Молитва феодоре царице греческой

Основы: Молитва феодоре царице греческой - информация из открытых источников и священных текстов.

Праведная царица Греческая Феодора

Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 — 842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события — Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию.

Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой), мирно скончалась около 867 года.

Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкира (совр. Корфу).

Жития святых

Память 11 февраля

Святая Феодора была супругой царя Феофила иконоборца 1311 , но она не разделяла иконоборческой ереси своего мужа. Царь – иконоборец изгнал из столицы константинопольского патриарха Мефодия, на его место поставил Анния и сжег святые иконы. Пламенная же царица Феодора, хотя явно и не смела поклоняться святым иконам, но тайно имела их в своей спальне и ночью бодрствовала на молитве, молясь Богу, да ниспошлет Он Свою милость православным. Она имела сына по имени Михаил, которого воспитала в православной вере. По смерти своего мужа блаженная Феодора снова восстановила на константинопольском патриаршем престоле святого Мефодия и созвала священный собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию, Анний низведен с престола, и святые иконы внесены были в церкви Божии 1312 . По совещанию со всем святым собором отцов Феодора помолилась Богу о муже своем, чтобы изъял его от вечной муки, дабы он мог получить жизнь неизреченную. После того блаженная царица Феодора добре подвизалась в благочестии и потом вскоре предала душу свою Богу, к Которому стремилась, оставив царство сыну своему Михаилу 1313 .

Император Феофил иконоборец царствовал с 829 по 842 г.

Таким образом состоялось восстановление иконопочитания на Константинопольском соборе 842 года. В память этого тогда же был установлен в Церкви особый «чин православия», совершаемый и ныне в первый воскресный день святой Четыредесятницы.

Император Михаил III царствовал с 855 по 867 г.

Ч. 18. Корфу. Храм Святой Феодоры

Ч.18. Корфу. Храм Святой Феодоры

Недалеко от храма Спиридона Тримифунтского на Корфу находится кафедральный собор, освящённый в честь святой Феодоры – царицы Торжества Православия, Покровительницы семьи и брака.

Родилась Феодора в 815 году в греческом селении Евесса в благочестивой семье, известной своей преданностью православной вере. Семья принадлежала к армянской знати. У Феодоры было трое сестёр — София, Мария и Ирина и двое братьев — Варда и Петрона.

Передается легенда о том, что в 830 году Феодора прибыла на царские смотрины и одержала верх благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за греческого императора-иконоборца Феофила. Царица не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы.

В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата.

Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и возвращение низложенного святого Патриарха Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор ежегодно отмечается как Торжество Православия.

Вследствии её занятости, воспитанием юного императора, в основном, занимался брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Впоследствии, родные — сын Михаил и брат Варда — приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в монастырь, где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию. Известно Евангелие, писанное её рукой. Святая мирно скончалась в 867 году. Мощи святой в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры и положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.

Кафедральный собор посвящён житию Святой Феодоры. Церковь построена в 1577 году, а в 1841 году её перестроили и расширили, после чего она стала одной из главных святынь города.

Справа от иконостаса, в специальной нише – серебряная рака. Под металлическим саркофагом находится стеклянный, а в нём лежат мощи царицы Феодоры,покрытые бордовой бархатной тканью. По просьбе паломников священнослужители открывают мощи и совершают краткий молебен о здравии с упоминанием имён присутствующих около алтаря.

Также в храме находятся ценные иконы времён Ионической школы и старейшие древневизантийские иконы. Самая известная из них — созданная в XV веке двуликая икона Богородицы, расписанная с двух сторон.

За ракой с мощами святой Феодоры на стене висит малоприметная, на первый взгляд, икона, которую на Корфу называют Спилиотисса (Пещерная). Когда возводили храм, строителям приходилось разбивать скальный грунт, выравнивая площадку, и в одной из пещерок они нашли эту икону. Теперь это одна из главных святынь храма, перед ней молятся о домашнем благополучии.

Верующие сугубо почитают святую Феодору как покровительницу семьи, брака и детей. Именно по этой причине местные жители любят проводить венчания в кафедральном соборе.

