинаково не нравится муштра и распущенность.
Мне нравится —
Губ нецелованных, глаз неопущенных.
Мне не вернуть никогда!

А юность была как молитва воскресная

Вместо мудрости — опытность, пресное
Неутояляющее питье.
А юность была — как молитва воскресная…
Мне ли забыть ее?
Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…
Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

КОММЕНТАРИИ

Похожие цитаты

Углем наметил на левом боку
Место, куда стрелять,
Чтоб выпустить птицу — мою тоску
В пустынную ночь опять.
Милый, не дрогнет твоя рука,
И мне недолго терпеть.
Вылетит птица — моя тоска,
Сядет на ветку и станет петь.
Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,
Раскрывши окно, сказал:
« Голос знакомый, а слов не пойму», —
И опустил глаза.

Хрупким узором стекло разукрасил мороз,
Звезды , как жемчуг , мерцают в небесной тиши…
Пустота твоих глаз… холод… боль моих слез…
Было это давно. Стало новою тайной души.
Было горько , и сладко , и жарко , и холодно было…
Не хочу вспоминать! Ну зачем сердце мне теребить?
Я хотела забыть… Только нет , ничего не забыла.
Не любовь это — боль. Разве можно такое простить?
Ты спокойно с другой в этот вечер любовь отмечаешь.
Я как прежде одна , и в душе у меня пустота.
Как ты больно мне сделал — не знаешь , и знать не желаешь.
Сотней осколков разбились любовь и мечта.
Жалко? Да что там… Теперь мне уже все равно.
Я курю сигарету , считаю минуты с тоскою…
… показать весь текст …

Анна Ахматова — Вместо мудрости — опытность, пресное: Стих

Вместо мудрости – опытность, пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была – как молитва воскресная…
Мне ли забыть ее?

Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

Осень 1913, Царское Село

  • Следующий стих → Анна Ахматова — Вот это я тебе, взамен могильных роз
  • Предыдущий стих → Анна Ахматова — Вижу, вижу лунный лук

Читать похожие стихи:

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

А юность была как молитва воскресная

Анна Ахматова, 1914 Рис. О. Делла-Вос-Кардовской.

Читайте так же:  Молитва супруги имущей плод чрева

А ЮНОСТЬ БЫЛА КАК МОЛИТВА ВОСКРЕСНАЯ

Марк Шагал. Эйфелева башня.

…Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…

…В один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня (Midsummer Night). Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой.

…Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село.

Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…

Анна Ахматова. Из «Автобиографической прозы»

Марк Шагал. Чарли Чаплин.

Аня Горенко. 1900 г. Севастополь.

В первый раз я стала писать свою биографию, когда мне было 11 лет, в разлинованной красным маминой книжке, для записывания хозяйственных расходов (1900 г.). Когда я показала свои записи старшим, они сказали, что я помню себя чуть ли не двухлетним ребенком…

Анна Ахматова. Из «Записных книжек»

Музыкальный вокзал в Павловске.

…Запахи Павловского вокзала. Обречена помнить их всю жизнь, как слепоглухонемая. Первый – дым от допотопного паровозика, который меня привез… парк, salon de musique (который называли «соленый мужик»), второй – натертый паркет, потом что-то пахнуло из парикмахерской, третий – земляника в вокзальном магазине (павловская!), четвертый – резеда и розы (прохлада в духоте), свежих мокрых бутоньерок, которые продаются в цветочном киоске (налево), потом сигары и жирная пища из ресторана.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски…

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет (оно было чудовищным), но уже раньше отец называл меня почему-то «декадентской поэтессой»…

…Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Царское Село. Лицейский флигель.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

Анна Ахматова. Из «Автобиографической прозы»

