Содержание
Славянские изначальные молитвы-2
Молитва за род и детей
Роде Всевышний! Зову Свет твой оживляющий! Силу Отца Сварога и Лады-Матушки, и всех Богов Светлых, придите и благословите! Дана-Водица, живая криница, принеси нам здоровье и очисти тела, освети нам помыслы, как утренний луч луга и леса родные освещает. Жизнь в тебе народилась, обнови же и обогати жизнь в телах и душах наших. Пусть сила будет в роде нашем, пусть дети наши станут вдесятикрат сильнее, в двадцать раз богаче, да в сотни раз мудрее нас! Пусть будет так! Слава Родным Богам!
Молитва девушки (весты) о замужестве Молитва о суженом
«Встану утром ранним, умоюсь благословясь, обращусь к куммирам Богов да Богинь Славянских. Лада — Матушка, услышь меня! Нету во Всемирье жены без мужа, яко нету во Сварге Лады без Сварога, ибо великий Покон жизни удеян так! Пресветлая Богородица наша, вижу как очи духа моего прозрели, чую в себе потребность великую, для спокойствия души моей! Пусть явится мне лик суженого моего, ибо осознала я путь свой в Яви! Я готова принять его и по пути жизни идти, вижу как счастье в дом мой приходит, дети улыбаются и Солнышко радостно светит! Слава Тебе, Ладушка! Слава Роду Небесному!» Малая Перуница, большая Перуница. ⚡ Поклон.
Молитву выучить наизусть, читать утром, на восходе солнца. Хорошо бы летом, да на природе.
Молитва мужа и жены за семью
Роде Всевышний! Ты, что держишь в себе все сущее и несущее, все видимое и невидимое, дай нам приобщиться к кринице Жизни Вечной, к источнику любви бесконечной! Дай, Боже, чтобы наш союз семейный был добрым и крепким, пошли нам деток красивых, здоровых и счастливых на добро и счастье всему роду Православному! Отче Свароже, сотвори жизнь нашу праведною в силе твоей и славе, чтобы дом добрый имели и Богов величали, в еднистве духа и тела, в Роде Всевышнем соединялись! Великая Матушка Лада, хранительница Рода Небесного и рода земного, будь с нами рядом всю нашу жизнь, пусть твоя сила материнская и ласка окутает семью нашу и защитит ее от зла всякого! Слава Роду Всевышнему, Сварогу и Ладе, и всем Богам да Предкам!
Молитва роду Всевышнему жены о муже
Роде Всебоже! Ты Породитель Вселенной, Источник Рода Небесного и рода земного. Славлю Тебя и предлагаю дать мужу моему здоровья крепкого, как скала нерушимая, чистого и светлого ума, как источник горный, силы великой, нрава мужественного, чтоб твердо в жизни на ногах стоял, семью нашу берег, детей своих любил, меня уважал, Богов славил. Слава Родным Богам!
Вот еще одна молитва за мужа. Эту молитву нужно читать каждое утро, когда вы искренне хотите, чтобы ваш муж действительно был счастлив.
Солнышко ясное, Даждьбоже красный, услышь зов мой и молитву мою. Я дочь твоя земная. Обращаюсь к тебе с любовью безграничной, освети путь праведный мужа моего, дабы мысли его были светлы и справедливы. Дабы дорога его была благословенна тобой, Даждьбоже ясный. Соедини свой Огонь Божественный с его огнем Духовным. Пусть сила и мудрость пребудут в нем во столько раз, сколько необходимо ему. Дабы мог вершить дела свои во славе Божественной. Дабы Боги благословляли его. Слава Всевышнему!
Молитва Ладе Матушке мужа о жене
Матушка Лада, славим Твою любовь Всеобъемлющую. Творишь Ты лад во Вселенной, в Семьях Небесных и Земных, наполняешь женщин наших добротой и материнством.
Предлагаю Тебе дать моей жене здоровья крепкого, жизни долгой, нрава нежного, сердца доброго. Чтобы семью нашу любовью наполняла, детей ростила, меня преданно любила, моих мать и отца уважала, хозяйство наше берегла. Пусть в душе ее лишь согласие властвует, а слова из уст только песней льются и в очах прекрасных вечная любовь властвует. Слава Матушке — Ладе и всем Родным Богиням!