Удивительный православный мир с Богом и в Боге!
Какой полёт души и счастье ощущать силу Творца и милость его к нам, грешным!

Тропарь праведной Феодоре, царице Греческой:

Православия красото, блачестия твердыне и защитнице Церкве Христовы, священных икон светлое устроение, царице честная, к Богу молитвами твоими свободи от ересей славословящих тя, свыше присно подающих грехов разрешение.

Читайте так же:  Кому помогла молитва Николаю Чудотворцу

Из Корфу на пароме отправляемся в портовый город Игуменица.

Преподобная Феодора Александрийская

Преподобная Феодора Александрийская

Церковь почитает память двенадцати святых жен, подвизавшихся в мужском образе в мужских монастырях [1] . Одна из них – преподобная Феодора.

Эта святая жила в Александрии около 472 года, при императоре Зиноне. Она была замужем за уважаемым и благочестивым человеком по имени Пафнутий. Однажды, поддавшись диавольскому искушению, Феодора совершила прелюбодеяние. Грех немедленно заставил ее жестоко страдать от мук совести. Феодора не решилась вернуться домой и пошла в соседний монастырь, где попросила игуменью открыть Евангелие и прочитать наугад. Услышав слова: «Что я написал, то написал» (Ин. 19: 22) и поняв, что грех ее известен Богу, она возымела горячее желание как можно быстрее принести покаяние.

Феодора переменила одежду на мужскую и отправилась в мужскую обитель, расположенную примерно в двадцати семи километрах от Александрии. Там, назвав себя Феодором, она попросила принять ее в послушники. Игумен монастыря решил, что перед ним евнух, и, видя пламенное желание вступить на путь покаяния, немедленно принял Феодору и постриг в монахи.

В течение восьми лет блаженная с чрезвычайным усердием предавалась монашеским подвигам, брала на себя самые тяжелые работы, а ночи проводила в слезах, горячо моля Господа, чтобы Он простил ее грех и вернул благодать целомудрия.

Однажды ее отправили в Александрию за маслом. Там она встретила своего супруга, искавшего ее все это время. Но подвижнические труды настолько изменили облик Феодоры, что муж не узнал жену. После этой встречи Феодора удвоила подвиги и стала вкушать пищу только раз в неделю. Так, поднявшись над естеством и полностью предавшись молитве и покаянию, она получила столь великую милость от Господа, что стала творить чудеса.

Безупречная жизнь Феодоры вызывала у всех восхищение. Только диавол трепетал от ярости, видя, что жертва ускользает от него. Этот ненасытный враг всего благого не желал сдаваться. Он внушил некоторым завистливым монахам мысль распространить клевету, будто молодой Феодор вступил в порочную связь с некоей женщиной из соседней деревни. Завистники даже принесли к дверям монастыря младенца. Феодора ничего не отвечала на обвинения, не желая открывать истину о себе и полагая, что испытание послано ей Господом в наказание. И ее изгнали из монастыря.

Вместе с ребенком, будто со своим, она поселилась неподалеку, в маленькой хижине, где жила в крайней нужде, претерпевая и зимний холод, и летнюю жару и мужественно борясь с бесчисленными диавольскими искушениями.

Через семь лет игумен разрешил ей вернуться в монастырь. Но Феодора и не думала отдыхать от трудов: она ужесточила бдения, посты и молитвы и стала еще более послушна и терпелива, чем раньше. Взяв с собой ребенка, она учила его евангельским добродетелям и непрестанной молитве.

По прошествии некоторого времени, дав ему последние наставления, как своему истинному сыну в Духе, преподобная почила в мире. В момент ее смерти игумену было видение, как некая жена в сияющих одеждах поднимается на небеса и вступает в хор праведников и святых. Тогда все со слезами признали свое заблуждение и восславили Господа, сотворившего среди них столь великое чудо.

