Коллективная молитва джамаат

Основы: Коллективная молитва джамаат - информация из открытых источников и священных текстов.

Коллективная молитва джамаат

С именем Аллагьа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛагьи ва баракатух!
Дорогие братья и сёстры!

Хвала Аллагьу, в Днепропетровске есть мечеть, в которой все желающие мусульмане могут собраться на джамаат-намаз. Однако в нашей области существует множество мусульман, которые не имеют возможности приезжать в Днепропетровск, а знаний, для того, чтобы проводить джамаат-намазы в своём родном городе (посёлке) не достаточно. Эта статья написана именно для таких наших братьев и сестёр.

ЦЕННОСТЬ ДЖАМААТ-НАМАЗА

Cовершение коллективного намаза (джамаат-намаза) является одной из особенностей общины (уммы) пророка Мух`аммада (да благословит его Аллагь и приветствует). Первым из сынов Адама, кто совершил джамаат-намаз, был пророк Мух`аммад (да благословит его Аллагь и приветствует).

Коллективный намаз (намаз в джамаате, он же намаз за имамом) более угоден Аллагьу. Коллективом могут быть:

— все молящиеся в мечети за имамом,
— все молящиеся в молитвенной комнате, на рабочих местах и дома за избранном ими имамом.

Если в молящемся коллективе нет мужчин, то имамом избирают женщину.

В мечетях имам в коллективном намазе находится впереди всех в специально устроенной нише (михраб). В молитвенной комнате место имама обозначено отдельным, единственным в ряду ковриком. Сзади него места для молящихся отмечают двумя-тремя и более рядами ковриков от стены до стены. Молитвенные коврики, а в мечетях ковры, заранее расположены с обеспечением киблы.

О ценности и достоинствах джамаат-намазов есть множество достоверных хадисов.

1) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллагь ими обоими, что посланник Аллагьа, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит индивиду-альную в двадцать семь раз».

(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №368)

2) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: “Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, однако, если бы знали они (какая награда ждёт людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком!”»

(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №373)

Почему же джамаат-намаз намного ценнее, чем индивидуальный?

В первую очередь, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане оказываются в гостях у Всевышнего Аллагьа. Всевышний повелел нам, Своим рабам, оказывать почести гостям, и Своего раба, который пришёл в мечеть с чистым намерением, Сам Господь тоже возвеличит. Даже если не было бы других достоинств коллективного намаза, совершенного в мечети, одного этого бы было достаточно.

Во-вторых, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане общаются друг с другом, говорят друг другу о своих проблемах, дают советы. Это укрепляет дружбу между ними.

В-третьих, при этом незнающий получает знания от знающего.

В-четвертых, увеличивается вероятность того, что намаз будет принят Всевышним, ведь у людей в поклонении разные степени, и из-за благодати людей, избранных Всевышним, принимается поклонение и у других.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ДЖАМААТ-НАМАЗА

При коллективном намазе один человек (имам) стоит впереди, а другой (маъмун) или какое-то количество молящихся стоят позади него ровными рядами и следуют за ним в действиях. Совершая намаз за имамом, следует:

— стоять за имамом,

— произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом,

— иметь намерение в сердце следовать за имамом (например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллагьа»),

— необходимо ждать, пока имам не перейдёт в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию.

Маъмумы в своих действиях не должны отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым.

Общий порядок такой:

— имам начинает читать Аль-Кюрси, а все остальные продолжают читать про себя

— имам читает дуа, по окончании все произносят «Амин»

— ратибат-намазы (каждый совершает сам)

Порядок совершения собственно джамаат-намаза (основной молитвы) следующий:

— Каждый произносит намерение (сначала словами, для того чтобы ещё более осознать предстоящие выполнению действия).

— Имам громко произносит вступительный такбир. Следуя за ним, все произносят «Аллагьу акбар», при этом каждый делает намерение сердцем.

— Имам читает про себя ифтитах (ваджахту). Это специальное дуа. Кто знает его, также может прочитать про себя.

