Молитва Александра македонского

Основы: Молитва Александра македонского - информация из открытых источников и священных текстов.

Александр Македонский — Глава XV — Битва с Пором

«На него бросились тысяча всадников и 60 колесниц;
колесницы были все захвачены; всадников полегло 400.
Пор*, сообразив, что Александр переправился через реку,
пошёл навстречу со своим войском.
Испугавшись слонов и большого войска, Александр ринулся
на левое крыло неприятеля сам, а Кену* приказал напасть на правое.
Началась рукопашная беспорядочная схватка».

Плутарх («Александр». 60)

Скалу Аорн Геракл взять не мог.
Камней и стрел подвергнут был он граду,
И вынужден был всё же снять осаду,
И отступил, хотя Геракл — бог.
Не с богом ли самим соревноваться?
Твердыня эта стадиев шестнадцать*
Была и остаётся в высоту.
И царь решил не брать вершину тоже,
Оставив напоследок, как мечту.
Старик нашёлся. Он сказал поможет.
(Ещё один предательства пример)
Всю жизнь прожил во мраке он пещер
С подросшими своими сыновьями,
Питаясь лишь природными дарами.
Чтоб только катапульты подкатить,
И прочие осадные машины,
И всё-таки добраться до вершины,
Велел царь даже пропасть завалить.
Старик провёл окольною тропою.
С позиций у врага над головою
На варваров послал он тучу стрел,
И взять скалу проклятую сумел,
Себя не подвергая риску даже —
Он ночью отозвал с проходов стражу,
И варвары покинули скалу,
Надеясь на спасительную мглу.

Навстречу Александру шли царьки,
Приветствовали, словно сына бога.
Сдавались, только было их не много.
Других загнал он в город у реки,
И слух пополз, что всех там уничтожил,
Хотя был сам стрелою ранен тоже.
При штурме Мазагама он коня
Потребовал, и стрелы, как занозы
С досадой вырывая из себя,
Делами подтверждал слова угрозы.
Воздвигнув башни вровень со стеной,
Он приз, однако, вырвал дорогой —
К нему в шатёр пришла сама царица*
(Народ потом прозвал её «блудница»,
С намёком на амурные дела,
Когда она в положенные сроки
Сыночком разродилась и в итоге,
Конечно, Александром нарекла.)
Не мудрое ли было то решенье?
Ведь царь ей возвратил её владенья.
Чтоб щедростью Таксила* превзойти,
Чьё царство повстречалось на пути,
Царю пришлось гораздо больше выдать,
Хоть тот велел добром его засыпать.
Он делал из врагов своих друзей
Нередко просто щедростью своей.

За Индом поджидал его Омфис*,
С огромным войском вышедший навстречу.
Царь знал, насколько индов лживы речи,
И тут же наконечники сарисс
Направил на слонов и на пехоту.
Царёк Омфис к такому повороту
Был не готов, и шпоры дал коню.
Наивность то была или коварство?
Навстречу смело выехал царю.
Хотел легко избавиться от царства.
Царь рад был простодушию его:
Мол, от друзей не надо ничего,
И царство возвратил ему обратно.
Подарки делать, всё-таки, приятно!
Но нет похожих царств, как и людей.
И тут, пожалуй, надо вспомнить Пора,
Ведь с ним не получилось разговора.
Похоже, то был царь среди царей,
Ведь он на предложение о сдаче
Ответил: через труп мой, не иначе
Войдёшь ко мне ты. Мол, мои слоны
Давно уже скучают без войны.
Река Гидасп* — серьёзная преграда.
Стремительность и мощь в ней водопада.
Пехоты тридцать тысяч и слонов
Не так то просто сбросить со счетов.

Глаза у страха, правда, велики.
Река и враг внушали ужас просто!
Да будь ты даже вдвое выше ростом,
Размеры и стремительность реки
Сулили мало шансов на победу.
Но царь легко решил проблему эту.
Пор ростом был чуть ли не в пять локтей —
Могучая, былинная фигура!
Попытку победить его, скорей,
Назвать бы надо словом «авантюра».
Царь медлить со сражением не стал.
Он знал, что Пор подмогу ожидал.
Надежду возложив на Птолемея*,
Желал он переправиться скорее.
И Птолемей, устроив шум и гам,
Что только послужило царской славе,
Готовился так рьяно к переправе,
Что было даже весело врагам —
Как к смерти всё же пагубно влеченье!
А в это время ниже по теченью,
Плоты стремились к берегу пристать,
Борясь с теченьем. Им не привыкать,
Отважным македонцам! Их отвага
От флага впереди шла на три шага.
Сам царь шёл впереди своих знамён,
И Пор был неприятно удивлён.