И действительно, чтобы исцелиться от страсти, Феодора не только поборола бесчисленные телесные искушения, тайно живя среди мужчин, но, укрепляемая благодатью, даже превзошла сподвижников в монашеских трудах. Обладая телом, преподобная достигла ангельского бесстрастия и чистоты.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

[1] Это прпп. Евфросиния-Смарагд (память 25 сентября), Пелагия (память 8 октября), Афанасия (память 9 октября), Анна-Евфимиан (память 29 октября), Евфросиния Младшая (память 8 ноября), Матрона-Вавила (память 9 ноября), Сусанна-Иоанн (память 15 декабря), Евгения (память 24 декабря), Аполлинария-Дорофей (память 4 января), Мария-Марин (память 12 февраля) и Анастасия Патрикия (память 10 марта).

Молитва феодоре царице греческой

Праведная Феодора – царица Торжества Православия

В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует победу над иконоборчеством и окончательное утверждение догмата об иконопочитании. У нас в России этот праздник называют «Торжеством Православия», а в Греции − «Воскресеньем Православия» («Кирьяки тис Ортодоксиас») или «Триумфом Православия» − это более архаичное и официально-календарное название.

Есть традиция по случаю этого праздника устраивать торжественные приемы в посольствах Греции по всему миру. Обычно они проходят не в само воскресенье, а в один из будних дней на следующей неделе. Греки гордятся своей православной верой как национальным достоянием и именно в таком качестве представляют ее иностранцам.

При этом праздник Торжества Православия является особо излюбленным объектом насмешек и издевательств со стороны греческих атеистов, коммунистов и прочих представителей левых политических взглядов. «Как можно совмещать христианское человеколюбие с возгласами «Анафема!»?» − выражают они недоумение на своих форумах и сайтах.

В самых разных уголках Греции неизменным почитанием пользуется святая благоверная царица Феодора Константинопольская. Ее икону можно найти практически в каждом храме − даже в маленьких сельских церквушках, а мощи святой почивают в городе Керкире, столице одноименного острова, более известного у нас под итальянским названием Корфу.

В Неделю Торжества Православия Церковь вспоминает события 843 года – Константинопольский Собор и восстановление почитания икон. Хотя иконоборчество было предано анафеме на VII Вселенском Соборе 787 года, в 813 году Византия вновь отказалась от почитания икон. Три императора на протяжении тридцати лет провозглашали иконоборчество официальным исповеданием империи, пока последний из них – Феофил – не умер, оставив власть малолетнему сыну Михаилу и его матери Феодоре, втайне придерживавшейся иконопочитания. Кажется, что повторилась история 780-х годов, когда после смерти императора-иконоборца Льва Хазара по малолетству его сына Константина к власти пришла царица Ирина, при поддержке которой и состоялся VII Вселенский Собор.

Но две эти женщины, правившие Византийской империей и восстановившие почитание икон, совсем не похожи друг на друга. Ирина, властная и пылкая, активно интриговала против своего мужа, крепко держалась за трон после его смерти, а когда ее сын достиг совершенных лет и начал править самостоятельно, свергла и ослепила его. «О чудо! Одна женщина с ребенком восстановила благочестие! Но она же стала и детоубийцей!» – писал летописец тех времен.

Читайте так же:  Как поются молитвы

Феодора же являла пример совсем другого служения. Получив регентство, она твердо поддержала иконопочитателей и организовала восстановивший догматы Собор, но нет никаких сведений о том, что власть как таковая привлекала ее и в бытность женой императора, и в бытность императрицей-матерью. Она любила своего супруга, несмотря на различное исповедание веры, и была надежной опорой малолетнему сыну, без сопротивления удалившись от двора, когда тот, кто войдет в историю под именем Михаила Пьяницы, пожелает править единолично.

Будущий император-иконоборец Феофил выбрал свою супругу на устроенном его матерью смотре невест – самых красивых и благородных девушек со всех концов Византийской империи. Сама Феодора была родом из Пафлагонии – области на южном берегу Черного моря. Феофил должен был вручить своей избраннице золотое яблоко и уже собирался остановить выбор на другой девушке – будущей прославленной поэтессе святой Кассии Константинопольской, но та возражением оскорбила наследника трона. Так, волею случая, яблоко досталось Феодоре, и, как покажет дальнейшая история, она окажется достойной выпавшего ей испытания.