— Имам громко читает суру «Аль-Фатиха», все остальные слушают. Вслух эту суру имам читает только в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательного намаза. После первых 2 ракаатов имам вслух её уже не читает, а каждый её читает про себя. При совершении полуденного (зухр) и послеобеденного (аср) джамаат-намазов имам вслух суру «Аль-Фатиха» вообще не читает. Маъмуны приступают к чтению про себя этой суры сразу после вступительного такбира (и далее в последующих ракаатах).

— По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, все вместе произносят «Амин, я Раббаль-`аламин» или просто «Амин».

— Затем маъмуны читают суру «Аль-Фатиха» про себя. В это время имам читает про себя какую-либо суру или аят Корана примерно такой-же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.

— Имам громко читает какую-либо суру или аят Корана, все остальные слушают.

— Имам громко произносит такбир (здесь и далее имам громко произносит такбир в начале каждого действия). Совершается поясной поклон.

— Имам громко произносит «Сами`Аллагьу лиман хамидагь» при выпрямлении из поясного поклона.

— Далее следуют земные поклоны и прочие действия в зависимости от намаза.

— Завершая намаз, имам громко произносит заключительный салям.

В утреннем намазе Имам также читает вслух молитву «Магьдина» («Кунут»), употребляя слова во множественном числе. Маъмуны слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза г`аляйка». Начиная с этого выражения и далее, маъмун читает молитву вместе с имамом про себя.

Читайте так же:  Древнеславянские молитвы о здоровье

После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.

Вкратце изложим условия, необходимые для соблюдения при коллективном намазе:

1. Совершение намерения при вступлении в намаз следовать за имамом или в коллективе. Имаму следует указать в намерении, что он совершает намаз в качетсве имама.

2. Знать и следовать наклонам и подъёмам имама. То есть видеть или слышать его или тех, кто совершает за имамом намаз.

3. Непротивление имаму в больших суннатах, которые различаются, т. е. делать так как он.

4. Не выходить вперёд имама во время намаза. Если пятки маъмуна окажутся впереди пяток имама, то намаз нарушается.

5. Не опережать имама в намазе на два рукна (составляющих), совершаемых телом, и не отставать на столько же.

6. Имам и маъмун должны быть на одной территории. Если они находятся в помещении и между ними есть преграда (даже комнаты), но друг к другу у них есть проход (а двери между комнатами открыты), то такой намаз действителен.

ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Если за имамом совершает намаз одна женщина, то она стаёт прямо позади него.

Если за имамом совершает намаз один мужчина, то он встаёт с правой стороны от имама, чтобы пальцы его ног оказались чуть позади от пяток имама. Если он встнет в один ряд с имамом или подальше от него, то вознаграждения от коллективного намаза не будет. Если после вступления в намаз придёт второй маъмум, то он встанет за имамом и потянет на себя первого маъмума, который отступает на шаг. После этого маъмумы должны сомкнуться. Если во время земного поклона или чтения «Аттахийяту» к намазу присоединяется второй маъмум, то шаг назад не делают пока не встанут.

Если за имамом совершают намаз два и более человек, то они встают в отдельный ряд, а имам прямо перед ними.

Если за имамом совершают намаз двое мужчин и женщина, то мужчины встанут в ряд за имамом, а женщина встанет за ними.

Если в намазе участвуют мужчины, женщины и дети, то в первый ряд за имамом встанут мужчины и мальчики, а за ними женщины и девочки.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Встают на намаз только после завершения чтения икамат, но если маъмум находится далеко и может не успеть на вступительный такбир, то ему разрешается встать до завершения чтения икамат.

Если маъмум вошёл в мечеть когда читают икамат, то желательно ему стоять не вступая в намаз-сунна.

Если во время совершения намаза-сунна начнут читать икамат, то этот намаз заввершают.

Желательно, чтобы расстояние между имамом и маъмумами не превышало 1,5 метра.

Желательно имаму и маъмумам стоять на одном уровне.

Женщины никогда не встают в ряд с мужчинами.

Имаму порицательно затягивать намаз без согласия коллектива.

Нежелательно стоять отдельно или становиться на задний ряд, не заполнив передний.

Просто стоять и мысленно молчать во время намаза нежелательно.

ТРЕБОВАНИЯ К ИМАМУ, ЗА КОТОРЫМ СОВЕРШАЕТСЯ ДЖАМААТ-НАМАЗ

Имам, за которым читают намаз должен быть:

2. Достигшим совершенолетия.

