Молитва в русской поэзии 19 века

Основы: Молитва в русской поэзии 19 века - информация из открытых источников и священных текстов.

исследовательская работа Тема: «Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии. Стихотворная молитва П.А.Вяземского «Молитва Ангелу Хранителю.»

В связи с чем, мною была выдвинута гипотеза исследования о том, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы, а жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota.docx 34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с.Еруслан

Федоровского района Саратовской области

Тема: « Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии. Стихотворная молитва П.А.Вяземского«Молитва Ангелу — хранителю.»

Учитель начальных классов,

а) гипотеза; б) цели и задачи работы; в) используемые методы и приёмы.

2. Так что такое молитва. 4

3. Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии

4. Стихотворная молитва П.А.Вяземского……………………………………..5

7. Практическое применение работы…………………………………………..10

І. Введение
«Потребность говорить к Богу, открываться Всевышнему в том
или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли
не всем русским поэтам. Среди их мирских речей нередко возникает
слово, восходящее, или воспаряющее, или рвущееся из души ввысь, к
Творцу».
В.А.Котельников

Гипотеза: Духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Одним из самых любимых жанров русской духовной поэзии стала стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на победу добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Выявить неразрывную связь русской классической поэзии с идеями христианской православной культуры, изучить особенности жанра стихотворной молитвы на материале русской поэзии XIX века

— Выявить различие молитвы как духовного явления и молитвы как поэтического жанра;

-Изучить историю создания стихотворения-молитвы, принадлежащих перуП.А.Вяземского.

В работе использованы следующие методы и приемы исследования: описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы, комплексный анализ, обобщение полученных данных.

Так что такое молитва? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого из нас, конечно, своё представление о том, что такое молитва:

а) для одних – это столь нужное общение с Богом, откровение, скрытое от посторонних глаз;

б) для других – пустая трата времени;

в) третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Я считаю, что молитва – это настолько сокровенное необходимое человеку общение с Богом, в котором человек может хоть на мгновение приблизиться к Возвышенному .

3.Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии.

Духовная поэзия – неотъемлемая часть великой русской литературы.Многие выдающиеся русские поэты –Вяземский, Ломоносов, Державин, Сумароков, Пушкин, Веневитинов, Языков, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, поэты XX века – обращались в своём творчестве к духовной тематике, часто к стихотворной молитве. Из истории литературы мы знаем, что русская поэзия начиналась как молитва, как духовное песнопение, как молитвенный подъём духа — вспомним XVII век, «духовные стихи» или «верши», то есть пересказ неканонических текстов. И дальнейшая светскость поэзии никогда не отменяла размышлений о смысле жизни и смерти, о вечности и Боге, о подвиге и грехе, о вине и покаянии. В дальнейшем эти два понятия молитва и молитва как поэтический жанр литературы — разделяются. Современная Библейская энциклопедия даёт следующее определение молитвы: «Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Образцом для всех молитв или общей христианской молитвой несомненно должно назвать Молитву ГосподнюОтче наш и т. д. (Мф. VI, 9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

В литературоведении выделяется особый поэтический жанр — стихотворная молитва. В этом жанре важную роль играет «установка молящегося на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения». Стихотворная молитва позволяет художнику высказать то, что обычно относится к области несказанного»: внутренняя боль или радость лирического персонажа, обязательно просьба. Поэтическая молитва отличается от молитвы церковной.

4.Стихотворная молитва П.А.Вяземского

В нашей школе веду занятия музыкального кружка «… При подготовке к занятию услышала песню « Научи меня молиться» и предложила ребятам исполнить её. Они поддержали меня, и девочка Оля спросила об авторе. К своему стыду я не поинтересовалась им. Чтобы ответить на Олин вопрос посмотрела справочники. Это удивительно, но автором оказался Пётр Андреевич Вяземский.