И страшен вид рассерженных слонов,
Когда они бегут, расправив уши,
И рёв их в пятки загоняет души,
И перед ними не сомкнуть рядов.
Пор выехал, доспехами сверкая.
Сразиться, мол, с самим царём желаю.
Он выбил Александра из седла,
И чудо ли спасло или молитва,
Но смерть опять растеряна была,
Поскольку тут же завязалась битва.
«Тут стрелы индов били нас в упор.
Сначала колесниц лишился Пор.
Слонам рубили хобот, и их сила
Самих же глупых варваров косила —
Бежал слон, обезумевший от ран,
Топтал своих. К такому повороту
Я был готов. Рассеял их пехоту,
А лучникам приказ был раньше дан.
Все стрелы разом в Пора полетели,
И редкая промчалась мимо цели.
Пор сполз на землю со спины слона,
И им была проиграна война.
Вы видели бы, как же слон умелый
Из тела Пора вынимает стрелы!
Замолкли барабаны. Кончен бой».
Так Александр писал в письме домой.

— Достойная опасность для меня!
Так, говорят, сказал тогда Великий.
Шум боя и воинственные крики
Закончились к закату только дня.
А царь верхом был в самой гуще сечи,
И как всегда не там, где было легче.
Пердикка, Птолемей, Гефестион
Сражались вместе с ним на левом фланге.
Здесь словно бастион был каждый слон.
Слоны и возвышались, будто танки.
Свистели стрелы и зветел металл.
На правом фланге Кен героем стал.
Без возничих носились колесницы.
Могло ли Пору это всё присниться!
Таврон и Леоннат и Антиген*
Вели войска на центр. Скрежет стали
И рёв слонов, конечно же пугали,
Но страх всегда проблема из проблем,
И он слабее доблести и воли.
И что же мы, не справимся с ним, что ли?
Конечно индов не было вины,
Что их уже не слушались слоны,
И кони, шпор не чувствуя, бесили.
И снова уступила сила силе.
А как на землю сполз их царь и бог,
И войско всё пустилось наутёк.

Читайте так же:  Молитва иверская икона

Фигура Пора — верная мишень!
Семь стрел пробили царские доспехи,
И пусть не сомневался он в успехе,
Не очень-то удачный выпал день.
Остался жив — и то уже удача.
Он встретил воскрешенье, чуть не плача,
Просил, чтобы добили и не ел,
Считал, что жизнь исчерпана до донца.
Да, он могуч, удачлив был и смел,
Но было далеко до македонца.
— А чем тебе не нравится Таксил?
Ведь я ему всё царство возвратил,
И если бы смирился ты с судьбою,
Не стал бы я войну вести с тобою.
— Отвечу я свободно, как и ты.
Ведь я считал, что нет меня сильнее.
— Ошибки, всё же, делают умнее.
Души моей не зная широты,
Судьбу ты испытал свою. Доволен?
— А кто доволен может быть в неволе?
Но я уже согласен быть вторым.
И царь был рад беседе этой с ним.
Он подвигом и славой восхищался,
И Пор как был царём, так и остался.
Заметим, кстати, без обиняков:
Царь к славе благосклонней был врагов.

*Пор — очевидно, представитель знаменитой царской
династии Пуру (Паурава), прославленной в Махабхарате.

*Кен — военачальник Александра.

*Получается, что Скала Аорн была высотой 2840 м. (стадий — 177,6м)

*Омфис — вероятно, из рода Амбхи, упоминаемого в санскритской
грамматике Панини.

*Мазагам — «город весьма крупный, главный город ассаканов».

*Таксил — один из индийских царьков.

*Гидасп — река была шириной 4 стадия, т. е. около 700 метров.

*Птолемей — военачальник Александра.
Впоследствии — правитель Египта.

* В строфе 6 перечиляются военачальники Александра.

У Пора было 85 слонов, 300 колесниц, 30 тысяч пехотинцев (По Плутарху — 20 000)
и от 2 до 4 тыс конницы.Убито было 12 000, в плен взяли более 9 000. Поймали
80 слонов.
У македонцев (по Диодору) пало 280 всадников и более 700 пехотинцев.