3. Быть в сознании (имамство пьяного человека не засчитывается).

4. Быть мужчиной (женщина не может быть для мужчин имамом, но для женщин может).

5. Соблюдать условия намаза (омовение, укрытие авраата и др.)

6. Правильно читать. Имам должен уметь читать хотя-бы обязательные молитвы намаза. Умеющий правильно читать не может следовать за неумеющим.

7. Неимеющим недугов (периодическое кровотечение из носа, недержание мочи и пр.
Если приходится выбирать имама для коллективного намаза, то это делается по следующей схеме. Выбирают:

1. Больше всех знающего о намазе, даже если он в других дисциплинах и не силён.

2. Лучше всех читающено Коран (правильно и красиво).

3. Богобоязненного, оставляющего даже сомнительное.

4. Старшего по возрасту.

6. Имеющего более чистую одежду, более чистое лицо, более чистое тело, имеющего белую одежду.

7. Обладающего красивым голосом.

8. Здорового, то есть не имеющего недугов тела.

9. Если этими качествами обладают несколько человек, то среди них проводится жеребьёвка.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Коллективная молитва джамаат

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросы коллективной молитвы. Можно ли совершать коллективную молитву повторно в мечети?

Совершение коллективной молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, после того, как ее совершил имам мечети во главе джамаата, крайне нежелательно (макрух тахриман) [напр., 1, т.2, с. 59, 245] *.

Данное установление мотивируется следующим:

1. Однажды Пророк (САВ) вышел из своего дома для примирения ансаров, а потом вернулся в мечеть, в которой уже совершили коллективную молитву. Тогда Пророк (САВ) зашел домой, собрал свою семью и совершил с ними молитву [7, т.2, с.84]. Если бы повторное совершение молитвы в мечети было бы разрешено, то Пророк (САВ) совершил бы ее там, а не возвращался бы домой. Ведь достоверно известно, что молитва в мечети имеет большее достоинство.

Читайте так же:  Молитва от избавления от сглаза и порчи

2. Когда сподвижники Пророка (САВ) не успевали на коллективную молитву в мечети, они совершали ее там в индивидуальном порядке [8, т.2, гл.158; 9, т.2, №3425, 3426].

3. Повторное совершение молитвы ведет к уменьшению присутствующих на молитве, поскольку если люди будут знать, что могут опоздать на молитву, то они будут спешить совершить ее своевременно вместе со всеми, и тогда присутствующих на молитве будет много, а в противном случае они не будут спешить, и присутствующих будет мало [1, т.2, с.59; 2, т.1, с.153].

4. Все побуждения шариата в отношении коллективного совершения молитвы касаются первого джамаата. О крайнем осуждении тех, кто оставляет его, говорится в следующем хадисе: «Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я собрался повелеть собрать дрова, потом повелеть призвать на молитву, потом повелеть человеку совершить молитву во главе людей, а потом пойти к тем мужчинам, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла. Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы кто­нибудь из них узнал, что найдет здесь кость с жирным мясом или пару хороших овечьих копыт, то непременно явился бы на ночную молитву» (сб. аль­Бухари, №644; Муслима, №651). Обязательное присутствие же на первом джамаате подразумевает нежелательность совершения молитвы в мечети коллективно еще раз [5, т.1, с.81].

Однако данное установление не касается следующих мечетей:тей:

­ тех, в которых нет имама и муэдзина (например, при общежитиях);

­ не имеющих определенный джамаат (например, мечети Мекки);

­ придорожных мечетей (например, при вокзалах).

Наряду с этим разрешается повторное совершение молитвы в следующих случаях:

­ если совершение коллективной молитвы носило нежелательный характер (т.е. не были произнесены азан и икамат или были произнесены скрытно);

­ если имам совершает обязательную молитву, а ма’мум – дополнительную**;

­ если молитва до этого была совершена коллективно другими людьми;

­ если второй джамаат будет совершать молитву не в том виде, в каком совершал ее первый*** (например, если имам не будет выходить вперед, встав в середину ряда, или молитва будет совершена в стороне от михраба – ниши в стене, указывающей направление на Киблу);

­ если участников второго джамаата будет меньше четырех человек, не считая имама**** [1, т.2, с.59; 5, т.1, с.81].

