Молитва перед приготовлением кутьи

Основы: Молитва перед приготовлением кутьи - информация из открытых источников и священных текстов.

Молитва перед приготовлением кутьи

Г дcи бж7е на1шъ, u3упова1ніе всё1хъ призыва1ющихъ тz2 и3 почита1ющихъ и4мz твое2 прест7о1е, и4же въ па1мzть почи1вшагw раба2 твоегw2 и4м>къ во ст7ёй цр7кви твое1й предложе1нное ко1лmво и3 приношe1ніz сіz6 бл7гослови2. И# є3гw1же ра1ди сіz6 принесe1нна су1ть, во странё2 живы1хъ всели2, w3слабле1ніе томY и3 согрэшe1ніемъ проще1ніе пода1ждь. Е$й, влdко, человё1ческую не1мощь свё1дый, не вни1ди въ су1дъ съ рабо1мъ твои1мъ, и4же съ вё1рою и3 наде1ждею къ тебё2 пресе1льшемусz. Да1ждь на1мъ твори1ти во ст7ы1ни за1пwвэди твоz2 и3 помина1ти всё1хъ t вё1ка тебё2 преста1вльшихсz въ наде1жди воскрcніz и3 жи1зни вё1чныz. Ћкw ты2 є3си2 воскрcніе, и3 живо1тъ, и3 поко1й u3со1пшихъ рабw1въ твои1хъ, хрcте2 бж7е на1шъ, и3 тебё2 сла1ву возсыла1ем со безнача1льнымъ твои1мъ nц7е1мъ и3 съ прест7ы1мъ, бл7ги1мъ и животворz1щимъ твои1мъ дх7омъ, ны1нэ и3 при1снw, и3 во вё1ки вэкw1въ. Ґми1нь.

Кутия, коливо

Кутия́, коли́во (ко́ливо) (греч. κολύβα (колива)) – сваренные пшеница или рис, приправленные сахаром либо медом, иногда смешанные с изюмом, черносливом или яблоками (приготовляется и потребляется в честь какого-либо святого или в память об усопших).

Поминальную пищу обычно называют — кутьёй; великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших, – вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его.
святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Рецепты колива:

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

Нагорная проповедь

Молитва мытаря или покаянная, читаемая перед всеми молитвами

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную).

Молитва перед началом всякого дела и перед приготовлением пищи

Господи Иисусе Христе, Единородный Сын Безначального Отца! Ты рекл еси пречистыми Твоими усты, яко без Мене не можете творити ничегоже. Сего ради припадая к Твоей благости просим и молим Тя рабом Твоим (имя) и всем зде престоящим и молящимся Тебе, помози во всех благих их делах, начинании их и намерении их. Яко Твоя держава, царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Краткая молитва перед приготовлением пищи

Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Молитва перед вкушением пищи (молитва Господня)

Отче наш, иже еси на небесах! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, и избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй (дважды произнести). Господи благослови (поклон).

Читайте так же:  Лечение от алкоголя молитвами

Краткая молитва перед вкушением пищи

Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил есть нас земных твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Призывание помощи Божией во всяком добром деле

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.

Перед началом всякого дела помолись мысленно: «Господи благослови!».

После окончания всякого дела помолись мысленно: «Слава Тебе Господи!».

Какие молитвы обязательно читают перед вкушением кути?

Ну, если уж заговорили о молитве, то правильно называть не кутья (и не кутя), а сочиво, или коливо.

Обязательных молитв нет. Достаточно молитвы, которую читают перед вкушением пищи.

Например, этой: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения». Или (а луше -И) «Отче наш».

Хотелось бы еще заметить, что такое «ревностное» отношению к правилам, типа: какой иконе в каком случае молиться, или: какую молитву читать обязательно тогда то. это уже искажение христианства, но, в лучшем случае, — обрядоверие, а в худшем — магия.

