Молитва благодатный огонь

Основы: Молитва благодатный огонь - информация из открытых источников и священных текстов.

Молитва Иерусалимского Патриарха перед схождением Благодатного Огня

Владыка Господи Иисусе Христе, светоначальная Премудрость безначального Отца, Свет Живой неприступный, сказавший из тьмы воссиять свету, сказавший: «Да будет свет», и стал свет! Господи,Податель света, изведший нас из тьмы заблуждения и введший в дивный свет Твоего познания! Землю всю во плоти пришествием Твоим, а преисподняя – во ад схождением Твоим исполнивший света и радости, и святыми Твоими апостолы низпославший свет всем народам!

Благодарим Тебя, потому что благочестивою верою Ты привел нас от тьмы к свету, и мы стали чадами света через святое крещение, узрев славу Твою, которая исполнена благодати и истины. Но Господи, подающий свет! Ты, Который есть Свет великий, сказавший: «Народ, сидящий во тьме»! Владыка Господи,Свете истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Единый Свет мира и Свет жизни человеческой, Чьей славы исполнено всё, ибо Ты,Свет, пришел в мир через пришествие Твое во плоти, хотя и возлюбили люди больше тьму, нежели свет! Господи, Светодавче, услышь нас грешных и недостойных рабов Твоих, в час сей предстоящих всесвятому Твоему и светоносному сему гробу, и приими нас, почитающих пречистые страдания Твои, всесвятое Твое распятие, вольную смерть и во всечестном гробе сем обоженного тела Твоего положение и погребение и тридневное воскресение,начав радостно праздновать которое, мы воспоминаем и во ад сошествие Твое, которым Ты Своей господской властью освободил заключенные там души праведных, блистанием Твоего Божества наполнив светом преисподнюю.

А потому празднуя с радостным сердцем и духовным весельем в сию преблагословенную Субботу спасительные Твои таинства, боголепно совершенные Тобою на земли и под землею, и воспоминая Тебя, истинно радостного и желанного Света, Который божественно озарил преисподнюю и боголепно воссиял из гроба, – мы совершаем светоявление, изображая этим Твое милостивое к нам богоявление. Потому что в спасительную и светозарную ночь всё наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя –преестественным таинством Твоего сошествия во ад и Твоего тридневноговоскресения из гроба.

А потому, благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света, и просим и молим Тебя, Всесвятой Господи, благодатию всесвятого и светоносного Твоего гроба соделать его даром освящения, исполнить его Твоей божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его,освобождая их от тьмы страстей, и сподобить их Твоих светлых обителей,где сияет невечерний свет Твоего Божества. Даруй им, Господи, здравие и благоденствие и жилища их всякого блага исполни.

Господи, Подающий свет, услышь меня грешного в час сей, и даруй нам и тем [кто сейчас стоит в храме] ходить во свете Твоем и пребывать в нем до тех пор, пока с нами пребывает свет этой временной жизни. Даруй нам, Господи, чтобы свет этой временной жизни пребывал с нами. Даруй нам, Господи, чтобы свет наших благих дел светил людям, чтобы они прославляли Тебя со безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом.

Ибо Ты поставил нас быть светом для народов, чтобы мы светили ходящим во тьме. Но мы возлюбили больше тьму, нежели свет, творя зло. Ибо каждый,кто творит злые дела, ненавидит свет по неложному Твоему слову. А потому мы каждый день претыкаемся, согрешая, ибо ходим во тьме. Но сподоби нас оставшееся время жизни нашей жить, имея очи нашего помышления просвещенными.

Даруй нам ходить во свете заповедей Твоих как чада света. Ты, Который одеваешься светом, как ризой, соделай белой как свет ту светлую одежду святого крещения, которую мы очернили своими делами. Даруй нам облечься в оружие света, чтобы мы прогнали им начальника тьмы, который принимает образ ангела света. Господи, как в тот день Ты дал свет сидящим во тьме и мраке смерти, так сегодня яви Твой нетленный свет и в наших сердцах, чтобы мы, просвещаясь и согреваясь им в вере, бесконечно прославляли Тебя, Единого от Единого светоначального Света, Свет радости. Аминь.