Феодора родила Феофилу, к тому времени ставшему императором, двух сыновей и пятерых дочерей. Она пережила горькую потерю – гибель старшего сына Константина, по малолетству утонувшего в бассейне. В меру своих сил и возможностей она старалась воспитать оставшихся детей, передать им свою веру в святость иконы как образа, почитание которого переходит на Первообраз. Однажды придворный шут, подсмотревший, как императрица и ее дочери поклоняются иконам, доложил об этом Феофилу, но Феодора отговорилась, что безумец принял за икону ее собственное отражение в зеркале.

Император Феофил умер после тяжелой болезни, а вскоре после этого Феодора собирает верных иконопочитателей и готовит Собор. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик, бывший наставник Феофила, принужден покинуть кафедру, но Феодора не подвергает гонениям ни его, ни прочих приближенных мужа. Напротив, она старается удержать от мести и ревности не по разуму своих сторонников, подвергавшихся гонениям при иконоборцах.

Видео (кликните для воспроизведения).

В первую очередь Феодора свидетельствует, что в последние минуты перед смертью император Феофил осознал свои заблуждения и лобызал святые иконы, и требует от Собора прощения ему: «О, отцы и клир Божий, с великой благосклонностью дарую я вам восстановление всечтимых и святых икон, соблаговолите же и вы по справедливости воздать благодарность своей госпоже… А прошу я для своего мужа и царя от Бога прощения, милости и забвения греха. Если этого не случится, не будет ни моего с вами согласия, ни почитания и провозглашения святых икон не получите вы». Через несколько лет, беседуя на праздничном пиру в годовщину Торжества Православия с братьями Феофаном и Феодором Начертанными, которые пострадали при Феофиле (тот приказал вырезать им на лбу оскорбительные надписи) Феодора поражается их терпению и жестокости своего мужа. Но когда исповедники отвечают, что сочтутся с царем на Страшном Суде, Феодора, заливаясь слезами, упрекает их за готовность осудить, а не простить.

Феодора правила империей четырнадцать лет, с 842 по 856 год. То было время восстановления Византией утраченных позиций и начала духовной экспансии на север, в ранее враждебный славянский мир. Феодора остановила последний набег на Византию болгар-язычников, направив их хану Борису послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». Через несколько лет Борис станет первым христианским князем Болгарии и примет в крещении имя Михаил, как и у сына Феодоры.

Между тем сам Михаил достиг совершеннолетия, и бывшие союзниками при восстановлении иконопочитания царедворцы стали соперничать за влияние на юного царя. В череде заговоров и интриг победу одержал Варда, родной брат Феодоры. Несмотря на родство, Варда был враждебно настроен к окружению императрицы-матери и организовал убийство евнуха Феоктиста, ее давнего сподвижника и воспитателя юного Михаила. Феодора винила сына и брата, «осквернивших власть», которую она «блюла незапятнанной и чистой», но позже, видя, что уже не может влиять на юного царя, отказалась от придворной борьбы и, приняв монашеский постриг, удалилась с дочерьми в один из столичных дворцов. По словам летописца, «была она прозорлива и догадлива» и «решила не сопротивляться, дабы избежать жертв и вреда для единоплеменников».

За время регентства Феодора скопила в царской сокровищнице немалые богатства, которые несколько лет обеспечивали благополучие государства, несмотря на склонность Михаила к роскоши и расточительству.

Святая Феодора мирно отошла ко Господу 11 февраля 867 года. Незадолго до того от руки заговорщиков пал ее брат Варда, а через полгода был убит Михаил.

Мощи Феодоры, вскоре прославленной в лике святых, сохранялись в Гастриевом монастыре Константинополя до 1460 года, когда турецкий султан передал их грекам острова Корфу, где они обретаются поныне.

Молитва феодоре царице греческой

Где молиться Святой Царице Феодоре?

Как правильно молиться Святой Царице Феодоре дома самостоятельно?

Видео (кликните для воспроизведения).

