Азбучные молитвы детей

Основы: Азбучные молитвы детей - информация из открытых источников и священных текстов.

Азбучные молитвы детей

«Азбучная молитва» — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков.

«Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения.

В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв.

Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. ‘край строки’), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»:

1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала.

2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

Азбучная молитва. Предисловие « Азбучная молитва » ( иногда называемая « Толковыми азбуками ») стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРодион Строкин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Азбучная молитва. Предисловие « Азбучная молитва » ( иногда называемая « Толковыми азбуками ») стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений.» — Транскрипт:

2 Предисловие « Азбучная молитва » ( иногда называемая « Толковыми азбуками ») стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения.

4 Происхождение « Азбучная молитвы » написана учеником святого Мефодия ( брата св. Кирилла ), выдающимся болгарским литератором и церковным деятелем Константином Преславским ( епископом Преслава Великого ), жившим на рубеже IXX веков, не позже 893 года.

5 « Азбучная молитва » представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический приём акростиха использовался и до появления « Толковых азбук » у славян византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы. акростих алфавита византийские гимнографы гимнов акафиста Пресвятой Богородице кондаков Романа Сладкопевца канонов Иосифа Песнописца

6 « Азбучная молитва » в России России « Азбучная молитва » была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов. К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 43 списка « Азбучной молитвы » XIIXVII веков ( из них 23 представляют извлечение из полного текста с ошибочной аттрибуцией св. Кириллу ), все русского происхождения. древнерусскойXIIXVII веков русского Впервые « Азбучная молитва » была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского « Кирилл и Мефодий, словенские первоучители », в качестве приложения к которой М. П. Погодин поместил текст молитвы из двух списков : псковского 1494 года и из сборникаВолоколамского монастыря XVI века. Критическое издание текста по всем спискам представлено в книге W.R. Veder. «Utrum in alterum abiturum erat?».1825 году Иосифа Добровского М. П. Погодин1494 годаВолоколамскогоXVI века

8 « Аз словом сим молюся Богу » Текст обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда — то патриарху Никону. Патриаршей патриарху Никону Аз словом сим молюся Богу : Боже, всея твари Зиждителю, Видимым и невидимым, Господа Духа посли Живущаго, Да вдохнет в сердце ми слово, Еже будет на успех всем, Живущим в заповедех Ти. Ѕело бо есть светильник жизни Закон Твой, свет стезям, Иже ищет евангельска слова І просит дары Твоя прияти.

9 Ко крещению обратишася вси, Людие Твои нарещися хотяще, Милости Твоя, Боже, просят зело. Но мне ныне пространно слово даждь, Отче, Сыне и Пресвятый Душе, Просящему помощи от Тебе. Руци бо свои выспрь воздею присно, Силу прияти и мудрость у Тебе. Ты бо даеши достойным силу, ипостась же всякую целиши. Упование всех концев земли. Фараона мя злобы избави, Херувимску ми мысль и ум даждь.

10 Ѡ, Честная Пресвятая Троице, печаль мою на радость переложи. Целомудренно да начну писати Чудеса Твои предивные зело, Шестокрылатых силу восприиму. Ществую ныне по следу учителю, имени его и делу последуя, Ѣвным [5] сотворю евангельское слово, хвалу воздая Троице в Божестве, Юже поет всякий возраст, юн и стар своим разумом, Ѧзык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу, Ему же честь и держава и слава от всея твари и дыхания от вся веки и навеки. Аминь [5]

Читайте так же:  Молитва слов молитва Богородице

11 « Аз есмь свет миру » Текст данной « Азбучной молитвы » из рукописного « Сборника слов и поучений », который датируется серединой XVII века, хранится в библиотеке Московского университета. Московского университета Аз есть свет миру Бог есмь прежде всех век Ведаю всю тайну в человеце и мысль Глаголю людем закон Мой Добро есть творящим волю Мою Есть гнев мой на грешникы Живот дах всей твари Ѕло есть законопреступником Ни на чем Землю Мою утвердих

12 Престол Мой, Иже на небесех І шед на адова врата сокруших и верея железная сломих Како людие беззаконнии не сотвористе воли Моеа Людие Мои непокорные Мыслете на Мя злаа Наш еси Бог и заступник Оны Моя призову языки и тии Мя прославят Покой дах всей твари Своей Речете Ми слово не творящие воли Моея, и не услышу вас Словом Моим вся утвердишася Тверда рука Твоя, Владыко

13 Фараона потопих в Чермном мори Херувими служат мне со страхом Ѿверзу рай христианом Ци не дах вам пища в пустыни Червь и огнь уготовах на грешникы Шумом и попалит дубравы Щитом вооружихся на брань Горы взыграшася явлением Моим Ыордань освятися крещением Моим Ересь погубих Югом ветром развею всю вселенную Юже Мя пророци проповедоша и апостоли еже о Мне научиша.