Молитвы благоверному великому князю Александру Невскому, во иноках Алексию

Тропарь, глас 4 *

Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре,/ яви́ бо тя Христо́с я́ко не́кое Боже́ственное сокро́вище Росси́йстей земли́,/ но́ваго чудотво́рца пресла́вна и Богоприя́тна./ И днесь соше́дшеся в па́мять твою́ ве́рою и любо́вию,/ во псалме́х и пе́ниих ра́дующеся сла́вим Го́спода,/ да́вшаго тебе́ благода́ть исцеле́ний./ Его́же моли́ спасти́ град сей,/ и держа́ве Росси́йстей Богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

Перевод: Как почитаемый росток от благочестивого корня ты был, блаженный Александр, ибо тебя явил Христос как некое священное сокровище Российской земли, нового чудотворца преславного и Богоприятного. И сегодня собравшиеся в день памяти твоей с верой и любовью в псалмопении и песнопениях духовных, радуясь, славим Господа, давшего тебе благодать исцелений. Его же моли спасти город этот и государству Российскому быть угодным Богу, и сынам Российским спастись.

Кондак, глас 8 *

Я́ко звезду́ тя пресве́тлу почита́ем,/ от восто́ка возсия́вшую, и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне./ Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии,/ моли́ спасти́ Оте́чество твое́, и вся притека́ющия к ра́це моще́й твои́х,/ и ве́рно вопию́щия ти́:// ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.

Перевод: Как звезду тебя преяркую почитаем, воссиявшую на востоке и пришедшую на запад, ибо всю страну эту обогащаешь чудесами и красотой, и просвещаешь с верой почитающих память твою, Александр блаженный. Потому сегодня празднуем твое успение, люди твои, моли спасти Отечество твое и всех приходящих к раке с мощами твоими, и с верой взывающих к тебе: «Радуйся, города нашего сила».

Молитва 1-я **

Молитва 2-я

О, святы́й благове́рный кня́же Алекса́ндре! При́зри ми́лостивно на ны, недосто́йныя рабы́ Бо́жии (имена), и исхода́тайствуй нам житие́ ти́хое и безмяте́жное, и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие неукло́нное твои́м предста́тельством устро́й нам, да сохрани́т нас Госпо́дь Бог Свое́ю благода́тию в ми́ре, здра́вии, долгоде́нствии и вся́ком благополу́чии в до́лжайшая ле́та, да при́сно сла́вим и благослови́м Бо́га в Тро́ице Святе́й сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Краткое житие

Дни памяти 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря

Св. князь Александр Невский – прославленный полководец и мудрый правитель, отдавший всю жизнь делу защиты Русской земли. С молитвою одолел в бою превосходящие силы тевтонцев и шведов, терпением и умелой политикой спас Новгород от разорения татарскими полчищами. Во время поездки в Орду к Батыю твердо отказался поклониться языческим идолам. За мужество и стойкое исповедание Православия заслужил уважение хана и был отпущен с миром и почестями. Перед кончиной принял монашество и схиму с именем Алексий. Св. кн. Александру молятся об избавлении Отечества от иноземного нашествия, о добром нраве властей и правителей, об успехе в ратном деле, о твердом стоянии в вере.

Читайте так же:  Молитва о замужестве и личной жизни петру и февронии

Библейская энциклопедия

а) ( I Мак. I, 1 ) – македонский царь, сын Филиппа II, величайший из завоевателей. Его славная история, без сомнения, известна каждому читателю всемирной истории. В Свящ. Писании царство Александра Македонского символически изображено в различных видениях пр. Даниила, как-то: в огромном истукане, виденном во сне ц. Навуходоносором ( Дан. II. 32–39 ); в видении четырех больших зверей ( Дан. VII, 6 ); в видении овна с двумя рогами и козла с одним рогом, из которого выросло потом четыре рога ( Дан. VIII, 5–8 );

б) (помощник людей) ( Мк. XV, 2 ) – сын Симона киринеянина, которого заставили понести крест Христов на Голгофу;

в) ( Деян. IV, 6 ) – лицо из первосвященнического рода, вместе с другими первосвященниками в синедрионе принимавший участие в суде над апостолами Петром и Иоанном по случаю чудесного исцеления ими хромого;

г) ( Деян. XIX, 33 ) – еврей в Ефесе, который принимал видное участие в споре между Павлом и ефесскими жителями по случаю возмущения Димитрия серебреника и старался успокоить народное волнение, хотя и безуспешно;

д) ( I Тим. I, 20 ) – лицо, упоминаемое вместе с именеем в означенной цитате; они представляют в своем лице таких отступников христиан, которые, отвергнув добрую совесть, отпали от веры и предались богохульству;

е) ( II Тим. IV, 14 ) – Александр медник, причинивший много зла ап. Павлу в деле его апостольского служения: Александр медник много сделал мне зла, говорит о нем св. ап. Павел, да воздаст ему Господь по делам его!

Молитва святому благоверному князю Александру Невскому о помощи

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Много благородных дел совершил великий князь Александр для Руси. Его боевые подвиги в защите отчизны и искусство дипломата в отношения с Золотой ордой отражены в исторических летописях. Православная церковь считает князя посланником Господа и молитва святому Александру Невскому помогает любому человеку в трудную минуту. Александр воплощает образ политического лидера, уважающего христианские идеалы.