Брак родителей Анны Ахматовой Инны Эразмовны Стоговой и Андрея Антоновича Горенко не был счастливым. Андрей Антонович, красавец и бонвиван, жил в свое удовольствие, не считая, тратил женины, полученные в приданое деньги, не обделял вниманием ни одной хорошенькой молодой женщины. Инна Эразмовна, мучаясь равнодушием мужа и к ней, и к детям, жила как во сне. А дети один за другим заболевали туберкулезом. От злой чахотки угасла рано вышедшая замуж Инна (1886–1905). Ирина, по домашнему Рика, умерла ребенком, в 1896 году. Затем заболели и старший, Андрей, и Анна, и Ия. Анна выздоровела (Ахматова считала, что с туберкулезом ей помогла справиться увеличенная щитовидная железа), а Ия – умерла, на руках у матери, в Севастополе. Инна Эразмовна обезумела, сраженная горем и крайней степенью нищеты, ей не в чем было похоронить дочь, не было даже рубашки! В 1922-м она перебралась из Севастополя к своей старшей сестре Анне Вакар, под Киев; имение Вакаров было конфисковано, но крестьяне пожалели бедных господ и разрешили им жить в бывшей сторожке лесника. В 1927-м младший сын Виктор, в то время он жил на Дальнем Востоке, вызвал мать к себе.

Семья Горенко. И. Э. Горенко, А. А. Горенко, на руках – Рика, Инна, Анна, Андрей. Около 1894 г.

Инна Эразмовна Горенко, урожденная Стогова. Мать А. А. Ахматовой.

Анна Андреевна, хотя в семье ее считали отцовой дочкой (за высокий рост, осанку, не женский четкий ум), многое унаследовала и от матери: светлые глаза при темных, очень густых волосах и ресницах, непрактичность, а главное, доброту.

Эскиз к портрету молодой матери, видимо, накануне замужества, Анна Ахматова набросала в одной из «Северных элегий»:

Семья Горенко. 1909 г. Слева направо: Анна, Андрей (брат), Инна Эразмовна (мать), Виктор (брат), Ия (сестра).

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу… Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году… Все это время (с довольно большими перерывами) я продолжала писать стихи, с неизвестной целью ставя над ними номера.

Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Анна Ахматова. Из «Автобиографической прозы»

А юность была как молитва воскресная

Вместо мудрости — опытность, пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была — как молитва воскресная.
Мне ли забыть ее?

Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил.

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2015. ***
  • 30.03.2015. ***
  • 28.03.2015. ***
  • 26.03.2015. ***
  • 25.03.2015. ***
  • 23.03.2015. ***
  • 19.03.2015. ***
  • 18.03.2015. ***
  • 17.03.2015. ***
  • 16.03.2015. ***
  • 15.03.2015. ***
  • 14.03.2015. ***
  • 12.03.2015. ***
  • 11.03.2015. ***
  • 10.03.2015. ***
  • 08.03.2015. ***
  • 07.03.2015. ***
  • 06.03.2015. ***
  • 05.03.2015. ***
  • 03.03.2015. ***
  • 02.03.2015. ***
  • 01.03.2015. ***

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Разговор с ахматовой

Ахматова:
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен

Читайте так же:  Беллини в молитва

Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу.
А не дописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Я:
Томиться в башне одинокой,
На перепутье всех ветров,
И звать её своей дорогой –
Не каждый скажет, что готов.

Не каждый видит в этом счастье,
В уединении – покой
Закатов и рассветов страсти…
Родная! Я и там с тобой.

Ты дай душе отдохновенье,
И белых птиц корми с руки.
Летят года — лишь дуновенья,
И камни стен – души враги.

Или друзья? Не стану спорить…
Ты знай, родная, допишу.
Твоих стихов другие зори
Прими – об этом лишь прошу…

Ахматова:
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.

Ушла к другим бессонница-сиделка,
Я не томлюсь над серою золой,
И башенных часов кривая стрелка
Смертельной мне не кажется стрелой.

Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Все прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.

Я:
Усталость от страстей не лечит душу.
Она лишь незабвенный даст покой.
И взгляд его теченья не нарушит,
И вечность станет капельку иной…

И сон спокойным стал в насмешку сердцу –
Оно свободно, прошлое ушло.
Но от полёта памяти не деться,
Того, где было жарко и светло.

