Молитва иконе азовская

Основы: Молитва иконе азовская - информация из открытых источников и священных текстов.

АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Азовская икона Пресвятой Богородицы

Азовская икона Божией Матери

Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.

Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.

Молитва иконе азовская

Дни празднования: 10 сентября (28 августа)

Предыстория:

Была Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом или повторяла уже известный сюжет?

История появления Азовской иконы сегодня является предметом пристального изучения исследователей.

Как писал В. Борин, история эта чрезвычайно любопытна и связана с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны. Иконография восходит к прориси для гравюры, написанной по поручению Федора Шакловитого «вещанием Даниила и Якова Ивановых, детей Перекрестовых» (в 1914 году гравюра хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время ее местонахождение неизвестно). «Назнаменована она была на большом листе» в Ахмерке, подмосковном имении князя Василия Васильевича Голицына в доме стрелецкого полковника Ивана Перекрестова, по случаю возвращения «царского оберегателя», князя Голицына из первого Крымского похода, совершенного в 1686 году, в котором участвовал гетман Самойлович с запорожским войском.

«Впоследствии оттиски этого портрета по приказанию Петра I отбирались так исправно, что до нас не дошли из них ни одного экземпляра», — писал известный исследователь иконографии Д. А. Ровинский.

Следует заметить, что на это изображение было сделано толкование для царевны Софьи Алексеевны иеромонахом Московского Новоспасского монастыря Иннокентием (впоследствии митрополитом Тобольским).

Имена изографов история не сохранила бы, если бы они вместе со своим вдохновителем дьяком Федором Шакловитым и Сильвестром Медведевым не были допрошены с «пристрастием» по «розыскному делу о Федоре Шакловитом и его сообщниках».

Обращаясь к прориси Исторического музея, В. Борин пришел к выводу, что она тождественна вышеупомянутой прориси, за исключением пояснительных текстов и архитектурных изображений, размещенных внизу прориси. В. Борин считал, что эта сохранившаяся прорись написана («назнаменована») уже после второго Крымского похода князя В. В. Голицына 1689 года и окончательного замирения с крымским ханом Нурадином. Текст на прориси Исторического музея перекликается с текстом мирного соглашения, заключенного после второго Крымского похода. В остальном прорись имеет ту же композицию, что и прорись Перекрестовых.

Второй Крымский поход, по мнению историка С. М. Соловьева, начался при очень неблагоприятных условиях. С большими трудностями и лишениями русское войско подошло к Керченскому перешейку и знаменитой его крепости Перекоп. Голицын стоял с войском у Перекопа в очень тяжелом положении, не имея ни пресной воды, ни военных припасов, ни корма для лошадей. Военной победы достигнуто не было, грозной демонстрации силы русского войска, похоже, также не получилось. Чтобы возвратиться назад хоть с чем-нибудь, Голицын завел мирные переговоры с крымским ханом в надежде, что тот, испугавшись нашествия, согласится на выгодные для России условия. Нурадин вступил в переговоры с Голицыным о заключении мира, но по восточному обычаю переговоры затянулись, а Голицыну ждать было нельзя. Не дождавшись заключения мира, он повернул войска назад, предоставив завершать переговоры дипломатам.

Возвращаясь, русские воины радовались, что в безлюдной и безводной степи в страшный зной их никто не преследовал.

Друзья Голицына и правительница царевна София сделали попытку признать этот поход у спешным, важным. Устроили пышное празднование на высочайшем уровне, чтобы современники видели во втором Крымском походе великий подвиг, победу над «исконными неприятелями всего христианства». Пропись Исторического музея является аллегорией, которая должна была изображать одно из знаменательных событий русской истории.

Следующие попытки образного осмысления историко-философского и религиозного значения борьбы России за возврат Северного Причерноморья предприняты были в 1696 году, когда Москва чествовала возвращение Петра из Азовского похода. Историкам хорошо известны сведения о театрализованных представлениях в честь побед Петра, выбитых посвятительных надписях на орудиях, памятных медалях Петровской эпохи. На одной из медалей изображена сцена, аллегорически иллюстрирующая взятие Азовской крепости как победу православия, то есть в Петровскую эпоху, несомненно, существовала традиция образного осмысления событий.