Также в современных реалиях необходимо учитывать и мнение имама мечети, который вправе запретить повторное совершение молитвы во избежание недовольства прихожан, в пресечение «прогулов» коллективной молитвы и т. д. В этом случае джамаат обязан подчиниться запрету. Последнее более четко оговаривается шафиитами, которые порицают повторное совершение молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, без разрешения имама [4, т.4, с.222].

Каково положение имама и ма’мума во время коллективной молитвы?

Что касается положения имама мечети при совершении коллективной молитвы, то, по мнению ханафитских и шафиитских богословов, ему следует стоять впереди молящихся, напротив середины ряда [2, т.2, с.266; 7, т.4, с.301]. Об этом говорит следующий хадис Пророка (САВ): «Ставьте имама посередине и заполняйте бреши [в рядах]» (сб. Абу­Дауда, №681). Совершение имамом коллективной молитвы в углу мечети, напротив колонны, справа или слева от ряда, является макрухом, поскольку это не соответствует действиям общины мусульман во времена Пророка (САВ) и сподвижников его [2, т.2, с.266].

Что касается молящихся за имамом, то положение их при совершении коллективной молитвы в зависимости от числа и пола следующее:

Если ма’мум – мужчина, взрослый или мальчик, то он становится справа от имама.

Если ма’мум – женщина, то она становится за имамом.

Если мужчин двое, то они оба становятся позади имама. Если второй из них при этом несовершеннолетний, то он становится рядом с взрослым, не образуя отдельный ряд*****.

Мужчина и женщина становятся за имамом следующим образом: мужчина справа от имама, женщина за ними [2, т.2, с. 265,270].

Данные установления приводятся в следующих хадисах:

Джабир рассказал: «Я передвигался с Пророком (САВ) в одном походе, и он стал совершать молитву. Я подошел и встал слева от него, а он взял меня за руку и повернул меня за собой, поставив справа. Потом подошел Ибн­Сахр и встал слева от Пророка (САВ). Тогда он взял и оттолкнул нас своими руками так, что мы встали сзади» (сб. Муслима, 3010; Абу­Дауда, №634).

Со слов Анаса ибн Малика передается, что бабушка Исхака Мулейка позвала посланника Аллаха (САВ) отведать еду, которую она приготовила. Отведав угощение, Пророк (САВ) сказал: «Вставайте, я прочитаю впереди вас молитву». «И я встал, – говорит Анас, – на почерневшую от времени циновку и сбрызнул ее водой. Пророк (САВ) встал [спереди], сирота – рядом со мной, старушка позади нас; и совершил во главе нас два раката» (сб. аль­Бухари, №860; Муслим. №658).

Расположение рядов молящихся должен быть следующим:сначала взрослые мужчины, потом несовершеннолетние; потом взрослые женщины, потом несовершеннолетние. Лучший ряд для ма’мума мужчины – это первый. О достоинстве совершения в нем намаза говорят следующий хадис: «Лучший ряд для мужчин – первый, а худший – последний, а лучший ряд для женщин – последний, а худший – первый» (сб. Абу­Дауда, №678). Таким образом, лучший ряд для женщины – последний. Однако это в том случае, если между рядами мужчин и женщин нет перегородки. Если же она есть, то для женщин лучший ряд, как и для мужчин, – первый.

Читайте так же:  Молитва Святой вероники

Лучшее место в первом ряду – это место поблизости от имама [4, т.1, с.151]. На это указывают следующие предания, которые приводятся в известном ханафитском труде «аль­Бахр ар­Раик», в главе о ведении молитвы (имамат): «Когда Всевышний Аллах ниспосылает милость свою на джамаат, Он ниспосылает ее сначала на имама. Затем милость переходит на того, что стоит за ним в первом ряду, затем на правую сторону (ряда), затем на левую, а затем на второй ряд». «Тому молящемуся, что стоит прямо за имамом в первом ряду, – говорится там же в другом хадисе, – записывается сто молитв. Тому, что стоит на правой стороне ряда записывается семьдесят пять молитв. Тому, что стоит на левой стороне – пятьдесят молитв. Тем, что стоят в остальных рядах – двадцать пять».