Молитва на освящение кутьи мирянином в Православии

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае — хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. И еще раз хочется напомнить, что спиртным усопших не поминают. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отклонить приглашение под благовидным предлогом, чтобы не грешить нарушением поста и винопитием, подавая тем самым и соблазн окружающим.

Молитва перед приготовлением кутьи

Случается, что на заупокойных литиях не поставляют кутью (не приготовили, например). Обязательно ли священству читать молитву над кутиею?

Непременное благословение кутьи указано лишь в чине погребения, на панихиде или литье кутья приноситься лишь от усердия, если ее нет, то молитва не читается.

А. Емельянов пишет:

Обязательно ли священству читать молитву над кутиею?

ответ — в вопросе. Если нет кутии — то зачем читать молитву и тем самым говорить БОГУ неправду .

Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях, кроме литий, которые служатся в будни после вечерни и утрени. Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем. И ещё забытое теперь правило ( конечно не всеми) на каждую службу кутию переменять. Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан?

Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем.

Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой.

савин пишет:

Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях

Дайте, пожалуйста, ссылочку, где сказано, что на панихиде или литие непременно должна быть кутья.

савин пишет:

Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чуть Выше Вы сказали, что на отпевании читать эту молитву не следует. Относительно же чтения молитвы отдельно каждому усопшему не могу с Вами согласиться, ибо церковная практика говорит о том, что подобные молитвы читаются «общее всем» и лишь имена называются каждого, см., например, комментарии к чину крещения, там аналогичная ситуация.

А. Емельянов

А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?

А. Емельянов пишет:

А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?

Поскольку в самом чине погребения поклонения кресту перед целованием усопшего вообще не значится, но совершается лишь по обычаю, то как-то однозначно ответить на Ваш вопрос невозможно – в каждой местности своя традиция в этом отношении. Но, думаю, что земные поклоны сильно замедлят само прощание с покойным, а стихер на последнее целование не так уж и много. Не вижу ничего предосудительного в том чтобы поклоны были поясные, мы ведь не всегда кланяемся перед крестом в землю, но нередко и в пояс.

У нас на Куьани так: Кресту в пояс, покойному — в землю.

Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой.

В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения » Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:» ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: » По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор. приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно» (гл.30, с.418) Незабывайте кутия ставится в ПАМЯТЬ о умершем. А на литии её ставят, потому что лития есть малая панихида и отпуст на ней панихидный » Иже живыми и мертвыми» и у нас сей обычай неизменен. Так что обычай благословлять кутию на погребении новомодный и никто не хочет этого исправлять, а жаль.

Читайте так же:  Дорин верче молитвы

Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах.

А. Емельянов пишет:

А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?

Во многих местностях в соответствии с Ветковским уставом поклонения творят перед Богородичной иконой, а не Крестом. Два поклона в пояс прежде целования иконы и третий поклон земной после. Умершему же кланяются землю и целуют в венчик.

В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения » Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:» ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: » По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор. приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно» (гл.30, с.418)

Вы правы отчасти, действительно, если погребение совершается не на третий день, а позже или раньше, то Ваше утверждение будет верным, но с древности в Церкви был обычай на третины приносить кутию в память об умерших, а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия. Потому и молитву кутие внесли непосредственно в чин погребения (в потребнике ее действительно нет, есть в служебнике). О том, что на третины приношение кутьи было и в древности смотрите у св. Симеона Фессалоникитскаго (л. 313 об).

Аксиосъ пишет:

Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах.

А вот у поповцев ставить кутью и на погребении — обычай старый, по крайней мере, у И.Кабанова-Ксеноса в Истории Ветковской Церкви этот обычай уже упоминается.

У нас такой обычай: мужчине мужскую икону (Спасителя, Николу), женщине — женскую (Богородицу), если в храме прощаются то ставят на налой с левой стороны, а если дома, то кладут икону в гроб в ноги покойному, подстелив новый плат, перед целованием два поясных, после земной, потом обходят гроб, перекрестясь целуют крест, кот., на персех и венчик, а потом кланяются в земь со словами: Прости мя Христа ради и благослови и помяни у престола славы Христа Бога нашего во царствии небеснем.

