Молитва Святой Елене сербской

Основы: Молитва Святой Елене сербской - информация из открытых источников и священных текстов.

Икона Святой Елены

Только малая часть христианских подвижников удостаиваются звания равноапостольных. Как правило, речь идет о тех святых, которые явились на землю после жития самого Христа в теле, то есть они не могли быть назначены апостолами самим Спасителем. Тем не менее подвиг этих людей был невероятно значим для церкви, поэтому они удостоились звания равноапостольных, то есть равных самим апостолам.

К этим святым относится и рассматриваемая тут икона Елены – царицы Константинопольской. Именно при ней христианство перестало подвергаться гонениям и стало разрешенной религией на территории Римской империи.

История Елены равноапостольной и появление иконы

Святая родом из Вифании – относительно небольшого города, в малой Азии, до куда простиралось и римское владычество. Благодаря этому девушка в юном возрасте сумела влюбиться в римского воина (по имени Констанций Хлор) и родить ему сына – Константина.

Со временем супругу предложили важный пост правителя римских земель, но для этого ему требовалось оставить нынешний брак и обручиться с дочкой императора. Констанций согласился и в итоге стал правителем Западных территорий Римской империи. Данный титул унаследовал сын Константин, который тоже стал воином.

В итоге Константин вступает в конфронтацию с правителем Восточных земель – Максимилианом и становится правителем всей империи. Именно его указом христианство легализуется.

В дальнейшем он обращается к собственной матери дабы та стала императрицей. Вот почему икона святой Елены и иконы святого Константина часто объединяются. Они также почитаются на праздник Воздвижения Креста Господня.

На иконе царица Елена часто изображается с обретенным Крестом, который более трехсот лет пребывал в земле. Именно благодаря этой заслуге царицу во многом и почитают.

Обретение Креста

Много добрых дел для христианства сделали Елена и Константин, поэтому икона этих правителей является символом бескорыстной преданности вере. Они пользовались своим положением только для того чтобы распространять веру и делать угодные Господу дела.

Будучи в преклонном возрасте, царица отправилась в Иерусалим, который к тому времени (четвертый век) оставался под властью язычников. Там, где распнули Спасителя, стоял храм языческой богини. Царица распорядилась снести храм и под ним обнаружили те самые три креста.

Новый храм освящал епископ Макарий, который увидев крест Господень велел наложить его на покойника, процессия с которым проходила поблизости. Присутствующие увидели чудо воскресения.

В чем помогает икона святой Елены

Значение этой иконы весьма высоко, она символизирует настойчивость и веру.

Царица стала одной из первых женщин, которые стали святыми.

Княгиня Ольга взяла в крещении именно ее имя.

На иконе святая Елена чаще всего изображается с Крестом большого или маленького размера. Фоном выступает Иерусалим, либо используется однотонный фон. Также распространенным вариантом являются клеймы, которые обрамляют икону Елены и Константина.

В чем помогает данный образ, так это по большей части в различных материальных делах или когда требуется молиться о правителях или выполнить какие-то политические нужды. Тем не менее, к этим образам верующие могут обращаться и для выполнения любых других потребностей.

Другие именные иконы Елены

Также отметим других подвижниц с идентичными именем, в частности:

  • Елена Сербская – икона посвящена матери двух православных правителей: святого Стефана и Драгутина, она вела благочестивую деятельность и помогала множеству людей, строила приюты, храмы и многое другое.
  • Елена Дивеевская – икона изображает православную святую, которую сам Серафим Саровский благословил на монашество, эта девушка в юном возрасте испытала видение и отвергла светские развлечение, став полностью угодной Господу, мощи ее остаются нетленными и до сих пор творят различные чудеса, помогают верующим.

Именины Елены по церковному календарю: почитают мученицу Елену и Елпидия 28 января. Однако почитание этих мучеников не является распространенным. Они относятся к числу многочисленных подвижников, память о которых потерялась в веках.

Молитвы

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва первая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной Елене Сербской, королеве, глас 4

От страны́ за́падныя/ святоро́дней лозе́ се́рбстей совоку́пльшися,/ доброра́сленная ве́твь яви́лася еси́,/ благове́рная княги́не Еле́но./ Плода́ кра́сная святу́ю сы́ну дво́ицу/ принеся́ Бо́гови и ро́ду се́рбскому,/ на коне́ц вся́ су́етная ми́ра оста́вила/ и преподо́бным приложи́лася еси́:/ со дерзнове́нием Влады́ку все́х моли́/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и сыново́м слове́нским спасти́ся.

