Как молитвы влияют на нас

Основы: Как молитвы влияют на нас - информация из открытых источников и священных текстов.

Ученые пытаются понять, почему помогают молитвы

Источник: Комсомольская правда

О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.

Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате, проанализировал медицинские карты 300 тысяч человек, скончавшихся от рака в период между 1989 и 2000 годами. За основу Юнг взял три особые даты — Рождество, День Благодарения и день рождения пациента — и стал смотреть, не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат, конечно, был не ошеломительный, но впечатляющий: почти 4000 умирающим — это более одного процента — каким-то необъяснимым образом удавалось откладывать смерть до следующего дня сразу после празднеств. Значит, у смерти все-таки бывают выходные.

«Отче наш» против вредных бактерий.

Действие молитв на организм человека ученые стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.

Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.

— Я не знаю, отчего это происходит, — признается профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит еще изучить.

Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер-электрофизик из лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные ученые России», уже десять лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:

— Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в сто раз.

Будьте как дети — и спасетесь.

Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, профессор Валерий Слезин.

— Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Еще великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты.

Мы пригласили православных священников и семинаристов, и попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.

— На электроэнцефалографе, — продолжает ученый, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2 — 3 месяцев.

У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.

— Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

ПОПРОБУЙ

Молитва на всякую немощь

Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Врач-психотерапевт Георгий Погодин: Все недуги — от страхов

Читайте так же:  Молитва о маме каждый

— Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся после кораблекрушения в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Бомбар проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи — и выжил благодаря тому, что поборол страх. По этой же причине, по статистике, верующие — среди больных раком в неоперабельной стадии — живут на пять лет дольше атеистов. Молитвой они снимают страхи, ощущают, что мир бренен, временен, понимают истинные ценности, успокаиваются наконец и тем самым повышают свой иммунитет.

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Кандидат медицинских наук Игорь Брагин: Божественное пение даже психа успокоит

— Мои коллеги как у нас, так и за рубежом опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Вообще чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу. Так, например, ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета опросили более 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. И обнаружили, что 80 процентов опрошенных ударялись в религию, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости.

Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

Читайте так же:  Россини моисей в египте молитва

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Молимся вместе

Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.

Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы

azbyka.ru/
Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы или медлит с их исполнением?

— Потому, что часто люди живут без Бога, не исполняют Его заповедей и взывают к Нему лишь с потребительской установкой. В Св. Писании читаем: «и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним» (1Ин.3:22). Такую установку можно назвать «молитвенным взяточничеством».

— Потому, что мы сами немилосердны. По словам свт. Иоанна Златоуста «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?».

— Потому, что ещё не пришло время. Мы же не обладаем всеведением, как Бог, который абсолютно точно всегда знает что и когда нам требуется для спасения.

— Потому, что хотим получить без труда. Иногда молящиеся бывают как дети, но не в смысле искренности, к которой призывал Христос, а в требовании получить просимое немедленно и без труда.

— Потому, что решаем за Бога каким образом Он должен ответить на нашу просьбу. Мы считаем, что молитва должна исполнится определённым образом, но Бог всегда знает как лучше её исполнить, ведь мы можем ошибаться, о Он нет. Например, просит человек внимания в молитве, Бог автоматически не лишает его помыслов, а приводит в церковную лавку к книге, которая учит нерассеянной молитве. Или мы просим о здравии тяжело больного человека, а Бог не исцелит его, но через его болезнь приведёт к себе его близких и спасёт и больного и его сродников.
По словам одного богослова «мы слишком часто говорим о Его молчании, но слишком редко о нашей глухоте».

— Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение. Человек развивается преодолевая трудности, в духовной жизни та же закономерность. Некоторые подвижники не молили Бога об избавлении от страстей, желая больших венцов в Царствии Небесном.

— Когда мы просим того, что нам не полезно. То, что мы хотим, не всегда нам на пользу. Бог желает человеку вечного спасения и блаженства, а не сиюминутного утешения.