Молитва иконе азовская

Август 31st 2010 —

Молитва пред иконой Божией Матери «Донская»

Тропарь, глас 4
Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

О, Всемилостивая Мати, Пречистая Дево Богородице, Ты свет ума моего, радость сердца моего, сила воли моея. Услыши и приими моление мое. Призри на язвы души и тела моего. Грехи юности забвенные и утаенные грехи отягчают совесть мою. Омый мя струями слезными, сними бремя тяжкое, укрепи мя, да сотворю плоды достойные покаяния, тернием скорбей усыпан путь мой. Вем, яко правда Божия наказует мя — умоли милосердие Божие о мне. Призри на стенания моя и исправи путь мой, и спаси мя и чада и ближния моя. Буди ми сокровище веры и хранилище благочестия. Даруй несокрушимое терпенье в бедах, от веры проистекающее. Изгони гнев, зависть, уныние, памято-злобие, нечистоту, леность: сими и большими пороками недугует душа моя. Примири враждующих, оправдай оклеветанных, просвети нас светом Сына Своего и даждь нам глаголати другом своим слово истины, твердое в правде, мирное любви ради, растворенное благоразумием. Посети в болезнях и печалях сущих. Да вси под держазным покровом Твоим сохраняеми, безбедно Царствия Небеснаго достигнем, хвалз’ воздавая за все человеколюбцу Богу всегда, ныне и присно и во веки веков.

Читайте так же:  Молитва от зависти и сглаза

Моздокская икона Божией Матери

Моздокская, или Иверская икона Божьей Матери почитается не только православными христианами всего мира, но и католиками. Этот образ Богородицы считается лучшей защитой дома от пожара, воров и злых людей.

История иконы

Моздокский образ Богородицы был написан в середине 13 века. Имя иконописца не сохранилось в истории, но известно, что он был человеком крайне аскетичным и благочестивым. Перед тем, как написать икону Божьей Матери, особо почитаемой в его семье, этот человек держал строгий пост в течение двух месяцев.

В 1768 году жители Куртатинского округа, где Моздокская икона хранилась с момента ее создания, переселялись в другой округ. Будучи верующими людьми, они взяли с собой в путь икону Богородицы. Остановившись на ночлег возле города Моздока, путники увидели во сне Деву Марию. Богородица повелела странникам оставить икону на этом самом месте. Наутро благочестивые мужи принялись за строительство часовни, в которую и поместили икону. Впоследствии жители Моздока выстроили на месте часовни храм.

Моздокский образ Богородицы считается покровителем Кавказа и защитой от всякого зла. Однако во время революции 1917 года икона бесследно исчезла и не найдена по сей день.

Описание и значение иконы

На иконе изображена Богоматерь с Младенцем Иисусом на руках. Голова Богородицы увенчана символом царской власти, а рука указывает на Младенца Иисуса. Этот жест говорит всем верующим о том, что единственный истинный путь заключается в поиске божественной благодати и смирения перед Господом. От греха к свету и вечной жизни можно прийти, принимая любовь Бога и борясь со своими страстями.

Рука Иисуса также указывает на Богоматерь, как символ и напоминание того, что именно Она дала жизнь Спасителю и тем самым даровала жизнь вечную каждому человеку.

О чем молятся Моздокской иконе Богородицы

Существует множество свидетельств чудесной силы иконы Божьей Матери. К Моздокскому образу Девы Марии принято обращаться с молитвой, прося уберечь от пожаров, исцелить от болезней или желая начать новую жизнь, избавившись от дурных привычек.

Целительная сила древней утерянной иконы в полной мере проявлялась во время ее пребывания в городе Моздоке, но в настоящее время многие верующие говорят о том, что молитвы перед копиями чудотворного образа также имеют силу оберегать дом и исцелять от болезней.