Благодатный огонь

Благода́тный ого́нь (греки используют слово «свет» (греч. Φως)) — огонь, выносимый иерусалимским Патриархом из Гроба Господня в канун православной Пасхи.

Благодатный огонь является священным, т.к. он появляется в священном месте, в священный день и освящает верующих. Как просит Бога в молитве Патриарх Иерусалимский: «…и просим и молим Тебя, Всесвятой Господи, благодатию всесвятого и светоносного Твоего гроба соделать его даром освящения, исполнить его Твоей божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его, освобождая их от тьмы страстей, и сподобить их Твоих светлых обителей, где сияет невечерний свет Твоего Божества. Даруй им, Господи, здравие и благоденствие и жилища их всякого блага исполни» (источник).

Что касается возжжения огня, то возможны следующие варианты его появления:
— огонь всегда возжигается чудесным образом по молитве Иерусалимского патриарха и участвующих в богослужении;
— огонь иногда возжигается чудесным образом (возможно чудо было только в прежние времена, как и исцеления у купальни Вифезда);
— огонь зажигается естественным образом и освящается по молитве Патриарха и верующих (как освящается обычная вода на водосвятном молебне).

Чудеса, которые отмечают некоторые верующие (всполохи огня в храме, самовоспламенение свечей, низкая температура пламени), не обязательно связывать со способом появления огня; эти чудеса возможны и по молитве Иерусалимского Патриарха.

«Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошёл в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошёл в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред Которым ничего не стояло и Который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, — и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей». А. C . Норов «Путешествие по Святой земле в 1835 году»

Чудо Благодатного огня

Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа — место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница — пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем — аркосалием, — и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм — Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Читайте так же:  Урок православная молитва 4 класс презентация

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07×1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4×3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, поми­мо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали службу вверху Гроба священники православные, были тут и все духовные мужи, и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: «Кирие, елейсон!» — что значит «Господи, помилуй!». И когда миновал де­вятый час и начали петь песнь проходную «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью.

От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится». Почти такая же процедура происходит и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменили из­раильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточной, а с южной стороны, и католики сейчас при схождении Благодатного Огня не участвуют, но присутствуют при этом. Как историче­ская, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня необходимо присутствуют три группы участников.

Прежде всего — Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства Благодатного Огня совершается чудо его схождения. Это опыт, проверенный столетиями. В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви.

Читайте так же:  Молитвы за любовь

Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых две­рей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм (турки немедлен­но выгнали армянских священников из Кувуклии) и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

С 1579 года никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Представители других христианских вероисповеданий обязательно при­сутствуют в Храме в Великую Субботу, но получают Огонь из рук Право­славного Патриарха.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре — четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена мо­настыря с иноками было обязательно как во времена паломничества игумена Даниила, так и при схождении Огня в современное время.

И наконец, третья группа обязательных участников — местные православные арабы. В Великую Субботу — минут через двадцать-тридцать после опечатывания Кувуклии — с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918—1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы обязательно принимают участие в современной литании Благодатного Огня.

При всех возможных вариантах во время чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

И с тех пор более уже никто из неправославных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь провала и неизбежно следующего за ним посрамления.

Чудо Благодатного Огня — одно из немногих чудес Православия, в принципе доступное каждому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Любой сомневающийся, заплатив 600—700 долларов (это цена стандартной туристической поездки в Святую Землю — Иерусалим, Тиверия — на 7 дней), вполне в состоянии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня. Чудо происходит перед лицом всего мира, «всего прогрессивного человечества» (и даже регулярно транслируется по российскому телевидению и по Интернету, на сайте Иерусалимского Православного Патриархата). Но многие ли откликаются своим сердцем на этот очевидный, явный для всякого призыв.