Святая вода, может быть выпита перед молитвой Святой Царице Феодоре. Сколько святой воды надо пить перед молитвой? Выпивайте любое количество святой воды, которое покажется вам комфортным. Правило: «чем больше, тем лучше», здесь не «работает». Можно ограничиться даже одним глотком святой воды. Но, не отпивая ее из посуды, а выпив приготовленную заранее порцию полностью. Желательно выпить святую воду перед утренней молитвой Святой натощак, до приема пищи, не отрываясь, не делая нескольких «подходов» и не волнуясь. Святая вода считается полезным средством дополняющим молитву христианина. Как обязательный «ритуал» в любом случае предваряющей молитву Святой Царице Феодоре, «прием» святой воды Православной церковью не рассматривается. Необычные ощущения, если они возникают при приеме святой воды или контакте ее с нашим телом, а особенно позывы к рвоте, жжение, изжога, болевые симптомы, покраснение кожи, нарывы, гнойники, воспаления. Не связаны непосредственно с молитвой Святой Царице Феодоре и понимаются христианином, как действие нечистой силы, не желающей вашей молитвы Святой, препятствующей ее чтению. Предполагать сразу же признаки забесовления – не нужно. Однако обсудить происходящее с вами при чтении молитвы Святой Царице Феодоре, необходимо со священником или своим духовником.

Читайте так же:  Заговор молитва чтобы

  • Православная Церковь это.
  • Приметы, связанные с церковью.

    Техника правильной молитвы в Православии.

    О чем молятся христиане, что просят при молитве к Святым.

    Главная Новости Металлоконструкции Галерея Контакты
    © ЧП Колесник 2010-2011

    Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57
    Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

    Молитва феодоре царице греческой

    Остров Корфу известен всему миру как место, где находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, почитаемого православными христианами на протяжении многих столетий. Именно к ним на этот остров съезжаются сотни тысяч паломников, как из самой Греции, так и из других стран, в том числе России. Но есть на Корфу еще одна святыня, которая имеет не меньшее значение в истории Православной Церкви и о которой, однако, знают не все паломники. Это мощи святой византийской императрицы Феодоры, которая имела мужество противостоять официальной иконоборческой политике тогдашнего государства, а став его главой, вновь ввести иконопочитание на VII Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества православия, который с тех пор повсеместно отмечается в первое воскресенье Великого поста. Таким образом, святая Феодора переломила ход истории в пользу чистоты церковного учения и вошла в ряд горячо почитаемых православных святых.

    Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в знатной армянской семье, в которой не признавали иконоборчество, объявленное государственной идеологией. Когда она стала женой императора Феофила, вместе с ней в императорском дворце появилось тайное иконопочитание. Поскольку ее муж продолжал иконоборческую политику своего отца – императора Михаила II, ей приходилось прятать иконы под одеждой, а также в многочисленных тайниках и ларцах в своей половине дворца. Но однажды Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис, который без злого умысла проговорился об этом императору. Тот сурово отчитал супругу и запретил ей держать при себе иконы. Однако императрица, на словах подчинившись мужу, продолжала молиться перед иконами и даже приучила к иконопочитанию их общих детей.

    После смерти императора в 842 году, несмотря на данное ему обещание продолжать политику иконоборчества, Феодора восстановила иконопочитание. По ее инициативе в Константинополе был созван церковный Собор, который отправил в отставку патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика, изгнав его из церкви и заключив в монастыре Клидион на Босфоре. Как сообщал при этом в своей хронике тогдашний историк Георгий Амартол, Иоанн после изгнания успел кощунственно выскоблить глаза на нескольких иконах, и в наказание за это «ему нанесли ременными плетьми 200 ран».

    Новым Константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший в свое время от иконоборцев. На Соборе был зачитан и одобрен томос (постановление), текст которого, к сожалению, не сохранился до наших дней, но из разных источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи Вселенских Соборов и подвергал анафеме иконоборчество. Также Собор постановил вернуть из ссылок всех православных христиан, ранее осужденных за почитание икон, при этом епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при императоре Феофиле.

    Торжество православия

    К XI веку сложился особый богослужебный чин Торжества православия (Последование в неделю Православия), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В этих текстах также провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в службе этого праздника занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед Православной Церковью.

