Какие молитвы нужно знать при венчании и кому

Основы: Какие молитвы нужно знать при венчании и кому - информация из открытых источников и священных текстов.

Венчание

Венча́ние – богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается брачный союз во образ союза Христа и Его Церкви.

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.

В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.

Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Календарь венчаний.

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками (как всегда).

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах — восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы, а значит воцерковлены;
  • поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство Церковь освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).
  • Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Церковь не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
  • некрещеными;
  • атеистами, пусть даже и крещёными;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Какие молитвы нужно знать и читать перед венчанием канонические препятствия

Церковно-канонические препятствия к венчанию

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Читайте так же:  Молитва за другого человека текст

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — благословением духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается

• В течение всех четырех многодневных постов;

• Во время Сырной седмицы (масленицы);

• На Светлой (Пасхальной) Седмице;

• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

• Накануне двунадесятых праздников;

• По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

• 10, 11, 26 и 17 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

• Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

Во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб.

В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться’ с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания — 45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Читайте так же:  Молитва в библии примеры

Чинопоследование таинства венчания

Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды — в образ Святой Троицы — переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты — серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец — это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» — после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником — образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Суеверия связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелие «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.

Последование о второбрачных венчаниях

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно

В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность Друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).

Кратко о Венчании в Православной Церкви

священник Константин Пархоменко

Когда меня попросили написать о браке, я обрадовался, потому, что это одна из самых светлых и радостных тем. Счастье и благословение Божие самому состоять в браке. Радость видеть, как двое друг друга любят. А для священника есть еще и возможность быть участником этих светлых отношений. Всякий раз, когда я совершаю Таинство венчания, благословляю брак, помогаю супругам разобраться с возникшими сложностями, я понимаю, что служу делу Божию, делу любви.

В этой статье я расскажу о том, что из себя представляет православный чин бракосочетания.

Но сначала одно замечание: Излишне говорить, что никакого внебрачного сожительства Церковь не допускает. Бывает, что ко мне приходят молодые люди и говорят, что они хотят «попробовать пожить вместе». Тут священник объясняет, что это пробование не должно включать в себя плотское сожительство.

Пусть узнавание, пусть проверка себя, но без того шага, который по библейскому пониманию соединяет людей «в плоть едину».

Православное Таинство Браковенчания состоит из двух частей – Чинопоследования обручения и Чинопоследования брака.

В обручении молодые люди обещают друг другу верность и, в знак того, что их решение вечно, обмениваются обручальными кольцами (круглое кольцо – символ вечности). Священник читает молитву, в которой просит Бога «призреть на рабов сих и утвердить обручение их в вере, единомыслии, истине и любви…»

Читайте так же:  Молитвы от пьянства отца

После молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма.

После обручения следует Таинство браковенчания.

Хотя сегодня обручаются и венчаются люди, чаще всего, в один день, церковные правила позволяют делать это и в разное время. Бывает, что влюбленные должны расстаться ввиду предстоящей командировки, или просто хотят дать другу обещание верности и любви, хотя к браку еще не готовы. В таком случае мы также совершаем обручение.

Но вот, наконец, Таинство браковенчания. О нем – подробнее.

Слово брак славянского происхождения и означает оно – быть вместе. Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке.

Отныне двое – соединятся, как говорит Библия в «плоть едину», то есть станут одним существом, не телесно, конечно, а душою, – стремлениями, ценностями, радостями, горестями… Пройдут жизнь вместе, неразлучимо, будут любить друг друга и заботиться друг о друге. Наконец, постараются в браке своем осуществить Евангельский идеал.

Православное чинопоследование брака многократно повторяет
эти темы – тему единства, тему любви и заботы, наконец, тему достижения
совершенства, святости.

Давайте с вами представим, что мы зашли в храм и оказались участниками священного действа венчания…

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молодые поистине прекрасны! Невеста (от славянских слов не ведать, то есть девушка непознанная мужчиной, чистая, невинная) в прекрасном белоснежном уборе. Это знак ее чистоты. Такой чистой – и телом и намерениями она себя вручает любимому мужчине.