Александр Невскоий — защитник отечества и дипломат

Князь Александр жил в сложное для Руси время. Междоусобные войны сотрясали страну, феодальная раздробленность не давала объединиться против Золотой орды и монгольских захватчиков. Они грабили и уводили в плен русских людей. Князь отказался от помощи папы Римского и сражался с крестоносцами Тевтонского ордена и шведами, которые претендовали на русские территории.

Он был великим дипломатом и понимал, что Русь не сможет противостоять двум врагам на востоке татарскому ханству и на западе Тевтонскому Ордену. Князь неоднократно посещал Золотую Орду и наладил отношение с ханом, он даже пытался обратить язычников в православную веру. Многие историки предполагают, что его пытались отравить приближенные лица хана. Любое начинание князь начинал с молитвы.

За свою недолгую жизнь сорок три года великий князь не знал ни одного поражения и выиграл все битвы. Он умер по пути из Золотой орды, и местом захоронения был ближайший город Владимир. О его святости свидетельствует мертвое тело, которое за десять дней пути не стало разлагаться. Смерть он принял по-христиански. Когда он почувствовал, что умирает, то принял перед смертью обет с именем Алексей.

Весь русский народ оплакивал смерть великого воина и защитника. Поклонение его мощам началось за сто пятьдесят лет до причисления князя к лику святых в шестнадцатом веке.

Почитаемыми днями считаются 12 сентября, день перенесения мощей из города Владимира в Александро-Невскую обитель города Санкт-Петербурга, и 6 декабря, день, когда представился святой.

Значение и роль Александра Невского в истории

Первым в становлении Руси как государства был князь Владимир. Александр Невский закрепил положение страны между западом и востоком. С этого времени Русь пошла путем развития русской цивилизации, которая отличалась от западной и восточной культуры. Царь Иоанн третий сделал московское княжество центром мировой политики и культуры. Петр первый принял западные формы правления, но встал на путь противодействия западному влиянию и определил путь Российского государства на два столетия вперед.

В Греции нашли мозаику времен Александра Македонского

Мозаика размером 3 на 4,5 метра находится на полу гробницы, которая, как предполагают исследователи, могла принадлежать кому-то из родных или приближенных Александра Македонского, сообщает телеканал Культура.

В центре мозаики фигура мужчины в лавровом венке. Предположительно, мозаика иллюстрирует греческий миф о похищении Аидом – богом подземного царства – Персефоны, дочери богини плодородия Деметры. Изображение выполнено из красных, белых, голубых, желтых и черных камней. Гробница, в которой найдена мозаика, была обнаружена в конце лета.

Это – крупнейшее захоронение античных времен, найденное археологами.

Молитва Александра

Скачать: epub mobi fb2 (3 загрузок)

Публикация: 22.08.2017 — 22.08.2017

Аннотация к книге «Молитва Александра «

Комментарии к произведению:

Прелесть! Обожаю такие тексты!

В ветке 3 Комментариев. Показать

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Последний комментарий в ветке:

Ольга Горышина, Это очень заметно — вложили душу!

Подтверждение использования Cookies

На сайте Litnet используются файлы cookie. Cookie обеспечивают правильную работу сайта и предоставляют вам больше возможностей при его использовании. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.

Читайте так же:  Молитва чтобы волосы не росли на лице

Информация

Мы в соц.сетях:

18+ Внимание! Сайт может содержать материалы, не предназначенные для просмотра лицами, не достигшими 18 лет!

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Благоверный князь Алекса ́ ндр (в схиме Алекси ́ й) Невский

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

28 июня (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых

6 июля – Собор Владимирских святых

13 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых

5 октября – Собор Тульских святых

1 декабря – Собор святых Эстонской земли

Житие

Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 30 мая 1220 г. в го­ро­де Пе­рея­слав­ле-За­лес­ском. Отец его, Яро­слав, в Кре­ще­нии Фе­о­дор, был млад­шим сы­ном Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до. Мать св. Алек­сандра, Фе­о­до­сия Иго­рев­на, ря­зан­ская княж­на. В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.

На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сел Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра – ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.