16 Спасибо за внимание ! =) Над презентацией работали : Коровин Владимир, Петров Даниил

Азбучные молитвы.
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Доклад на Кирилло-Мефодиевских чтениях

Скачать:

Вложение Размер
azbuchnye_molitvy.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

(Выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях, май 2011 года)

Узяркина Анастасия, ученица 8 Б класса

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?

Узнать это очень трудно. Существуют только догадки и предположения. Несколько легче ответить на вопрос: как / и когда возникла у того или другого народа своя письменность.

О начале славянской письменности мы узнаем из главной русской летописи – “Повести временных лет”. На слайде вы видите, как выглядит самая древняя русская книга, которая дошла до нас.

В ней говорится о том, / как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Царь Михаил / вызвал двух ученых братьев // – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, богослужебная книга, часть нового завета, и Евангелие”. Вы видите, на сладе представлены некоторые иконы с изображением Кирилла и Мефодия) ( Слайд)

Совершилось это в 863 году в Болгарии. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. И далее читаем: “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалт и рь (Часть Библии, книга псалмов — религиозных песнопений), Октоих (Книга с церковными песнопениями) и другие церковные книги. (Слайд. Карта Болгарии)

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука.

И в Киеве, / и в Новгороде, / и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

(Слайд. Кирилл и Мефодий со своими учениками)

Для лучшего запоминания азбуки была составлена особая молитва – Азбучная, (Слайд. Определение «Азбучной молитвы)

которая представляет собой акростих, в котором каждая строчка начинается с очередной буквы алфавита,

(Слайд. Фрагмент «Азбучной молитвы»)

Обратите внимание, на очередном слайде представлен фрагмент «Азбучной молитвы». Как видите, она написана на старославянском языке. И каждая новая строка начинается с очередной буквы алфавита.

(Слайд. «Азбучная молитва»)

«А́збучная моли́тва», иногда её называют «Толковой азбукой» — стихотворная азбука , одно из самых ранних или точнее сказать первое из славянских стихотворений .

«Аз словом сим молюся Богу»

«Азбучная молитва» является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения и представляет собой, как я уже говорила ранее, акростих , в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита .

Перед вами простой пример акростиха (читаю стихотворение)

  • Акростих — это литературная форма : // стихотворение, в котором первые буквы каждого стиха составляют осмысленный текст ( слово , словосочетание или предложение ).
  • С ветит Солнце, люди отдыхают,
  • О блака по небу плывут
  • Т олпы пчёл на поле летают,
  • А цветы всё цветут и цветут

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами, т.е молитвами, в которых читается имя Христа, Девы Марии или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенной в первый столбец букв авторским именем.

Считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм

У истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в 17 веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов : например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах». (Слайд)

По поводу авторства «Азбучной молитвы » до сих пор нет единого мнения.

Согласно одной точке зрения, / первый её вариант, записанный глаголицей , был создан святым Кириллом , просветителем славян (до принятия монашества он носил имя Константин Философ .

Читайте так же:  Игнатий брянчанинов беседа старца с учеником о Иисусовой молитве

Согласно другой точке зрения, «Азбучную молитву» в 893 — 894 годах создал ученик святого Мефодия , выдающийся литератор и церковный деятель Константин Преславский , епископ Преслава Великого , живший на рубеже 9 -10. В соответствии с данной теорией «Азбучная молитва» является частью созданного Константином Преславским «Учебного евангелия». (Слайд икона Константина Преславского )

Поэтический приём акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян .

Византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов .

Например, азбучный акростих был использован при создании ак а фиста , // хвалебного церковного песнопения и молитвы Пресвятой Богородице , / многих кондаков , кратких церковных песен во славу Спасителя, Богородицы или святого, например кондаки во славу святого Романа Сладкопевца , // канонов . Канон — это церковное хоровое песнопение в честь святого Иосифа Песнописца или праздника, // и других произведений византийской духовной литературы.

Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова — стихотворение из 24 строк, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое». (Слайд Богослов )

« Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов.

К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 38 (по некоторыхм источникам 40) списков «азбучной молитвы» 12 – 17 веков, в основном русского происхождения. (Слайд)

Впервые «Азбучная молитва» была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Своё выступление я хочу закончить стихотворением о старославянском языке Виктора Афанасьева.

Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковно-славянский язык.

ЗБУЧНАЯ МОЛИТВА. Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы — это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГаля Чурсина

Похожие презентации

Презентация на тему: » ЗБУЧНАЯ МОЛИТВА. Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы — это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва.» — Транскрипт:

2 Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы — это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва была написана учеником святого равноапостольного Мефодия, выдающимся болгарским литератором и церковным деятелем Константином Преславским (епископом Преслава Великого), жившим в IXX веках.

3 Текст этой азбучной молитвы был обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем патриарху Никону. Азбучная молитва святителя Константина Преславского

4 Азбучную молитву также называют Толковой азбукой. Тексты азбучных молитв славили дела Божие и помогали выучить азбуку.

5 Азбучные молитвы cоставлены таким образом, что начальные буквы строк (стихов) соответствуют порядку, в котором буквы расположены в азбуке. Такой поэтический прием называется акростих.

6 з словом сим молюся Богу: оже всея̒ твари Зиждителю, идимым и невидимым,

7 оспода Духа посли Живущаго, а вдохнет в сердце ми слово, же будет на успех всем, ивущим в заповедех Ти.

8 ело бо есть светильник жизни акон Твой, свет стезям, же ищет евангельска слова, просит дáры Твоя прияти.

9 о крещению обратишася вси юдие Твои нарещúся хотяще, илости Твоя, Боже, просят зело.

10 о мне ныне пространно слово даждь, тче, Сыне и Пресвятый Дýше, росящему помощи от Тебе.

11 уце бо свои выспрь воздею прúсно, илу прияти и мудрость у Тебе. ы бо даéши достойным силу, ипостась же всякую целúши.

12 пование всех концев земли, араона мя злобы избави, ерувимску ми мысль и ум даждь.

13 , Честнáя Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.

14 еломýдренно да начну писáти удеса Твои предивные зело, естокрылáтых силу восприиму.

15 ествую ныне по следу учителю, имени его и делу последуя, Явным сотворю евангельское слово, хвалу воздавая Троице в Божестве.

16 же поет всякий возраст, юн и стар своим разумом, зык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу.

17 Ему же честь и держава и слава от всея твари и дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

18 Перевод сделан русским ученым В.Я. Дерягиным. А вот как звучит эта молитва на русском языке: Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу: Боже, все тварей Создатель, Видимых и невидимых! Господа, Духа впредь живущего, Да вдохнет мне в сердце Слово! Его же Слово будет спасением всем, Живущим в заповедях Твоих. Засветил светильник жизни, Закон Твой – свет пути моего. И уж ищет евангельского слова, И просит дары Тебя принять славянское племя. К крещению обратились мы все, Людьми Твоими назваться хотим, Милости Твоей желаем, Боже! Но мне теперь пространное Слово дай, Отче и Сын и Святой Дух! Просящим помощи у Тебя, Руки свои воздевающим, дай Силу принять и мудрость Твою. Ты ведь даешь достойным силу, Убогого исцеляешь, Фараонову злобу от меня отводишь, Херувима мысль и ум его мне даешь, О Честная и Пресвятая Троица, печаль мою в радость обрати! Целомудренно буду писать Чудеса Твои предивные. Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя. Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве. Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные. Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу. Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков. Аминь.

Азбучная молитва

А́збучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

Читайте так же:  Молитва чтоб дом быстро продать

В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.
Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.
«Aз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