Жених же – в костюме, или, во всяком случае, одет торжественно. Это не просто дань культурным традициям. Одежда жениха здесь свидетельствует о серьезности его намерений. Он ответственно и серьезно, по-взрослому, готов взять на себя заботу и попечение о любимой.

Молодые входят в храм. После обручения их ведут на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак их чистоты и искренности. У них в руках зажженные свечи – знак их горения в вере и любви.

Священник спрашивает жениха 2: «Имеешь ли (имя) желание доброе и непринужденное и крепкую мысль, взять себе в жены сию (имя), которую перед собою видишь.

Те же вопросы задаются невесте.

Таинство начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» Это самый торжественный возглас православного богослужения. Им начинается, кроме венчания, Божественная Литургия. Этот возглас предваряет венчание потому, что венчание с древности мыслилось одной из самых ярких, торжественных, глубоких по содержанию и важности служб.

Этот возглас также напоминает о том, что должно стоять в центре устремлений молодоженов – достижение Царства Небесного.

Далее дьякон произносит ектению3:

Миром Господу помолимся!

…О рабах Божиих (имена) ныне соединяющихся друг с другом в брачное общение, и о спасении их, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог благословил брак сей, как когда-то в Канне Галилейской, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог подал им целомудрие, детей, все на пользу и ко спасению, Господу помолимся.

Такими и другими высокими словам молятся священнослужители, брачующиеся и гости в начале Таинства браковенчания.

Затем священник произносит несколько молитв. Вот как звучит в сокращении первая из них: «Бог Пренепорочный и Творец всего мироздания! Ребро праотца Адама, по Твоей великой любви к людям, в женщину преобразивший и благословивший их [Адама и Еву] словами: Плодитесь и множитесь и наполняйте землю и обладайте ею, и показавший их соединившимися в одну плоть… Сам, Владыка Пресвятой, прими молитвы нас, рабов Твоих… благослови брак сей и дай рабам Твоим (имена) жизнь мирную, долгую, целомудрие, друг к другу любовь, соединенную союзом мира, семя долгожизненное, радость в детях и невянущий венок славы Небесной. Удостой их видеть внуков, ложе жены утверди в непорочности и дай им благодать от источников небесных и от щедрот земли. Наполни их дома пшеницею, вином и маслом и всяким добром, вразуми их этим делиться и с нуждающимся…»

Я не привожу длинное перечисление имен ветхозаветных героев, тех семей, в которых, если можно так выразиться, брак состоялся. А в молитвах на венчание это перечисление занимает добрых несколько страниц.

И это замечательно! Молодожены утверждаются в мысли, что они не первые вступают на это поприще. Что и до них были благочестивые люди, которые благодаря вере своей, любви к Богу и друг другу сумели сохранить свои отношения в чистоте. И пронесли их сквозь все невзгоды и испытания и представили Богу и получили от Него награду.

Затем священник берет венец похожий на митру – священный епископский головной убор и трижды провозглашает: Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой.

То же повторяется с невестой.

Я неспроста упомянул, что венчальный венец похож на епископскую митру. Пусть историки говорят, что в древности это был всего лишь венок из полевых цветов, что ж из этого. Сегодня венец сделан напоминающим именно митру. Почему?

Да потому, что молодые люди, которые прежде зависели от других, отныне вступают во взрослую, самостоятельную жизнь. Они становятся владыками сами себе! Епископская митра – знак власти. Власти соединенной с любовью. Так и наши молодожены. Самовластны и нежны! Ответственны и любящи! Независимы и… зависимы. Зависимы от любви и от своей второй половины.

Читайте так же:  Молитва Трифону в болезни

После этого священник торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!4» Этот возглас повторяется трижды и каждый раз священник благословляет брачующихся.

Затем читается Священное Писание – отрывок из Апостольского5 и отрывок из Евангельского чтений.

Что касается Евангельского, так это всем известный рассказ о первом чуде, совершенном Господом, рассказ о превращении воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства браковенчания.

…Праздник, пир, торжество было и до того, как Христос туда, в Кану, пришел. Но когда Он пришел и сотворил чудо праздник вспыхнул с новой силой. И стало всем лучше, чем было!