Вос­поль­зо­вав­шись на­ше­стви­ем Ба­тыя, пол­чи­ща кре­сто­нос­цев вторг­лись в пре­де­лы Оте­че­ства. Пер­вы­ми бы­ли шве­ды. Мно­же­ство ко­раб­лей по­до­шло к Неве под ко­ман­до­ва­ни­ем яр­ла Бир­ге­ра. Св. Алек­сандр, ему не бы­ло то­гда еще 20 лет, дол­го мо­лил­ся в хра­ме Свя­той Со­фии. Ар­хи­епи­скоп Спи­ри­дон бла­го­сло­вил св. кня­зя и во­ин­ство его на брань. Вый­дя из хра­ма, Алек­сандр укре­пил дру­жи­ну ис­пол­нен­ны­ми ве­ры сло­ва­ми: «Не в си­ле Бог, а в прав­де. Иные – с ору­жи­ем, иные – на ко­нях, а мы имя Гос­по­да Бо­га на­ше­го при­зо­вем!» С неболь­шой дру­жи­ной князь по­спе­шил на вра­гов. Но бы­ло чуд­ное пред­зна­ме­но­ва­ние: сто­яв­ший в мор­ском до­зо­ре во­ин ви­дел на рас­све­те 15 июля ла­дью, плы­ву­щую по мо­рю, и на ней св. му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в одеж­дах баг­ря­ных. Алек­сандр, обод­рен­ный, му­же­ствен­но по­вел с мо­лит­вой вой­ско на шве­дов. «И бы­ла се­ча ве­ли­кая с ла­ти­ня­на­ми, и пе­ре­бил их бес­чис­лен­ное мно­же­ство, и са­мо­му пред­во­ди­те­лю воз­ло­жил пе­чать на ли­цо ост­рым ко­пьем». За эту по­бе­ду на ре­ке Неве, одер­жан­ную 15 июля 1240 г., на­род на­звал св. Алек­сандра Нев­ским.

Опас­ным вра­гом оста­ва­лись немец­кие ры­ца­ри. В 1241 г. мол­ние­нос­ным по­хо­дом св. Алек­сандр вер­нул древ­нюю рус­скую кре­пость Ко­по­рье, из­гнав ры­ца­рей. В 1242 г. зи­мой он осво­бо­дил Псков, а 5 ап­ре­ля дал Тев­тон­ско­му ор­де­ну ре­ши­тель­ное сра­же­ние на льду Чуд­ско­го озе­ра. Кре­сто­нос­цы бы­ли пол­но­стью раз­гром­ле­ны. Имя св. Алек­сандра про­сла­ви­лось по всей Свя­той Ру­си.

За­пад­ные пре­де­лы Рус­ской зем­ли бы­ли на­деж­но ограж­де­ны, на­ста­ло вре­мя обез­опа­сить Русь с во­сто­ка. В 1242 г. св. Алек­сандр Нев­ский со сво­им от­цом Яро­сла­вом вы­ехал в Ор­ду. Свя­щен­ную мис­сию за­щит­ни­ков Рус­ской зем­ли Гос­подь увен­чал успе­хом, но на это по­тре­бо­ва­лись го­ды тру­дов и жертв. Князь Яро­слав от­дал за это жизнь. За­ве­щан­ный от­цом со­юз с Зо­ло­той Ор­дой – необ­хо­ди­мый то­гда для предот­вра­ще­ния но­во­го раз­гро­ма Ру­си – про­дол­жал кре­пить св. Алек­сандр Нев­ский. Обе­щав свою под­держ­ку, св. Алек­сандр дал воз­мож­ность Ба­тыю вы­сту­пить в по­ход про­тив Мон­го­лии, стать глав­ной си­лой во всей Ве­ли­кой Сте­пи. В 1252 г. мно­гие рус­ские го­ро­да вос­ста­ли про­тив та­тар­ско­го ига. Сно­ва воз­ник­ла угро­за са­мо­му су­ще­ство­ва­нию Ру­си. Св. Алек­сан­дру опять при­шлось ехать в Ор­ду, чтобы от­ве­сти от рус­ских зе­мель ка­ра­тель­ное на­ше­ствие та­тар. Св. Алек­сандр стал еди­но­власт­ным ве­ли­ким кня­зем всей Ру­си. В 1253 г. он от­ра­зил но­вый на­бег на Псков, в 1254 г. за­клю­чил до­го­вор о мир­ных гра­ни­цах с Нор­ве­ги­ей, в 1256 г. хо­дил в по­ход в фин­скую зем­лю. В тьму язы­че­ства св. Алек­сандр нес свет еван­гель­ской про­по­ве­ди и пра­во­слав­ной куль­ту­ры. Все По­мо­рье бы­ло про­све­ще­но и осво­е­но рус­ски­ми.

