Молитва возлюби ближнего Своего

Основы: Молитва возлюби ближнего Своего - информация из открытых источников и священных текстов.

О любви к Богу и к ближним

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В читанном сегодня Евангелии (Лк. 10, 25-37) решен Спа­сителем нашим — Богом весьма важный для всех нас во­прос: что делать нам,чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос предложен был Господу каким-то законоведом иудей­ским, который сказал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? Как чита­ешь?» Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и бу­дешь жить», т. е. вечно. Но он, желая оправдать себя, т. е. по­читая себя, подобно прочим фарисеям, праведником, испол­нившим закон так, как он его понимал, односторонне, непра­вильно, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» — полагая, что ближним должно считать только еврея, а не всякого человека. Притчей об израненном разбойниками человеке и мило­сердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и дея­тельное участие, Господь показал, что ближним должно счи­тать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи.

Итак, значит, для получения живота вечного нужно усердное исполнение двух главных заповедей: любить Бога всем сердцем и ближне­го, как самого себя. Но так как в этих двух заповедях состоит весь закон, то необходимо нужно разъяснить их, чтобы мы хо­рошо знали, в чем заключается любовь к Богу и ближнему? Итак, с Божией помощью приступим к объяснению.

Возлюби љ Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, т. е. всем существом твоим, всеми силами предай себя Богу, всего себя посвяти Ему без всякого недостатка, не дели себя между Бо­гом и миром; не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божий, весь свят, во всей жизни твоей. По примеру призвавшаго вас Святаго (Бога) и сами будьте святы во всех поступках, — говорит свя­той апостол Петр (1 Пет. 1, 15).

Объясним эту заповедь примерами. Положим, что ты мо­лишься Богу. Если ты любишь Бога всем сердцем, то ты бу­дешь молиться Ему всегда всем сердцем, всей душой, всей си­лой, всем разумением, не будешь никогда рассеян, ленив, не­брежен, холоден в молитве; не будешь давать во время молит­вы в сердце места никаким житейским заботам и попечени­ям, всякое попечение житейское отложишь, всю печаль возверзешь на Господа, ибо Он печется о тебе, как говорит апос­тол. Старайся вразуметь молитву, службу Божию вполне, во всей глубине. Если ты любишь Бога всей душой, то ты будешь каяться Богу искренне в грехах своих, будешь приносить Ему всякий день глубокое покаяние, ибо всякий день грешишь много. Будешь каяться, т. е. осуждать себя за грехи всем серд­цем, всей силой, всем разумением; будешь обличать себя со всей беспощадной строгостью, со всей искренностью; будешь приносить Богу полную исповедь, жертву полного всесожже­ния грехов, чтобы ни один грех не остался нераскаянным, не­оплаканным.

Таким образом, любить Бога всем сердцем — значит любить всем сердцем и всей силой правду Его, закон Его и всем сердцем ненавидеть всякую неправду, всякий грех; всем сердцем и всей силой исполнять правду, творить добро и всем сердцем, всей силой удаляться зла, т. е. всякого греха, не давать в сердце места никакому греху ни на одну минуту, ни на одно мгновение, т. е. не соглашаться на него, не сочувст­вовать ему, не мириться с ним, но постоянно, вечно враждо­вать с грехом, воевать с ним и, таким образом, быть храбрым и победоносным воином Христа Бога.

Или еще возьмем при­мер: положим, что вас гонят за благочестие, за правду, за доб­родетель; если вы любите Бога, то вы ни на минуту не отсту­пите от благочестия, от правды, от добродетели, хотя бы эта преданность правде и влекла за собой потерю каких-либо вы­год; так как сама правда, или верность Богу и правде Его, есть величайшая для нас выгода и Бог может наградить за вер­ность Его правде сторицей и в этом, и в будущем веке. Пример тому — Иосиф праведный, сын патриарха ветхозаветного Иа­кова, и многие праведные люди в Новом Завете. Итак, любить Бога всем сердцем — значит поборатьљ по Боге, по правде Его всем сердцем, всей душой, всей силой, всем разумением. Так поборали по Боге, по правде Его святые отцы и святые муче­ники, особенно в борьбе с ересями и расколами. Это ревность по Боге. Еще любить Бога всем сердцем — значит всеми сила­ми устремлять всех людей к Богу, к любви Его, к славословию Его, к вечному царствию Его, чтобы все познали Его, возлю­били Его, прославляли Его. Это тоже ревность по Боге!