В то же время в первом ряду следует находиться людям, имеющим соответствующие знания о порядке совершения молитвы и способным заменить имама при нарушении им ритуальной чистоты и в других случаях. Ведь Пророк (САВ) сказал: «Пусть следуют за мной совершеннолетние и разумные из вас, потом те, что следуют за ними в этом, потом те, что следуют за ними» (сб. Муслима, №433; Абу­Дауда, №674).

Если обе стороны ряда равны, тогда ма’муму следует встать с правой стороны ряда. На предпочтительность этого указывает, в частности, следующий хадис Пророка (САВ): «Поистине, Аллах и ангелы благословляют правую сторону рядов» (сб. Абу­Дауда, №676). Если справа молящихся больше, то ма’муму следует встать с левой стороны ряда. Ведь, как приводится в хадисе: «Тому, кто заполнит левую сторону мечети из­за малочисленности находящихся в ней людей, запишется двойная награда» [7, т.2, с.97].

По мнению ханафитов, разрешено уступать место в первом ряду старшим по возрасту и знаниям из уважения к ним, а также занимать последний ряд, если нахождение в первом ряду вызовет неудобства у совершающих молитву или причинит им неприятности. Об этом говорится в хадисе посланника Аллаха (САВ): «Кто оставит первый ряд, опасаясь причинить вред мусульманину, тому запишется удвоенная награда первого ряда» (Ибн­Маджа, №1007) [2, т.2, с.267; 7, т.2, с.97].

Следует заполнять пустые места в рядах как справа, так и слева. При этом если напротив человека есть свободное место в ряду, то разрешается пройти перед ним, чтобы заполнить ряд. На это указывают слова Пророка (САВ): «Если кто­нибудь увидит брешь в ряду, пусть заполнит ее сам. Если же он не сделает этого и кто­нибудь пройдет рядом, пусть переступит через шею его [чтобы закрыть брешь], потому что нет ему уважения» [2, т.2, с.269; 7, т.2, с.95].

Если первый ряд уже заполнен, то мусульманину следует встать справа, подождать еще одного человека и образовать вместе с ним второй ряд. Если до поясного поклона имама никто не появится, тогда можно притянуть человека из первого ряда, сведущего в данном вопросе, и образовать второй ряд с ним. Если такого человека перед ним нет, тогда ситуация считается вынужденной, и ему следует встать одному позади ряда за имамом [2, т.2, с.266]. Совершать же намаз одному позади ряда без уважительной причины нежелательно [напр. 3, т.1, с.309].

Ряды совершающих молитву за имамом должны быть ровными, плотными, заполненными. Они должны находиться близко друг от друга. На это существуют многочисленные указания из достоверной Сунны, как, например, следующий хадис: «Выпрямляйте ряды, ровняйте плечи, заполняйте пустоты (в рядах), не оставляйте промежутки шайтанам. Тесните плечи, позволяя вошедшему встать в ряд [когда он попросит вас об этом, положив руку на плечо]. Кто заполнит ряд, того вознаградит Аллах, а кто нарушит ряд, того лишит Аллах [награды]» (сб. Абу­Дауда, №666).

Все вышеперечисленные установления (за исключением разве что пункта о расположения ма’мума позади имама и женщин позади мужчин при совершении коллективной молитвы) отнюдь не относятся к обязательным условиям молитвы. Однако соблюдение этих установлений, несомненно, дополняет молитву и умножает награду за совершение ее.

1. Ибн­‘Абидин. Радд аль­мухтар ‘аля ад­дурр аль­мухтар (Хашия Ибн­‘Абидин). – Бейрут: «Дар ихья ат­турас аль­‘араби», 1997 г.

2. Аль­Касани ‘Аляуддин. Китаб бадаи’ ас­санаи’ фи тартиб аш­шараи’. – Бейрут: «Дар аль­кутуб аль­‘ильмия».

3. Аш­Шафи’и Мухаммад. Аль­умм. – Бейрут: «Дар аль­ма’рифа».

4. Ан­Навави Яхья бин Шараф. Аль­Маджму’ шарх аль­мухаззаб. – «Дар аль­фикр».

5. Аш­Шибани Мухаммад. Китаб аль­худжжа ‘аля ахль аль­Мадина (би та’лик Махди Хасан аль­Киляни аль­Кадири).

6. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх аль­фатх аль­кадир лиль­‘аджиз аль­факир. – Бейрут: «Дар ихья ат­турас аль­‘араби» 7. Нуруддин аль­Хейсами. Маджма’ аз­заваид ва манба’ аль­фаваид. – Бейрут: «Муассаса аль­ма’ариф»

8. Абдаллах ибн­Аби­Шейба. Аль­мусаннаф фи аль­ахадис ва аль­асар. – Бейрут: «Дар аль­фикр», 1989 г.

9. Абдарраззак ас­Сан’ани. Аль­мусаннаф. – «Аль­маджлис аль­‘ильми»

Руфат­хазрат Ахметжанов
имам­-хатыб

Коллективная молитва джамаат

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Вопросы коллективной молитвы

Совершение коллективной молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, после того, как ее совершил имам мечети во главе джамаата, крайне нежелательно (макрух тахриман) [напр., 1, т.2, с. 59, 245] *.

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской о трудоустройстве

Данное установление мотивируется следующим:

1. Однажды Пророк (САВ) вышел из своего дома для примирения ансаров, а потом вернулся в мечеть, в которой уже совершили коллективную молитву. Тогда Пророк (САВ) зашел домой, собрал свою семью и совершил с ними молитву [7, т.2, с. 84]. Если бы повторное совершение молитвы в мечети было бы разрешено, то Пророк (САВ) совершил бы ее там, а не возвращался бы домой. Ведь достоверно известно, что молитва в мечети имеет большее достоинство.

2. Когда сподвижники Пророка (САВ) не успевали на коллективную молитву в мечети, они совершали ее там в индивидуальном порядке [8, т. 2, гл.158; 9, т.2, № 3425, 3426].

3. Повторное совершение молитвы ведет к уменьшению присутствующих на молитве, поскольку если люди будут знать, что могут опоздать на молитву, то они будут спешить совершить ее своевременно вместе со всеми, и тогда присутствующих на молитве будет много, а в противном случае они не будут спешить, и присутствующих будет мало [1, т.2, с. 59; 2, т. 1, с. 153].

4. Все побуждения шариата в отношении коллективного совершения молитвы касаются первого джамаата. О крайнем осуждении тех, кто оставляет его, говорится в следующем хадисе: «Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я собрался повелеть собрать дрова, потом повелеть призвать на молитву, потом повелеть человеку совершить молитву во главе людей, а потом пойти к тем мужчинам, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла. Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы кто­нибудь из них узнал, что найдет здесь кость с жирным мясом или пару хороших овечьих копыт, то непременно явился бы на ночную молитву» (сб. аль­Бухари, №644; Муслима, №651). Обязательное присутствие же на первом джамаате подразумевает нежелательность совершения молитвы в мечети коллективно еще раз [5, т. 1, с. 81].

Однако данное установление не касается следующих мечетей:

— тех, в которых нет имама и муэдзина (например, при общежитиях);

— не имеющих определенный джамаат (например, мечети Мекки);

— придорожных мечетей (например, при вокзалах).

Наряду с этим разрешается повторное совершение молитвы в следующих случаях:

— если совершение коллективной молитвы носило нежелательный характер (т.е. не были произнесены азан и икамат или были произнесены скрытно);

— если имам совершает обязательную молитву, а ма’мум – дополнительную**;

— если молитва до этого была совершена коллективно другими людьми;

— если второй джамаат будет совершать молитву не в том виде, в каком совершал ее первый*** (например, если имам не будет выходить вперед, встав в середину ряда, или молитва будет совершена в стороне от михраба — ниши в стене, указывающей направление на Киблу);

— если участников второго джамаата будет меньше четырех человек, не считая имама**** [1, т. 2, с. 59; 5, т. 1, с. 81].

Также в современных реалиях необходимо учитывать и мнение имама мечети, который вправе запретить повторное совершение молитвы во избежание недовольства прихожан, в пресечение «прогулов» коллективной молитвы и т. д. В этом случае джамаат обязан подчиниться запрету. Последнее более четко оговаривается шафиитами, которые порицают повторное совершение молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, без разрешения имама [4, т. 4, с. 222].

Каково положение имама и ма’мума во время коллективной молитвы?

