Иволгинский дацан молитвы

Основы: Иволгинский дацан молитвы - информация из открытых источников и священных текстов.

Как сделать так, чтобы за вас прочитали молебен в Иволгинском дацане

Дорогие друзья, мы часто получаем от вас вопросы с просьбами разъяснить порядок действий, чтобы в одном из дуганов Иволгинского дацана за вас или ваших близких ламы прочитали молебен.

Это можно сделать так:

Перевести денежные средства (сумму вы определяете сами) на счет Иволгинского дацана, в назначении платежа указать: молебен (название как в расписании на сайте в разделе РАСПИСАНИЕ ХУРАЛОВ https://ivolgdatsan.ru/hurals/ ), имя (или имена).

Стоить отметить, что прошения могут быть двух видов: за благополучие, а также за достойное перерождение (для наглядности прилагаем печатные варианты существующих в Иволгинском дацане форм прошений).

Банковские реквизиты Иволгинского дацана:

Местная религиозная организация буддистов Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ», с. Верхняя Иволга Иволгинского района Республики Бурятия

ИНН 0308004150, КПП 030801001

Банковские реквизиты:
Р/С 40703810115030000033
Филиал Банка ВТБ (ПАО) в г.Красноярске г.Красноярск
К/С 30101810200000000777
БИК 040407777

Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»

С 18 по 20 ноября 2019 года во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России пройдет трехдневный величественный Лхабаб Дуйсэн хурал. Этот молебен.

Поздравляю всех буддистов России с государственным праздником – Днем народного единства! Этот праздник уходит корнями в глубь истории нашей стр.

XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев сегодня утром вылетел в Москву для участия в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию Дня народного е.

Представители другой школы и даже другого направления в буддизме — Тхеравады, они с благоговением и большим уважением отнеслись к феномену Хамбо Ламы .

Этот проект реализован по гранту Президента РФ. Приглашаем жителей и гостей Бурятии посетить Музей истории Иволгинского дацана, он находится в зд.

31 октября 2019 года, в четверг, в Иволгинском дацане «Хамбын Хурээ» пройдет большой ежегодный ритуал Дашинима рабнай. В день, когда пров.

Вячеслав Борисович вместе с петербургским скульптором Матвеем Макушкиным (уроженцем г.Ангарска) стали победителями конкурса на изготовление в Улан-Удэ.

17 сентября в конференц-зале Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева прошел круглый стол «Изучение роли и значени.

2 октября 2019 года в Иволгинском дацане пройдет Этигэл Хамба Ламын Найр – Праздник Хамбо Ламы Этигэлова. Он посвящен 255-летию Института Пандит.

7 сентября в дацане Гандантэгченлин (Улан-Батор, Монголия) состоялось торжественное открытие и освящение нового Согчен дугана «Бат Цагаан» -.

Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение
дацана или указанного автора.

Copyright © 2019
Центр Буддийской традиционной Сангхи России
Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ»

Иволгинский дацан

Иволгинский Дацан «Даши Чойнхорлин» является центром буддийской духовной культуры России с 50-х годов XX века. С него начался процесс возрождения буддизма в стране.

Иволгинский дацан. Храм Хамбо ламы Итигэлова. Источник: сайт буддийского университета «Даши Чойнхорлин»

В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны. Правительством СССР были приняты определенные решения, которые создали благоприятную возможность для возрождения религии. В 1945 году вышло постановление Совнаркома БМАССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга. По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги был куплен дом, которому придали вид дацана и установили в местности под названием . Верующие, узнав об открытии дацана, стали активно принимать участие в строительстве. Плотники, печники и другие мастера изъявили желание помочь и стали добровольно работать. В архивах сохранился интересный факт, что Дондуков Бадма, 78 лет, пришел, чтобы принять участие в ремонте помещения дацана, преодолев пешком более 30 километров от своего дома. Это говорит о силе веры и крепости духа, которые во все времена являются ценнейшими качествами человека и недооцениваются сегодня. Многие жители приносили продукты, чтобы поддержать строителей. Жители села Баянгол активно жертвовали деньги и вещи.