Когда-то давно, еще за многие сотни лет до Рождества Христова, до Его искупительных страданий и Воскресения, перед жителями Израиля (и в лице их — перед всем человечеством) встал вопрос о том, кто же прав: служители Бога Истинного или служители языческих богов? Так было, когда возник спор между служителями идола Ваала и пророком Божиим Илией (см.: 3 Цар. 18, 21—39 ). И после долгих споров Илия предложил им простой способ проверки того, кто же прав. Этот способ мы, люди XXI века, можем справедливо назвать экспериментальным способом — в соответствии с точными критериями экспериментального метода, принятыми в современной науке. Предложение было таково: «Пусть каждый из нас призовет имя своего Бога, и тот Бог, который даст ответ посредством огня, — тот есть Бог истинный. И если Господь Бог, то пойдем за Ним, а если Ваал Бог — то пойдем за Ваалом». И тогда по милости Божией было явлено, Кто есть истинный Бог и кто есть истинный Его почитатель, потому что огонь сошел тогда только по молитве пророка Илии и сжег и жертву, и дрова, и сам каменный жертвенник, на что покусившись, жрецы Ваала потерпели полное фиаско. И тогда стало ясно всем, где же подлинное богопочитание.

Сохраняется аналогичная картина и в наше время — радость ликования о схождении Благодатного Огня сменяется отступлением во тьму лжи у большинства свидетелей его схождения в Храме Гроба Господня. Сходит Огонь, оставляя безответным падшее и слепотствующее человечество, безответным перед лицом Праведного Судии. Не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2, 10) — такова схема поведения уто­пающего в грехах человеческого рода, и с этой порочной схемой, схемой сознательной и произвольной, ничего не может поделать даже явное Божие Чудо.

Молитва

Молитва о мире на Святой Земле

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Крест претерпевый и смерть, спасения ради рода человеческаго, во ад сошедый, тридневное погребение приемый, смерть поправый, диавола упразднивый и разрушивый вражды средостение, приими молитву смиренных раб Твоих, купно с Давидом псалмопевцем Тебе вопиющих о мире Святаго Сиона, Престола Царя Великаго, Матере Церквей, Преславнаго Иерусалима.
Мир даровавый роду человеческому, угаси всяку распрю и раздоры во Святей Земли, умири злобу враждующих, благослови притекающих ныне ко Гробу Твоему Живоприемному, и нас тому мысленно поклоняющихся, исходящим от сего светом Лица Твоего озари.
Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою воспламеняеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего.
Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Сильные заговоры молитвы от порчи

Молитва Патриарха Иерусалимского

Тайна Благодатного Огня.

Тайна Благодатного Огня, сходящего на Гроб Господень

В 2002 году в Афинах вышла книга, в которой приведено уникальное свидетельство старца Митрофана (Папаиоанну), исполнявшего послушание Хранителя Гроба Господня в течение 57 лет. Старец родился в 1900 году в греческой семье на территории нынешней Турции. Вся его семья была убита, а сам он – отправлен в рабство. Здесь он дал обет Богу, что, если выживет, будет служить Ему у Его Гроба всю жизнь. Через некоторое время юноше удаётся бежать, и он оказывается в Иерусалиме, где рассказывает священнику о своём обете. Юношу принимают служить при Гробе. И далее он предпринимает немыслимо дерзновенный план: подсмотреть, как сходит Благодатный Огонь в Великую Субботу.
Привожу отрывок из книги.


Мы у самого главного в мире храма: Храма Гроба Господня, или Воскресения Христова, в Иерусалиме. На этом месте был казнен, погребен и Воскрес Христос.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чудо, повторяющееся в веках


С трепетом вхожу в храм Гроба Господня и вижу Кувкулию, специальный огромный ковчег, построенный над тем местом, где Воскрес Христос.


Здесь всегда люди. За год поклониться Гробу Господню приходит не один миллион христиан.


У входа в Кувуклию специальная охранахранители Гроба Господня. Часть из нихиз турок, частьот греков.

Я видел Благодатный Огонь


Входим в то самое помещение, в котором и произошло чудо Воскресения Христова. Люди молятся перед ложем, на котором лежал почивший Христос. Здесь Он и Воскрес.
В Великую Субботу на эту мраморную крышку Гроба сходит Благодатный Огонь.
Автор отрывка из книги, который я привожу, спрятался именно здесь.