Икона Елены Сербской

Икона Елены Сербской — это образ великой мученицы, глубоко почитаемой в православии. Через молитвы святой Елене каждый истинно верующий может обрести счастье и изменить свою жизнь к лучшему.

Читайте так же:  Молитва по соглашению от алкоголизма

Святыня преподобной Елены, королевы Сербской, имеет огромное значение для всего христианского народа. Несмотря на свой титул, великая правительница вела праведный образ жизни, совершала бескорыстное добро и проявляла чистое милосердие по отношению к людям любого сословия и происхождения. Чудотворная икона Елены Сербской содержит образ поистине непогрешимой и добродетельной последовательницы Божией. Святыня наделена безграничной властью и творит настоящие чудеса. Важно иметь хотя бы небольшое представление о земной жизни православной святой, чтобы удостовериться в чистой и подлинной чудодейственной силе иконы, написанной в честь угодницы Господа.

История жизни Елены Сербской

Жизненный путь православной мученицы приходится на XIII-XIV века. Уже при рождении она получила наследственный титул принцессы Франции и исповедовала католическую религию. Став женой наследника сербского престола, Уроша I, Елена была коронована, а после приняла православие.

Святая праведница быстро обрела славу и любовь людей, войдя в историю как одна из самых добросердечных и благосклонных правительниц. Православная мученица на протяжении всего жизненного пути оказывала помощь нищим и вдовицам, никогда не жалела пищи для недоедающих и бедствующих. Щедрость королевы была безмерна: она помогала деньгами людям, живущим в бедности и голоде. Святая Елена проявляла инициативу при строительстве новых храмов и монастырей, активно участвовала в процессе их сооружения. Христианка никогда не была сторонницей войн и борьбы за власть, всегда мирно решала конфликты, полюбовно предотвращая междоусобицы.

Незадолго до окончания своей земной жизни Святая Елена добровольно приняла монашество. Будучи инокиней, королева Сербии достойно встретила свою смерть, скончавшись в монастыре Градац, построенном под Ее руководством. Тело мученицы захоронили по всем законам христианства. Спустя три года Ее останки были обнаружены совершенно нетронутыми временем. Только после обретения святых неугасающих мощей решением Сербской Православной Церкви Святую Елену причислили к лику святых.

Где находятся мощи и чудотворный образ Святой Елены

Икона великомученицы Елены украшает многие сербские храмы и монастыри.
Самое важное и священное место, где христиане воздают почести святой — монастырь Градац. Именно там праведная королева умерла и была похоронена. Древние фрески XIV века с образом святой властительницы расположены в сербском монастыре Грачаница.

К сожалению, в России нет самостоятельных икон великой Елены Сербской. Но вознести молитвы и почести перед ликом праведницы можно в московском храме Святых Апостолов Петра и Павла, где хранится икона «Собор святых Елен». На святыне изображены четыре мученицы Елены, одна из них — сербская властительница.

Описание иконы Елены Сербской

На самостоятельных иконах обычно изображен образ женщины в дорогом царском одеянии, на голове Ее — венец, украшенный драгоценными камнями, указывающий на прижизненный титул святой. В правой руке Елена держит крест, который является символом жизни и возрождения Христа. Ладонь другой руки праведницы раскрыта и приподнята вверх. Этот жест говорит о правдивости и чистосердечии мученицы, о Ее бескорыстных намерениях и открытости перед людьми. Также можно встретить образ святой Елены, изображенной на иконе вместе со своими сыновьями.

В чем помогает чудотворный образ

При жизни Елена Сербская заботилась, защищала и помогала неимущим, а также людям, лишенным родных и близких. Поэтому в молитвах перед чудодейственным ликом христиане просят поддержки и помощи при финансовых трудностях. Также к святой обращаются за исцелением от различных заболеваний.

Святыня Елены Сербской является заступницей детей-сирот, помогающей им построить счастливую жизнь. А еще праведница покровительствует женщинам с именем Елена, уберегает их от зла и несчастий.

Дни празднования

30 октября считается официальным днем памяти великомученицы Елены Сербской.

Молитва Святой Елене перед иконой

Перед священным образом Елены Сербской не принято говорить много слов. Обычно молитва состоит из одного — двух предложений, заключающих в себе главный смысл вашего обращения к мученице. Слова молитвы могут звучать так:

«Великая праведница, Елена! Вознеси молитву за нас к Господу, об отпущении грехов наших и о прощении умоли Его. Я в молитве к образу Твоему обращаюсь, услышь меня, окажи мне поддержку Свою и помощь да не оставь меня в трудные минуты жизни. Аминь».