— В то же время можно сказать, что молитва никогда не бывает безответной.

Как научиться молитве?

Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить, а как Вы учитесь?

— Требуется изучать опыт тех, кто преуспел молитве. Существует много книг об этом. См. книги о молитве.

— Необходимо посещать церковные богослужения, где всё приспособлено для концентрации на молитве.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Важна регулярная личная молитва.

Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется.
Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества.
С одной стороны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге.
Свт. Игнатий (Брянчанинов): Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.

Читайте так же:  Утренняя молитва секты молокане

Как же Христос говорил: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Матф. 6:7-8)?

Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных искренних чувств, как мантру. Этот принцип использовали и фарисеи.
Цель молитвы — не сказать как можно больше слов. Цель — войти в молитвенное состояние. Это такое состояние, состояние духа, ума, при котором молитва не проявляется в каком-то выражении, а она постоянно присутствует в сердце.

Существуют ли особо сильные молитвословия против дьявола?

Дьявол боится не текста, не определённых слов, а искренней веры. Вспомним, что сам дьявол, во время искушения в пустыне, свободно цитирует Христу 90-й псалом который считается особенно сильным орудием против демонов.

На молитве следует остерегаться:
— Игры воображения, представлять себе тех, к кому обращаешься.

— Поиска благодатных состояний. Нужно исключить искусственное подогревание эмоций, чтобы не принять душевное утешение за духовное и не встать на путь духовного самоудовлетворения.

— Видений и откровений. Им не следует доверять и считать себя недостойными их.
Из «Отечника»: Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я – Архангел Гавриил, послан к тебе». Монах на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез.

— Злословия. «Отцы церкви строго запрещали призывание проклятий, даже на головы врагов, — в молитве за других можно просить только того, что просишь для себя, то есть преимущественно благ небесных и духовных». патролог. А.И. Сидоров

Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения.
св. праведный Иоанн Кронштадский

Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела: или же они стараются уничтожить и осквернить ее суетною и греховною рассеянностью, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания.
святитель Игнатий (Брянчанинов)

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.
св. Серафим Саровский

Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся.
св. Нил Синайский

Да не отходит от мысли твоей убеждение, что одно возношение ума к Богу и одно смиренное коленопреклонение во славу и честь Божию несравненно более ценно, чем все сокровища мира.
св. Никодим Святогорец

Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех.
Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый.
Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрени

Влияние молитвы на психологическое состояние человека.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемы связанные с духовностью человека отражаются на его психическом и физическом здоровье.Врач и святой исповедник, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: “Душа человеческая по природе христианка, и если не питается она пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются: легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких раз духовной, а они этой пищи не дают им”.

По данным моего исследования, основанного на опыте практического консультирования за последние семь лет, растёт число тех, кто обратился за помощью и большинство из обратившихся находились в депрессивном состоянии.

Сегодня молитвы широко используются в христианской психологии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии. Но, несмотря на достаточную изученность данной темы и активное применение молитв в жизни человека, научных данных о влиянии молитвы на психологическое состояние человека ещё очень мало.

Молитвенное состояние положительно влияет на психологическое состояние человека и сознание,что и подтверждают отечественные психологи- Шеховцова Л.Ф., 2009 г., Василюк Ф.Е 2008 г., а так же священнослужители, которые имеют многолетний практический церковный опыт помощи людям, зависимым от наркотиков, алкоголя, азартных игр, компьютера. Это, например, Священник Алексий Мороз,2008 г. Так или иначе, миллионы людей в современной России вовлечены в православные и другие христианские практики и мировоззрение. По моему мнению, исследование механизмов влияние таких практик на психологическое состояние человека может открыть новые пути на интеграцию различных представлений о сознании и оказать существенную поддержку всем специалистам, профессионально работающим в области консультирования, психотерапии, целительства и т. д.