а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия

савин зарегистрироваться не хотите, а то все ваши сообщения проходят через премодерацию, могут и теряться сообщения нечаянно.

А. Емельянов

Спаси Христос всех за сообщения и ответы! С наступающим праздником Богоявления, братие!

Молитва над кутиею (коливом) в память усопших

Молитва над кутиею (коливом) в память усопших

Го?споди Бо?же наш, упова?ние всех призыва?ющих Тя и почита?ющих и?мя Твое? Пресвято?е, и?же в па?мять почи?вшаго раба? Твоего? (имярек) во святе?й це?ркви Твое?й предложе?нное ко?ливо и приноше?ния сия? благослови?. И его?же ра?ди сия? принесе?нна суть, во стране? живы?х всели?, ослабле?ние тому? и согреше?нием проще?ние пода?ждь. Ей, Влады?ко, челове?ческую не?мощь све?дый, не вни?ди в суд с рабо?м Твои?м, и?же с ве?рою и наде?ждею к Тебе? пресе?льшемуся. Даждь нам твори?ти во святы?ни за?поведи Твоя? и помина?ти всех от ве?ка Тебе? преста?вльшихся в наде?жди воскресе?ния и жи?зни ве?чныя. Я?ко Ты еси? воскресе?ние и живо?т, и поко?й усо?пших рабо?в Твои?х, Христе? Бо?же наш, и Тебе? сла?ву возсыла?ем, со безнача?льным Твои?м Отце?м, и с пресвяты?м и благи?м и животворя?щим Твои?м Ду?хом, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Похожие главы из других книг

Молитва об усопших

Молитва об усопших Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи,

Молитва за усопших приятна им

Молитва за усопших приятна им «В годовой день по кончине своей родной матери я присутствовал на богослужении в одной из Стародубских церквей, причем немалочисленным почитателям почившей, собравшимся в храме помолиться за усопшую, сказал вылившееся от сыновнего чувства

Молитва об усопших.

Молитва об усопших. Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г), переоблачавший мощи,

Глава 9. Молитва за ближних и усопших

Глава 9. Молитва за ближних и усопших Молитесь друг за друга. Иак. 5,

Чин над кутией в память усопших

Молитва за усопших

Молитва за усопших Почему псалтиpь читают над умеpшим?Мы читаем псалтирь над покойником, над усопшим, как бы выpажая всю его жизнь, весь диапазон тех чувств, котоpые могли в нем быть: и покаянных, и яpых, и умиленных, и пpекpасных, и темных, – все это мы пpиносим Богу как бы от его

Читайте так же:  Молитва от колдовства православие

ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Иное дело частное поминовение по просьбе отдельных богомольцев, совершающих память своих усопших сродников. Усердствующие должны озаботиться и о кутии, ибо день поминовения, день “памяти” того или иного усопшего для поминающих своего

ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ

ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать

Молитва об усопших

Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.Вместо кратких молитв можно читать следующий

Доброделание в память об усопших

Доброделание в память об усопших Милостыню за души усопших братьев всегда приносила воинствующая Церковь Христова. «Апостольские правила», предписывающие поминовения на третий, девятый, сороковой и годовой день, добавляют: пусть верующий даст от своего имущества

12. МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ

12. МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ Мы должны молиться не только за тех наших ближних, которые живы, но и за тех, кто уже отошел в мир иной.Молитва за усопших необходима прежде всего нам, потому что, когда уходит близкий человек, у нас возникает естественное чувство утраты, и от этого мы

Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию

Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию Неисповедимы судьбы Твои, Господи! Неизследимы пути Твои! Даяй дыхание всякой твари и вся от не сущих в бытие приведый, Ты овому посылаеши Ангела смерти в День, егоже не весть, и в час, егоже не чает; оваго же исхищаеши из