Схождение Благодатного огня

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Читайте так же:  Молитва на легкую беременность

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Чудо Благодатного огня

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07×1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4×3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, поми­мо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали службу вверху Гроба священники православные, были тут и все духовные мужи, и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: «Кирие, елейсон!» — что значит «Господи, помилуй!». И когда миновал де­вятый час и начали петь песнь проходную «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью.

От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится». Почти такая же процедура происходит и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменили из­раильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточной, а с южной стороны, и католики сейчас при схождении Благодатного Огня не участвуют, но присутствуют при этом. Как историче­ская, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня необходимо присутствуют три группы участников.

Прежде всего — Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства Благодатного Огня совершается чудо его схождения. Это опыт, проверенный столетиями. В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви.

Читайте так же:  Молитва Господи благослови углы

Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых две­рей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм (турки немедлен­но выгнали армянских священников из Кувуклии) и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

С 1579 года никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Представители других христианских вероисповеданий обязательно при­сутствуют в Храме в Великую Субботу, но получают Огонь из рук Право­славного Патриарха.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре — четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена мо­настыря с иноками было обязательно как во времена паломничества игумена Даниила, так и при схождении Огня в современное время.

И наконец, третья группа обязательных участников — местные православные арабы. В Великую Субботу — минут через двадцать-тридцать после опечатывания Кувуклии — с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918—1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы обязательно принимают участие в современной литании Благодатного Огня.

При всех возможных вариантах во время чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

И с тех пор более уже никто из неправославных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь провала и неизбежно следующего за ним посрамления.

Чудо Благодатного Огня — одно из немногих чудес Православия, в принципе доступное каждому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Любой сомневающийся, заплатив 600—700 долларов (это цена стандартной туристической поездки в Святую Землю — Иерусалим, Тиверия — на 7 дней), вполне в состоянии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня. Чудо происходит перед лицом всего мира, «всего прогрессивного человечества» (и даже регулярно транслируется по российскому телевидению и по Интернету, на сайте Иерусалимского Православного Патриархата). Но многие ли откликаются своим сердцем на этот очевидный, явный для всякого призыв.

Когда-то давно, еще за многие сотни лет до Рождества Христова, до Его искупительных страданий и Воскресения, перед жителями Израиля (и в лице их — перед всем человечеством) встал вопрос о том, кто же прав: служители Бога Истинного или служители языческих богов? Так было, когда возник спор между служителями идола Ваала и пророком Божиим Илией (см.: 3 Цар. 18, 21—39 ). И после долгих споров Илия предложил им простой способ проверки того, кто же прав. Этот способ мы, люди XXI века, можем справедливо назвать экспериментальным способом — в соответствии с точными критериями экспериментального метода, принятыми в современной науке. Предложение было таково: «Пусть каждый из нас призовет имя своего Бога, и тот Бог, который даст ответ посредством огня, — тот есть Бог истинный. И если Господь Бог, то пойдем за Ним, а если Ваал Бог — то пойдем за Ваалом». И тогда по милости Божией было явлено, Кто есть истинный Бог и кто есть истинный Его почитатель, потому что огонь сошел тогда только по молитве пророка Илии и сжег и жертву, и дрова, и сам каменный жертвенник, на что покусившись, жрецы Ваала потерпели полное фиаско. И тогда стало ясно всем, где же подлинное богопочитание.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сохраняется аналогичная картина и в наше время — радость ликования о схождении Благодатного Огня сменяется отступлением во тьму лжи у большинства свидетелей его схождения в Храме Гроба Господня. Сходит Огонь, оставляя безответным падшее и слепотствующее человечество, безответным перед лицом Праведного Судии. Не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2, 10) — такова схема поведения уто­пающего в грехах человеческого рода, и с этой порочной схемой, схемой сознательной и произвольной, ничего не может поделать даже явное Божие Чудо.

Молитва благодатный огонь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here