Все христиане вспоминают Святую Елену как праведную правительницу и чистосердечную женщину, которая помогала всем и каждому. Не забывайте читать молитвы, обращенные к Угоднице Божией, в день всех святых или в любое другое великое празднество. Почитая память святых, вы приближаете себя к Господу, Его любви и покровительству. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте так же:  81 молитва Богу

Святая сербская королева Елена Анжуйская

Имя святой Елены Сербской есть в русском месяцеслове, ее память празднуется вместе с памятью ее святых сыновей королей Милутина и Драгутина (30 октября / 12 ноября). Немало христианок носят в наши дни имя этой сербской святой, но о ее жизни известно немного. Вместе с тем ее житие и пример во многом уникальны.

Святая королева Елена с сыновьями свв. Драгутином и Милутином. Современная икона. Монастырь Градац

Святая Елена являет собой весьма интересный случай в сербской агиографии. Будучи супругой сербского правителя, она была по рождению француженкой и католичкой, принадлежала к известному роду Карла I Анжуйского, короля Сицилии и Неаполя. Именно поэтому в сербской традиции за ней сейчас закрепилось имя Елены Анжуйской[1]. Около 1250 года она была выдана замуж за благоверного сербского короля Стефана Уроша I[2], с которым прожила в браке 30 лет. Двое сыновей, родившихся в супружеском союзе, стали известными правителями династии Неманичей и тоже прославлены в лике святых: короли Драгутин, в иночестве Феоктист, и Милутин. Исследователи сообщают о том, что у Елены был еще один сын Стефан и двое дочерей, одна из которых умерла в младенчестве, а судьба второй, по имени Брнча, не нашла особо отражения в источниках и предании.

Известный средневековый сербский писатель архиепископ Даниил, лично знакомый с Еленой, называет ее «благочестивой, христолюбивой и блаженной женой, пользовавшейся большим уважением». В «Жизнеописаниях королей и архиепископов сербских» он отмечает, что Елена постоянно была рядом с супругом и, обладая природной мудростью, всегда помогала ему в защите интересов державы. По свидетельству современников, Урош и Елена жили в любви и полном согласии.

Святая Елена. Современная сербская икона Выходя замуж, Елена стала дочерью Православной Церкви, сохранив при этом связь с западным христианством, в котором была воспитана с детства. Эта связь, в том числе и родственная, ни в коей мере не помешала ей воспитывать своих детей в православной вере. Елена учила сыновей не страшиться иноплеменников и помнить во всех своих делах и поступках, что они принадлежат благородному христианскому народу.

При помощи лучших учителей Драгутин и Милутин получили соответствующее эпохе воспитание. В их распоряжении было множество книг на славянском, греческом, латинском и французском языках. Благодаря стараниям матери, придя в зрелый возраст, они были всесторонне образованными правителями.

Последние годы правления Уроша были омрачены разгоревшимся между ним и старшим сыном Драгутином соперничеством, которое, как часто бывало в средние века, перешло в вооруженное противостояние. Конфликт между отцом и сыном до глубины сердца огорчал Елену, которая была не в силах примирить любимых мужа и сына.

В итоге, потерпев поражение, Урош удалился в область Хум, распустил остатки верного войска, простился с друзьями и принял монашеский постриг. В 1277 году он отошел ко Господу. Со временем его тело было перенесено и похоронено в монастыре Сопочаны, ктитором которого он являлся. При погребении присутствовали Елена и оба его сына.

Милосердие

После смерти супруга Елена некоторое время управляла обширными землями, полученными во владение от сына Драгутина. По примеру сербских властодержцев она воздвигала монастыри и храмы и пеклась об их содержании; заботилась о сиротах и убогих, о защите и воспитании народа; утешала немощных; старалась о сохранении любви и согласия между ее сыновьями. В своем дворце в Брняцах у истоков реки Ибр она основала богадельню и школу для девочек.

Святая Елена в Лозе Неманичей. Храм Преображения Господня в Требинье

Забота о юных девицах была одним из предметов ее особых попечений. Святитель Даниил пишет о том, что Елена распорядилась во всех подвластных ей землях собирать дочерей бедных родителей и сирот. Питая их в своем доме, она обучала девочек добрым нравам и рукоделию, готовя таким образом к взрослой жизни. Когда воспитанницы подрастали, Елена выдавала их замуж, оказывая при этом материальную помощь, а на их место принимала на воспитание новых.