Молитва Матушке — Живе
Славна и Триславна будь Жива-Живица, Богиня жизни и носительница Света Родового!
Видим как сходишь в лучах Деда Дажбога, входишь в источники телес наших и наполняешь здоровьем, силой и благом. Без тебя нет жизни в человеке, а есть лишь Мать Мара, что вестует о конце жизни Явной. Ныне молим да славим Свет Рода Всевышнего, который с Тобой приходит и через ладони наши излучается. В том Свете вся жизнь существует и вне ее — ничто, то сам Род-Породитель в лике Твоем сходит. Льется Слава Тебе стоголосая, Породительница жизни, Матушка Жива! Слава Живе-Живице!
Молитва о любви между мужем и женой
Родная матушка Леля, красная и прекрасная Богиня Славянская, Ты сердец наших оберег и душам вечное утешение. Окутай сенью своей сердце моей дорогой лады (моего дорогого лада) (имя), чтобы радовались мы сокровищем небесным во все дни. Во всякой дороге, во всяком деле светлом, укрепи ее (его) дух, наполни силой любви. Зори ясные да солнце красное пусть принесут ладе моей (ладу моему) покой в душу и твердость духа, ибо любовь наша вовек будет сиять. Честь Тебе, матушка Леля, мы нежностью Твоей наполнены, даруем счастье друг другу. Слава Леле!
Молитва беременной женщины к Богине Макоши
Матушка моя, Богородица небесная, Макошь наша! Благослови плод в утробе моей, чтобы роды мои были легкими, чтобы дитя мое росло во мне здоровым да сильным, а родилось в радости. Во все дни, мама, пребывай возле меня, как защитница и поборница рожениц рода Православного. Я же буду молитвы и славы тебе творить, яко есть ты вселюбящая и всеблагая опекунша женам рода земного. Слава Макоши!
Молитва в дорогу
Муж прав, идя в дорогу, не тогда, когда говорит, что хочет быть правым. Но прав тогда когда слова его и свершения совпадают. Посему речем, от старая и до млада, что есть мы Дети Богов, Внуки Дажбога! Он же во все дни да во всех дорогах есть с нами. Днем зрит он оком своим золотистым, а в ночи Хорс серебристый Его вестником есть. Посему годится нам по совести дела свои творить, так будем иметь благословение в путях своих и Радогощи познаем!
Молитва женщины о зачатии и рождении ребенка
Матушка моя Светлая, Макошь-Матушка! Молью Тя о силе жизньрождающей, о силе святой и светлой, той, что делает жен рода земного Богородицами, души Предков родных в мир наш приводит. Благослови меня, Няня, и осени плодовитостью большой, чтобы привела я в Явь Предков рода мужа моего, души светлые и праведные, что в Нави суть. Ты бо есть любящая и приветливая родительница наша, славная и триславная, в роде земном пребудь! Одари меня здоровьем крепким, чтоб детки мои рождались легко и в радости, чтобы тяжесть моя приплодом разродилась, на славу народу Православному. Пусть поселятся в душе моей благодать Божская, светлые думы и мудрость Твоя. Мне же жить по Правде и Чести, с мужем моим в любви великой. Слава Макоши!
Молитва исцеляющая
Милосердная Матушка Жива, ты есть сам Свет Рода Всевышнего, что от болезней всяких исцеляет. Взгляни на Внука Дажбожьего, что в хвори прибывает. Пусть познаю я причину болезни своей, пусть услышу голос Богов, что сквозь хворь говорят и на стезю Прави направляют. Увидь Богиня, что постигаю я истину, а от этого здоровье и бодрость ко мне возвращаются, долголетие в теле утверждается, а болезни отступают! Пусть будет так! Слава Живе!
Молитва Велесу о защите сна
Ночь на землю ступает, Велес по зорям похаживает! Боже наш, он Ведами владеет и дорогу к Нави знает. Молю Отца Велеса, душу мою беречь во сне, басуров отгонять и плохие мысли не пускать. Пусть вижу я сны добрые и пророческие, чтобы в ладу и покое сердце мое пребывало. Пусть сон мой будет сладким как у ребенка здорового и бодрого, ибо во сне здоровье жизненное суще. Пусть будет так! Слава Велесу!