Теперь уже в рассудке хладном, ясном,
Пролистывая книгу старых встреч,
Пришла тоска о неземном, прекрасном.
Его не прятать надо, а беречь!

Ахматова:
Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим – это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.

Чтобы греть пресыщенное тело,
Им надобны слезы мои…
Для того ль я, Господи, пела,
Для того ль причастилась любви!

Дай мне выпить такой отравы,
Чтобы сделалась я немой,
И мою бесславную славу
Осиянным забвением смой.

Я:
Эти песни – живительной влагой
Твой наполнят под старость стакан.
Что ж решилась с такою отвагой
Вдруг отринуть страстей ураган?

Причащение сердца – святое,
Немота – лишь метанья души.
Петь и славить Любовь – вечно стоит,
А в немой погибают тиши.

Ахматова:
Потускнел на небе синий лак.
И слышнее песня окарины.
Это только дудочка из глины,
Не на что ей жаловаться так.
Кто ей рассказал мои грехи,
И зачем она меня прощает.
Или этот голос повторяет
Мне твои последние стихи?

Я:
Неба синий лак – в морской воде,
Синева разлилась по душе.
Милая, во мне ты есть везде,
И твои грехи – мои уже.
Я о них шепчу, о них пою,
И мои последние стихи…
В них я жизнь за всё благодарю,
Наши аннулируя грехи…

Ахматова:
Вместо мудрости — опытность, пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная…
Мне ли забыть ее?

Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил.

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

Я:
Вместо мудрости – тёплое, сладкое
Памятное вино.
Жизнь не нужно идти с оглядкою,
Нам про запас дано.

Сколько дорог пустынных исхожено…
Но сколько ещё будет их?
Рано итог подводить тревожный
О сроках земных своих.

Стала забывчивей всех забывчивых,
Так ли забвение – яд?
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых –
Не возвращай назад.

Ахматова:
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.

Я:
Отдай своей души порывы,
Как с тела тёплые одежды.
Морозный ветер – сердца взрывы
Заледенит в груди прилежно.
Пусть болью голос продиктован,
На жизнь имеет песня право!
Кому какой путь уготован,
Тому лекарство иль отрава…

Я:
Каким он был, твой гений страстный,
Вложивший в сердце сладкий стон?
Как по тропе, глухой, опасной,
Тебя повёл по жизни он…

Он пел тебе немые песни,
Он пил тебя своей душой.
Реальный или бестелесный –
Каким был строгий гений твой?

Ахматова:
Был он ревнивым, тревожным и нежным,
Как Божие солнце, меня любил,
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил.
Промолвил, войдя на закате в светлицу:
«Люби меня, смейся, пиши стихи!»
И я закопала веселую птицу
За круглым колодцем у старой ольхи.

Ему обещала, что плакать не буду.
Но каменным сделалось сердце мое,
И кажется мне, что всегда и повсюду
Услышу я сладостный голос ее.

Я:
Почему я пою о радости
В унисон твоим песням унылым,
Но опять наполняюсь, как сладостью,
Я стихом твоим легкокрылым?

Что во мне отражает печальное
Твоих строк, осенённых покоем?
Сердце песней звенит венчальною,
А венец – твоей тенью напоен…

Ахматова:
Я знаю, ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не предавалась никогда,
За то, что я не говорила
Возлюбленному: «Ты любим»,
Зато, что всем я все простила,
Ты будешь Ангелом моим.

Вместо мудрости — опытность, пресное (Ахматова)

← Потускнел на небе синий лак… «Вместо мудрости — опытность, пресное…»
автор Анна Андреевна Ахматова (1889—1966)
А! это снова ты. Не отроком влюблённым… →
Из сборника « Белая стая ». Дата создания: 1913, опубл.: 1915 [1] . Источник: сайт: akhmatova.org [2]

Вместо мудрости — опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная…
Мне ли забыть её?