Читайте так же:  Молитва перед родами помощнице

Мой опыт практической консультационной работы, анализ специальной литературы, беседы со священниками показали мне необходимость поиска эффективных и безопасных методик, которые позволили бы помогать человеку в кризисных и тяжелых психологических состояниях, поднимать его дух, гармонизировать общее состояние организма. Рекомендуя человеку молитву в одних случаях как психотерапевтическую технику, в других как сильное просветляющее и исцеляющее средство я наблюдала на протяжении последних семи лет положительную динамику и изменения в лучшую сторону у обратившихся за консультацией, а так же у их родственников и знакомых.

Высокая активность на экранах ТВ коммерческих фильмов и шоу, культивирующих насилие, агрессию не является положительным примером для подражания у подрастающего поколения, что также отражается на стиле мышления, низком духовном развитии и соответствующем образе жизни. Потеря духовных ценностей и ориентиров за последнее время, переориентации населения, в основном, на материальные ценности не создаёт условий для здорового и полноценного образа жизни. Эти социально-психологические факторы приводят к дисгармоничному душевному состоянию, что отрицательно сказывается и на организме человека в целом, его здоровье.

Преподобный Серафим Вырицкий написал с надеждой на будущее духовное возрождение России в 1939 году стихотворение:

«Пройдёт гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И крест святой Божественной красою,
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую,
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит».

Стоит рассмотреть подробнее влияние молитвы на психологическое состояние человека из моей практики, на примере(имена,фамилии и грод изменёны):

За помощью в феврале 2010 года в состоянии крайнего отчаяния обратилась
Анна: её муж Г. находился третий день в реанимации в очень тяжёлом состоянии после неудачной попытки суицида (решил повеситься). Г. 38 лет, страдал от алкогольной зависимости, последнее время находился в депрессивном состоянии из-за проблем на работе и больших долгов. После беседы с его женой мною было принято решение непрерывно молиться за жизнь и здоровье Петра Г. f а так же самой Зинаиде Г. в течение всей ночи, её соседке Антонине К., которая порекомендовала обратиться ко мне за помощью. Спустя трое суток Анна., соседка Г. и Анна. позвонила мне и сообщила, что Пётр благополучно миновал кризис и переведён из реанимации в общее отделение больницы. Через некоторое время Г. выписался из больницы. Я считаю, что в данном случае молитва дала Надежду родственникам, утроив психические и духовные силы, укрепив веру в выздоровление Г. Что, наверное, и сыграло свою положительную роль, повлияв на выход из кризисного состояния самого Г. Я могу предположить, что коллективная молитва с обращением к Богу с просьбой за другого человека помогает ему справиться в стрессовых и тяжелых жизненных ситуациях, быстрее выздороветь и вернуться к полноценной жизни.

Есть и другие примеры благоприятного влияние молитвы на психологическое солстояние человека и членов его семьи.Так же имеет большое значение когда сам консултант,психолг или целитель молиться за клиентов.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что используя молитву как:

— психотерапевтическую технику можно добиваться эффективного улучшения психологического состояния;

— средство, просветляющее и укрепляющее духовную сферу человека, с помощью которого можно достичь более глубоких изменений в сознании человека. А также трансформации, которая и приводит к исцелению и изменению ситуации вокруг.

У большинства обратившихся за помощью, практиковавших молитву, по моим исследованиям, наблюдается более стойкий и положительный результат в улучшении и психологического состояния, чем у тех кто не практиковал молитву.

Процесс исследования и опыт моей практической консультационной практики доказал, что молитва как психотерапевтическая техника является эффективным и приносящим позитивные результаты методом в работе с определённой категорией людей и положительно влияет на психологическое состояние. Так же исследование молитвы в аспекте её положительного влияния на духовную сферу человека доказало её исцеляющее действие. Таким образом, можно сказать, что практика моления вводит человека в особое состояние, в котором он выходит на связь с Богом. Более того, такое состояние является так же необходимым для человека, как, например, сон. Вполне возможно, что умиротворенное состояние души необходимо нам потому, что наша душа в этот момент общается с Богом.