А з есмь свет ми́ру,
Б ог есмь пре́жде всех век,
В е́даю всю та́йну в челов́еце и мысль,
Г лаго́лю лю́дем зако́н Мой.
Д обро́ есть творя́щим во́лю Мою́,
Е сть гнев Мой на гре́шникы.
Ж иво́т дах всей тва́ри.
Ѕ ло есть законопресту́пником.
Ни на чем З е́млю утверди́х,
Престо́л мой, И же на небесе́х,
I шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́реи желе́зныя сломи́х.
К а́ко лю́дие беззако́нии не сотвори́сте во́ли Моеа́,
Л ю́дие Мои́ непоко́рные
М ы́слете на Мя зл́аа?!
Н аш еси́ Бог и засту́пник!
О ны Моя́ призову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вят,
П око́й дах всей тва́ри Свое́й.
Р ече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас.
С ло́вом Мои́м вся́ утверд́ишася.
Т верда́ рука́ Твоя́, Влады́ко!
Ф арао́на потопи́х в Чермн́ом мо́ри,
Х еруви́ми слу́жат Мне́ со стра́хом,
T ве́рзу рай христиа́ном.
Ц и не дах вам пи́ща в пусты́ни?
Ч ервь и огнь угото́вах на гре́шникы —
Ш у́мом и попали́т дубравы.
Щ ито́м вооружи́хся на брань, Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м,
Ы орда́нь освяти́ся креще́нием Мои́м,
Ерес ь погуби́х,
Ю гом ве́тром разве́ю всю́ вселе́нную,
Юже М я пророци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

Константин Преславски Азбучная молитва Азбучна мол

„АЗБУЧНА МОЛИТВА” (893–894 г.)
Константин Преславски (ІХ-Х век)
Болгарские поэты

Константин Преславски
АЗБУЧНА МОЛИТВА (буквальный перевод с староболгарского языка на болгарский язык)

Аз се моля богу с тия думи:
Боже на всяка твар и създателю
на видимите и невидимите [неща].
Господа – живия дух – изпрати
да вдъхне в сърцето ми словото,
което ще бъде за благото на всички,
живеещи в твоите заповеди.
Защото е голям светилник на живота
законът ти, светлина в пътеките на този,
който дири евангелските слова
и се моли да получи твоите дарове.
Лети сега и славянского племе.
Към кръщение се обърнаха всички,
които желаят да се нарекат твои хора;
милостта твоя, боже, молят горещо.
Но сега дай ми изобилно слово,
отче, сине и пресветий душе,
на мене, молещия помощ от тебе.
Ръцете свои издигам винаги нагоре
да получа сила и мъдрост от тебе,
защото ти даваш на достойните сила
и цериш всяко същество.
Избави ме от фараонска злоба,
дай ми херувимска мисъл и ум,
о, честна пресвета троице,
превърни скръбта ми в радост
да почна мъдро да описвам
премъдрите ти чудеса,
като приема силата на шестокрилите.
Сега вървя по дирята на учителите.
Следвайки името и делата им,
ще направя явно евангелското слово,
въздавайки хвала на троицата в божеството,
която възпява всяка възраст –
млад и стар със своя разум –
и един нов народ, въздавайки винаги хвала
на отца, сина и светия дух, комуто подобава
чест, власт и слава от всяка твар и дихание,
във всички векове и навеки. Амин.

АЗБУЧНА МОЛИТВА (поэтический перевод с староболгарского языка на болгарский язык: Емануил Попдимитров, 1933 г.)

Аз се Богу моля с тия думи: А
Боже-светороче, що създаде Б
видим свят и дивен свят невидим! В
Господ-дух прати ми ти в сърцето Г
да ме лъхне с пламенното слово – Д
ето, в правий път да тръгнат всички
живи в твойта заповед пречиста!
Знам, законът твой е жив светилник
и в пътеки светлина нетленна
към евангелския дар възжаждан.
Литна днес и славянското племе
милостта на кръста твой да търси.
Но на мене, който моли помощ,
отче, сине и пресвети душе –
просещ, – твойто мощно слово дай ми,
ръце вдигам да получа мъдрост,
сила, що обилно от небето
ти даряваш на вси твари живи.
Упази ме ти от горда злоба
фараонска, изцели ме, дай ми
херувимска сила шестокрила,
царю на царете! Да опиша
чудесата твои вдъхновено,
шествайки пак по пътя славен,
що учителите двама, вечно
юнни, начертаха. Да направя
явно твойто слово за народа!
На Светата троица прослава:
всяка възраст ней хвала въздава!
И народът мой Отца и Сина,
и Светия дух възвеличава –
днес, вовек веков и до амина.