Молитва о Душе умершего
Роде Всевышний, ты держишь в себе все сущее и несущее, все видимое и невидимое, ты Правда и Добро, Любовь и Справедливость. Велика милость твоя, ты праведников вознаграждаешь, Ты заблудших милуешь и спасаешь, жизнью нашей опекаясь, через Богов Родных! Это ты велел нам законы Прави через жизнь Явную познать, испытания преодолевая, душу благородным трудом освящать! Родных любить, по правде жить, путь свой честью засевать, чтобы Слава прорастала! Уш(ла)ел из жизни родственни(ца)к наш(а) (имярек умершего), посему прими его (ее) в царстве своем духовном, вознагради его (ее) по делам его (ее) достойным, по делам его (ее) праведным, прости поступки плохие, кривду вольную и невольную, Духом своим Всесветлым очисти его (ее) и защити!
Молитва о Предках
Врата Небесные открыты и дают Предкам Славу! Предки наши дорогие, Щуры и Пращуры. Благодарим вас за здоровье, за силу, что вы нам от Богов Родных посылаете, в делах земных помогаете. Пусть Сварог бережет Вас и дает Силу! Счастливо пребывайте в Мире Духовном, нами опекаясь! Пусть вечно существует связь поколений – Священная живая связь между нами! Слава Духу Предков наших! Слава Родным Богам!
Молитва при освящении воды
Роде Всевышний! Зову Свет твой живительный! Силу Отца Сварога и Лады Матушки, и всех Богов Светлых, придите и благословите воду сию! Дана-Водица, живая криница, я тебя из рога лью, Рода-Батюшку молю! Принеси нам здоровье и очисти тела, освети нам помыслы, как утренний луч луга и леса родные освещает. Жизнь в тебе народилась, обнови же и обогати жизнь в телах и душах наших. Пусть сила будет в роде нашем, пусть дети наши станут десятикрат сильнее, в двадцать раз богаче, да в сотни раз мудрее нас! Пусть будет так! Слава Родным Богам!
Молитва Духовного Пути
Боги мои, Предки светлые и трисветлые! Русь Великая — Отчизна милая! Солнце исконное обнимает лучами землю родную. Макошь-Матушка ткет нити судьбы, Дана охватила руками Землю-Матушку, коя жизнью и приплодом полна. Я иду стезею Прави к вратам Ирия с Прадедами воедино. Перун ведет меня в Вечность бессмертного Рода. Слышит душа голос Предков в свисте ветров Стрибожьих и есть то великое Коло явления родов Славянских, Коло вечное и неуничтожимое, бессмертное, словно Вера моя, твердое, как Алатырь-камень!
Молитва
О, Милосердный Прародитель, да будет воля Твоя, хотящая всем взрасти и к свету истины прийти, взрасти и помилуй Душу (имярек), прийми сие желание мое как глас любви, заповеданный тобой. АУМ
Молитва за семью
Роде Всевышний, Отец Неба и Земли! Приди к семье моей и наполни её благодатью своей, как реки водой моря наполняют благослови её достатком духовным и телесным как земля урожаем поля благословляет. С каждым днем солнце встает, светом мир освещает и семью (фамилия) в счастье и силе утверждает. Слава Всевышему!
Молитва за Род Людской
Роде Могучий! Ты есть Творец Яви, Нави и Прави, Ты сотворил с Рожаницами Род Небесный и род Земной. Славу Тебе творю, как сын (дочка) Твой кровный. Славлю Солнце-Дажбога, который всходит над Землей-Макошью каждое утро, лучом золотым насыщает и согревает Землю Святую, и жизнь дает роду земному – детям Богов Православных. Пусть слава стоголосая Дажбогу Пресветлому летит к Ирию и полнится там любовью детей земных. Пусть прорастет зерно Твое в душах человеческих силой Праведной, силой святой Сварожьей, счастьем, здоровьем и летами долгими!