12 декабря 1945 года во главе с гэбшэ Галсаном Хайдубом был проведен первый Сахюусан хурал. В феврале 1946 года новогодние богослужения «Сагаалганай хурал» прошли по всем канонам ритуала. Это был счастливый момент и начало возрождения духовной культуры буддизма в России.

Интересен факт паломничества на новогодний хурал в эти годы: в 1946 году Сагаалганай хурал собрал 1000 паломников, в следующем году — 3000 человек, затем снова 1000, и, наконец, сведения за 1949 год говорят о полутора тысячах верующих, многие из которых были в пожилом возрасте и, несмотря на это, приходили пешком за десятки километров.

21−23 мая 1946 года в проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Совещание обсудило и утвердило положение о ламаистском духовенстве и избрало Временное Центральное Духовное Управление буддистов (ВЦДУБ). Членами ВЦДУБ были избраны: лама Лубсан Нима Дармаев, ламы Дагба Доржиев, Ринчин Жамьянов, Самбу Жигмитов, Хайдуп Галсанов, гэбши лама Хомушку Амурта и Шагдар Тарасунов. Председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов — Пандито Хамбо ламой — был избран Лубсан Нима Дармаев.

Так был учрежден новый буддийский религиозный центр в 38 километрах от — Иволгинский дацан, являющийся и резиденцией Пандито Хамбо ламы.

Читайте так же:  Молитвы православные к Богородице

Современному человеку сложно представить, в какое трудное время происходили эти события: в те послевоенные годы страна только начинала подниматься после тяжелейшего ущерба, нанесенного ей войной. В такой период строительство дацана и возрождение буддизма было действительно духовным подвигом. Бурятские ламы, пережившие тяжесть лагерей и ссылок, выжили, вернулись и возродили традиции духовного развития.

В 1947 году было решено перенести дуган на новое место. Из архивных сведений можно узнать, что была выделена одна лошадь для перевозки и доставки строительных материалов. В течение полугода был поставлен дуган и к нему новая пристройка длиной 14 метров и шириной 7 метров. В 1948 году был достроен бунхан (второй этаж) и добжон дуган.

В ноябре 1948 года Пандито Хамбо Лама Дармаев привез из Закамны позолоченный ганжир, хорло с двумя ланями, и они были торжественно установлены на новый дацан.

Стали проводить четыре больших молебна при участии всех зарегистрированных лам, которые приезжали из своих аймаков. В этот период было 14 (монахов, взявших более 220 обетов).

В 1951 году официально выделили землю для строительства монастырского комплекса. Построили 6 жилых домов для лам, вырыли колодец — так решили проблему отсутствия воды. Помимо строительных работ, налаживалась и внутренняя жизнь дацана, часть деятельности. Дацан нуждался в кадрах — у многих пожилых лам после лагерей и ссылок было серьезно подорвано здоровье, а те, кто мог работать, должны были пройти строжайшую проверку и контроль. В связи с нехваткой штатных лам, Хамбо ламой был поставлен вопрос об открытии школы хуварачества. Невзирая на все трудности, удалось заложить основу по возрождению буддизма в СССР.

В 1956 году на пост председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы (из-за преклонного возраста Хамбо ламы . Дармаева) избирается Габжа лама Тамчинского дацана Шарапов. За шесть лет работы Пандито Хамбо лама Шарапов установил международные связи с буддийскими организациями Азии. В ноябре 1956 года делегация буддистов СССР во главе с Пандито Хамбо Ламой . Шараповым приняла участие в четвертой Всемирной конференции буддистов в Катманду (Непал), на которой присутствовало более 300 делегатов из Европы и США.

Иволгинский дацан, Малый храм, 1958 г. Фото из книги «Буддизм в истории
и культуре бутят». Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри.

В 1960 году в Бурятию прибыл Всемирного братства буддистов Бхикху Амритананда. Кроме того, устанавливались и контакты с буддийскими организациями таких стран, как Камбоджа, Бирма, Цейлон. Везде советская делегация была принята с большим вниманием и искренним интересом — главы государств лично сопровождали советских гостей.

В 1962 году численность лам Иволгинского дацана увеличилась до 26 служителей. Из архивных записей следует, что лам в возрасте 70 лет и старше было 15 человек, 6 лам были в возрасте от 60 до 70 лет, и самым молодым был один 46-летний лама.