Сколько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Сколько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

Примечания

  1. ↑ «Русская мысль». 1914 № 6. БП № 120.
  2. ↑ Сверено по изд.: Анна Ахматова. Сочинения в 2 томах. Москва, «Художественная Литература», 1987.
  3. ↑ Валерия Сергеевна Срезневская (урожд. Тюльпанова; 1888—1964) — гимназическая подруга Ахматовой, жена проф. В. В. Срезневского.
Это произведение находится в общественном достоянии в России.
Произведение было опубликовано (или обнародовано) до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики), за исключением территорий Великого княжества Финляндского и Царства Польского, и не было опубликовано на территории Советской России или других государств в течение 30 дней после даты первого опубликования.
Читайте так же:  Молитва на рождение деток

Это произведение находится также в общественном достоянии в США, поскольку оно было опубликовано до 1 января 1924 года.

А юность была как молитва воскресная.

«И вовсе я не пророчица, жизнь моя светла, как ручей. А просто мне петь не хочется под звон тюремных ключей.»
А.А.Ахматова (23 июня 1889, Одесса, — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область)

АННЕ АНДРЕЕВНЕ АХМАТОВОЙ.

Она всю ночь стихи писала
И гостью поутру встречала,
И признавалась ей в стихах
В несуществующих грехах.

Она всю жизнь свою играла,
и жизнь, как данность, принимала.
И Королевою слыла
За чашкой чая у стола.

Она стихи всю ночь писала
И, гостье прочитав, сжигала,
Но в Вечность падали слова
И оставались — навсегда.

1990 годы, по прочтении воспоминаний Лидии Чуковской.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.06.2016. А юность была как молитва воскресная.
  • 22.06.2016. То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
  • 18.06.2016. Всё о насущном.
  • 16.06.2016. ***
  • 11.06.2016. ***
  • 06.06.2016. Пушкин — радуга по всей земле.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

А юность была как молитва воскресная

Ах, дверь не запирала я,
Не зажигала свеч,
Не знаешь, как, усталая,
Я не решалась лечь.

Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.

И знать, что все потеряно,
Что жизнь — проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.

ВМЕСТО МУДРОСТИ — ОПЫТНОСТЬ, ПРЕСНОЕ

Вместо мудрости — опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная.
Мне ли забыть ее?

Сколько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Сколько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил.

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

КАК ВЕЛИТ ПРОСТАЯ УЧТИВОСТЬ

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слов
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

ЛЮБОВЬ ПОКОРЯЕТ ОБМАННО

Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле,
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.

Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой.
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля. «

СМЯТЕНИЕ (БЫЛО ДУШНО)

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

ТЫ ПИСЬМО МОЁ, МИЛЫЙ, НЕ КОМКАЙ

Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —

В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках.
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.

Я ОКОШКО НЕ ЗАВЕСИЛА

Я окошка не завесила,
Прямо в горницу гляди.
Оттого мне нынче весело,
Что не можешь ты уйти.
Называй же беззаконницей,
Надо мной глумись со зла:
Я была твоей бессонницей,
Я тоской твоей была.

Я УЛЫБАТЬСЯ ПЕРЕСТАЛА

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.

И ВОТ ОДНА ОСТАЛАСЬ Я

И вот одна осталась я
Считать пустые дни.
О вольные мои друзья,
О лебеди мои!

И песней я не скличу вас,
Слезами не верну,
Но вечером в печальный час
В молитве помяну.

Настигнут смертною стрелой,
Один из вас упал,
И черным вороном другой,
Меня целуя, стал.

Но так бывает раз в году,
Когда растает лед,
В Екатеринином саду
Стою у чистых вод

И слышу плеск широких крыл
Над гладью голубой.
Не знаю, кто окно раскрыл
В темнице гробовой.