Молитва за отчизну
Роде Вседержителю, Бог наш единый и многопроявный, Россия-Матушка (Украина, Польша, Чехия, Беларусь и другие славянские земли), прославляет Тебя в делах своих, пребудь же Боже с нами во все дни, как Родитель, Светлый Предок, что суть нам Отец и Мать. Ибо мы Род сильный, богатый и вольный! Держава наша то завет Праотцов, который бережем и приумножаем пристальнее от зеницы ока нашего. Осени мудростью Прави и светлым разумом Духовных проводников наших, наполни силой и отвагой правителей наших, родных нам по крови и духу, благослови честных и преданных правителей и праведное воинство православное, благослови дарами духовными и телесными весей и тружеников, и всех родноверов православных, возвеличь и обогати Мужей Многомудрых, что рдеют для добра и достатока Державы нашей, жизнь свою кладут на алтарь Отчизны и Веры-Веды Православной, пусть будет так, ныне и присно, от Коляды и до Коляды! Слава Родным Богам!
Молитва Матери Славе
Ты небушко синее, откуда Предки пришли, взгляни на род земной, взором своим охвати нас, ибо здесь в настоящее время стоят храбрые Внуки Дажбожьи! Видим как птица дивная летит к нам и предвещает весть добрую, что родился заново род Славянский, ибо пришло удобное время и осуществилось прореченное! Разверни крылья Матушка Слава, Покровом своим окутай род наш, чтобы сила всех Родных Богов наполняла люд, а жизнь творили своими руками, о Тебе уповаючи Няне! Пусть тропой твоей ступаем к Небу, ибо там есть настоящая жизнь, а здесь радость и познание мира Явного! Сердце полнится любовью, а дух крепнет, Тебя славя Няне! Тебя чествуем Мати родов Славянских, Тебе дары наши сегодня! Слава Матери Сва!
Молитва Яриле
Боже Ярило, Солнце наше яркое, ты по небу на коне белом скачешь, весну на землю рода Православного приносишь. Нет просветления ни в небе, ни в душе моей без жизньдающего луча твоего. Ява лик свой в Небе Синем, а дух твой пусть в душе моей затрепещет. Ты бо, Боже наш, Отец храбрым и победоносным, ты есть витязь могучий, коий из юноши мужа сотворяет. Молю тебя Отче, отгони басуров от семьи моей, освети дом и благослови родичей! Пусть в единстве нахожусь, Яриле, с Предками и Богами, Тобой вдохновленный по путевые своему ступаю, смело и победно! Слава Яриле!
Молитвы в лирике А. С. Пушкина Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кучина Елена Александровна
В статье в свете православного типа духовности как доминанты в отечест-венной культуре рассматривается лирика А. С. Пушкина; анализируется поэти-ческая молитва и отмечается устремленность к духовно-аскетическомумироосмыслению в молитвенной лирике поэта.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кучина Елена Александровна
Текст научной работы на тему «Молитвы в лирике А. С. Пушкина»
гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тезисы докладов III саранских международных Бахтинских чтений: в 2 ч. — Саранск, 1995. — Ч. 1. — С. 61-67.
13. Шачкова В. А. Путешествие как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестник Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского. — 2008. — № 3. — С. 277-282.
Молитвы в лирике А. С. Пушкина
В статье в свете православного типа духовности как доминанты в отечественной культуре рассматривается лирика А. С. Пушкина; анализируется поэтическая молитва и отмечается устремленность к духовно-аскетическому мироосмыслению в молитвенной лирике поэта.
Ключевые слова: поэтическая молитва, аскетическая традиция, молитвенные темы, поэтика молитвы, духовно-аскетическое мироосмысление.
Русская литература неразрывно связана с духом Священного Писания и святоотеческого предания. Если в советское время этот контекст осмысления был под запретом, то к 80-90-ым годам ХХ века литературоведение смогло вернуться к осознанию глубинной связи русской словесности с православием. И. А. Есаулов поставил вопрос о самой необходимости рассмотрения русской словесности в свете православного типа духовности как доминанты в отечественной культуре [1]. Так, за последние два десятилетия это направление в филологии стало авторитетным и вошло в академическую науку (И. А. Есаулов, В. А. Котельников, В. С. Непомнящий, В. В. Лепахин, Ю. В. Лебедев, Т. А. Кошемчук, Г. В. Мосалёва и др.).