По сведениям на 1963 год, регулярно проводились 6 хуралов: Сагаалган (февраль), Дуйнхор (май), Гандан (июнь), Майдар (июль), Найдан (ноябрь), Зула (декабрь).

Постепенно, благодаря искреннему служению лам, повышался авторитет буддийского учения среди населения. Благодаря дальновидности, дипломатии и такту Пандито Хамбо Ламы . Шарапова укреплялись связи со всеми буддийскими странами Азии.

В 1963 году пост председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы был избран Дид Хамбо лама Иволгинского дацана Гомбоев, который оставался на посту до 1984 года. За двадцать лет им была проведена обширная деятельность по восстановлению авторитета буддийской Сангхи не только в СССР, но и за рубежом. В 1968 году Бурятию снова посетил Випуласара Тхеро (1925−2000), буддийский монах традиции тхеравада из , именитый художник и скульптор, ставший известным благодаря своим работам, изображавшим Будду — в СССР была организована его выставка в 1961 году. Также в 1968 году СССР посетил король княжества Сикким — Балдан- Дондок Намжил с королевой.

За годы правления Хамбо ламы Гомбоева был отстроен монастырский комплекс в Иволгинском дацане. В 1970-м построен восьмистенный круглый Соборный Цогчен дуган; в 1972 поставили главный Соборный храм Цогчен дуган, а восьмистенный был преобразован в Деважин Сумэ. Новое здание Иволгинского дацана было открыто 11 февраля 1972 года. Строительство, будучи начатым в 1970 году, осуществлялось без сметы и проекта, а только по эскизу. За короткое время был возведен трехэтажный корпус зда­ния, а строительство подсобных помещений велось параллельно (котельная, водонапорная башня и гараж). Всем процессом стройки руководил опыт­ный прораб, 70-летний пенсионер из аймака, бывший лама Тамчинского дацана, Лубсанов Ойдоп Намсараевич. Строительство велось силами верующих, стариков, строителей из разных аймаков республики, трудившихся без оплаты. Деревянный корпус дацана снаружи был имитирован под белый кирпич, а купол и верхние углы украсили золоченые культовые фигуры: ганджир, жалсан, хорло с ланями.

Во время строительства нового , 1971 г. Фото из книги Буддизм
в истории и культуре бутят». Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри.

На церемонии открытия глава монгольских буддистов Пандито Хамбо лама Гомбоев привез в дар дацану статую Будды Майтрейи и две статуи Бодхисаттв, которые в тот же день были установлены на почетном месте в алтаре. Состоялась церемония освящения нового дацана и статуи Будды.

В феврале 1976 года главный Цогчен дуган был уничтожен пожаром, однако к ноябрю того же года его возвели заново. За последующие годы были построены учебный корпус Буддийского университета, двухэтажная гостиница, Ступа «8 Будд медицины», Сахюусан Сумэ (малый храм, посвященный Защитникам учения Будды), 4 больших молитвенных барабана. Внутренняя жизнь дацана проходила по строго установленному распорядку, у духовенства соблюдалась дисциплина и жесткий контроль. Нарушившие правила изгонялись из дацана согласно уставу. Хамбо ламой и Дид хамбо проводились занятия по буддийской философии 2−3 раза в неделю, на которых обязательно присутствовали все ламы дацана.

Читайте так же:  Молитвы саи баба

В период с 1979 по 1992 годы Его Святейшество XIV посетил Республику пять раз. «Единственное средство от ненависти и зла — сострадание и прощение» — таким был лейтмотив его обращения к советским буддистам во время последнего визита в Бурятию.

Визит Его Святейшества XIV в Бурятию. Фото из книги «Буддизм в истории
и культуре бутят». Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри.

С 1989 года на основе договоренности с XIV появляется возможность для обучения бурятских лам в Индии, в крупнейшем Дрепунг Гоман Дацане. С тех пор это стало традицией, и делегации из Дрепунг Гоман Дацана регулярно приезжают в Россию с учениями, в том числе в Петербургский Дацан Гунзэчойнэй по приглашению Буды Бальжиевича Бадмаева.

Предшественником Дамбы Аюшеева на посту Хамбо ламы в 1984—1989 годах был избран Дид Хамбо лама Эрдынеев. При нем было продолжено укрепление международных отношений с буддистами всего мира.