Молитвы перед образом Богоматери

«О, Царице Небесная, пресвятая Богородице, Утешительница и Защитница слабых и обездоленных рабов Божьих! Молю Тебя: защити дом мой от погибели, разрушения и всякого зла. Да не пожрет его пламя, не проникнут лихие люди, не ведающие цены творений своих, не разрушится мир и покой стен его. Да пребудет в доме смиренных рабов Господа нашего благодать и процветание во веки веков. Аминь».

Эту молитву необходимо читать всем, кто желает защитить свой дом от любого зла.

«Богородице Дево, град защищающая, Покровительница и Небесная Заступница, молю Тебя: помилуй меня, грешного раба Божьего, и даруй Твое благословение и покров. Царице Небесная, смиренно прибегаю к Тебе и прошу: исцели мои болезни, утоли печали и даруй Твое благословение. Аминь».

Эта молитва перед Моздокской иконой Богородицы способна исцелить болезни и даровать верующему человеку здоровье и жизненные силы.

День празднования Моздокской иконы Богородицы — 28 августа по новому стилю. В это время имеют большую силу молитвы о прощении грехов. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Азовская икона Божией Матери

Богородицу глубоко почитают и любят все христиане. Неудивительно, что ее образы по всей земле являли чудеса исцеления.

Иконы Пресвятой Богородицы встречаются верующими с огромной любовью и почтением. О силе Ее наслышаны многие, другие лично лицезрели чудеса, исходящие от каждого образа Пречистой Девы. Чудотворные иконы Богоматери украшают многие храмы. К ним относится и Азовская икона Божией Матери, которая имеет огромное значение для христианского народа. Перед ней молятся многие люди, относясь к ней со всем уважением и трепетом.

История иконы

Данная икона хоть и похожа на аналогичные святыни Божией Матери, но появилась не чудесным образом. Она была написана в честь битвы на войне против турков, дабы показать последователям православной веры, насколько сильно может быть покровительство Богородицы. Битва длилась с 1735 по 1739 год и проходила на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.

Икона Божией Матери являлась на многих битвах и служила в качестве талисмана на всех сражениях былой войны. Как известно, Богоматерь была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море. Иконописец изобразил на холсте Деву Марию, которая и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А только что написанная Азовская икона прославилась во всем мире и продолжила сохранять и приумножать веру людей.

Где находится чудотворный образ

Самую первую Азовскую икону Божией Матери сейчас трудно найти. Ей выпал тернистый и сложный путь. Но, к счастью, было написано большое количество списков со святыни, которые сохранились и по сей день. Их можно найти во многих церквях нашей страны. К примеру, благочестивую и самую раннюю фреску можно встретить в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Читайте так же:  Православные молитвы против порчи

Описание иконы

На заднем плане изображен двуглавый орел. Также мы видим змея, который является символом Турции и напоминает нам историю Георгия Победоносца: некогда христианский святой пронзил искусителя своим мечом. Снизу от Матери Божией нарисовано русское войско, города, которые уже освобождены от нападок Турции, и крепости Азовского моря, охраняемые Божьей Матерью. Икона пропитана русской символикой, что добавляет ей уникальности.

В чем помогает чудотворный образ

Азовская икона Божией Матери символизирует защиту и справедливость. Перед ней молятся о мире в стране, о защите от нападок врагов и чужеземцев, от ссор и бед в доме и семье, о сохранении жизни своей и своих близких. Также икона помогает избавиться от различных болезней души и одержимости.

Дни празднования

Официальное празднование приходится на 10 сентября и сопровождается богослужениями в честь Азовской иконы Божьей Матери.

Молитва перед иконой

«О, Дева Пресвятая! Владычица мира земного и небесного! Молюсь тебе и помощи твоей прошу. Будь же заступницей моей до конца дней моих, отгони врагов от меня, от города нашего и страны нашей! Изгони злые силы, что сидят внутри меня, исцели от болезней и очисти душу мою грешную! Помолись за меня перед Господом Богом, ибо ты стоишь на Небесах рядом с Ним и с Сыном Его Иисусом! Дай мне веры и сил, ниспошли свое благословение. Да буду славить имя твое во веки веков. Аминь».