    Блаженная кончина

    Стоит отметить, что Феодора, кроме прочего, добилась немалых успехов не только в управлении империей, но и в миссионерской деятельности среди хазар и болгар, бывших до этого язычниками. В годы ее правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I, которому, по словам византийских писателей, Феодора направила послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». После военных неудач Борис принял решение в начале 860-х годов о принятии христианства со всем своим народом и был крещен под именем Михаила – в честь сына императрицы. Многие историки того времени отмечали личную роль Феодоры в деле христианизации Болгарии, хотя на решение Бориса принять крещение повлияло и избавление болгар с помощью Божьей от сильного голода.

    А сын Феодоры, молодой император Михаил, к сожалению, оказался недостоин славы своей матери. Юноша с ранних лет отличался несдержанным поведением и заслужил у современников прозвище «Пьяница». Он устраивал оргии, заставляя одного из собутыльников играть роль шутовского патриарха, а все сборище называл шутовским духовным собором. В 856 году Михаил, достигший 16 лет, по наущению родного брата Феодоры, который стал оказывать сильное влияние на молодого императора, приказал убить одного из верных советников своей матери. Феодора прокляла своего брата и, отдав отчет сенату о состоянии государственной казны, официально оставила регентство, передав всю власть сыну.

    Вскоре по приказу своих братьев и сына-императора она вместе с четырьмя своими незамужними дочерьми была насильно пострижена в монахини и заключена в одном из монастырей Византийской империи, посвященном святой Евфросинии и расположенном недалеко от Константинополя. Феодора мудро воспользо­валась своим вынужденным по­ложением для спасения собственной души: в монастыре она занималась чтением духовных книг, молилась и соблюдала посты. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное ею собственноручно. В течение 8 лет бывшая императрица вела праведную жизнь в обители, где мирно отошла к Богу 11 февраля 867 года.

    Мощи Феодоры на острове Корфу

    Многие годы спустя после погребения тело блаженной Феодоры было обретено нетленным, а в 1456 году, после падения Константи­нополя, ее мощи были перенесены на остров Корфу, в одноименную его столицу, которую по древней традиции также называют Керкирой. Здесь их поместили в большом храме Панайя Спилиотисса («Богородицы в пещерах»), который был построен в 1577 году и после расширения центрального нефа в 1841 году стал главным храмом Керкиры. Сегодня это кафедральный собор города, при котором располагается резиденция местного митрополита.

    Когда паломники с ярко освещенной южным солнцем небольшой прибрежной площади Керкиры попадают в легкий полумрак собора, они не сразу могут понять, где находится рака с мощами святой Феодоры. И лишь приглядевшись к интерьеру и встретив к тому же доброжелательный взгляд местного священника, уверенно проходят к небольшой нише, расположенной справа от иконостаса. Именно здесь стоит серебряная рака, покрытая бордовой, по-императорски порфироносной, бархатной тканью.

    Священники храма оказывают паломникам очень теплый, почти родственный прием: открывают раку, чтобы гости могли приложиться к главной святыне, и без каких-либо просьб надевают эпитрахиль, чтобы отслужить краткий молебен. При этом, уточнив, поминают имена паломников, а по окончании молебна одаривают их частичкой облачения императрицы Феодоры. Разумеется, такое доброе отношение вызывает у паломников чувство глубокого умиления и благодарности. Примечательно, что, когда через 15–20 минут в храм приходят новые паломники, батюшка с такой же любовью встречает и вновь пришедших, специально для них опять открывая раку с мощами, совершая молебен и поминая всех по именам. И когда растроганные паломники задают ему вопрос: «А как вас зовут, батюшка?» – их уже не удивляет, что священник, совершенно по-детски улыбнувшись, отвечает им: «Спиридон».

    Праведная царица Греческая Феодора

    Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 — 842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события — Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию.

    Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой), мирно скончалась около 867 года.

    Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкира (совр. Корфу).

    Остров Корфу

    Свт. Спиридон Тримифунтский. Св. царица Феодора

    Корфу (по-гречески «Керкира») — крупнейший из островов Ионического моря. Изначально он был заселен эритрийцами, потом стал коринф­ской колонией, а в 229 году до Рождества Христова его захватили римляне. Первыми из христианских миссионеров сюда пришли святые апостолы Иассон и Сосипатр — двое из числа семидесяти, посланных Господом на проповедь Евангелия. Согласно некоторым ис­точникам они прибыли на Корфу в 37 году. Если это так, то из всех областей современной Греции Корфу принял Христианство самым первым.