Всё сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что при соблюдении рекомендаций правильного моления, молитва оказывает положительное влияние на психофизиологическое состояние человека. Правильная молитвенная практика :

1.Способствует трансформации ряда психологических и соматических проблем (тревога, депрессия и т.д). А также патологических зависимостей: алкоголизма, игромании, наркомании;

2. Ориентирует человека на гармонизацию, изменяя ситуацию вокруг;
3. Призывает к внутреннему движению. Человек понимая скрытый смысл молитв, приходит к духовному очищению, а значит происходит и его личностное развитие;
4. Способствует оздоровлению человека, увеличивает его энергетический потенциал;

5.Провильная методика моления позволяет увеличить продолжительность человеческой жизни;

6.У человека развивается способность сопереживания;

7.Уменьшается воздействие психологического стресса, а значит возрастают защитные фукции организма.

Закончить хочу стихотворением:

«Больную исцели мне душу!»-
С мольбою прихожу я в Храм
Ответы Отче ясно слышу:
«Прости грехи своим врагам.

Без веры жить нельзя на свете
Молитва в горе бережёт,
Вы все мои большие дети,
Любовь вас к ближнему спасёт.

Во всём есть Божье провиденье,
И совесть лучший из судей,
Снисходит с Выше откровенье —
Да будет мир среди людей.

Нельзя ожесточаться сердцем,-
У каждого свой крест земной
Любви откройте настежь дверцу
Путь к Богу- ваш удел мирской».

Свята Божественная сила,
В душе покой и благодать
Молитва душу воскресила,

Интересные результаты исследований мозга людей во время молитвы

Сила и действенность молитвы — неоспоримая реальность для верующего любой конфессии и вероисповедания. Это якорь, который заземляет мистические силы и уравновешивает сознание. И, несмотря на научный скептицизм в вопросах религии и веры, ученые все чаще обращаются к изучению этого феномена веры.

Исследования молитвенных и медитативных состояний проводились во многих странах мира на представителях самых различных возрастов и профессий. Во всех случаях результаты оказывались весьма интересными.

Читайте так же:  Молитвы от потопа

«Молитвенное бодрствование» признанно нейрофизиологами четвертым состоянием мозга, наряду с тремя основными — бодрствование, медленный и быстрый сон, отличающимися друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга.

Специалисты лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского института им. Бехтерева в конце прошлого века провели глобальное исследование с целью выяснить, изменяется ли работа мозга во время совершения молитвы.

Экспериментом руководил доктор биологических наук Валерий Слезин*, который провел уже более двухсот замеров электроэнцефалограмм головного мозга людей, принадлежащих к различным конфессиям и имеющих разный социальный статус. Изучив полученные данные, Слезин пришел к выводу: во время глубокой молитвы кора мозга будто отключается. Восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы.

При измерении электрической активности мозга это выглядит следующим образом:в моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- (состояние полного расслабления как тела, так и сознания) и бета-ритмы (состоянию активного бодрствования) биотоков с частотой от 8 до 30 Герц.

Когда же обследуемые погружались в молитвенный экстаз, то происходило замедление ритма биотоков до частоты 3 Герц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.

Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов (состояние глубокого сна или без сознания) и наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев.

Слезин столкнулся с парадоксальным с точки зрения физиологии человека явлением — энцефалограмма мозга молящегося, соответствовала состоянию комы.

Подобные нейрофизиологические процессы происходят одинаково вне зависимости от того, молитву какой веры читает человек.