Полезно дополнять ваш красный уголок новыми иконами, которые станут покровителями и заступниками вашего личного счастья, здоровья родных и благополучия дома. Отмечайте для себя Божьих Угодников, поддержка которых необходима вам в трудный час, и молитесь подле их образов. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

БАХЧИСАРАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Мариупольская икона Божией Матери

Бахчисарайская икона Божией Матери, называемая также Панагия (Всесвятая), Мариупольская, Крымская

Описание

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что ставит её в ряд древних византийских икон. По мнению Д. В. Айналова, была написана в XI веке, Н. П. Кондакова – в XIV веке. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Богомладенцем на левой руке, размером ок. 89 х 52 см. Следуя предположению А. Л. Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумельским образом Одигитрии, Кондаков усмотрел композиционное сходство Бахчисарайской иконы с изображением Богоматери из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме и предположил влияние Сумельского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии — Аксайской и Зимненской.

История

Согласно преданию, Бахчисарайская икона явилась в Крыму близ Бахчисарая по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея который пожирал людей и животных. Однажды жители увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу [1]. Рядом был найден распавшийся на части змей. Бахчисарайская икона почиталась как христианами, греками и генуэзцами, так и татарами-мусульманами. Нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы [2].

По другой версии, записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма, образ был обретен на скале в 10 саженях от земли пастухом местного князя Михаила [3]. Перенесенная в княжеский дом, икона несколько раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм. В память о дне явления иконы храм был освящен в честь Успения Богородицы.

Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует 2-й версии относят явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы.

Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века [4]. В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини), Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы.

В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе.

К концу XIX-началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы – в Свято-Николаевском кафедральном соборе и в храме на Черёмушках.

Молитвы

Литература

Использованные материалы

Видео (кликните для воспроизведения).

    Пивоварова, Н. В., «Бахчисарайская [Мариупольская] икона Божией Матери», Православная энциклопедия, т. IV:
      http://ezh.sedmitza.ru/index.html?d >
    Видео (кликните для воспроизведения).

    [1] Пересказ Пивоваровой в Православной экциклопедии говорит что икона была обретена в сияющем ореоле.

    [2] По свидетельству A. Guagnini.

    [3] Или же – пастухом Михаилом

    [4] См. статейный список посольства в Крым 1680-1681 гг.

    Молитва иконе азовская

    Январь 31st 2010 —

    В 1696 году, после победы под Азовом, настоятель Болдинского ТроицеИльинского монастыря в Чернигове архимандрит Лаврентий (Крщанович) с братией преподнес царю Петру I Ильинскую Черниговскую икону Богоматери. На иконе помещены: изображение Азовской иконы, расположенное внизу, над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск; схематичный план города-крепости и аллегорическая фигура Времени (в центре); крестный ход из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемый Патриархом Московским Адрианом (справа).

    Эта икона хранится в Музее истории религии (С. -Петербург). Другая икона того же времени и подобной иконографии хранится в Государственной Третьяковской галерее (по данным Православной энциклопедии). К произведениям на эту же тему следует отнести и гравюру Л. Тарасевича на фронтисписе Киево-Печерского патерика Лаврского издания 1702 года.

    Исследователи называют еще несколько важных дат в связи с Азовской иконой. В. Борин, еще до революции изучавший Азовскую икону Божией Матери (из Исторического музея имени Императора Александра III), писал: «. Я полагаю, что икона писана несколько позднее взятия Азова Шеиным при участии Петра I, т. е. после 1696 года. Исследуя икону, я нахожу на ней до трех записей. »

    Историки, исследующие Азовские походы, утверждают, что есть основания говорить о присутствии Азовской иконы (или ее прообраза) в русском войске во время второго Азовского похода.