Вот так и Господь Христос. Приходит к любящим друг друга, благословляет их и отношения и любовь разгораются больше и становятся ярче, чем были. Пришествие Христа – это не обеднение праздника, а усиление его и освящение – «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком!»6

Часто люди, прожившие какое-то время в браке без его церковного освящения, просят совершить над ними Таинство браковенчания. И вот когда Таинство совершается они приходят и рассказывают, что в их брак, после Таинства вошло какое-то новое измерение. «Как окно открыли в душной комнате» – сказала недавно одна прихожанка. В их брак входят радость, свет, новые сильные чувства. Поистине, Христос творит чудо – воду их отношений претворяет в вино.

Затем священнику подносят чашу с душистым вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Эта чаша подается молодоженам и каждый из нее испивает. Эта чаша, напоминающая о пире, празднике, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их лентой епитрахили и ведет молодых вокруг аналоя, специального столика на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в руке и он символизирует здесь Самого Христа. Христос ведет мужа и жену! Евангелие, вокруг которого идут новобрачные означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути.

Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери и… гимн мученикам: «Святи мученицы, добре страдальчествоваше и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Отметьте, что тут говориться о венце Небесной Славы, который получили мученики в награду за смиренное и терпеливое перенесение скорбей и страданий.

Почему такие песнопения в радостный день браковенчания. Потому, что супружеская жизнь не всегда легка. И на путях этой жизни будут скорби, тернии, болезни… Но Церковь, напоминая о мучениках, этих героях, рыцарях духа говорит нам чтобы мы не унывали. Бог с нами. Он и укрепит, и даст сил перенести все невзгоды. И вознаградит, если все смиренно перенесем, нетленным венцом!

Венцы снимаются. Свечи гасятся.

Священник произносит: «Возвеличься жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мир и твори в праведности заповеди Божии».

Затем батюшка обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог».

Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов теперь с нашими молодоженами. Пусть идут в мире и строят с помощью Божией свои отношения. И возрастают душою и потомством от славы к славе!

Заканчивается Таинство торжественной молитвой обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, хороших детей, совершенство в жизни и в вере…»

«Благоденственное и мирное житие… – начинает негромким
голосом дьакон…

…здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие… – продолжает дьякон громогласно…

…подаждь Господи рабам Твоим ныне браковенчанным (имена) и сохрани их на многая лета! – заканчивает дьякон на пределе голосовых возможностей.

Хор отвечает: Многая лета! Многая лета! Многая лета!

Многая лета… – присоединимся и мы к этому ликующему гимну, – всем добрым и честным супругам.

[1] Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

[2] Для удобства читателя почти все слова чинопоследования Венчания мы будем приводить в переводе на современный русский язык.

[3] Слово ектения с греч. означает протяжное моление.

[4] Кто присутствовал на венчании, мог обратить внимание на то, что некоторые священники произносят этот возглас в церковнославянской редакции (как это и предписывают богослужебные книги) – «Господи Боже наш, славою и честию венчай я!» Слово «я» по славянски означает «их».

Благословенная защита: зачем нужна молитва перед венчанием и во время таинства?

Чтение молитв в церкви, на торжественной церемонии венчания или до нее, во время духовной подготовки дома, – один из важнейших обрядов таинства. Молитва позволяет новобрачным почувствовать особенную возвышенность момента и защитить зародившееся счастье от чужих злых взглядов. Каждое сказанное священником слово – важно, но не менее важны и ваши собственные молитвы, а также пожелания родителей и близких.

Читайте так же:  Молитва для примирения родителей

Кому разрешено?


Долгие годы купить духовные книги даже посещающему храм человеку было сложно, поэтому молитвословы передавались из поколения в поколение, заботливо хранились, а отдельные молитвы даже переписывались вручную.

Сегодня подобной проблемы нет, и требник можно купить в церковной лавке или вовсе найти в сети. Но стоит помнить, что чтение молитв неподготовленными людьми считается грехом. Кроме того, если вы устраиваете домашнее венчание, то самостоятельно читать духовные тексты и вовсе запрещено.