Хамбо лама Ж.Д. Гомбоев передает свои полномочия Ж.Ж. Эрдынееву, 1982 г. Фото из книги
«Буддизм в истории и культуре бутят». Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри

В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт тогда еще институт «Даши Чойнхорлин». Его деятельность направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 года университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева — Первого Пандито Хамбо ламы.

Иволгинский дацан. Источник: сайт буддийского университета «Даши Чойнхорлин»

В 1995 году на пост Пандито Хамбо ламы был избран Дамба Бадмаевич Аюшеев, который, благодаря энергии, мудрости и дальновидности смог объединить буддистов России, реализовать на практике учение Будды через многие конкретные проекты, повысившие уровень жизни жителей Республики. Была открыта Агинская Буддийская Академия, а Буддийский институт «Даши Чойнхорлин» получил статус Университета и 16 июня 1999 года обрел лицензию высшего учебного заведения; Дамба Аюшеев восстановил и вернул к активной жизнедеятельности все дацаны и дуганы Забайкалья.

Сейчас в дацане проводятся хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — Сахюусанов — и другие обряды, помогающие верующим и защищающие их от различных негативных сил. Иволгинский дацан заслуженно является центром буддизма России, притягивающим множество паломников со всего мира: из Европы, Японии, Индии, США, Латинской Америки и других стран и континентов.

Хуралы (молебны)

В буддийских храмах (дацанах) молебен называется «хурал», что переводится как «собрание». Что такое буддийский хурал?

Различают малые и большие хуралы. Они читаются традиционно на тибетском языке. Малые проводятся Дацане Гунзэчойнэй ежедневно в 10:00 и в 15:00 по московскому времени. Большие хуралы посвящены буддийским праздникам, знаменательным датам и событиям. О дне и времени их проведения сообщается дополнительно и заблаговременно в ежемесячном расписании хуралов.

Люди любой национальности и любого вероисповедания, а также неверующие люди, могут посещать буддийские молебны (хуралы).

Заказать молебен (хурал) — написать записку с именами людей, которые будут зачитаны ламами во время молебна. Можно оставить записки непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй в часы работы храма. В дугане — алтарном зале, установлены специальные ящики с названиями хуралов.

Для этого укажите свое имя и/или имена своих близких на листке бумаги, которая обычно лежит возле ящика с записками. Помимо имени в записках рекомендуется указывать год рождения человека, например, МАРИЯ 1990. При заказе хурала ЮРООЛ в записке указывается ТОЛЬКО ИМЯ УСОПШЕГО (год его рождения и/или дата смерти НЕ указываются). Заполненная записка опускается в ящик с названием нужного Вам хурала, далее рекомендуется сделать пожертвование (подношение) Дацану. Сумма подношения определяется Вами самостоятельно. Ящик для подношений расположен рядом с ящиком для записок. Во время хурала Ламы читают вслух или про себя имена людей, указанных в записках, и молятся об их благополучии.

В форме заказа молебна (хурала) укажите его название. В специальных полях формы укажите свое имя и (или) имена своих близких, год их рождения, размер пожертвования (подношения). Записки, поданные через сайт, обрабатываются ответственным ламой, после чего передаются им в алтарный зал.

Дацане Гунзэчойнэй проводятся следующие хуралы:

Хуралы, посвященные буддийским праздникам

Сахюусан хурал

Ежедневно в 10:00

Сахюусан (бурят.), (тиб.), Дхармапала (санскр.) — значит Защитник Учения.

Этот молебен посвящен богине Палден Лхамо — , Хранительнице Дхармы от врагов. Она является покровительницей и хранительницей Дацана Гунзэчойнэй и всех его прихожан.

Палден Лхамо является главной Защитницей в тибетском буддизме. Кроме того, она является особой защитницей столицы Тибета — Лхасы, линии и школы буддизма Гелуг.

Эта грозная богиня изображается в виде устрашающей всадницы верхом на муле. В её подчинении злые духи и демоны, поэтому её имя стараются не упоминать. Тем, кто к ней обращается, она помогает защититься от воздействия злых сил, исцелиться от болезней. Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени.