Молитва о усопших

Молитва о усопших Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диаволаупразднивый и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих (имена) (раба Твоего, рабы Твоея) (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюду же отбеже болезнь, печаль

Молитва об усопших

Молитва об усопших Помяни, Господи, от жития сего отшедшия святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем,и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой

Молитва детей об усопших родителях

Молитва детей об усопших родителях Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирот хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.Прибегаю к тебе я, сирота, стеная и плача, и молюсь Тебе: услышь моление моё и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слёз очей

Молитва обо всех усопших христианах

Молитва обо всех усопших христианах Боже духов и всякой твари, смерть победивший и диавола низвергнувший[33], и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во

Порядок благословения колива.

Порядок благословения колива.

(Т. е. кутьи — вареной пшеницы или риса, смешанного с медом и украшенного различными сладкими плодами), которое в честь Господних праздников или святых или в память умерших приносится в храм. Если благословение совершается за вечерней, то после «Ныне отпускаешь…» Трисвятое по,; Отец наш…» Тропарь. Слава и ныне. Богородичен гласа тропаря; если же за Литургией, то после заамвонной молитвы поется тропарь и кондак. Диакон же, совершивши вокруг колива каждение, возглашает: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священик, став перед коливом, произносит молитву:

Господи Боже наш, все сотворивший Своим словом и повелевший земле произращать различные плоды для нашего питания и наслаждения! Ты в древности явил питавшихся овощами трех Вавилонских юношей и Даниила, более прекрасными тех юношей, которые питались царскою пищею. И теперь, Всеблагой Царь, Ты Сам благослови и эти семена с различными плодами и вкушающих их освяти, ибо рабы Твои принесли их для Твоей славы и в честь святого (имя) и в память скончавшегося в православной вере. Даруй же, Милостивый, украсившим эти семена и совершающим память (имя святого или скончавшегося) все просимое для спасения и удостой их наслаждения Твоими вечными благами, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и святого (имя), память которого мы совершаем, и всех Твоих святых. Ибо Ты все освящающий и благословляющий Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Безначальному Отцу с Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Народ: «Аминь». После этого богослужение заканчивается в обычном порядке.

Похожие главы из других книг

Глава 49 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ НА ВИНО И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО»

Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО»

Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО» 1. Если человек услышал добрую весть из уст надежного человека, который сам был свидетелем того радостного события, о котором рассказывает, или тем более если человек сам

3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА)

3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ

ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА

ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА Как к 1 и 2 главам Типикона присоединяется чин трапезы, так к этой — чин благословения колива. Этим дается понять, что вкушение колива — такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это — трапеза

1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись)

1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись) 1:1—3 Господь повелевает Моисею исчислить всех сынов Израилевых. Первые слова Книги И сказал Господь показывают: слово Божье направляло все, что делалось в

Читайте так же:  Какую молитву прочитать чтобы очистить дом

Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона

Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона Кто бы сказал, для чего ныне поставляется среди церкви святое коливо и воспеваются над ним хвалебные песни в честь святого великомученика Феодора Тирона?

Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по греческим подлинникам. Зимние заня

Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по

Порядок благословения нового дома, в котором хотят поселиться.

Порядок благословения нового колодца.

Порядок благословения нового колодца. Священник, взяв освященную воду и кропило, идет к колодцу, зажигает на нем три свечи и, надев на себя епитрахиль и окадив колодец, становится лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…» Народ: «Царь Небесный»…

Порядок благословения пчел.

Порядок благословения пчел. Священник, придя на место, где стоят ульи с пчелами совершает обычное начало: «Благословен Бог наш..» читается Трисвятое по «Отец наш…» «Господи, помилуй»(12 раз). «Приидите, поклонимся..»(трижды) и псалмы: 50, 84- и 122, во время чтения которых

Порядок благословения пчелиных роев, посаженных в новые ульи.