Его духовный опыт, отраженный в художественном слове и охвативший весь золотой век нашей словесности, бесценен. Он одинаково успешно писал и на утонченном языке «духовных аристократов», и на языке простого народа, так что некоторые стихи его становились народными песнями.В дальнейшем Вяземский неоднократно напоминал и себе и читателям о том, что исповедуется своим творчеством. Он жил, страдал, заблуждался и побеждал вместе с Россией.В течение семи десятилетий поэт вел тяжкую, почти невыносимую и – странным образом – малоприметную для современников борьбу за духовное достоинство и само духовное бытие, как свое личное, так и общенародное.

Поэт пережил непостижимое, ужаснувшее его событие, о котором не поведал никому, кроме архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского), а тот передал услышанное в назидание потомству в своих воспоминаниях, основанных на дневниковых записях: «Когда я был еще архимандритом, меня в Александровской лавре посетил князь Петр Андреевич Вяземский и, между прочим, рассказал мне следующий необычный случай с ним: “Я в молодости своей не верил ни в Бога, ни в бытие души, ни в загробную жизнь и даже частенько насмехался над религией и над служителями ее. А теперь я верю и молюсь. Такой переворот к лучшему совершился во мне по следующему случаю.

Читайте так же:  Молитва Священника перед операцией

Однажды я ночью возвращался в свою квартиру на Невском проспекте, у Аничкова моста, и увидел яркий свет в окнах своего кабинета. Не зная, отчего он тут, вхожу в дом и спрашиваю своего слугу: «Кто в моем кабинете?» Слуга сказал мне: «Там нет никого», – и подал мне ключ от этой комнаты. Я отпер кабинет, вошел туда и увидел, что в глубине этой комнаты сидит задом ко мне какой-то человек и что-то пишет. Я подошел к нему и, из-за плеча его прочитав написанное, громко вскрикнул, схватился за грудь свою и упал без чувств; когда же очнулся, уже не увидел писавшего, а написанное им взял, скрыл и до сей поры таю, а перед смертью прикажу положить со мною в гроб и могилу эту тайну мою. Кажется, я видел себя самого пишущего. После этого видения я сделался верующим”».

Вяземский пишет «Молитвенные думы» – еще не молитву, а размышление о ее благости и притягательности. Это вопль русской души, целого народного слоя – высшего и образованного, сознающего свою оторванность от народной основы и жаждущего воссоединения. Эпиграф ставит главный вопрос (от лица обобщенно-личного светского сознания): «Пушкин сказал: “Мы все учились понемногу /
Чему-нибудь и как-нибудь”. Мы также могли бы сказать: “Все молимся мы понемногу / Кое-когда и кое-как”. ( Из частного разговора )».

Вяземский выступает в «Молитвенных думах» с проповедью Православия при одновременном покаянии в своем отступничестве:

Хотел бы до того дойти я, чтоб свободно
И тайно про себя, и явно всенародно
Пред каждой церковью, прохожих не стыдясь,
Сняв шляпу и крестом трикратноосенясь,
Оказывал и я приверженность к святыне,
Как делали отцы, как делают и ныне
В сердечной простоте смиренные сыны
Все боле с каждым днем нам чуждой старины.

Вряд ли кто из русских писателей перенес столько ударов судьбы. В 10-летнем возрасте Вяземский потерял мать (в 1802 году), а через пять лет – отца. В 1814 году он оплакивал умершего во младенчестве сына Андрея, в 1817-м – сына Дмитрия, в 1826-м – еще двух сыновей, Николая и Петра, и в том же году – смерть Н.М. Карамзина, своего опекуна и наставника; в 1835-м – гибель дочери Прасковьи, в 1840-м – дочери Надежды, в 1849 году – дочери Марии. Один только сын Павел (1820–1888) пережил своего отца. Поэт отвечает на испытание судьбы как христианин: он и его супруга Вера Федоровна решают поклониться святым местам. В июне 1849 года они выезжают в Константинополь к своему сыну, служившему там. Знаменательно, что их путь в Иерусалим прошел через священную для Православия столицу былой Византии – второй Рим, Константинополь. Лишь 7 апреля 1850 года они выехали из Константинополя в Палестину и 12 мая заказали на Голгофе обедню за упокой родных и друзей. Впечатления от святых мест отразились в стихотворениях 1850 года: «Палестина», «Иерусалим».Очевидно, именно подобные душевные муки привели поэта к созданию «Молитвы ангелу-хранителю» (1850):

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи.
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!

Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог;
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

Трепетные, живые интонации слышны в его просьбах, он просит об истинной вере, об очищении души — о святых, высоких помыслах: «Научи меня молиться…дай мне веры безусловной высоту и теплоту». Счастье для поэта – это «крылья молитвы», « высота и теплота веры». . В полном соответствии с православными представлениями высшей формой земной чистоты поэт считает «неповинных, безответных младенцев чистоту» и «высокую, святую нищих духом простоту». Монолог настолько искренен, так полон безграничной веры, что всё стихотворение как будто светится теплотой и любовью.Это пронзительно-щемящее и вместе с тем умиротворяющее звучание сродни подлинной молитве русского человека. Слова этого удивительного стихотворения, подобно молитве в церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение. В творчестве Вяземского «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии.

Крайне тяжело поэт переносил гибель сподвижников на словесном поприще: А.С. Пушкина (1837), И.И. Дмитриева (1837), И.А. Крылова (1844), Е.А. Баратынского (1844), Н.М. Языкова (1846), В.А. Жуковского (1852), Н.В. Гоголя (1852), П.А. Плетнева (1865), Ф.И. Тютчева (1873), наконец, М.П. Погодина (1875). С годами творчество Вяземского все более превращалось в непрестанное поминовение усопших, что отражалось и в названиях стихотворений: «Поминки», «Все сверстники мои давно уж на покое…». Только о гибели детей он почти не пишет, потому что почти невозможно рассказывать,

Как в гроб родной с слезами опускаем
Мы часть себя, часть лучшую себя…

(На прощанье. 1855)

Отобранные и систематизированные материалы данной работы позволили утверждать, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Один из самых любимых жанров русской духовной поэзии — стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на торжество добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой. Стихотворная молитва формирует духовную сторону читателя , учит сопереживать, заставляет душу “трудиться”, “учит по-человечески страдать” (Я. Полонский).

Читайте так же:  Сильная молитва на зачатие

Духовная лирика была, есть и будет всегда в малой или большой степени присутствовать в поэзии. Пока жива вера среди людей, будут живы и религиозные произведения. И каждый творец привнесёт в духовную поэзию нечто своё, новое, что позволит другим людям расширить своё мировоззрение, подняться вместе с автором к ангельским «горним» высотам и, может быть, стать немного лучше. Труден и тернист творческий путь таких поэтов.

Можно выделить две составляющих духовной поэзии: художественную и религиозную. Цель поэзии – при совершенстве формы становиться невольной молитвой, но молитвой, открытой для другого. Поэзия помещается между молитвой, устремленной к Богу, и диалогом с читателем. Русская духовная поэзия 19 века вся устремлена к читателю и играет немаловажную роль в его духовно-нравственном становлении. Чтение духовной поэзии – это не развлечение, не отдых, а напряжённый духовный труд, труд, требующий постоянных внутренних усилий. Поэт не льстит нашему самолюбию, не потакает слабостям, не щадит нашей грешной природы. Он зовёт читателя вперёд, он заставляет читателя разбираться в себе самом и отделять в своей душе семена от плевел, добро от зла, дух от плоти, высокое от низкого. Чтобы признать все эти нравственные ценности, надо очистить свою душу от сорняков, нужно основательно потрудиться. Но этот труд не пропадёт, он окупится сторицей, так как способствует становлению Человека, способного строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, правды, красоты.

7. Практическое применение работы

Эта работа может использоваться на уроках литературы, при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе, на внеклассных занятиях и т.д.