Читайте так же:  Как читается праздничная молитва

Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают:

  • устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских,
  • нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил,
  • очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом,
  • способствует осуществлению планов и желаний.

Согчен хурал

Каждый будний день в 15:00

«Согчен» (с тибет. «великое собрание»: «сог» — собрание, «чен» — великое), другое название «Гурбан харюулга» — «три ответа» на негативные воздействия внешних и внутренних врагов и препятствий.

Текст молебна состоит из трех сутр:

  • Сутра Шернин — «Праждняпарамита» (Сутра Запредельной Мудрости) — в ней излагается ключевое учение о пустоте.
  • Дугар — восхваления и благопожелания Белозонтичной Таре. Ее практика и мантра связана с продлением жизни, преодолением угроз и помех жизни.
  • Долма — восхваления и благопожелания Зеленой Таре. К ней обращаются как к воплощению всех просветленных, как к утешительнице, защитнице и спасительнице, быстро отзывающейся на просьбы о помощи. Она проявляет ко всем живым существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.

В начале этого молебна обращаются к Прибежищу, читая «Тройную Ежедневную» молитву, делают «Сто Божеств Тушиты» (Ганден Лхагьяма), благопожелание правильного пути, а также восхваление линии преемственности (читается на бурятском языке).

Действие этого молебна направлено на защиту от негативного влияния всех злокозненных людей , способствуют продлению жизни, преодолению угрожающих жизни помех и угроз, и препятствий на пути к благим целям.

Намсарай

Каждое воскресенье в 10:00

Намсарай (Намтосэ, Дзамбала, Кубера, Вайшравана) — один из мирских Защитников Учения, охраняющий мир людей, подающий богатство.

Он проявляется как хранитель одной из сторон света: Махараджа (Великий Царь) Севера. Его атрибут — мангуста, изрыгающая драгоценные камни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

За теми, кто проявляет великодушие и щедрость, Намсарай следует неотступно, как тень, и дарует богатство и процветание.

Хурал, посвященный этому божеству, направлен на улучшение благополучия, благосостояния, удачу в делах, бизнесе. Благоволит практике духовности, нравственности, способствует увеличению добродетели.

Юроол

Каждую пятницу в 15:00

«Юроол» — бурятское слово, «Монлам», на санскр. «Пранидхана» — означает «благие пожелания».
Молебен — благопожелание за усопших о том, чтобы сознание, уходя из тела, нашло благую участь.

Согласно учению Будды, как только умирающий покидает этот мир, он попадает в промежуточное состояние между воплощениями — «бардо». Это состояние включает нескольких стадий, и в подавляющем большинстве переживания и опыт существа в бардо пугающи и мучительны.

Подобно путнику, отправившемуся в незнакомую и опасную местность, сознание, покинувшее своё прежнее тело, нуждается в помощи, которой для него будет являться энергия благих заслуг и благословение Пробуждённых.

Чтение особых молитв, изречённых самим Буддой, и правильное посвящение заслуг оказывают поддержку покинувшим этот мир. Особенно тем, кто пребывает в бардо в данный момент (т.е. со дня его ухода не прошло 49 дней).

Во время молебна читаются благопожелания:

  • о правильном хорошем пути,
  • Бодхичарьяватара — о пути Бодхисаттвы,
  • о рождении в Обители Блаженства — Чистой земле Будды Амитабхи, Западном рае,
  • благопожелание Гухьясамаджи — тантрического медитативного божества и связанной с ним тантры, целью которой является достижение состояния Будды.

Во время ритуала зачитываются имена умерших, и всё благо, что было накоплено этими молитвами, посвящается каждому из них. А также всем остальным существам, находящимся между смертью и новым рождением.

ЮРООЛ рекомендуется заказывать еженедельно в течение 49 дней со дня смерти человека.

Молебен полезно периодически заказывать на благо умершим и позже 49 дней со дня смерти.

При заказе ЮРООЛ указывается ТОЛЬКО ИМЯ УСОПШЕГО (год рождения и/или дата смерти НЕ указываются).

НЕЛЬЗЯ ВПИСЫВАТЬ ИМЕНА ЖИВЫХ В ЗАПИСКИ НА ЮРООЛ! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Банзарагша

Каждую субботу в 15:00

«Банзаракша» — монголизированное произношение санскритских слов «панча ракша» — «пять защитниц». В основе хурала — сутра, посвященная пяти .