Кроме того, следует отметить, что во время молитвы у молящегося заметно снижается потребление кислорода — примерно на 20%, тогда как во время сна — всего лишь на 8 %. Это говорит о том, что молитва, как и медитация приводит к лучшей нормализации функционирования и восстановлению организма, чем даже сон. Другим замечательным результатом практики медитации является процесс синхронизации полушарий мозга, т. е. происходит ликвидация превалирования одного полушария мозга над другим. Известно, что обычно одно из полушарий мозга доминирует над другим. Это определяет склонность человека к образному (интуитивному) или логическому (аналитическому) мышлению.

В результате молитвенной практики в течение некоторого времени — от 2-4 недель до нескольких месяцев «слабое» полушарие подтягивается и достигает уровня ведущего, а также синхронизируются электрические ритмы обоих полушарий. Это делает человека более интеллектуально здоровым, энергичным, защищённым от стрессов, способным проявлять талант и интуицию.

Следует отметить также влияние молитвы на биополе человека. В течение двух — трёх месяцев происходит интенсивное увеличение биополя с изменением окраски в сторону светлых тонов (темные оттенки в биополе обычно указывают на существенные изменения в психике человека, нарушение обмена веществ), а также ликвидируется дисгармония биополя.

В 2001 году в нью-йоркском издательстве вышла книга «Почему Бог никогда не исчезнет?»**. Эта книга результат исследований ученых из Пенсильванского университета: радиолога и нейробиолога Эндрю Ньюберга и профессора психиатрии Юджина Д’Аквили. Они утверждают, что «Бог никогда не исчезнет в человеческом сознании, потому что религиозный импульс укоренен в биологии мозга».

Сканирование мозга, производимое во время медитации и молитв, показывает поразительно низкую активность в задней верхней теменной доле. Ученые называют расположенный там пучок нейронов «областью, ассоциированной с ориентацией», потому что главной функцией этих нейронов является ориентировка тела в физическом пространстве. Люди с поражением этой области с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома. Когда эта область находится в состоянии нормальной спокойной активности, человек четко ощущает различие между собственной личностью и всем окружающим. Когда же она пребывает в пассивном, «спящем» состоянии — в частности, при глубокой медитации и молитве, это различение теряется и, следовательно, границы между личностью и миром расплываются. Не это ли происходит с молящимися, которые чувствуют присутствие Бога, или с медитирующими, которые вдруг начинают ощущать свое единение со Вселенной?

Для проведения экспериментов исследователи с помощью своих коллег, занимавшихся тибетским буддизмом, отобрали восемь монахов, имевших опыт в медитации и согласившихся на сканирование мозга.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы зафиксировать момент, когда ощущение человеком себя или своего «Я» начинает растворяться и он начинает ощущать себя слившимся с мысленно выбранным для медитации образом.

Оказалось, что во время медитации очень активны лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. Они всегда начинают работать интенсивнее при концентрации внимания на какой-нибудь конкретной задаче. Однако, теменная область, ответственная за ориентацию, замирала.

«Наблюдение за людьми во время медитации показывает, что они действительно отключают свое восприятие внешнего мира. Их больше не беспокоят приходящие извне образы и звуки. Поэтому, возможно, их теменная доля не получает более никаких входных сигналов» — говорит Ньюберг. Лишенный своего нормального «питания», область ассоциированная с ориентацией перестает нормально функционировать, и человек ощущает стертость границ между собой и окружающем миром. А поскольку для него исчезают пространственный и временной «контекст», его охватывает чувство бесконечного пространства и вечности.

Последние исследования в этой сфере выявили также, что у людей, долгое время практикующих медитации, в мозге значительно больше работоспособного серого вещества. Помимо этого, возрастные изменения мозга у таких людей практически не наблюдаются и сцепление нервных волокон значительно прочнее. Это означает способность клеток мозга к более эффективной передаче электрических импульсов, а значит к более быстрой обработке информации.

* Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве В.Б.Слезин, Н.И.Музалевская, В.М.Урицкий, И.Я.Рыбина

** Andrew Newberg, Eugene D’Aquili , «Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief» New York 2001

Видео (кликните для воспроизведения).

Как молитвы влияют на нас
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here