    Оставляя этот вопрос специалистам, отметим, что длительное религиозно-философское и историческое осмысление «восточного вопроса» в связи со стремлением России вернуться в Северное Причерноморье, в Подонье, на берега Азовского и Черного морей объясняет существование нескольких вариантов образной трактовки иконы. Так, В. Борин отмечал, что икона Азовской Божией Матери (из Исторического музея) имеет такую же общую композицию, как и рассмотренная выше пропись, но с некоторыми особенностями: во-первых, отсутствуют некоторые священные тексты; во-вторых, Богоматерь изображена во весь рост стоящей на облаках, двуглавый орел имеет значительную величину и горизонтально распростертые крылья; в-третьих, имеется дополнительный рифмованный текст. Надписи на иконе почти тождественны надписям, имеющимся на прописи.

    Но вернемся к Покровской церкви села Анхимово Вытегорского уезда.

    Азовская икона Божией Матери из церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

    В трудах научной конференции, посвященной народной культуре Русского Севера, читаем: «Уникальным образцом работы вытегорского иконописца первой половины XVIII в. является в собрании Вытегорского музея икона Богоматери «Знамение» Азовская из многоглавой Покровской церкви Вытегорского погоста (с. Анхимово). По церковному преданию, эта икона написана священником Покровской церкви в память о посещении храма и дома этого священника императором Петром Великим при проезде его в Архангельск в 1711 г. Икона является своеобразным живописным апофеозом побед Петра I над турками в 1695 – 1696 гг.

    . На нижнем поле иконы имеется авторская надпись «1729 году марта в 30 день писалъ сий образ попъ Климентъ Макарьевъ». Судя по высокому уровню исполнения композиции, рисунка и письма иконы, священник Климент Макарьев был профессиональным иконописцем, что, впрочем, не было большой редкостью на Русском Севере, и, возможно, был выходцем из Белозерска. В качестве образца для мемориальной иконы он, очевидно, использовал прорись или гравюру с более раннего произведения, исполненного кем-то из московских живописцев (известно, что в 1696 г. в росписи кораблей петровского флота, готовившихся к Азовскому походу, участвовали живописцы Московской Оружейной палаты Василий Познанский, Алексей Печкин, Киприан Умбрановский, Денис Щербаков, Савин Мелентьев, Иван Федоров, Артемий Сазонов, Никита Полосухин, Петр Золотой и Дмитрий Балашов — ученики Ивана Безмина)» .

    В сохранившихся метриках 1887 года, собранных Академией художеств, есть сведения по Олонецкой епархии, в том числе и по церквам Кижского погоста, и по Покровской церкви близ Вытегры.

    Из материалов метрики для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах:

    «. Вытегорский погост Вытегорского уезда Олонецкой губернии. Покровская церковь. Из древних икон заслуживают внимания по оригинальности следующие:

    На этот раз из уст двуглавого орла исходит следующий глас: «И ты, Капернаум, до небес вознесыйся, низвержен еси Кизик-Армен». На левой стороне иконы, также внизу, изображено следующее: на белом коне едет воин вооруженный, под ногами коня его находится дракон, которого воин убивает копьем. Из уст двуглавого орла исходят следующие слова: «Наступиши и попереши льва и змия». Под драконом изображен вид города с надписью на верху его: «Паде, паде, великий град Вавилон, Азов». Икона помещена в отличной позолоченной раме и сохраняется как древность с уважением.

    Азовская икона Божией Матери — сакральный, почитаемый и очень интересный с историко-философской точки зрения образ известен по всей России, хотя у него еще нет четко выработанной и аргументированной богословской и исторической трактовки. Толкование текстов (в том числе библейских) на иконе Божией Матери — это, безусловно, богословская задача. Историк может, несомненно, предложить в помощь богослову исторические комментарии. Но историк должен также подчеркнуть: несколько поколений наших предков принимали Азовскую икону — каждая надпись на ней есть указание на истинный путь России.

    Петр I после взятия Азова в своих письмах и реляциях не скрывал радости. Какое впечатление взятие Азова произвело на народ, можно уяснить из сказания и народной песни на взятие Азова; эта радость отразилась и в иконе Азовской Божией Матери, особенно в ее священных текстах.