АЗБУЧНА МОЛИТВА (буквальный перевод с староболгарского языка на болгарский язык: Климентина Иванова)

Аз се Богу моля с тия думи:
Боже на творението всяко и създателю
на света и видим, и невидим,
Господ Дух прати, животворящия,
за да вдъхне във сърце ми слово,
което помощ ще даде на всички,
живеещи по твоите наредби.
Защото е светило ярко на живота
законът твой и светлина по пътя (по Притч. 6:23).
Който думите евангелски жадува,
моли той и даровете твои да получи.
Лети сега и племето славянско!
Към кръщение се устремиха всички,
желаещи да се нарекат твои хора.
Милостта ти, Боже, молят крепко.
Но подай ми днес обилно слово,
Отче, Сине и Пресвети Душе,
на мене, който моля те за помощ!
Ръце нагоре аз безспир въздигам,
от тебе да получа ум и сила,
защото на достойния ти сила даваш,
а всяко естество — лекуваш.
От фараонско ме спаси лукавство
и дай ми херувимски ум и мисъл,
о, Троице, пресвята и пречестна,
във радост превърни ти мойта мъка
да почна с мъдрост здрава да описвам
премногото ти чудеса предивни.
На шестокрилите приел мощта,
аз на Учителя си следвам пътя,
Следващ делото и неговото име
ще изясня евангелското слово,
възхвалям Троицата в божество [единно],
която всяка възраст възхвалява,
млад и стар със своя си разсъдък.
Народ нов вечно слава ще въздава
Отцу и Сину, и Светому Духу,
на него чест и крепост, и прослава,
от всичко дишащо и сътворено,
за всички векове и навеки. Амин!

Читайте так же:  Вечерние Светильничные молитвы

АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА (перевод с староболгарского языка на церковно-славянский язык)

Аз словом сим молюся Богу:
Боже всея твари Зиждителю,
Видимым и невидимым,
Господа Духа посли Живущего,
Да вдохнет в сердце ми слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедех Ти.
Зело бо есть светильник Жизни
Закон Твой, свет стезям,
Иже ищет Евангельска слова
И просит дары Твоя прияти.
Ко крещению обратишася вси,
Людие Твои нарещися хотяще,
Милости Твоя, Боже, просят зело,
Но мне ныне пространно слово даждь,
Отче, Сыне и Пресвятый Душе,
Просящему помощи от Тебе.
Руце бо свои выспрь воздею присно,
Силу прияти и мудрость у Тебе.
Ты бо даеши достойным силу, ипостсь же всякую целиши.
Упование всех концев земли,
Фараона мя злобы избави.
Херувимскую ми мысль и ум даждь.
О, Честная Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.
Целомудренно да начну писати
Чудеса Твои предивные зело
Шестокрылатых силу восприиму
Шествую ныне по следу Учителю, имени Его и делу последуя.
Явным сотворю Евангельское слово, хвалу воздая Троице в Божестве,
Юже поет всякий возраст, юн и стар своим разумом,
Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,
Емуже честь и держава и слава от всея твари дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

* Азбучная молитва – одно из самых ранних болгарских стихотворений. Ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX-Х веков. В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков – каждая такая молитва представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Молитвы о детях

Дети – продолжение своих родителей, поэтому неудивительно, что их оберегают от напастей и во всём им стараются помочь. Любовь матери к своему ребенку бескорыстна и чиста, а забота о чаде начинается ещё до его рождения.

Кому молиться о детях?

Многие современные родители читают молитвы лишь в трудные минуты, когда ребенок заболел или у него появились какие-то проблемы. Однако, обращаться к святым с молитвой о детях следует каждый день. Утренняя молитва поможет ребенку во всех делах и убережет от напастей в течение дня, а вечерняя отгонит дурные сны.

Чаще всего материнская молитва за детей обращена к Богородице, ведь она мать Иисуса Христа, которая перенесла немало тягот ради своего дитя. Но есть и другие святые, к которым мать и отец могут обращаться с ежедневной молитвой за детей:

  1. Николай Чудотворец поддержит ребенка в путешествии или дальнем странствии, это может быть даже служба в армии.
  2. Матроне Московской молятся о здоровье и исцелении. Младенцы нередко страдают от судорог, а дети постарше могут простудиться.
  3. Георгий Победоносец защитит мальчика от любых невзгод.
  4. Ксении Петербургской молятся за детей с физическими и умственными заболеваниями и отклонениями.
  5. Также следует молиться святому, в честь которого был крещен ребенок, ведь он охраняет его на протяжении всей жизни.