В 1256 г. умер хан Ба­тый. Св. князь в тре­тий раз по­ехал в Са­рай, чтобы под­твер­дить мир­ные от­но­ше­ния Ру­си и Ор­ды с но­вым ха­ном Бер­ке. В 1261 г. ста­ра­ни­я­ми св. Алек­сандра и мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла бы­ла учре­жде­на в Са­рае, сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды, епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

На­сту­пи­ла эпо­ха ве­ли­кой хри­сти­а­ни­за­ции язы­че­ско­го Во­сто­ка, в этом бы­ло про­ро­че­ски уга­дан­ное св. Алек­сан­дром Нев­ским ис­то­ри­че­ское при­зва­ние Ру­си. В 1262 г. по его ука­за­нию во мно­гих го­ро­дах бы­ли пе­ре­би­ты та­тар­ские сбор­щи­ки да­ни и вер­бов­щи­ки во­и­нов – бас­ка­ки. Жда­ли та­тар­ской ме­сти. Но ве­ли­кий за­ступ­ник на­ро­да вновь по­ехал в Ор­ду и муд­ро на­пра­вил со­бы­тия со­всем в иное рус­ло: ссы­ла­ясь на вос­ста­ние рус­ских, хан Бер­ке пре­кра­тил по­сы­лать дань в Мон­го­лию и про­воз­гла­сил Зо­ло­тую Ор­ду са­мо­сто­я­тель­ным го­су­дар­ством, сде­лав ее тем са­мым за­сло­ном Ру­си с во­сто­ка. В этом ве­ли­ком со­еди­не­нии рус­ских и та­тар­ских зе­мель и на­ро­дов со­зре­ва­ло и креп­ло бу­ду­щее мно­го­на­цио­наль­ное Рос­сий­ское го­су­дар­ство, вклю­чив­шее впо­след­ствии в пре­де­лы Рус­ской Церк­ви по­чти все на­сле­дие Чин­гис­ха­на до бе­ре­гов Ти­хо­го оке­а­на.

Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил Бу­жин­ский (впо­след­ствии епи­скоп Ря­зан­ский, † 27 ап­ре­ля 1731 го­да) со­ста­вил спе­ци­аль­ную служ­бу на вос­по­ми­на­ние Ништад­ско­го ми­ра, со­еди­нив ее со служ­бой свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны. Сви­де­тель­ство то­му – мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му. Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си. Эти хра­мы – за­лог друж­бы рус­ско­го на­ро­да-осво­бо­ди­те­ля с брат­ски­ми на­ро­да­ми.

Александр Македонский

Черты сходства Великого Царя с Александром Македонским многочисленны и разнообразны.

Имя Александр значит «Заступник Людей», что перекликается с именем Иисус «Спаситель».

Читайте так же:  Молитва в день рождения которая читается раз в год натальи Степановой

Подобно Иисусу, Александр был рожден девой, но не простой, а божественной, с Олимпа, и акт его рождения сопровождался чудом. Как пишет Плутарх: «Но еще ранее бракосочетания невесте показалось, что сделалась гроза, и что в живот ее ударила молния (аналогия с визитом архангела Гавриила. — Авт.) От удара вспыхнул сильный огонь, разделившийся на несколько частей… Филипп же вскоре после брака увидел сон, который прорицателем Аристандром из Телмисса истолкован был в том смысле, что жена его родит сына огненных и львиных свойств…» (см. [7], стр. 127). Плутарх, далее, сообщает, что повсеместно в народе Александра считали «сыном божиим». Однажды при сильном ударе грома софист Анаксарх поинтересовался: «Не сделаешь ли ты, сын божий, что–либо, подобное этому?» На что Заступник Людей, засмеявшись, ответил скромно, но таинственно: «Я не хочу пугать своих друзей, видя на столе рыбу». Если мы вспомним, что рыба это символ Иисуса Христа, ответ становится очень многозначительным.

Цицерон приводит дополнительные подробности рождения Александра: «Хорошо известно, что в ту ночь, когда сгорел храм Дианы Эфесской, от Олимпиады родился Александр, а когда начало светать, волхвы провозгласили, что в прошлую ночь родилась чума на погибель Азии» (см. [97], стр. 155).

Легенда об Александре проникла и в Коран, где он выступает под именем Дгуля или Зюля, которое является фонетическим вариантом имени Юлий -— Юлиан (полное имя Александра в Коране — Искандер Зюль Карнайн, т.е. Александр Юлий Двурогий).

Любопытно, что «Юлиан подражал (? — Авт.) Александру» ([105], стр. 583).