Русская лирика XIX века дает изобилие вариантов молитвенной лирики. Поэтические молитвы русской лирики органичны в контексте традиции (Ф. Н. Глинка «Молитва души», 1823; Н. М. Языков «Молитва», 1825; М. Ю. Лермонтов «Молитва», 1829; В. К. Кюхельбекер «Молитва», 1830; А. А. Григорьев «Молитва», 1843 и «Молитва», 1845 и т. д.). В основе жанра молитвенной лирики «лежит не стилизация молитвословия, а такой акт религиозно-языкового творчества, который включает в себя момент реального богообщения и богопознания» [3, с. 161]. В истоках нравственного, эстетического, духовного сознания русских поэтов лежит православное слово, слово молитвы, опыт безусловно усвоенной православной традиции. «В
творениях русских поэтов, — по мысли Т. А. Кошемчук, — звучат порой те интуитивно постигнутые откровения, которые рождаются лишь в силу причастности к Преданию, и что поэты порой говорят (возможно, иной раз неведомо для себя) почти теми же словами, что и святые отцы» [4, с. 24]. Язык церковной службы, ее музыкальность, строгость и простота задают тон душевной жизни, который отразился и в древнерусской литературе, в литературе XVIII века, а в особенности — в русской классической поэзии.
С А. С. Пушкина началась культура, впитавшая в себя все достижения национальной и европейской духовной и интеллектуальной жизни. Но при этом отечественная культура не потеряла своих корней, самобытности, основанных на традициях православнохристианского миропонимания и миропостроения, закрепленных в самосознании, подсознании каждого русского человека. «Пушкин взял культурные европейские формы, — пишет Г. В. Мосалёва, — но применил к ним духовные законы, ввел их в храм многовековой отечественной словесности» [6, с. 80]. Миросозерцание Пушкина как раз и характеризуется генетической предопределенностью религиозного сознания в русской культуре и проявляется в его творчестве через православно-христианское видение мироустройства. Молитва как обращение к Богу встречается во всем творчестве Пушкина: и в романе в стихах «Евгений Онегин», и в трагедии «Борис Г одунов», и в поэме «Анджело» и других произведениях. Высшим проявлением верности духу предания стало поэтическое переложение великопостной молитвы («Господи и Владыко живота моего. ») преподобного Ефрема Сирина в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны.». Это стихотворение подробно прокомментировано в работах В. П. Старка [8], В. В. Лепахина [5] и др.
В лирике Пушкина мы выделяли: во-первых, молитвенное обращение к Богу, то есть собственно поэтическую молитву (такое обращение по духовной наполненности ассоциативно связано с канонической молитвой: поэт находится в состоянии ясного сознания веры, устремленности к Г осподу сердцем и умом); во-вторых, молитву-прошение, это, как правило, просьба, мольба за кого-то; в-третьих, восклицания, взывающие к Богу, — закрепленные в православнохристианском сознании речевые обороты в минуты счастья или горя, радости или утраты: «слава Богу», «о Боже». Среди текстов Пушкина встречается и несерьезное прошение. Это использование христианских речевых оборотов в пародийных, шутливых стихотворениях, не-
сколько сниженных по содержанию. Таких стихотворений значительно меньше, к тридцатым годам они исчезают.
Из отобранного лирического материала мы остановились, прежде всего, на первых трех группах стихотворений, поскольку именно эта часть имеет важнейшее значение для разрабатываемой проблемы.
Обращение к молитве зарождается и появляется у Пушкина в дружеской лирике. В посланиях к друзьям представлены, в основном, молитвы просительные и молитвы-пожелания. Например: «. Одно желание: останься ты со мной! / Небес я не томил молитвою другой» в «Чедаеву» (1821), «Молю святое Провиденье: / Да голос мой душе твоей / Дарует то же утешенье.» в «Мой первый друг, мой друг бесценный.» (1826) и др. И. Ю. Юрьева пишет о соответствии стихотворения «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои.») Великой ектенье («О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их Господу помолимся») [9, с. 336]. Пушкину дан свыше особый дар — дар дарения, душевная и духовная «солнечность», «просветленная энергия» гения. В стихотворениях друзьям эти свойства личности Пушкина, человека и поэта, особенно открыты. В них дружество понимается как братство — «святому братству верен я» («Разлука», 1817). Это соборное и святое единение становится благодатным единением людей.