Объяснив по силам первую заповедь, объясним теперь вто­рую: Люби ближнего, как себя. Что значит любить ближнего, т. е. всякого человека, как себя самого? Значит, почитать дру­гого так, как желаешь, чтобы почитали тебя, не считать нико­го чужим, а своим, своим братом, своим членом, а христиани­на и членом Христовым; его благо, его спасение считать своим благом, своим спасением; радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастии, как о своем; стараться об из­бавлении его от беды, напасти, бедности, греха так, как я по­старался бы о своем избавлении. Радоваться с радующимися, плакать с плачущими, — говорит апостол (Рим. 12, 1) . Должни есмы мы сильный немощи немощных носити, не себе угождати; кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созида­нию (Рим. 15, 1-2). Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16).

Читайте так же:  Молитва при жертвоприношении на курбан

љЛюбить ближнего, как себя, — значит уважать его, как себя, если он, впрочем, того достоин; не думать о нем не­достойно, низко, без причины к тому с его стороны, не иметь на него никакого зла; не завидовать ему, а всегда доброжела­тельствовать, снисходить к его недостаткам, слабостям, по­крывать его грехи любовью, как желаем, чтобы снисходили к нашим недостаткам. Друг друга терпите любовью, — говорит апостол (Еф. 4, 2), — не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение (1 Пет. 3, 9). Любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас (Мф. 5, 44). Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его, — говорит ветхозаветное Писание (Притч. 25, 22; Рим. 12, 20).

Любить ближнего, как себя самого, — значит молиться за жи­вых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов все равно как за себя и желать им столько же добра, спасения души, сколько себе. Этому и научает свя­тая Церковь в своих ежедневных молитвах.

Любить ближне­го, как себя, — значит еще любить всякого без лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божий, все по образу Божию, все — чада Божий, члены Христовы (ес­ли православные христиане), все члены наши, ибо мы все — одно тело, один дух (Еф. 4, 4), всем одна Глава — Христос Бог. Так будем разуметь и так постараемся исполнить две главные заповеди закона Божия — и мы наследуем благодатью Христа Бога живот вечный. Аминь.

Закон Божий

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение.

Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»

Иисус Христос ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и, вообще, не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: «Другой большей заповеди, чем эти две, нет» ( Марк. 12, 31 ).

Законник сказал Ему: «хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу».

Иисус же Христос, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: «недалеко ты от Царствия Божия».

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.23:35–40 ); от Марка ( Мк.12:28–34 ); от Луки ( Лк.10:25–28 ).

Как исполнить заповедь о любви?

Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан Кречетов.

Нагорная проповедь (Карл Блох, 1890)

Как принять правильное решение в сложных ситуациях, не оступиться и под мыслью о видимом благе не причинить вреда ни ближним, ни себе? Например, мы встали на благой путь веры, помощи ближним, милосердия. И встречаем человека, жизнь которого полна зла и ненависти, его поступки не поддаются оправданию, в них нет ни капли сострадания к невиновным, которых он использует. Но сколько бы добрых дел вы ни сделали, очень нужных и важных, высшее милосердие, которое человек может совершить на земле — это молитва о прощении грешника. Не стоит рассуждать: «Да как же он так мог, как его земля носит?». Надо просто молиться. Это нелегко. Вы попытаетесь и поймете, что такая искренняя молитва — это подвиг. Подвиг, которым покрываются многие наши грехи. Но пусть это буду ваши первые шаги к самому трудному.

Читайте так же:  Молитва Св анастасия узорешительница

У всего есть свое начало. Как люди становятся милосердными? Не может человек в один день вдруг стать образцом добродетели. Но и старание вознаградится. Иоанн Златоуст говорит: «Когда не можешь быть милостивым, отдавай хотя бы то, что тебе совсем не нужно. Потом постепенно ты станешь отдавать то, что нужно, но не очень, а потом и любое сможешь отдать». Но еще выше всех этих благ — молитва.

В одной притче говорится о том, как к некоему рабу Божьему пришел просящий, и он ему отдал свою новую одежду, подумав: «Что уж, я в старом похожу». А позже в видении увидел он ангела, который открывает перед ним сундук с сокровищами и подает ему царские одежды. «Ты свою одежду отдал — вот Господь и отдает тебе твои одежды». После того, как видение ушло, этот человек со временем сам стал искать нуждающихся — отдавал им еще свои одежды. В конце концов, он все раздал, отдал даже свой дом. Ушел в монастырь, а там заскорбел: «Что же я все раздал и ем эту пресную кашу? Кому я теперь нужен? Я даже помочь никому не могу». Ему явился ангел и сказал: «За то, что ты отдавал другим, Господь тебе многое воздал. В монастырь же приходят за духовным кормлением. Если пища для тела столь ценна, то для души она бесценна. Ты еще больше пользы для людей принесешь, молясь за них».

Поэтому высшее благодеяние — это молитва. Молитва за душу. Как бы ни было много нуждающихся в одежде, нуждающихся в духовном одеянии намного больше. А лучшая, брачная одежда для души — это покаяние, которое очищает от греха.