Практическая реализация : использование материалов для уроков посвящённых русской поэзии, использование материалов для сценариев мероприятий о русской поэзии ,разработка исследовательских проектных работ для учащихся, участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Эффективность использования:позитивная динамика результатов обучения учащихся; устойчивый интерес к чтению художественной литературы; увеличение числа учащихся, участвующих в творческих коллективах и кружках, в школьных мероприятиях;

Молитва в русской поэзии

Тема молитвы в лирике

Самым удивительным свойством лирического произведения является его способность проникать в душу читателя и пробуждать, вызывать в ней самые глубокие, самые разные сильные чувства. Одним из таких чувств является упование на Бога, вера в него и ощущение его бытия.

Часто в процессе изучения лирических произведений выделяются следующие виды лирики:

В молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов. И этим опытом духовной жизни поэта, который он запечатлел в своих произведениях, могут воспользоваться читатели современности, которые испытывают так называемую «духовную жажду» и которые стремятся к духовному совершенствованию, самопознанию.

Стихотворения, в которых затронута тема молитвы, есть практически у каждого русского поэта. Эти стихотворения по праву можно назвать жемчужинами русской духовной поэзии, ведь они имеют свойство исцелять человеческие души, которые измотаны и измучены постоянными житейскими невзгодами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отличительной чертой русского человека прошлых веков является набожность, о чем свидетельствуют народные пословицы. Посредством молитвы происходит соединение человека с Богом, молитва укрепляет дух человека, и у него появляются силы к преодолению трудностей и невзгод, выпавших на его долю. Человек постоянно обращается к молитве, которая является источником силы, мудрости. Память о молитве не удалось искоренить даже за десятилетия атеизма. Обращение к молитве сохранилось в речевом этикете, в языке.

Молитва в творчестве А. С. Пушкина

Что касается молитвы в произведениях русских поэтов, то в качестве примера можно привести лирику А. С. Пушкина. поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, однако в зрелые годы в его душе созреет вера в Бога. Во многом этому способствовала ссылка в Михайловской, где вдали от светских развлечений у поэта было достаточно времени на то, чтобы заглянуть в свою душу, в душу русского народа. В этот период поэт много занимался самообразованием и самосовершенствованием.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Именно в Михайловской ссылке поэт впервые вошел в непосредственное общение с церковью. Поэт наблюдал тесную духовную связь и связь нравственную народа со Святогорским монастырем. Пушкин много читал древние летописи и Карамзина. Все это способствовало его осознанию того величайшего духовного влияния, которая оказывала на народ вера в Бога. Чтение жития святых затягивает поэта, а Евангелие глубоко тронуло его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелие. Затем он напишет поэтическое переложение самой важной молитвы христиан «Отче наш», где он очень точно передал слова молитвы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин признается, что любимой его молитвой является великопостная, которая читается в течение Великого поста.

Эта молитва вдохновила поэта на одно из лучших его произведений.

Возможно, Пушкин видел сходство между собой и воспетым в произведении пустынником. Основанием этому предположению является стихотворение «Воспоминание», где поэт выражает нравственную муку человека, который тяжело страдает от бремени совершенных грехов.

В лирическом герое этого стихотворения читатель узнает самого А. С. Пушкина. поэт, как и герой этого произведения, по ночам часто переживал о совершенных им грехах.

В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» в первой части поэт рассуждает о молитве. Вторая часть стихотворения – это сама молитва. Лирический герой этого произведения признается, что знает многие молитвы, которые позволяют ему преодолевать житейские трудности, однако наиболее близка ему великопостная молитва, в которой упоминаются грехи, от которых ему бы хотелось освободиться.

Читайте так же:  Молитва Святой Богородице на русском языке

Герой стихотворения просит у Бога помощи увидеть собственные грехи. Он молится о смирении, любви, целомудрии, терпении, которые являются христианскими добродетелями. Без этих добродетелей невозможно даже представить духовный рост человека. любовь – это трепетное чувство к своему ближнему, благоговейное отношение к Богу.

Именно это стихотворение, которое было написано в 1836 году, отражает духовное состояние А. С. Пушкина на тот момент. Оно является свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром. Поэт перед смертью исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей.