    Взятие Азова было весьма значительным событием для всех русских людей; оно наконец-то увенчало успехом долгую историю походов донских казаков и крымских походов князя В. В. Голицына, поддержанных запорожскими и малороссийскими казаками.

    Разрушительная сила Османской империи сокрушила Византию, уничтожила великое наследие и сами корни средиземноморской цивилизации в ее колыбели, в Малой Азии. Разрушению подверглись христианские святыни, и поэтому Османская империя стала символом Зла. Это Зло опрокинуло устои цивилизации, давшей жизнь первым формам государственности на территории «Скифского квадрата». В Азовской иконе прямо указан смысл существования России — сдерживание зла, уменьшение его власти.

    Эту миссию Россия стремилась выполнять ранее, стремится выполнять ее и сегодня, как показали события в Южной Осетии летом 2008 года, где силам зла впервые в мировой истории удалось столкнуть в вооруженном конфликте четыре православных народа!

    Закулисную сторону этих событий можно понять, только встав на православную точку зрения, только приняв историческую миссию России.

    Азовская икона является единственной и своеобразной композицией, отразившей наступивший после Азовских походов недолгий мир. Покровительница, Зиждительница мира — таковой, по мысли благочестивого иконописца, является Богородица. Своим предстательством со святыми, предстоящими в молении «о мире всего мира», икона символически выражает «мир миров». Такова высокая идея, заложенная в иконе.

    На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695 г. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии — изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу — символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже — конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши. В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне,а в правом нижнем углу — Кызыкермен с цитатой о Капернауме.

    Источник: Глава из книги :Святая Русь: под Покровом Пресвятой Богородицы / Б. Н. Кузык. — М.: Институт экономиче ских стратегий, 2009.

    Азовская икона Божией Матери

    Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено

    9 октября (26 сентября по старому стилю)

    ИКОНОГРАФИЯ

    На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.

    Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.

    Особенность иконографии — изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу — символы государственности.

    Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже — конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

    В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне, а в правом нижнем углу — Кызыкермен с цитатой о Капернауме.

    ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДОНСКИМ КАЗАКАМ

    Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.

    Не только Царица Небесная, но и Святые Угодники Божии — Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец, которых так чтили и просили у них заступничества казаки, реально помогали в войне с турками. По свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби, на стороне казаков воевали два молодых и храбрых война в одежде ратной и с мечами и многих побивали солдат турецких, распластывая их пополам. Да и казаки замечали, что это дело рук Божиих, не было у них таких удальцов.

    В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.

    В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.

    Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом. Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.

    Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».

    МОЗДОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Моздокская икона Божией Матери. Список из Моздоксого Успенского храма.

    Моздокская (Иверская Моздокская) икона Божией Матери

    Святая царица Тамара Грузинская, дочь аланской царевны и жена аланского царевича, проявляла особую заботу об утверждении христианства среди новопросвещённых аланов и однажды прислала в дар храму около селения Майрамыкау (от Майрам — араб. форма библейского имени Мария и осет. хъæу — «село») [4] в Куртатинском ущелье список с Афонской Иверской иконы Божией Матери. По преданию, этот список был написан благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель. Размеры иконы 124,46 х 102,235 см (один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины). Икона, видимо, была написана по золотому фону. Некоторые утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками, но моздокские осетины говорят, что она покрылась копотью во время пожаров, трижды поражавших церковь, где она изначально находилась, и каждый раз образ находили целым на горе неподалёку от храма. Это чудесное спасение иконы от огня послужило первой причиной её чествования как чудотворной. Впоследствии она прославилась и многими другими чудесными знамениями.

    После подпадения Алании под влияние ислама к верованиям ещё нетвёрдого в Православии народа стали примешиваться мусульманские, но почитание христианских храмов, Пресвятой Девы Марии, Илии пророка, Георгия Победоносца и других святых угодников Божиих, а также некоторые христианские праздники и обряды сохранялись среди осетин — наследников аланов. Они продолжали чтить и икону Богоматери, присланную Тамарой, которая своими исцелениями и знамениями сохранила немало осетин и черкесов верными христианству.