Морозов (см. [7], стр. 125—145) подробно анализирует биографию Александра (которая, кстати сказать, известна по «первоисточникам», отделенным от его времени примерно на 400 (!) лет, а стиль и язык которых изобличает в них писания эпохи Возрождения или ее кануна) и обнаруживает столько общих черт с биографией Иисуса–Юлиана, что не остается никаких сомнений в крупных заимствованиях, сделанных легендой об Александре в легенде об Иисусе. В частности, Морозов отождествляет двух жен Александра — Роксану и Статиру с евангельскими спутницами Христа. Фактически, почти все наблюдения Морозова были известны и раньше, но им либо не придавалось значения, либо они интерпретировались как заимствования легендой об Иисусе в легенде об Александре.

Следует, однако, подчеркнуть, что образ Александра подобно образу евангельского Иисуса является сложным сплавом различных легенд, в котором «юлианский» элемент является лишь составной частью.

Например, «походы Александра» явно сконтаминированы из целого ряда военных экспедиций самых различных полководцев. По–видимому, в их основе лежат экспедиции, организованные еще до создания Средиземноморской империи (т.е. где–то во II—III вв. н.э.). В условиях материальной культуры того времени в принципе были невозможны многотысячные армии, о которых сообщают источники. Чтобы понять их невозможность, достаточно поставить вопрос о том, как была организована служба тыла и, в частности, снабжение войск продовольствием. Трудности снабжения ограничивали объем войск еще в XVIII веке, когда конный отряд в 100 человек считался полноценным полком, а несколько таких полков составляли армию. Поэтому мы должны представлять армии того (и существенно более позднего) времени в виде отряда не более, чем в несколько сот человек. Один из таких отрядов, как нож сквозь масло, прошел до Индии и Средней Азии, громя встречных властителей. Но не нужно представлять себе, что этим была установлена какая–то единая, централизованная империя. Местные князьки присягали вождю этого отряда, но после ухода отряда быстро возвращались «в первобытное состояние». Все же «быстрота и натиск» этого отряда произвели такое впечатление, что послужили зародышем позднейших легенд.

Эти легенды питались завоевательными экспедициями римских императоров и раннесредневековых князей и королей. Нет сомнения, что крупный вклад был внесен и крестовыми походами. «Имперский» элемент (в виде империи Дария и самого Александра) появился очень поздно, уже в преддверии эпохи Возрождения, когда реально появились централизованные империи, с которых можно было списывать аиокрифистам.

Во всем этом остается одно недоумение: почему удалось сравнительно немного–численному отряду «завоевать полмира», ни разу не потерпев поражения? Ссылка на воинскую удачу или воинский талант здесь явно неудовлетворительна. Единственное рациональное объяснение состоит в том, что вооружение отряда была классом выше вооружения аборигенов. Тут невольно вспоминается аналогичная ситуация XVI века, когда малочисленные отряды испанских конкистадоров завоевали индейские империи Нового Света.

Очень может быть, что отряд «Александра» потому и не встречал существенного сопротивления, что это был конный отряд, а местные жители никогда раньше лошадей не видели. Но тогда получается, что до II—III веков н.э. лошади в Средиземноморье и к востоку от него известны не были.

Другое объяснение состоит в том, что отряд «Александра» был вооружен стальными мечами, которые только что стали входить в употребление. Но тогда получается, что к востоку от Средиземноморья железный век начался лишь во II—III веках н.э.

Предположение, что в эти века произошла какая–то революция в вооружении, объясняет также, почему вскоре Аврелиану и Диоклетиану удалось «огнем и мечом» создать Средиземноморскую империю.

Обе гипотезы («конная» и «железная») помещают центр агрессии, как и следовало ожидать, в район Константинополя (лошади были заимствованы из северочерноморских степей, а железо из рудников Богемии и Моравии).

Эти гипотезы, конечно, очень мало обоснованы и потому требуют дальнейшей работы. Во всяком случае, они заставляют думать и не доверять слепо авторитетам.

Молитва Александра македонского

Здравствуйте Батюшка! В «Александрии», жизнеописании Александра Македонского, описывается событие, когда пророк Иеремия благословляет Александра Македонского на битву с Дарием и другие события, свидетельствующие о благочестии Александра. Жития Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают святых князей с царем Константином, св. князьями Борисом и Глебом, с ветхозаветными мужами и с Александром Македонским. Как объяснить такую связь македонского царя, являющегося, по сути, носителем языческой культуры, с культурой православной?

Читайте так же:  Молитва о просьбе Николаю Чудотворцу

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Сравнение святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского с Александром Македонским относится к военным победам, одержанным великим полководцем древности и не касается религиозной жизни. Что касается книги Александрия (или Александрида), то она не содержит историческое жизнеописание знаменитого царя и завоевателя. Это одна из версий романа об Александре Македонском, созданного в 3 или 2 веке до Р.Х. на греческом языке. Приписывается Александрия Каллисфену, греческому историку, племяннику и ученику Аристотеля. Он сопровождал Александра Македонского во время похода в Индию. Будучи строгих нравов, нелицеприятно говорил Александру, который заковал его в цепи, в которых он умер в 328 году. Однако исследователи решительно отрицают принадлежность ему данного произведения. Поэтому имя неизвестного автора условное – псевдо-Каллисфен.