Что касается положения имама мечети при совершении коллективной молитвы, то, по мнению ханафитских и шафиитских богословов, ему следует стоять впереди молящихся, напротив середины ряда [2, т. 2, с. 266; 7, т. 4, с. 301]. Об этом говорит следующий хадис Пророка (САВ): «Ставьте имама посередине и заполняйте бреши [в рядах]» (сб. Абу-Дауда, № 681). Совершение имамом коллективной молитвы в углу мечети, напротив колонны, справа или слева от ряда, является макрухом, поскольку это не соответствует действиям общины мусульман во времена Пророка (САВ) и сподвижников его [2, т. 2, с. 266].

Что касается молящихся за имамом, то положение их при совершении коллективной молитвы в зависимости от числа и пола следующее:

Если ма’мум — мужчина, взрослый или мальчик, то он становится справа от имама.

Если ма’мум — женщина, то она становится за имамом.

Если мужчин двое, то они оба становятся позади имама. Если второй из них при этом несовершеннолетний, то он становится рядом с взрослым, не образуя отдельный ряд*****.

Мужчина и женщина становятся за имамом следующим образом: мужчина справа от имама, женщина за ними [2, т.2, с. 265,270].

Данные установления приводятся в следующих хадисах:

Джабир рассказал: «Я передвигался с Пророком (САВ) в одном походе, и он стал совершать молитву. Я подошел и встал слева от него, а он взял меня за руку и повернул меня за собой, поставив справа. Потом подошел Ибн-Сахр и встал слева от Пророка (САВ). Тогда он взял и оттолкнул нас своими руками так, что мы встали сзади» (сб. Муслима, 3010; Абу-Дауда, № 634).

Со слов Анаса ибн Малика передается, что бабушка Исхака Мулейка позвала посланника Аллаха (САВ) отведать еду, которую она приготовила. Отведав угощение, Пророк (САВ) сказал: «Вставайте, я прочитаю впереди вас молитву». «И я встал, — говорит Анас, — на почерневшую от времени циновку и сбрызнул ее водой. Пророк (САВ) встал [спереди], сирота — рядом со мной, старушка позади нас; и совершил во главе нас два раката» (сб. аль-Бухари, № 860; Муслим. № 658).

Расположение рядов молящихся должен быть следующим:сначала взрослые мужчины, потом несовершеннолетние; потом взрослые женщины, потом несовершеннолетние. Лучший ряд для ма’мума мужчины — это первый. О достоинстве совершения в нем намаза говорят следующий хадис: «Лучший ряд для мужчин — первый, а худший — последний, а лучший ряд для женщин — последний, а худший — первый» (сб. Абу-Дауда, № 678). Таким образом, лучший ряд для женщины — последний. Однако это в том случае, если между рядами мужчин и женщин нет перегородки. Если же она есть, то для женщин лучший ряд, как и для мужчин, — первый.

Читайте так же:  Молитвы о здоровье Святому луке

Лучшее место в первом ряду — это место поблизости от имама [4, т. 1, с. 151]. На это указывают следующие предания, которые приводятся в известном ханафитском труде «аль-Бахр ар-Раик», в главе о ведении молитвы (имамат): «Когда Всевышний Аллах ниспосылает милость свою на джамаат, Он ниспосылает ее сначала на имама. Затем милость переходит на того, что стоит за ним в первом ряду, затем на правую сторону (ряда), затем на левую, а затем на второй ряд». «Тому молящемуся, что стоит прямо за имамом в первом ряду, — говорится там же в другом хадисе, — записывается сто молитв. Тому, что стоит на правой стороне ряда записывается семьдесят пять молитв. Тому, что стоит на левой стороне — пятьдесят молитв. Тем, что стоят в остальных рядах — двадцать пять».

В то же время в первом ряду следует находиться людям, имеющим соответствующие знания о порядке совершения молитвы и способным заменить имама при нарушении им ритуальной чистоты и в других случаях. Ведь Пророк (САВ) сказал: «Пусть следуют за мной совершеннолетние и разумные из вас, потом те, что следуют за ними в этом, потом те, что следуют за ними» (сб. Муслима, № 433; Абу-Дауда, № 674).