Монастырь Градац

Со временем Елена решила построить на свои средства монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на месте под названием Градац. Эта обитель стала предметом ее особого попечения.

Благовещение. Монастырь Градац

Для строительства она сама лично отобрала лучших зодчих и мастеров. При этом она не щадя раздавала работникам золото, чтобы никто не был притеснен или остался обижен. Она щедро раздавала им средства и питала, «как мудрый и разумный строитель».

Построив монастырь, святая снабдила его самыми дорогими церковными сосудами, богослужебными книгами и утварью и всячески пеклась не только о внешнем благолепии, но и правильном монашеском устроении обители. Утвердив церковный устав и собрав избранных монахов, она заповедала им пребывать в монастыре, определила обязанности всему церковному клиру. Иконы, окованные золотом и украшенные бисером и каменьями, с мощами святых, златотканые завесы и другие церковные предметы были собраны Еленой сполна.

Монастырь Градац в наши дни

Она также завещала монастырю приходы и села, подтвердив эти владения особыми грамотами – хрисовулами, подписанными правительницей лично. Она поставила начальников и служителей, чтобы управлять богатым монастырским имением и ризницами.

Читайте так же:  Молитва иконе достойно есть милующая

Пережив многочисленные испытания и искушения, монастырь Градац действует и поныне. Сейчас это женская обитель в Жичской епархии.

Ктитор

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с сыновьями Елена также обновила монастырь святых Сергия и Вакха на реке Бояне под Скадаром. Ее заботами были построены монастыри в Стоне и святой Марии в Скадаре. Елена пожертвовала икону святителя Николая храму святого в Бари и честной крест монастырю Сопочаны, а также приложила большие имения церкви Богородицы Бистрицкой в Бихоре. Биографы отмечают ее особую роль в перенесении мощей архиепископа Иоанникия в монастырь Сопочаны.

О сохранении ее связей с западным христианством говорит то, что, наряду с православными обителями и храмами, Елена оказала значительную материальную помощь францисканским монастырям в Приморье: в Которе, Баре и Ульцине.

Незадолго до своей кончины, в глубокой старости, Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви святителя Николая в Скадаре – в храме, который она сама построила и украсила.

Упокоение и посмертное почитание

Святая отошла ко Господу 8 февраля 1314 года во дворце в Брняцах и была похоронена в своей задужбине[3] – монастыре Градац. На погребении святой Елены присутствовали ее сын король Милутин, архиепископ Печский Савва III, епископ Баньский Даниил, епископ Рашский Павел и вельможи, посланные ее сыном Драгутином. Сам он приехал позже, как и обе снохи Елены – Кателина и Симонида, украсившие гроб святой покрывалами, расшитыми золотом.

С почившей пришли проститься многочисленные нищие и обездоленные, заступницей которых она была. Огромная любовь к Елене со стороны сербского народа, безусловно, была вызвана ее искренней заботой, делами милосердия и любви.

Архиепископ Даниил II, лично знавший святую, составил со временем ее жизнеописание. Он же сообщает, что спустя три года после преставления произошло обретение мощей святой Елены.

Это случилось около 1317 года. Обретение мощей связано с чудесным свидетельством, о котором был извещен епископ Рашский Павел, которого Елена при жизни любила как родного отца. Святая явилась одному старцу монаху в монастыре Градац. Игумен монастыря сразу же известил об этом владыку Павла. После совершения всенощного бдения в присутствии собора духовенства могила святой была открыта и обретены ее мощи, которые «лежали, как в росе, целыми и нетленными». Мощи были помещены в ковчег и положены перед иконостасом в храме монастыря Градац.

Место упокоения святой Елены. Монастырь Градац

Сохранилось много редакций биографии святой Елены. Ее житие часто совмещается с житиями ее сыновей – Милутина и Драгутина. Отдельная служба святой Елене не была составлена, и она поминается в службе, посвященной ее сыну святому королю Милутину.

Изображение святой на фресках и иконах с двумя сыновьями появилось очень рано. Так, одна икона находится в церкви святителя Николая в Бари, а другая – в церкви святого Петра в Риме. Святая Елена изображена на фресках в монастырях Джурджеви Ступови, Сопочанах, Грачанице и Градиште, храме святого Ахилия в Арилье.