Иисус Христос услышит любую молитву и поможет во всех бедах, поэтому и ему читают родители православные молитвы о детях. Обращаться к Господу можно и в храме, и дома, но важно соблюдать таинство молитвы.

Тексты молитв о детях

В любом сборнике молитв можно найти хоть одну, которую могут прочитать мать и отец за своего ребенка.

Есть несколько самых сильных молитвенных обращений, которые следует знать всем родителям.

Молитва Иисусу Христу о детях

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена). сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякого лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.

Молитва Божьей матери о детях

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва матери о чаде своем

Молитва о детях прп. Амвросия Оптинского

Го́споди, Ты́ Еди́н вся́ ве́си, вся́ мо́жеши и все́м хо́щеши спастись и в ра́зум И́стины прийти. Вразуми́ ча́до мое́ (и́мя) позна́нием и́стины Твоея́ и во́ли Твоея́ Святы́я, укрепи́ его́ ходи́ти по за́поведям Твои́м и мене́ гре́шнаго поми́луй, моли́твами Пречи́стыя Ма́тери Твоея́, Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и святы́х Твои́х (перечисляются все святые семьи), я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твои́м Сыно́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва о детях ко Ангелу Хранителю

Святы́й А́нгеле Храни́телю моего́ ча́да (и́мя), покры́й его́ твои́м покро́вом от стре́л де́мона, от глаз обольстителя и сохрани́ его́ се́рдце в а́нгельской чистоте́. Ами́нь.

Молитва святой великомученице Варваре

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Азбучные молитвы детей

Выбирая себе молитвослов перед покупкой, мы обычно просматриваем оглавление, чтоб и молитвы нужные там имелись и был удобный шрифт. Некоторым надо карманное издание, кому-то большое, чтоб все акафисты, каноны и молитвы были в том числе, и от зубной боли, и для роста огурцов. Немало желающих приобрести себе такие «Молитвенные щиты», в которых и священнические молитвы были бы написаны. Священнические молитвы мирянам не стоит читать, чтоб не превратиться в безблагодатных самосвятов, а с древней «Азбучной молитвой» познакомиться следует. Что это такое?

Читайте так же:  Святой уар молитва

А́збучная молитва – стихотворная азбука и возможно, древнейшее из славянских стихотворений. Долгое время считалось, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой равноапостольный Кирилл. Однако современные исследователи приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого в Болгарском царстве), жившему на рубеже IX – Х веков. Азбучная молитва написана около 893 года глаголицей в качестве поэтического предисловия к его Учительному Евангелию (сборнику воскресных проповедей). Глаголица – древнейший из славянских алфавитов, созданный святым Кириллом (возможно в сотрудничестве со своим братом Мефодием) не позднее весны 863-го, он несколько отличается от привычной нам кириллицы.

В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано более 50 списков датированных XII — XIX веками.

Каждая такая молитва представляет собой акростих (от греч. «край строки»), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян – византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца (VI в.), канонов святого Иосифа Песнописца (IX в.) и других произведений византийских духовных поэтов.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова (IV в.).

О чем эта молитва?

В ней мы просим об исполнении Святым Духом сердца читающего, чтобы слова молитвы были на «успех и пользу» живущим по заповедям Божиим, чтоб Господь подал помощь, силу и мудрость, избавил от «злого фараона» (диавола), молимся о даровании ангельской чистоты мысли, о том, чтобы печаль в радость обратилась, чтоб Господь даровал читающему силу херувимов в следовании Евангелию.

Текст этой молитвы был обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону:

Аз сло́вом сим молю́ся Богу:
Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю,
Ви́димым и неви́димым,
Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,
Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,
Еже бу́дет на успе́х всем,
Живу́щим в за́поведех Ти.
Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни
Зако́н Твой, свет стезя́м,
Иже и́щет ева́нгельска сло́ва
І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.
Ко креще́нию обрати́шася вси́,
Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,
Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.
Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,
О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,
Прося́щему по́мощи от Тебе́.
Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,
Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.
Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.
Упова́ние всех конце́в земли́.
Фарао́на мя зло́бы изба́ви,
Херуви́мску ми мысль и ум даждь.
Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.
Целому́дренно да начну́ писа́ти
Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́,
Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.
Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,
Ѣ́вным* сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,
Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,
Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,
Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва от всея́ тва́ри и дыхания от вся ве́ки и наве́ки. Аминь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

* В глаголице буква Ѣ «ять» в начале слов читается как [ja].

Азбучные молитвы детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here