    С XVI века горцы начали постепенно входить в соприкосновение с ширившимся Русским государством и вновь принимать от русских христианство. В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила Осетинскую духовную комиссию для проповеди Евангелия горским народам Кавказа. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Русское правительство в 1763 году пригласило горцев селиться близ Моздока. В 1793 году императрица Екатерина II взамен Осетинской комиссии учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев.

    В том же 1793 году накануне Преполовения Пятидесятницы партия горцев прибыла к Моздоку, имея с собой чтимую икону Божией Матери. Ночью, переселенцы увидели, что от арбы, в которой находилась икона, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, который не мерк целую ночь. Поутру осетины запрягли своих волов в арбу с иконой, но, несмотря на все понуждения, животные не двигались с места. Долго они не знали что делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Повинуясь повелению, они поставили её на указанном месте и отправились в путь. Так как это событие случилось близ станицы Луковской, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между её жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе, и многие из осетин узнали в ней тот образ, что славился чудотворениями в Осетии.

    Узнав о явлении иконы, епископ Гаий с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил в Моздокском кафедральном соборе. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своей иконой там, где остановилась арба. Епископ поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. В 1797 году на месте часовни уже был построен и освящён небольшой храм в честь Успения Божией Матери. Рядом с храмом вырос и женский Успенский монастырь, создававшийся во многом благодаря пожертвованиям многочисленных богомольцев, стекавшихся к иконе.

    По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, закрыт Успенский монастырь, а владыка Астраханский Платон (Любарский), в ведение которого поступила Кавказская паства, собирался переместить Успенскую церковь по просьбе Моздокских грузин. Но казаки Луковской станицы, осетины и черкесы упросили владыку оставить им Успенскую церковь с её иконой на прежнем месте и, несмотря на опустение монастыря и общий упадок христианской жизни в крае, к иконе продолжали стекаться богомольцы, привлекаемые славой многочисленных чудес, истекавших от неё.

    В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал:

    Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви. После многолетних трудов по сбору средств и возведению храма, новый величественный собор был освящён в 1894 году.

    После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, и здесь совершая апостольское служение.

    «Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и одобрен и благословлён к печати Святейшим Синодом.

    После революции 1917 года древняя чтимая икона была утеряна: по некоторым данным это случилось во время немецко-фашистской оккупации [6].

    Ныне в Успенской церкви города Моздока находится список древней святыни. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду независимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом нараспев.

    Молитвословия

    От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и це́льбы подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

    Использованные материалы

    • «Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Моздокская»», 20 мая 2003; свт. Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви»:
      • http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona_printed.htm
    • «Моздокская икона Божией Матери», календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриахии:
      • http://calendar.rop.ru/icons1/aug15-ikona-mozdokskaya.html
    • «Иконы Иверской — Моздокской (тропарь и молитва)», сайт православного церковнослужителя «Псаломщик»:
      • http://diak.ortox.ru/*_bogorodice/view/id/1114147

    [1] Настольная книга священнослужителя, т. 3, М.: Изд. Московской Патриархии, 1979, с. 220; Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 395, http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2395.html ; «Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου ἐν Μοζντὸκ τῆς Ρωσίας», греческий сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2737/sxsaintinfo.aspx

    [2] Православный Церковный Календарь 2015, Мюнхен: Изд. обители преп. Иова Почаевского (официальный календарь Русской Православной Церкви Заграницей), с. 25; календарь на официальном сайте Мюнхенского кафедрального собора святых новомучеников и исповедников Российских, http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article& >

    [3] Страница календаря на официальном сайте Православной Церкви в Америке, https://oca.org/saints/lives/2016/04/26/101211-icon-of-the-m. rsk

    [4] Форма названия — по ст. Алагаты Сергей, «Успенский собор Моздока», газета Терские ведомости, 21 апреля 2017, http://terskievedomosti.ru/articles/uspenskiii-sobor-mozdoka-9802

    [5] Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви».

    Молитва иконе азовская
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here