Порядок благословения пчелиных роев, посаженных в новые ульи. Начало см. порядок благословения пчел стр. 227. После псалмов священник произносит молитву: «Предвечный, Всемогущий Боже, держащий в Своей руке все творение, обладающий небо и землею, и всем, что в них, и щедро

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,

ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЖИЛИЩА

ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЖИЛИЩА Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛИВА В ПРАЗДНИКИ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛИВА В ПРАЗДНИКИ Совершать гласное поминовение усопших, произносить заупокойные, в общем всегда скорбные молитвы, было бы не соответствующим праздничной радости. Но творить добрые дела в память усопших не только не возбраняется в праздники, но и весьма

Благословения и проклятия

Благословения и проклятия (Мат. 5:3-12)17 Иса спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась большая толпа Его учеников и великое множество народа со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидона. 18 Они пришли послушать Ису и исцелиться от болезней. Те, кого

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,

Как правильно приготовить кутью на поминки из риса

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Кутья – это традиционное блюдо походит еще от наших предков, они готовили ее на поминки и Рождество. Кутья являет собой кашу, которая сварена зачастую из пшеницы, но сегодня мы узнаем как правильно приготовить кутью на поминки из риса. У этого блюда есть множество разных вариантов, начиная с различных добавок, и заканчивая заправкой, ей может выступить мед, глюкозный сироп или простой сахар.

История поминальной кутьи

Слово кутья произошло от греческого слова кокос – зерно, оно прямым образом связано еще с одним блюдом, которое имеет название коливо. Эти два блюда сильно похожи между собой, отличаются только тем, что коливо не такое сладкое. Эти названия двух блюд часто путают и смешивают между собой.

Традиции приготовления кутьи начинаются еще до того как появилось христианство. Много ученых говорят о том, что кутья это языческое блюдо, которое напрямую имеют связь с обрядами жертвоприношения и погребением.

Издавна считалось, что усопший сохраняет потребности живого человека и ему необходима пища, поэтому славяне готовили кашу из пшеницы и приносили её на могилу к умершему. Также с древних времен свое начало берет и коливо. Впервые о нем узнали из манускриптов V-VI века до н.э.

Что символизирует кутья на поминках

Некоторые интересуются, особенно те, кто далек от веры «Почему на поминках едят кутью?». Как и любое другое традиционное блюдо, она несет в себе некий символизм, благодаря ингредиентам, которые входят в состав. Зерно — в любом виде означает возрождение из мира мертвых. Если его положить в землю, оно вырастает, и на свет появляется новая жизнь. Само же зерно пропадает. Так же происходит и с телом умершего человека.

В свою очередь мед и сухофрукты наши предшественники считали символами богатства и здоровья. Они напоминают о сладостном пребывании в Царстве Божьем.

Таким образом, два самых простых составляющих кутьи обозначали тогда вечную жизнь, воскрешение и достаток. Другие компоненты также имеют некий символизм:

  • Мед являет собой умиротворение, которое умерший получит на небесах.
  • Сушеные яблоки и курага — райские плоды.

Итак, зачем кутья на поминках? Ответ очень прост, каша, которую пришедшие делят между собой, объединяет и поддерживает в горе. Это не просто обед, а воспоминание о хороших и добрых делах умершего.

Читайте так же:  Боже наш молитва

Поминальная кутья

Кутья – это традиционное обрядовое блюдо южных и восточных славян, которое наши предки готовили на поминки и Рождество

Кутья представляет собой кашу, сваренную из цельных пшеничных зерен (иногда это может быть ячмень, перловая крупа, овес, рис или даже горох) и приправленная медом, маком, изюмом или орехами.

Само слово кутья (по-белорусски мы говорим куця или куцця) происходит от греческого слова коккос – зерно и связано с другим православным блюдом, называемым коливо. Оба блюда очень схожи между собой (коливо менее сладкое) и часто их названия путают или смешивают.

Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов. Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения. Поскольку считалось, что умерший сохраняет обычные человеческие потребности, в том числе и потребность в пище, древние славяне варили пшеничную кашу для усопшего и оставляли ее на могиле.

Коливо также ведет свою историю с античных времен: первые упоминания о нем найдены в манускриптах времен Византийской империи и датируются V-VI веками н. э.

В настоящее время поминальная кутья
освящается в церкви

Символизм и традиции поминальной кутьи

Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение – прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно – в пропаренном или вареном виде – означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего.

Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни.

Мы упомянули также о здоровье и достатке. Почему так? Дело в том, что готовилась как кутья поминальная, так и рождественская кутья. Последнюю подавали на стол трижды – на Коляды, Рождество и Крещение. Соответственно, готовилась бедная (постная) кутья, затем богатая (щедрая) и голодная (водяная). Чем гуще получалась каша, тем богаче и дружнее должна была жить семья в следующем году.

Но вернемся к тому, как готовится и подается кутья на поминки. Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. После кутьи гостям предлагались постные поминальные блины и медовый кисель.

По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось.

Интересно, что в Беларуси существовал и до сих пор практикуется такой обычай: отпраздновав День поминовения или Дзяды, принято вывешивать из окна полотенце и ставить на него тарелку с кутьей или колевом и блинами. Считается, что это порадует духов наших усопших предков.

В чем заключается польза поминальной кутьи

Кутья – это не только очень вкусное, но и полезное блюдо. Основа его – это зерна пшеницы, богатые углеводами и содержащие массу полезных веществ. Это витамины группы B, укрепляющие нервную систему, и клетчатка, необходимая для вывода токсинов из организма и препятствующая превращению углеводов в жир.

Мед известен своими бактерицидными, антивирусными и противогрибковыми свойствами. Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус.

Грецкий орех содержит йод и помогает бороться с заболеваниями щитовидной железы.

Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство.

Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот.

Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки
вкусны, полезны и питательны

Рецепт кутьи

Готовить поминальную кутью необязательно – можно сделать соответствующий заказ в столовой или кафе для поминок и самостоятельно окропить ее освященной в церкви водой. Если же вы хотите сделать все сами, рецепт приготовления кутьи несложен. Прежде всего, необходимо подготовить основу:

  1. Крупу с небольшим количеством воды необходимо истолочь в ступке, чтобы отделить питательную часть от семенной и плодовой оболочки.
  2. Полученную кашицу замочить в воде на несколько часов (лучше на ночь)
  3. Отварить зерна до мягкого состояния – в воде (постная кутья) или молоке. Для приготовления желательно использовать кастрюлю с толстым дном.

Затем переходим к заправке. Она готовится из перетертого мака или орехов. Вам снова понадобится ступка. Перетирайте в ней мак или орехи до появления белой жидкости. Дополните заправку предварительно замоченным изюмом или сухофруктами, цукатами или мармеладом.

Смешивать оба ингредиента рекомендуется непосредственно перед подачей на стол – чтобы ничего случайно не подбродило и не потеряло вкус, особенно если блюдо готовится заранее. Перед смешиванием кашу рекомендуется немного подогреть.

А вот как готовится кутья из риса:

  1. Возьмите стакан риса, тщательно промойте его и отварите в двух стаканах воды до рассыпчатого состояния.
  2. Слегка подсолите кашу и добавьте в нее немного сахара.
  3. Замочите в горячей воде 50 грамм изюма на 10-12 минут. Слейте воду и соедините изюм с кашей.
  4. Выложите угощение в виде горки на широкую тарелку и украсьте его кусочками мармелада.

Поминальная кутья из риса
с маком и грецким орехом

Если кутья получилась слишком густой, ее можно развести теплой водой или компотом. Разнообразить заправку и украшение можно при помощи кусочков кураги, чернослива, цукатов и свежих фруктов. Блюда отлично дополнят и другие орехи (фундук, кешью, арахис).

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала

Молитва перед приготовлением кутьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here