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Читайте так же:  Молитва на успокоение души

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Урок-портрет «Анна Ахматова»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (822,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке, используя прием синквейна; развивать внимание к поэтическому слову; воспитывать интерес к поэзии.

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной русской поэтессы Анны Ахматовой

II. Сообщение темы и целей урока. (1 слайд)

— Эпиграфом к уроку я взяла слова, которые в 1941 году посвятил Анне Ахматовой поэт Сергей Спасский:

Ваш образ так оформлен славой,
Так ею властно завершен,
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он.

— Попытаемся и мы создать на уроке образ поэтессы.

— Откройте тетради и в течение урока запишите слова, которые посчитаете ключевыми для характеристики образа поэтессы.

а) Работа по теме.

1. Вступление (2 слайд).

Ее называли “Северной звездой”, хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Ее знала вся Россия, но были времена, когда даже ее имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией – Анна Ахматова.

2. Детство и юность (3 слайд).

Родилась Анна Андреевна Горенко 11 июня 1889 года под Одессой. Ахматова – это псевдоним, который идет от прабабушки – татарской княжны. Отец был отставным инженером – механиком флота. Годовалым ребенком была перевезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Самые сильные впечатления тех лет – древний Херсонес, около которого жила семья. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда было 11 лет. (4 слайд)

Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше. (5 слайд)

В 1905 году родители расстались, мама с детьми уехала на юг. Целый год прожили в Евпатории, где Анна дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество стихов. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в киевской гимназии, которую окончила в 1907 году.

После окончания гимназии Анна поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

3. Начало творческой деятельности.

Она сначала обожжет,
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет
Одной слезой соленой.
И злому сердцу станет жаль
Чего- то. Грустно будет.
Но эту легкую печаль
Она не позабудет.

— О чем говорят строчки: “Я только сею. Собирать придут другие”?

— Что можно подарить миру бессмертней, нетленней любви?

Эти стихи написаны в 1916 году. А первый сборник стихов Ахматовой “Вечер” вышел весной 1912 года.

Через два года появилась книга стихов “Четки”. Книги “Белая стая” (1917 г.) и “Подорожник” (1921 г.) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов современной России. (6 слайд)

Образ ее к тому времени отразился не только в стихах. (7 слайд) Мы не будем сейчас рассматривать всю галерею портретных образов Анны Ахматовой, остановимся на тех, которые стали хрестоматийными.

Это портреты, написанные Альтманом, Анненковым и Петровым-Водкиным. (8, 9 10 слайды)

— Какой изобразили художники Ахматову на этих портретах?

В своих работах портретисты закрепили тот образ, который складывался в сознании читателей, знакомых с творчеством поэтессы.

Портрет Альтмана не сразу приняли современники. Казалось, он разрушает представления о художественном идеале и женском обаянии модели. Но впоследствии многие отмечали, что в портрете есть и своя красота, и свой характер, и свое выражение. Его помнили и через пять, и через двадцать лет. А так писала о нем сама Ахматова:

Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым…

В начале двадцатых годов лик Ахматовой, ее образ привлекают таких разных портретистов, как Юрий Анненков и К. С. Петров-Водкин. Их ахматовские портреты отделяет всего год, но расстояние между ними гораздо больше.

У анненковского рисунка еще ощущается связь с портретом Альтмана. Он переводит в графику и как бы кадрирует его. Повернув голову модели в другую сторону, придавая ей скорбное выражение, Анненков своим острым, как бритва, пером резко заостряет образ поэта. А вот что писал сам художник: “Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже – когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо удивительно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии”.

Портрет, исполненный К.С.Петровым-Водкиным в 1922 году, сделан без оглядки на своих предшественников. Рядом с Ахматовой склоненная голова музы, сама поэтесса написана строго в фас, аскетично и напоминает собой иконописный лик. Однако уж очень далек оказался портрет от образа вечной женственности, олицетворением которого и была Анна Ахматова.