В этом же тематическом ряду находится стихотворение «Он между нами жил.» (1834). Что было ближайшим поводом к написанию стихотворения, осталось неизвестным. «Мирный, благосклонный» и «злобный» — это все об Адаме Мицкевиче — друге, собрате по перу, предавшем идеалы братства. Пушкин являет благородство, терпимость и любовь к «врагу». Молитва поэта к Всевышнему открывает нам, прежде всего, мировосприятие «нового» Пушкина: цельность, особую глубину, тихую мудрость его православного миропонимания: «. О Боже! Возврати / Твой мир в его озлобленную душу!». А в первоначальных редакциях: «Боже! Освяти / В нем сердце правдою Твоей и миром / И возврати ему.», «.Боже! / Ниспошли Твой мир.» [7, III, с. 942-945]. Следует добавить, что эти строчки структурносемантически повторяют слова первомученика архидиакона Стефана (I век), молившегося об убивающих его: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 17, 7:59) [1, с. 1162]. И «мир возвратился»: ответом-примирением на это стихотворение явилась во многом замечательная статья Адама Мацкевича о Пушкине, написанная после его смерти (напечатана во французском журнале «Le Globe»).
В стихотворениях к женщине звучит молитва-восхваление (например, в «Акафисте Екатерине Николаевне Карамзиной», 1827), молитва-благословение («Я вас любил: любовь еще, быть может. », 1829), молитва-благодарение («Мадона», 1830) и богомольное благоговение («Красавица», 1832). В изображении «гения чистой красоты» нет произвольной творческой фантазии, почти нет личных эмоций — в стихотворении описывается духовная красота женщины, раскрывается ее внутренний смысл, идея. Не случайно женщина предстает в символике обратной перспективы — иконы; ее красота светоносна, как явленное добро и истина. Поэтому в отмеченных стихотворениях представлен молитвенно-иконический тип художественного воплощения образности. Здесь поэтической молитве сопутствует поэтическое умиление — духовное созерцание красоты и мудрости, которыми Бог одарил женщину.
Покаянное, молитвенное состояние передают стихотворения «Воспоминание» (1828), «В начале жизни школу помню я.» (1830). Без словесного выражения в «Пророке» (1826) передана молитва-молчание как абсолютное или временное уклонение от земного и предельная внутренняя жажда Бога и Богообщения: «Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился». Наверное, не было бы «во-прошания», томления «жаждущего» — не было бы явления небесной силы (шестикрылого серафима), не было бы Божьего ответа и призыва-благословения: «Восстань, Пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею Моей.».
Но молитва в лирике Пушкина может звучать и от лица «другого» человека — это молитва героя: молитва мамушки («Сон», 1826), молитва русских за Царя («Там громкой славою.», 1816), игумена и кающегося грешника на Таинстве Исповеди («Вечерня отошла давно.», 1823), молитва «девы юной» («Безверие», 1817, «Дочери Кара-георгия», 1820), селянина на кладбище («Когда за городом, задумчив, я брожу.», 1836); также молитвы героев в стихотворении «Родриг» (1835), в циклах «Подражания Корану» (1824), «Песни западных славян» (1834). Это может быть эпизод обращения к молитве в стихотворениях военной тематики («Сто лет минуло, как тевтон.», 1828; «Стамбул гяуры нынче славят.», 1830) и т. д.
Отметим, что в лирике есть смысловые параллели, перифразы из Псалтири пророка Давида, царя Израильского: 50-й псалом о покаянии («Помилуй меня, Боже») и «Воспоминание» (1828), 103-й о пер-вотворении («Благослови, душа моя, Господа») и «Кавказ» (1831). С молитвой Пушкин обращается к Богу: через простое восклицание
(«Чедаеву», 1821), развернутое обращение («Не дай мне Бог сойти с ума. », 1833). Поэтика молитвы у Пушкина может быть проявлена различными эпитетами: «чистая любви» («Дочери Карагеоргия», 1820), сердечная («Подражания Корану», VIII), безмолвная («Медок», 1830) и др.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, молитва у Пушкина — часть многогранного творчества и проявление его духовного величия. Органическая часть лирических пьес, соотносимых с молитвой, проявляет себя именно в таком тематическом ряду, где это величие возможно показать в отношении к ближнему, к миру, к творчеству, к Божьим заповедям. И на пути от поры ученичества к зрелости возрастает число стихотворений высокого, духовного содержания. Пушкиным была активизирована новозаветная ориентация, что в главных своих выражениях глубоко реалистическое понимание мира и человека [3, с. 158]. Так, стихотворения, содержащие молитву, раскрывают интимно-духовный мир человека («. Глазами следовать за ней, и в тишине / Благословлять ее на радость и на счастье, / И сердцем ей желать все блага жизни сей.» в стихотворении «Нет, нет, не должен я, не смею, не могу.», 1832).