Молитва в поэзии М. Ю. Лермонтова

Еще одним из самых ярких примеров отношения к молитве в русской поэзии является произведение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Это стихотворение поэт написал в 1838 году. В этом стихотворении поэт делится с читателем своим опытом духовной жизни, рассказывая о чудодейственной силе молитвы. В лирическом герое стихотворения каждый читатель легко узнает самого поэта. Кроме того, ясно отражается и причина, по которой он обращается к молитве. Причина эта заключается в жизненных трудностях, которых у поэта было много. Лермонтов рано лишился матери, был разлучен с отцом, испытывал сильные безответные чувства. Всю жизнь его преследует ощущение одиночества, которое является одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Это чувство одиночества очень мучительно для поэта, оно вызывает грусть и тоску. Для того, чтобы как-то избавиться от этой невыносимой душевной муки, Лермонтов с молитвой обращается к Богу.

В этом произведении можно выделить три смысловые части. Каждая из этих частей соответствует строфе:

  • В первой строфе описывается душевное состояние лирического героя, который в трудную минуту обращается к Богу.
  • Вторая строфа свидетельствует об огромной, непонятной человеческому разуму, великой силе молитвы.
  • В третьей строфе поэт говорит о том великом чуде, которое произошло как ответ на чистосердечную молитву. Не возникает сомнений в том, что утраченная вера снова обретена героем, и от этого на душе становится легко.

Это всего лишь несколько примеров обращения поэтов к молитве. В творчестве каждого поэта есть подобные произведения, где он в сложные минуты своей жизни обращается к великой силе молитвы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Духовная поэзия русских поэтов

Поэзия – это искусство слова, которое по звучанию можно сравнить с музыкой, а по образности — с живописью.

Она способствует духовному и творческому обогащению личности. Тематика поэтических произведений многообразна. Это стихи любовной, пейзажной, гражданской тематики. Особого внимания заслуживает духовная поэзия. Особенность русской духовной поэзии – ее направленность на размышления о смысле жизни, о духовности личности.

Духовная поэзия русских поэтов – это раздумья о вечных темах, о высоких и низких поступках. Никто не оспаривает факт, что они несут на себе налет религиозности. Поэту недостаточно простого восхищения и преклонения перед земной красотой. В нем постоянно присутствует, как у Пушкина, жажда духовного томления. Поэтому поэты поднимают свое творчество на высшую ступень, откуда созерцают потустороннюю духовную красоту и приходят к осознанию высших истин. Только достигнув таких высот, творчество не умирает с их физической смертью. Оно продолжает звучать в душах людей, пробуждая стремление к возвышенному и идеальному. Поэт, осознавший свою высокую цель, мог бы сказать пушкинскими строчками:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Духовная поэзия XVII – XVIII вв.

Несомненно, во время зарождения русская духовная лирика по сути своей была религиозной. Работы Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, поэтов XVII века, первыми придали духовной поэзии черты, свойственные светской литературе. Полоцкий в стихах церковной тематики обращался к актуальным во все времена вопросам воспитания и образования молодого поколения. Он считал, что оно должно воспитываться в духе служения высоким целям на пользу Отечеству. Сильвестр Медведев, будучи учеником Симеона Полоцкого, продолжал развивать идеи своего учителя. Но самым выдающимся продолжателем традиций Полоцкого стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Имя Ломоносова связано с расцветом русской духовной светской поэзии XVIII века. Преклоняясь перед величием Творца, в стихах «Утреннее размышление о Божием Величии», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», он видит и воспевает земную красоту:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Простерло блеск свой по земли

Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:

  • влияние православья на литературные произведения;
  • дидактический характер поэзии.

Духовная поэзия XIX в.

Духовная тема находит продолжение в поэтических произведениях XIX века. Вильгельм Кюхельбекер и Федор Глинка являются приверженцами жанра исповедей и молитв. А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой и другие поэты духовную тему гармонично использовали во всех жанрах своего творчества.