Святая королева Елена Анжуйская в сонме святых жен. Фреска храма Преображения Господня. Требинье

Святая королева Елена Сербская запомнилась современникам мудрой женой, рассудительной и строгой в речах, доброй сердцем, богобоязненной и безгранично щедрой христианкой. По свидетельству Даниила, она была «остра словом, но добра по природе, непорочна жизнью, в повелениях кротка, дабы обращать благоразумными речами, утешать нелицемерно и беззлобно». Особо отмечается у святой сердечное дерзновение к Богу. Елена обладала даром понимания книжной премудрости и всегда была готова ответить на любой вопрос всякому вопрошающему. «Ее слово было растворено солью, в нем не было места лицемерию, как это бывает у некоторых, кто одних уважает, а других презирает. Великого и малого, богача и нищего, праведника и грешника, больного и здорового – всякого из них она одинаково уважала и всякому должную воздавала честь… Никогда не оставляла милостыни, но всегда имела простертую руку свою для раздачи нищим и малоимущим, хромым и слепым», – пишет блаженный Даниил.

Она постоянно пеклась о нищих, вдовицах и сиротах и «бесчисленное богатство земного царства своего щедро раздавала, так что все дивились такой ее добродетели и боголюбию».

В пользу особых христианских добродетелей и душевных качеств святой Елены Анжуйской говорят и особое почитание ее и любовь к ней сербского народа. Некоторые отмечают, что она стала самой любимой и родной для сербов правительницей-иностранкой. Жены из других земель и народов были не редкостью при сербских дворах, но именно Елену сербы особо приняли и почитали как свою покровительницу и королеву.

[1] В русском церковном календаре эта святая именуется Еленой Сербской, королевой.
[2] Стефан Урош I Великий – король Сербии (1243–1276) из династии Неманичей.
[3] Задужбина (или задушбина) – чаще всего храм или монастырь, построенный ктитором в средневековой Сербии во спасение души. Обычно задужбина занимает особо место среди других монастырей и храмов, в строительстве которых принимает участие тот или иной человек. Иногда задужбин может быть несколько. В средневековой Сербии задужбины, как правило, возводили правители, князья, состоятельные вельможи или церковный иерарх.

Купить книгу о святых с именем Елена можно здесь:

Читайте так же:  Как благодарить Господа Бога за помощь молитва

ЕЛЕНА СЕРБСКАЯ

Прп. Елена Сербская, икона

Елена Сербская, Анжуйская, в монашестве Елисавета (+ 1314), сербская королева, святая благоверная

Родилась во второй четверти XIII века, год и место рождения св. Елены неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, византийских владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Елену «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют [1]. Прозвище Анжуйская применительно к Елене употребляется в научной литературе с конца 1950-х гг., начиная со статьи Г. Суботича.

Получила хорошее образование, владела несколькими языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию за Стефана Уроша I, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в монастыре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.).

На протяжении большей части жизни сохраняла приверженность Римско-католической церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болгарского царя Георгия I Тертера [2]. Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола [3]. Основала францисканские монастыри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским монастырям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Елены, Драгутина и Милутина) и католич. соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) [4].

Около 1291 года принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католического диоцеза.

Поддерживала тесные связи с католич патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло [5].

Совместно с мужем дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, неск. представителей которого были местными католич. архиепископами. Позднее вместе с сыном Милутином пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католический архидиак. Петр Жаретич из Бара (в 1301-1307 Барский архиепископ) [6].

В то же время королева покровительствовала Православной Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиеп. св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе.

Получив власть в 1276 году, старший сын Елены король Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Елены в это время был г. Скадар).

После смерти в 1279 г. архиеп. Иоанникия Елена участвовала в перенесении его мощей в монастырь Сопочани.

В 1309 г. младший сын Елены король Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны. Новый двор Елены располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, которых королева снабжала богатым приданым.

Святая Елена была первой женщиной в средневековой Сербии, построившей себе «задушбину» — Градацкий монастырь. Приглашенные ею западные мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Елены связывают распространение влияния французской готики в сербском церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки.

Скончалась 8 февраля 1314 года в Брняке (Косово). Была погребена в Градацком монастыре, заупокойную службу по ней совершил архиеп. Савва III при участии еп. Баньского Даниила (впосл. архиепископ Печский и биограф св. Елены) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали кор. Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта.

Почитание

Согласно Житию, написанному архиеп. Даниилом, через три года после кончины св. Елена явилась во сне некоему иноку монастыря Градац и приказала извлечь ее тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен монастыря письменно известил о явлении еп. Рашского Павла, который прибыл в монастырь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное» [7].

Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (совр. местонахождение раки неизв.). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время турецкого господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря [8].