Значение молитвы в православной церкви

Таинство может проводить только священник и только в храме, за исключением ситуаций, выходящих за рамки типичных, например, обручение в военное время. Лишь при соблюдении всех правил обряд будет совершён верно, миряне же неизбежно допустят ошибки и вместо благословения получится кощунство – не лучшее начало совместной жизни.


Если по незнанию или любопытству вы всё же прочитали молитву из требника, то правильнее всего сходить на исповедь, признаться в прегрешении и выполнить положенную эпитимью.

Охранные

Таинство венчания, как любой другой сакральный обряд, окружено множеством примет и суеверий. Упавшие кольца, оторвавшаяся пуговица, слишком рано погасшая свеча, дождь, приснившийся обряд да даже чей-то косой взгляд – всё это способно напугать и без того взволнованную невесту.

Православное духовенство не слишком хорошо относится к суевериям и заговорам, считая их в лучшем случае бесполезными, а в худшем – вредными. Если вы не уверены в благочестии выбранных слов, то лучше использовать обычную молитву о здравии новобрачных.

Чтобы защитить светлый праздник от происков дьявола, читаются охранные материнские молитвы. Мать может молить как за своё чадо, так и за его избранника или избранницу, ведь они практически стали одной семьёй.


Молиться может и сама невеста – о будущей семье, детях, своём избраннике или родителях. Любая искренняя, бескорыстная просьба способна защитить важных нам людей при чистоте помыслов и крепкой вере.

Какие читать в день венчания?

За продолжительный, обычно растягивающийся на час обряд священник успевает прочесть молодым как необходимые выдержки из Библии, так и три молитвы. Все эти слова являются разом благословением и наставлением для новобрачных, а потому слушать их стоит внимательно, с безграничным трепетом и уважением.

О Благословении молодых

Первая молитва повествует об известнейших библейских брачных союзах, начиная от Адама и Евы, просит о мирной, долгой и спокойной жизни для новобрачных.


Говорится также о том, что деторождение в браке угодно Богу. Если не освященное познание мужчиной женщины является в православии грехом, то брачное ложе оставляет супругов целомудренными.

Священносовершитель

Вторая молитва воспевает тайну и чистоту брачных уз, повелевает мужу быть главой семьи, а жене – его послушной, верной опорой.

Упоминается не только сама пара, но также празднующие этот светлый день вместе с ними родные и близкие, особенно родители.

Проводится параллель между супружеством и мученичеством, но не в смысле уменьшения радости, а в том, что оба эти пути ведут к Богу.

Благословение и утверждение обручения

Третья молитва соединяет сказанное в двух предыдущих, закрепляет союз вечной печатью, ведь три – священное число в христианстве.


После неё на новобрачных возлагаются венцы, или же свидетели держат их над головами. Возложение венцов – кульминация таинства, алхимическое сочетание двух людей и превращение их в единую семью.

Текст

Ниже приведён текст третьей молитвы, являющейся самой важной в обряде венчания:

«Боже Святой, из земли создавший человека, и от ребра его образовавший жену, и сочетавший ее ему в качестве помощницы, потому что было угодно Твоему величию, чтобы человек не был одиноким на земле, — Ты и ныне, Владыка, пошли Свою руку от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего сего (имя) и рабу Твою сию (имя), ибо Тобою сочетается жена с мужем. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть едину. Даруй им плод чрева — благочестивых детей.

Полезное видео

При подготовке к обряду венчания большое внимание уделяют необходимым атрибутам: кольцам, свечам, иконам. Но не стоит забывать о том, что основу обряда составляют молитвы, а порядок проведения таинства подчинен особым правилам. О том, как подготовиться, какие молитвы прочитать, какой смысл вкладывается церковью в венчание и как оно проходит, расскажет видео:

Заключение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитвы, читаемые до и во время венчания, – мощный сакральный посыл, словесное выражение таинства созидания новой семьи. Охранные искренние слова, сказанные матерью, свекровью или самой невестой защитят вновь созданную семью, настроят на верность друг другу и беззаветную преданность. Специальные молитвы, прочитанные священникам, закрепят ваш союз на земле и небесах.

Какие молитвы нужно знать при венчании и кому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here