    Из-за близости острова к Италии и Албании у Корфу часто менялись хозяева: готы, ломбардийцы, сарацины, норманны. В 1204 году остров был присоединен к греческой провинции Эпир, но спустя пятьдесят лет снова оказался в руках сицилийцев. Десяти­летием позже островом завладели неаполитанцы, а с 1401 по 1797 год им правили венецианцы. В 1797 году Корфу оказался под французским протекторатом; через несколько лет французов вытеснил объединенный русско-турецкий флот, но те потребова­ли вернуть им Корфу как часть Наполеоновской империи. После поражения Наполеона остров попал под протекторат Британии. Греки никогда не захватывали Корфу: англичане им его «уступили» в 1864 году.

    Жители острова очень любят русских. Это связано с пребыванием здесь русского военного флота под предводительством адмирала Фёдора Ушакова. Сегодня памятник адмиралу — одна из главных достопримечательностей Корфу.

    В наши дни Корфу хорошо известен православным христианам как место упокоения мощей покровителя острова святителя Спиридона Тримифунтского, кипрского епископа IV века, святой Императрицы Константинопольской Феодоры, запретившей ико­ноборчество, и святых Иассона и Сосипатра, двоих из числа семи­десяти апостолов Господа, посланных Им на проповедь Евангелия. Их мощи до сих пор покоятся здесь, в византийском храме XII века, названном в честь этих двух святых, которые почитаются как просветители Корфу.

    В Житиях святых описана жизнь святителя Спиридона не на острове Корфу, с которым у многих ассоциируется его имя, а на Кипре, где он жил и умер. Родился святитель в середине III века — в годы, особенно тяжелые для Церкви: во времена жестоких гонений при римских императорах Валериане, Галинии и Максимилиане. В детстве он был пастухом и не получил почти никакого образования, но его природная сообразительность и благодать Божия, царившая в его душе, развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие ораторы той эпохи.

    Мягкость и личное обаяние юноши Спиридона снискали ему любовь соседей, а в старшем возрасте его врожденные добро­детели под воздействием Божией благодати переросли в щедрость и благородство души, не омраченной и толикой эгоизма. Святой Спиридон рано женился. От этого брака родилась дочь Ирина, которую он сам крестил. Через несколько лет жена умерла, а святой Спиридон, оставив дочь на попечение церковной общины, принял монашество. Местные жители и духовенство так любили его, что после смерти епископа Тримифунта избрали на этот пост Спиридона.

    Будучи в епископском сане, он получил приглашение участво­вать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим. Целью Собора было опре­деление основных истин Православной веры, а также обсуждение учения еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом. На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светочи Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор.

    Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентаци­ей» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. Наконец, когда его искусные речи полились неудержи­мым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как гово­рится в Житиях, необразованный епископ Тримифунтский с прось­бой выслушать его. Будучи уверены в том, что он не сможет проти­востоять Евлогию с его превосходным классическим образованием и несравненным ораторским искусством, остальные епископы умо­ляли его молчать. Тем не менее, святитель Спиридон вышел вперед и предстал перед собранием со словами: «Во имя Иисуса Христа, дайте мне возможность кратко высказаться». Евлогий согласился, и епископ Спиридон начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы: Святая Троица, хотя и имеет три Лица и Три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, есть Бог Единый * — Одна невыразимая и непостижимая Сущность. Человече­ский ум не в силах объять этого и не обладает способнос­тью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно.

    Как невозможно заключить всю ширь океанов в ма­ленькую вазу, так и конечному человеческому уму невоз­можно вместить бесконечность Божества. Поэтому, дабы вы могли уверовать в эту истину, посмотрите внимательно на этот маленький скромный предмет. Хотя мы и не мо­жем сравнивать Несозданное Сверхвешественное Естество с тварным и тленным, все же, поскольку маловерные боль­ше доверяют глазам, нежели ушам, — как вы, если не уви­дите телесными очами, не поверите, — я хочу доказать вам эту истину. Показать ее вашим глазам посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленно­го из трех стихий, но единого в своем веществе и природе.

    Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крест­ное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: «Во имя Отца!» В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали. Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица. Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси. Потом он исповедал истину перед своими собратьями-арианами. Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении. Прочие же вернулись к исповеданию Право­славия.

    После того, как святитель Спиридон наглядно показал Собору силу Божию, его стали превозносить и почитать во всем право­славном мире. Однако он в простоте своего сердца вернулся на Кипр и продолжал не только исполнять свои епископские обязанности, но и пасти овец. На иконах он часто изображается в тростниковой шапке кипрского пастуха. Святитель Спиридон отошел ко Господу 12 декабря 348 или 350 года в возрасте примерно восьмидесяти лет.

    Изна­чально в житие, составленное епископом Трифиллием, вошло сем­надцать чудес, совершившихся по молитвам святителя Спиридона еще при его жизни. Епископ Феодор добавил к этому еще восемь чудес, о которых узнал непосредственно от их свидетелей. Посмертных же чудес святого (из тех, что известны и записаны) насчиты­ваются десятки тысяч. Святитель Спиридон является величайшим чудотворцем в истории Церкви (после святителя Николая). И в наши дни на Корфу почти не встретишь семью, которая не могла бы рассказать свою историю о том, как им помог святой покрови­тель их острова.

    Сначала святитель Спиридон был похоронен в мраморном гро­бу в одном из храмов одного Тримифонтоса на Кипре (родина святителя) Его деревня, называвшаяся Тримифунт, была стерта с лица Земли в 1191 году войсками короля Англии Ричарда Львиное Сердце; та деревня, что сейчас стоит на ее месте, называется Тримитос. Мощей Святого на Кипре уже нет, но остался его мраморный гроб.

    Самые ранние из дошедших до нас документов доподлинно подтверждают, что мощи святителя Слиридона и святой Императрицы Феодоры были привезены на Корфу в 1456 году священником Георгием Калохеретисом. В 1596 году мощи святителя Спиридона были положены в храме его имени и остаются там до сих пор.

    В городе Корфу также покоятся мощи Императрицы Феодоры, которая в 842 году освободила Церковь от ереси иконоборчества. Феодора была женой императора Феофила Иконоборца. Феофил, проникнувшись идеями иконоборчества, издал указ об уничтоже­нии всех икон в своей империи.

    Иконоборчество было одной из самых мощных и долго про­державшихся ересей. Оно возникло в первой половине седьмого века и просуществовало более ста лет. Императоры один за другим применяли жесткие меры борьбы с иконопочитанием, что привело к массовому уничтожению древнейших сокровищ церкви, включая иконы, кресты, иллюстрированные рукописи и фрески на стенах храмов. Хотя в 787 году на Седьмом Вселенском Со­боре иконоборчество было объявлено ересью, воплотить в жизнь соответствующий догмат до того, как умер Феофил Иконоборец, не удавалось. После его кончины власть перешла к Феодоре как ре­генту Михаила III, ее несовершеннолетнего сына.

    Императрица Фе­одора и святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, в 842 году созвали Константинополь­ский Собор, восстановивший по­читание икон как неотъемлемую часть православного благочестия. Эта победа дала начало празд­нованию дня Торжества Право­славия, который мы отмечаем в первое воскресенье Великого Поста.

    Михаил, сын Феодоры, повз­рослев, проявил то же безжалос­тное честолюбие, что и его отец: он сослал свою мать и четырех сестер в монастырь Гастрион и принудил их к принятию мона­шества. Императрица воспользо­валась своим вынужденным по­ложением для спасения собственной души. Годы спустя после погребения ее тело было обретено нетленным, а в 1456 году, после падения Константи­нополя, ее мощи перенесли на Корфу. В наши дни они находятся в храме святителя Николая, расположенного недалеко от берега в городе Корфу.

    В храме святителя Николая находятся также частицы мощей священномученика Власия, епископа Армении IV века.

    По материалам книги «Евлогите» М. Нектарии (Мак Лиз)

    Молитва феодоре царице греческой
    Оценка 5 проголосовавших: 1
  • ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here