Религиозно-этическая мысль Пушкина продвигалась также под влиянием христианского кенотизма [3, с. 161]. В свете представления о вечно длящемся истощании Бога в человеческой природе раскрывается личностное переживание молитвенных тем: единение в дружестве, святая красота женщины, небесная чистота детей-ангелов — и свое (поэта) недостоинство, греховность, духовная нищета («.Но, встре-тясь с ней, смущенный, ты / Вдруг остановишься невольно, / Благоговея богомольно / Перед святыней красоты» в «Красавице» или «Дитя, не смею над тобою / Произносить благословенья, / Ты взором мирною душой, / Небесный Ангел утешенья. / Да будут ясны дни твои.» в «Младенцу», 1824). В поэтический язык Пушкина обширно входит аскетическая традиция — ее символика, словарь, мелодика, тропы («.Она, как сладкий фимиам, / Как чистая любви молитва восходила» в «Дочери Карагеоргия»). Наблюдается устремленность к духовно-аскетическому мироосмыслению взамен эмоциональночувственного.
Поэтику позднего Пушкина отличает предельная простота языка, ясность и чистота мысли, отсутствие ярких изобразительновыразительных средств, «сгущение мысли» в слове; в сжатости и лаконизме пушкинского слова звучит совершенное по духу и философскому обобщению поэтическое «размышление» о смысле жизни,
сущности человеческого бытия — духовно-нравственное завещание будущим поколениям («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », 1836). На смену экспрессии интонационно-ритмического строя приходит ровность, умиротворенность. Композиционное решение стихотворений отличается особой отточенностью формы. Церковнославянская лексика не утяжеляет слог, являясь органической частью нового мироощущения — соотнесенности личного пребывания в мире с заданностью такового божественным произволением. Это общение поэта, «исполненного воли» свыше. Поэзия обретает в творчестве истинную свою природу — молитвен-ность, поскольку изначально является сопряженной с высшим духовно-поэтическим источником.
Художественная система Пушкина-поэта есть отражение глубинных, генетически, исторически предопределенных основ православного самосознания Пушкина-человека. Гений Пушкина состоит в феномене соединения соборного национального духа с личностноиндивидуальным опытом художника-мыслителя.
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское библейское общество, 2007.
2. Есаулов И. А. Художественное творчество и православная традиция // Духовная традиция в русской литературе. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 2009. -С. 10-28.
3. Котельников В. А. Христианский текст русской литературы // Вестник РГНФ. — М. — 2000-2. — № 3. — С. 154-162.
4. Кошемчук Т. А. Русская поэзия в контексте православной культуры. -СПб.: Наука, 2009.
5. Лепахин В. «Отцы пустынники и жены непорочны. » // Александр Сергеевич Пушкин: путь к православию. — М.: Отчий дом, 1996. — [Электронный ресурс]: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/pushkinway/contents.html
6. Мосалёва Г. В. Храмостроительство русской словесности: старчество и икона // Духовная традиция в русской литературе: сборник научных статей / на-учн. ред. и сост. Г. В. Мосалёва. — Ижевск, 2009. — С. 74-97.
7. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. — М.: Воскресенье, 1998.
8. Старк В. П. Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны. » и цикл Пушкина 1836 г. // Пушкин. Исследования и материалы. — Л., 1982. -Т. X. — С. 193-214.
9. Юрьева И. Ю. Молитвы в текстах Пушкина // Духовный труженик: А. С. Пушкин в контексте русской культуры. — СПб.: Наука, 1999. — С. 329-338.
Свѣточъ
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
—> —>Каталог по дате поступления —>
—> —>Тематический каталог —>
—> —>Каталог по авторам —>
—> —>Серии презентаций —>
—> —>Поиск по тегам —>
—> —>Каталоги православных сайтов —>
Каталог презентаций
[ —>Скачать (3.32 Mb) ] | 12.11.2013, 03:10 |