Прочитывается собрание молитв, направленных на защиту, здоровье и благополучие новорожденных, детей, а также немощных стариков.

Молебен приносит пользу и взрослым в трудных жизненных ситуациях.

Защищает домашних животных от болезней.

На молебне «Банзарагша» благоприятно присутствовать детям, беременным женщинам.

Алтан гэрэлэй судар

Каждое воскресенье в 15:00

Во время молебна читается сутра «Алтан гэрэл «— «Сутра золотого света».

Среди бурят традиционно этот молебен один из наиболее популярных — каждая семья считала своим долгом пригласить в дом лам, чтобы они прочли его.

Молебен способствует устранению омраченности сознания, исправлению плохой кармы, причин смертей, болезней, убытков, ссор Эффективен для достижения мира и благополучия в семье, способствует приумножению имущества, накоплению добродетели, защищает от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.

Польза этого молебна проявляется в «защите двери нищеты»: устранении материальных затруднений, порождении семейного благополучия, благосостояния, за счет уменьшения дурной кармы.

Отошо

Ежемесячно в 8-е лунные сутки в 15:00

Хурал посвящен Отошо (бурят.) — Будде Врачевания и Исцеления Бхайшаджьягуру (санскр.) — «Владыке Лазуритового (Бериллового) Сияния», Менла (монг.).

Лазурит в разных культурах уже многие тысячи лет считается лечебным камнем. В символическом значении он ассоциируется с самой чистотой, ясной природой сознания.

Молитвы к Будде Исцеления способны очистить отрицательную карму и усмирить вредоносных духов, причиняющих страдания. Во время этого хурала можно помолиться и о здравии живых, и об упокое усопших.

Читайте так же:  Молитва за пьющего

Мантра Будды Медицины увеличивает исцеляющую силу лекарств. Тем, кто занимается врачеванием, она дарует особое благословение, способствует развитию сострадания и повышению уровня врачебного мастерства.

Практика Будды Медицины способствует исцелению как от телесных, так и от психических недугов, так как они являются следствиями трёх омрачений: страсти, гнева и неведения. Она обладает большой мощью, способствует успешному проведению операций, благополучию родов, а также предотвращению заболеваний и долголетию.

После хурала рекомендуется брать аршан — освященную воду. Она насыщена целительной энергией.

Ламчог Нинбо

Ежемесячно в 15-е лунные сутки в 15:00

«Ламчог нинбо» на тибетском означает «сущность высшего пути».

В этот молебен входят тексты восхвалений и благопожеланий многим Буддам и божествам. Прочитывается молитва к ламе Чже Цонкапе, основоположнику традиции Гелуг, который почитается в Тибетском буддизме как второй Будда.

Тексты, читаемые на молебне, открывают двери к Учению Будды, способствуют устранению ложных воззрений и взглядов, дурных помыслов и намерений, препятствий на Пути. Способствуют развитию в сознании наиболее чистых, искренних побуждений к вере и духовной практике.

Молебен помогает избегать проступков, обрести душевное спокойствие, приносит пользу всем, но в особенности тем, кто начинает приобщаться к вере и к практике Учения Будды.

Мандал Шива

Ежемесячно в 30-е лунные сутки в 15:00

«Мандал шива» (санскр.) — «четыре мандалы». Ритуал Мандал Шива — это четырехчастное подношение мандалы богине Зеленой Таре.

Во время молебна четырежды совершается ритуал подношения мандалы — символической модели Вселенной со всеми её сокровищами — Будде, Трем Драгоценностям, Арья Таре и ее 21 форме. Все накопленные добродетели посвящаются благу всех живых существ.

Этот мощная практика посвящена Зеленой Таре — олицетворению деятельного сострадания всех будд. Ее называют матерью будд прошлого, настоящего и будущего, что символизируют плод, цветок и бутон лотоса, который Тара держит в левой руке.

Тара помогает существам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Достаточно лишь того, чтобы их цели были благими и присутствовала вера в благословение и силу Тары. В ответ на молитвы к Зеленой Таре, она способна даровать быстрое выздоровление, устранение препятствий, обретение благополучия, усиление жизненной энергии, отвращение вредоносного воздействия врагов, злобных духов, дурного глаза, порчи, устранение следствий плохих снов, дурных предчувствий.