Если обе стороны ряда равны, тогда ма’муму следует встать с правой стороны ряда. На предпочтительность этого указывает, в частности, следующий хадис Пророка (САВ): «Поистине, Аллах и ангелы благословляют правую сторону рядов» (сб. Абу-Дауда, № 676). Если справа молящихся больше, то ма’муму следует встать с левой стороны ряда. Ведь, как приводится в хадисе: «Тому, кто заполнит левую сторону мечети из-за малочисленности находящихся в ней людей, запишется двойная награда» [7, т.2, с.97].

По мнению ханафитов, разрешено уступать место в первом ряду старшим по возрасту и знаниям из уважения к ним, а также занимать последний ряд, если нахождение в первом ряду вызовет неудобства у совершающих молитву или причинит им неприятности. Об этом говорится в хадисе посланника Аллаха (САВ): «Кто оставит первый ряд, опасаясь причинить вред мусульманину, тому запишется удвоенная награда первого ряда» (Ибн-Маджа, №1007) [2, т. 2, с.267; 7, т.2, с.97].

Следует заполнять пустые места в рядах как справа, так и слева. При этом если напротив человека есть свободное место в ряду, то разрешается пройти перед ним, чтобы заполнить ряд. На это указывают слова Пророка (САВ): «Если кто-нибудь увидит брешь в ряду, пусть заполнит ее сам. Если же он не сделает этого и кто-нибудь пройдет рядом, пусть переступит через шею его [чтобы закрыть брешь], потому что нет ему уважения» [2, т.2, с.269; 7, т.2, с.95].

Если первый ряд уже заполнен, то мусульманину следует встать справа, подождать еще одного человека и образовать вместе с ним второй ряд. Если до поясного поклона имама никто не появится, тогда можно притянуть человека из первого ряда, сведущего в данном вопросе, и образовать второй ряд с ним. Если такого человека перед ним нет, тогда ситуация считается вынужденной, и ему следует встать одному позади ряда за имамом [2, т. 2, с. 266]. Совершать же намаз одному позади ряда без уважительной причины нежелательно [напр. 3, т. 1, с. 309].

Ряды совершающих молитву за имамом должны быть ровными, плотными, заполненными. Они должны находиться близко друг от друга. На это существуют многочисленные указания из достоверной Сунны, как, например, следующий хадис: «Выпрямляйте ряды, ровняйте плечи, заполняйте пустоты (в рядах), не оставляйте промежутки шайтанам. Тесните плечи, позволяя вошедшему встать в ряд [когда он попросит вас об этом, положив руку на плечо]. Кто заполнит ряд, того вознаградит Аллах, а кто нарушит ряд, того лишит Аллах [награды]» (сб. Абу-Дауда, №666).

Все вышеперечисленные установления (за исключением разве что пункта о расположения ма’мума позади имама и женщин позади мужчин при совершении коллективной молитвы) отнюдь не относятся к обязательным условиям молитвы. Однако соблюдение этих установлений, несомненно, дополняет молитву и умножает награду за совершение ее.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Ибн-‘Абидин. Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн-‘Абидин). — Бейрут: «Дар ихья ат-турас аль-‘араби», 1997 г.
2. Аль-Касани ‘Аляуддин. Китаб бадаи’ ас-санаи’ фи тартиб аш-шараи’. — Бейрут: «Дар аль-кутуб аль-‘ильмия».
3. Аш-Шафи’и Мухаммад. Аль-умм. — Бейрут: «Дар аль-ма’рифа».
4. Ан­Навави Яхья бин Шараф. Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб. — «Дар аль-фикр».
5. Аш-Шибани Мухаммад. Китаб аль-худжжа ‘аля ахль аль-Мадина (би та’лик Махди Хасан аль-Киляни аль-Кадири).
6. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх аль-фатх аль-кадир Лиль-‘аджиз аль-факир. — Бейрут: «Дар ихья ат-турас аль-‘араби» 7. Нуруддин аль-Хейсами. Маджма’ аз-заваид ва манба’ аль-фаваид. — Бейрут: «Муассаса аль-ма’ариф»
8. Абдаллах ибн-Аби-Шейба. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. — Бейрут: «Дар аль-фикр», 1989 г.
9. Абдарраззак ас-Сан’ани. Аль-мусаннаф. — «Аль-маджлис аль-‘ильми»

Коллективная молитва джамаат
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here