У славянских народов имеется две редакции: у болгар, сербов и русских в основу легли византийская версия; у поляков и чехов – латинские или западноевропейские. Славянские рукописи не являются простым переводом. В них много добавлений, соответствующих народному сознанию своей эпохи. В рукописях имеются мифологические элементы. Книга начинается с рассказа о том, что отцом Александра был не царь Филипп, а «Нектанафа царь египетский». Речь идет о последнем фараоне Египта Нектанебе II. Он бежал в Эфиопию после победы персов во главе с Артаксерксом III. В Александрии рассказывается о том, что он прибыл в «Филипустъ Македонский град» и явился к «Алимпияде» «в образе бога Аммона» (Амона-Ра). Такое начало явно указывает на то, что произведение это появилось в дохристианском Египте. Нет необходимости упоминать и другие мифологические сюжеты.

На 77 об. – 78 листах русской рукописи XVII века сказано: «И тако благослови его [Александра] пророк Еремей и рече: «Александре не токмо имаши землю свою видети». Такого благословения не могло быть, потому что пророка и царя разделяют 2,5 столетия. После разрушения Иерусалима в 587 (др. – 586) году большая часть евреев была уведена в вавилонский плен. Пророку Иеремии был предоставлен выбор: остаться в Иудее или идти вместе с пленниками в Вавилон. Он остался на родине. Но когда был убит наместник Иудеи Годолия, остававшиеся в стране евреи из-за опасения мести со стороны халдеев бежали в Египет и насильственно увели великого пророка. Там он продолжал возвещать волю Божию. По преданию евреи побили его камнями в Египте около 580 г. до Р.Х. Александр Македонский умер в Вавилоне 13 июня 323 г., не дожив несколько недель до своего 33-летия. Возможно, в рассказе о благословении Иеремии своеобразно преломилось одно историческое событие. Основав при устье Нила Александрию, македонский царь перенес туда из города Тафнис мощи св. пророка Иеремии. Блаженный Иоанн Мосх пишет: «Местность Тетрапила в большом уважении у александрийцев. Говорят, что основатель города Александрии, взявши останки пророка Иеремии, похоронил их там» (Луг духовный, М, 2002, с.132).

При оценке людей, живших в языческом обществе и их деяний, христианин должен избегать двух крайностей. Первая сводится к грубо-упрощенному взгляду, что «все там сплошная бесовщина». Такой взгляд ведет к культурному нигилизму и искаженному взгляду на историю. Вторая крайность сводится к идеализации языческой культуры. Позиция эта сформировалась еще в эпоху Ренессанса. Воспринявший такой взгляд, оставаясь номинально христианином, становится реально внутренним язычником. Иногда это приводит к активной антихристианской настроенности. Идеализация языческого мира возникает, как результат неспособности человека подняться на высоту христианской духовности.

Земная жизнь великого завоевателя была короткой. Но еще до того, как с его ранней смертью закончились столь успешные походы, ему пришлось задуматься над тем, насколько печален удел человека на земле. В 324 году, вступив в Пасаргады, он просил вскрыть гробницу знаменитого Кира, чтобы воздать ему почести. Она оказалась разграбленной. Там находились полуистлевший щит Кира, два скифских лука и скифский меч. Александра поразила надпись: «О человек, кто бы ты ни был и откуда бы ты ни явился, – ибо я знаю, что ты придешь, – я Кир, создавший персидскую державу. Не лишай же меня той горстки земли, которая покрывает мое тело». Эти слова навели Александра на горестные размышления о превратностях человеческой судьбы. Они произвели на него столь глубокое и сильное впечатление, что он приказал написать текст также и по-гречески.

Имя Александра упоминается в 1 Маккавейской книге: 1:1-8; 6:2. В ночном видении пророка Даниила царство Александра Македонского символически изображается в виде зверя: «Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (Дан.7:6). В пророчестве точно переданы черты будущего царства: кровожадность и необыкновенная быстрота при захвате добычи. Четыре крыла обозначают распространенность до пределов земли (1Макк.1:3). Четыре головы символически указывали на будущий распад на четыре государства: Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма. Возникает синтез греческой и местных восточных культур (IV–II века до Рождества Христова). Преодоление языковой и культурной замкнутости между народами Средиземноморья и Ближнего Востока способствовало апостольской проповеди и победе христианства.

Молитва Александра македонского
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here