Портреты Альтмана, Анненкова, Петрова-Водкина могут нравиться или не нравиться нам сегодня, но о них можно говорить как о портретах эпохи.

Но образ поэта – это прежде всего его творчество. Давайте обратимся к его истокам.

4. Жизнь и творчество. (11 слайд)

Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время, был длительным и нелегким. С самого начала ее поэзия отличалась правдивостью поэтического слова. Она сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслей. Было ясно, что у молодого поэта свой голос и своя интонация.

Прежде всего, Анна Ахматова стала известна читателям своими стихотворениями о любви. Стихи о любви – это встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, страдание, но всегда это нравственно чистое, всепоглощающее чувство. Ахматова написала самую короткую балладу “Сероглазый король”. (12, 13 слайды)

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
“Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой.
За ночь одну она стала седой”.
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку свою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
“Нет, на земле твоего короля…”

— Определите тему и идею стихотворения.

Читайте так же:  Почему Свеча трещит при чтении молитвы

— Каким настроением оно проникнуто?

— А теперь послушайте песню на стихи этой баллады. (Звучит баллада в исполнении С. Матюхина)

— Соответствует ли музыка тому настроению, которое вызывает это стихотворение?

В тридцатые годы Ахматову настигла волна сталинских репрессий. (14 слайд) Сначала она потеряла мужа. Поэта Николая Гумилева. Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства. Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Был арестован и единственный сын поэтессы Лев Гумилев.

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. (15 слайд) Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.

Мы знаем, что’ ныне лежит на весах.
И что’ совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя. Русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается полностью в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, с горем родины, то у этого человека огромное сердце. (16 слайд)

Нет, и не под чуждым небосводом;
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом.
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Нет, я не выплакала их.
Они внутри скипелись сами.
И все проходит пред глазами
Давно без них, всегда без них.
Без них меня томит и душит
Обиды и разлуки боль.
Проникла в кровь – трезвит и сушит
Их всесжигающая соль.
Но мнится мне в сорок четвертом,
И не в июня ль первый день,
Как на шелку возникла стертом
Твоя страдальческая тень.
Еще на всем печать лежала
Великих бед, недавних гроз, —
И я свой город увидала
Сквозь радугу последних слез.

Она вобрала в своё сердце боль всего народа и полностью отдала его родине. Поэтому её творчество волнует людей до настоящего времени.

5. Мировое признание.

В шестидесятые годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. (17 слайд) Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. Послушайте стихотворение из сборника “Белая стая” в переводе Ильи Шамбат.

Instead of wisdom — experience, bare,
That does not slake thirst, is not wet.
Youth’s gone — like a Sunday prayer..
Is it mine to forget?

On how many desert roads have searched I
With him who wasn’t dear for me,
How many bows gave in church I
For him, who had well loved me.

I’ve become more oblivious than inviting,
Quietly years swim.
Lips unkissed, eyes unsmiling —
Nothing will give me back him.

(Вместо мудрости — опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная.
Мне ли забыть ее?

Сколько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Сколько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил.

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.)

Но полностью понять душу поэтессы можно только вчитавшись в стихи на ее родном языке.

В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. (18 слайд) В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали.К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем.

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: “ Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.”

Поэзия Анны Ахматовой, ее судьба, ее облик – прекрасный и величественный – олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.

“Анна всея Руси” — так называла ее Марина Цветаева. В стихах Ахматовой – напевы русских песен: скорбных плачей, тихих молитв, лукавых частушек, безысходной тоски; неизбывные мечты о счастье. Она бессмертна, как бессмертно русское слово.

III. Итоги урока, рефлексия

— Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта.

— Какой же образ останется у вас в памяти? В течение всего урока вы записывали ключевые слова, которые помогут вам охарактеризовать Анну Андреевну. Давайте нарисуем ее образ словами синквейна.

3 строчка Переживала, испытала, взволновала

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4 строчка Сохранила великое русское слово

А юность была как молитва воскресная
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here