Тара помогает обретению продолжительной жизни, благополучному разрешению рожениц, примирению семейных конфликтов. Поскольку Тара является воплощением благой активности, она незамедлительно отзывается на молитвы всех страждущих и помогает осуществлению всех благих начинаний.

Для осуществления этих целей желательно регулярно присутствовать на хурале.

Сундуй сударай хурал

В последний календарный день месяца в 15:00

Тибетским словом «Сундуй» называется большое собрание заклинаний, сутр и мантр, собранных Таранатхой (знаменитый тибетский буддийский мыслитель и практик тантры 17 века).

Ритуал направлен на защиту от сглаза, порчи, проклятий, болезней, наговоров, плохих сновидений и знаков. Устраняет последствия ругани, сплетен. На этом хурале читают «Найман Гэгээн», «Доксун», «Доб-чин», «Зугдор гарнаг», «Намхай нинбо», «Дашидондоб», «Доржи нам-жим», «Доржи дэрэм», «Сайи нинбо», «Цэбэгмэдэй чого», «Норжунма» и другие. Эти молитвы заказывают для устранения препятствий, исправ­ления мэнгэ (астрологический термин) года.

Молебен защищает от различных негативных воздействий и от нападения злых (вредоносных) духов. О чищает негативную карму, укрепляет жизненные силы и уд­линяет жизнь.

Ритуалы

Помимо молебнов в Дацане совершаются традиционные буддийские ритуалы. Многие из них составляют часть хуралов. но могут проводиться и самостоятельно. Ламы совершают ритуалы по просьбам верующих буддистов, таким образом оказывая помощь людям. Деятельность на благо страдающим живым существам — основа практики Махаяны, связанная с обетами Бодхисаттвы.

Иволгинский дацан

Иволгинск: полезная информация

Автобус От площади Банзарова в Улан-Удэ № 104, 130 до остановки «Конечная» в Иволгинске
Маршрутное такси до остановки «Дацан» в селе Верхняя Иволга
Такси Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim, Везет, Поехали

Центр духовной и культурной жизни Бурятии, архитектурный памятник, ключевая достопримечательность республики — все это об Иволгинском дацане. Дацан — буддистский храмовый комплекс, включающий в себя монастырь, университет, а также другие религиозные объекты.

Иволгинский дацан занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Все гости дацана отмечают, что на территории храма чувствуется успокоение, радость и положительные эмоции. Кроме того, стоит побывать в Иволгинском дацане хотя бы потому, что его архитектура уникальна, она имеет большое значение для культуры России.

Расписание хуралов в Иволгинском дацане

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.

Посмотреть, когда и какие хуралы Иволгинского дацана проводятся в 2019 году, можно в актуальном расписании на официальном сайте. Чтобы записаться на экскурсию, позвоните в Визитно-информационный центр при дацане по телефону +7-(30140)-2-33-77.

Нетленный хамбо лама Этигэлов

В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.

Читайте так же:  Святость веры молитва

История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.

Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.

Что посмотреть в монастыре

Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.

Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.

Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:

  • Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
  • храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
  • Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
  • храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
  • храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
  • и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.

На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.

По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.

Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.

Необычайная история дацана длиной в 70 лет

Удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование в советское время, а именно в 1945 году. Причем его строительство было одобрено властями и осуществлялось в открытую — поразительно, если учесть, что в СССР любые религиозные течения подвергались гонениям. Почему же для бурятских буддистов сделали исключение?

Существует версия, что верующие буддисты поддерживали советскую армию финансово, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги по окончании войны строительство храма было официально разрешено. Первым был возведен Чойра дуган (храм ламы), впоследствии он преобразовался в факультет университета. Это одно из старейших зданий дацана.

Вплоть до 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы и даже открылась оранжерея священного дерева Бодхи. Последним был возведен Гунриг дуган, но его облик отлично вписался в архитектурный ансамбль Иволгинского дацана в Бурятии.

Как доехать к дацану из Улан-Удэ

Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.

В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше часа.

На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).

Видео об Иволгинском дацане

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Иволгинский дацан молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here