Темой духовности пронизано все творчество А. С. Пушкина, начиная с первых поэтических опытов, кончая произведениями зрелого периода. Для проявления духовности не обязательно быть религиозным человеком. Но Пушкин восхищался красотой божьего мира. Даже в любовной лирике поэт благодарен Богу: он сотворил женщину, которая своей красотой возродила, возвратила ему веру:

Наслаждаясь красотой природы, поэт подчеркивает ее чудодейственное влияние: она одаривает человека живительными силами. Эти силы обогащают его чувствами свободолюбия, милосердия, любви. Разве это не духовность пушкинской поэзии? Как жизнелюб, Пушкин призывает наслаждаться каждым мгновением жизни. Правда, если человек не видит в ней просвета, поэт внушает ему надежду: заблуждения и мучения исчезнут, и придет красота чистых дней в другом, божественном мире.

Читайте так же:  Сильная молитва чтобы встретить любимого человека

XIX век богат на имена талантливых поэтов, обогативших русскую поэзию стихами духовного содержания. Поэзия М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинской, в большей мере насыщена религиозными образами и темами. Но главное в них – поиски человеком своего места в жизни. Поэт в стихотворениях Лермонтова предстает целителем душ, врачующим людей от пороков. Один из главных мотивов творчества этого поэта – одиночество. Поэтому он ищет гармонии, исцеления в природе, в окружающем. Одним из самых ярких примеров, кроме наиболее известных «Пророк», «Ангел», «Молитва», является стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов воспевает красоту жизни, ищет гармонию в единении с природой.

О неразрывной связи человека с Вселенной, о поисках ответов на вечные вопросы бытия рассказывает творчество других поэтов XIX века. В стихах А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки предстает лирический герой, поднявшийся до высочайшей духовности. В нем читатель видит слияние души земного человека с миром небесным.

Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:

  • отражение поисков человеком и поэтом своего места в мире;
  • жизнеутверждающий характер поэзии.

Духовная поэзия XX в.

Несмотря на бурные исторические события XX века, духовная лирика не сдала своих позиций. М. Волошин, М. Кузмин, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, Б. Пастернак, каждый в своей поэтической манере, отразили духовное состояние лирического героя той неспокойной эпохи. Тема духовности у А. Блока и Б. Пастернака опиралась на высокие нравственные правила жизни. Блок через религиозные образы воспевал свою Родину. Она была ему мила в любых одеяниях и состояниях: в царских одеждах и утопающая в грязи, в неудержном веселье и в глубокой тоске. В одном из стихов 1914 года поэт рассказывает о нравственном падении человека. В нем слились в одно греховность и покаяние:

Пройти сторонкой в божий храм.

Но покаяние человека неискренне. Такое раздвоение, по мнению поэта, привело страну к катастрофе. Главная тема творчества поэта – Россия. Духовная направленность его стихов о Родине напрашивается сама собой: в нее должна вернуться вера, которая возродит страну.

Духовная тематика стихов Б. Пастернака связана с библейскими образами. Но обращаясь к ним, читатель задается вопросами о смысле бытия, о самопожертвовании во имя других, о добре, зле, справедливости, безверии, вере.

Для кого на свете столько шири,

Есть ли столько душ и жизней в мире?

– вопрошает Б. Пастернак в стихотворении «Магдалина», намекая на муки, перенесенные во имя людей.

Соединение поэзии и духовности неоспоримо. Это доказывает творчество не только Блока и Пастернака, но и стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Волошина. Мотивы духовности присутствуют в поэтических произведениях более поздних представителей русской поэзии, например, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского.

Поэзия обладает чудесным свойством возвышать и облагораживать человека, потому что она проникает в душу. Духовная поэзия русских поэтов, к какой бы эпохе они не принадлежали, позволяет читателю расширять мировоззрение, обретать веру в красоту мира.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

В каких произведениях русской лирики XIX века молитва являет­ся формой лирического самовыражения и как она соотносится с вариантом Лермонтова?

Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что история русской лири­ки XIX века свидетельствует о пристальном интересе поэтов к таинству молитвенного слова.