С именем св. Елены связан чудотворный крест, вложенный ею в монастырь Сопочани. Предполагается, что крест находился в монастыре до 1430-х годов, а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, которые носили их в шелковых мешочках на шее [9].

Читайте так же:  Молитва Киприану и устинье 40 раз

Центром почитания св. Елены Сербской является монастырь Градац, в котором празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая) [10]. Окрестные жители часто именуют монастырь и его собор «Света Ела».

Память св. Елены отмечается 30 октября вместе с памятью ее детей, свв. Милутина и Драгутина.

Отдельная служба св. Елене отсутствует. Она упоминается в службе королю Милутину (30 октября), написанной в кон. XIV — нач. XV в. патриархом Сербским Даниилом III, в первой стихире на великой вечерне как мать двух святых, в 3-м и 4-м тропарях 6-й песни канона и во 2-м тропаре 8-й песни как «прекрасная» и «преславная» мать святых королей [11].

До последнего времени отсутствовали свидетельства почитания св. Елены Сербской за пределами Сербии и были неизвестны посвящения ей храмов.

3 октября 2016 года в Сергиевском соборе Троице-Сергиева Варницкого монастыря состоялось освящение придела в честь прп. Елены Сербской [12].

Агиография

Житие св. Елены, написанное около 1317 г. архиеп. Печским Даниилом II, и документальные источники рисуют два образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Житие Даниила включено в состав его сборника Житий королей и архиепископов Сербских (в котором это единственное женское житие). Тот же текст в качестве самостоятельного жития содержится в хиландарском сборнике № 482, переписанном в 1536 г. [13].

Автор жития, близко знавший св. Елену и относившийся к ней с нескрываемой симпатией (его творчество относится к периоду правления ее сына Милутина), написал пространную похвалу христианским добродетелям королевы, обойдя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности.

Ряд сведений о Елене Сербской содержится также в житиях ее мужа и сыновей, написанных тем же автором. Проложное житие «блаженной мон. Елены» сопровождает службу Милутину в списке XVI-XVII вв. [14]. Краткое житие св. Елены, «чудотворице, госпожде срьбскаго езика», помещенное под 8 февр. в стишном Прологе библиотеки Троицкого монастыря близ Плевли, было переписано в 1663/64 г. на Афоне [15].

Иконография

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прижизненные и посмертные изображения св. Елены довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Ватикане [16], и вместе с Милутином — на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари [17]. Изображения св. Елены в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в монастыре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях монастыря Градиште (1620) св. Елена изображена с короной в богатом облачении.

Литература

  • Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107
  • Миjатовић Ч. Ко jе краљица Jелена. Нови Сад, 1902;
  • Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске // Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12;
  • Суботић Г. Краљица Jелена Анжуjска — ктитор црквених споменика у Приморjу // Историjски гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148;
  • Павловић Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88:
    • http://books.google.com/books? // Latopisy Akademii Supraskiej, red. M. Kulczycka, U. Pawluczuk, Białystok 2013, vol. 4, s. 52-53:
      • http://arca.unive.it/retrieve/handle/10278/39752/29933/Latop. pdf

    Использованные материалы

    [1] обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; Суботић. 1958; McDaniel. 1982/1983

    [2] Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169

    [3] Флоря. 2007. С. 169

    [4] Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 265

    [5] Jиречек. 1978. Књ. 2. С. 280-281

    [6] Jиречек. 1978. Књ. 2. С. 27, 75-77

    [7] Данило II, архиеп. 1988. С. 107

    [8] Павловић. 1965. С. 86-87

    [9] Павловић. 1965. C. 87-88

    [10] Павловић Леонтије. Култови лица код Срба и Македонаца: (Историјско-етнографска Расправа). Смередево, 1965. С. 87

    [11] см.: Србљак. Београд, 1970. Књ. 2. С. 82, 108, 112.

    [12] «Освящение придела прп. Елены в Сергиевском соборе монастыря», сайт Варницкой гимназии, http://pravgym.ru/osvyashhenie-pridela-prp-eleny-v-sergievsk. ya/

    [13] Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 184

    [14] София. НБКМ. № 267. Л. 63 об.- 105

    [15] № 100; изд.: Вукиhевић М. Из старих србуља // Гласник Земаљског Музеjа у Сараjеву. Сараjево, 1901. Бр. 13. С. 39

    [16] см.: Матић М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану // Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16

    [17] см.: Томић-Де Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бариjу // ЗЛУ. 1966. Књ. 2. С. 107-124

    Молитва Святой Елене сербской
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here