Отметьте, что молитва как форма лирического самовыражения ис­пользовалась в поэтической практике литературных предшественни­ков М. Ю. Лермонтова (Н. П. Огарёва, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е.А. Баратынского) и художников, творчество которых завершало эсте­тические достижения XIX века (Ф. И. Тютчева).

Вспомните уникальные образцы, созданные А.С. Пушкиным (паро­дия утренней молитвы «Заутра с свечкой грошевою…», романтический вариант молитвы перед сном в стихотворении «К Морфею», обращение к православной традиции молитвословия в стихотворении «Отцы пустын­ники и жёны непорочны…»).

Покажите расширение функциональных возможностей молитвы в творчестве Ф. И. Тютчева (молитвенное слово как единственно возмож­ный способ духовного воссоединения с умершей возлюбленной в денисьевском цикле, например, в стихотворении «Есть и в моём страдальческом застое…», авторский вариант старческой молитвы «Чертог твой, Спа­ситель, я вижу украшен…», где молитва представлена как грандиозный по своей духовной значимости поступок веры).

В качестве вывода отметьте, что индивидуально-авторские особен­ности освоения молитвенного слова отразили своеобразие эстетических, философских, духовных исканий XIX века. Молитвенные варианты А. С. Пушкина носили эстетико-игровой характер, лермонтовские содер­жали напряжённо-личный вызов Богу, в творчестве Ф.И. Тютчева обра­щение к молитвенному слову осознаётся как последний шанс, предостав­ленный человечеству, стоящему на грани духовной катастрофы.

Стихотворные молитвы М. Ю. Лермонтова

Есть в творческом наследии М.Ю.Лермонтова три стихотворения с одинаковым названием – «Молитва». Обычно молитвой называют проникновенное обращение человека к Богу. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в храме и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова, которые не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе известны примеры того, как молитва становится особым жанром поэзии, сохраняющим основные черты молитвы православной. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов). По свидетельству современников Михаил Юрьевич Лермонтов не относился к их числу. И все же написал он стихи-молитвы, посвятив их разным людям.

Читайте так же:  Молитва о здоровье Пантелеймону целителю читать

Первое из них и наименее известное написано в 1829 году, когда Лермонтову было всего 15 лет. И, пожалуй, стоит отметить, что при жизни поэта оно не было напечатано.

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к всесильному Богу с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне просьб оказывается любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Именно творчество заставляет забывать его о Боге. Поэт отождествляется с вулканом, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из его жерла, возможно, даже помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может при желании отобрать.

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

По всей видимости, посвящено это стихотворение В.А.Лопухиной (1815—1851). Введено оно в текст письма к М.А.Лопухиной (от 15 февраля 1838 года) под названием «Молитва Странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл – но это вовсе ничего не доказывает».

«Будучи студентом, — пишет А. П. Шан-Гирей, — он был страстно влюблен. в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей. »

Стихотворение строится как монолог лирического героя. Звучит мольба его о счастье любимой женщины. Несомненно – это шедевр любовной лирики Лермонтова. Стихи пронизаны благоговейным чувством нежности, света и чистоты.

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

По свидетельству А.О.Смирновой, написано оно для княгини Марии Александровны Щербатовой (урожденной Штерич) которой Лермонтов был увлечен в 1839-1841 годах: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Щербатова Мария Алексеевна (ок. 1820 — 1879гг.), княгиня; в первом браке была за князем М. А. Щербатовым, во втором за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-1840 годы. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию. Соперничество в ухаживании Лермонтова и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними. Стихотворение отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой.

Даже немного странно, что это творения Лермонтова: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Свойственна им мягкая лирическая интонация. И щемящие душу строки о сокровенном – молитвенном порыве, когда в минуты слабости или неверия в свои силы обращается он к Творцу.

Вместе с тем не покидает мысль – как рано он ушел из жизни, сколько мог еще написать прекрасных творений. Для меня он так и остался ребенком: очень талантливым, капризным и. одиноким. И все потому, что мои дети теперь старше поэта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

***
А.И.Клюндер. Портрет М.Ю.Лермонтова. 1838.

Молитва в русской поэзии 19 века
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here