Есть еще одно духовное повествование. Одна послушница в видении увидела себя как бы стоящей в храме. Увидела иконостас, а рядом девушку необычайной красоты. Она к ней потянулась и подумала: «Какая же красавица, бывает же такая чистая красота на земле». И тут эта девушка превратилась в страшную старуху-каргу. «Это, — говорит явившийся ангел, — твоя душа. Сначала та, которая дана тебе была при рождении, а потом — то, во что ты ее превратила». Поэтому молитвенная одежда всем нам необходима, ведь все мы отсюда уйдем. Но с чем? И самое тяжелое, когда люди об этом вообще не думают. Душа моя, что ты спишь? Конец приближается! «За покаяние прибавлю, за беззаконие убавлю», — говорит Господь. Поэтому молитва о прощении грехов за себя и за ближних есть самое высшее благодеяние и проявление любви.

Смотрите, с какой скоростью время идет: только что было Рождество, Крещение, а вот уже и Пасха приближается. Так и добежим до Страшного Суда. Думать о конце нужно, но в добром смысле. Человеку жизнь дана, чтобы исполнить эту волю Божию.

Зачем человеку зубы?

Когда человек просит о прощении грехов у Бога — это не просто просьба о прощении, это уже результат. Человек уже понимает, что будет стараться своих ошибок не повторять. Сталкиваясь с тем, что не так легко победить в себе грехи, он, встречая грешников, поймет, что не все так просто, и не осудит. Если человек сам со своим грехом борется, он понимает, что тот грешник, может, так же, как он, борется, но пока не всегда может с собой справиться. Что говорить, далеко не всегда исправление грехов дается легко, это нужно понять, пережить.

Вспоминается моя юность. Нас было три брата. Я самый младший. У нас, знаете, было как в сказке. Старший — важный детина, средний – и так, и сяк, третий — сами знаете. Третий — ваш покорный слуга. Я учился в техническом вузе, нужно было делать проект, а я все не соберусь. Старший брат спрашивает: «Валерьян, ты собираешься делать проект?». Я отвечаю: «Не знаю». «Ты же вылетишь!». «Ну и что!». Мне бы сказать: «Собираюсь, помоги мне!». А гордыня не пускала. Вроде мелочь, но хорошо помню это состояние, когда хотелось одного: чтобы он тут не командовал. Он-то переживал, а мне главное было отстоять себя.

Понял и полностью осознал я все это много-много лет спустя, смотря на своих детей и внуков. Так хочется им все втолковать, ан нет, многое им самим нужно пройти, почувствовать, осознать. У меня пять сыновей, две дочери и 32 внука. Мои внуки- мальчишки иногда дерутся, плачут, что-то отнимают друг у друга. Я понимаю, чтобы отнять, нужна физическая сила, а чтобы уступить — нужна сила воли, смирение. А у кого из детей оно с рождения есть, это смирение? Ему учатся. Вот ребята схватятся, а я говорю: «А ну, ребятки, у кого смирение есть?». Они сразу отпускают свою хватку и друг другу игрушку отдают.

Что у человека нельзя отнять? Непонятно, вроде, при желании сильный у слабого все может отнять. И те ,у кого все время что-то отнимают, не знают, как ответить на этот вопрос. А отнять нельзя умение. Для умения нужно не иметь, а уметь. И это умение бывает разным: рукоделие, ремесло, а бывает, умение владеть собой. Этот навык приобретается таким же трудом, как виртуозная игра пианиста, даже большим. И этот труд каждый должен совершать. Без этого умения можно спотыкаться и спотыкаться в жизни. Представьте, человек рождается и начинает есть. А зубов нет. Ест и ест. Больше чем полгода спустя только появляются зубы. А потом, когда он становится стариком, они выпадают, а он продолжает жить. То есть человек ест с рождения до смерти, а зубы у него есть не всегда. Получается, что зубы нам даны не для еды? Без зубов, оказывается, тоже можно есть, пусть и не все. А когда же эти зубы появляются? Перед тем, как человек начинает говорить. Знаете, думаю, для чего? Чтобы человек держал язык за зубами, чтобы у него была преграда. Очень важно иметь это преграждение для языка.

Читайте так же:  Молитва просить прощения

Не смущайтесь злом вокруг

Сдержанность от гнева дает мир душе. Душу свою надо перестраивать Евангелием. Кто долго трудится над своей душой, тому легче будет, поверьте. Почему в одних и тех же условиях один человек может быть благодушным, другой — считать себя несчастным? Один доволен пенсией, другой несчастен, что ему на мерседес не хватает. Ведь еще апостол сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». А знаете, как непрестанно молиться? Очень просто. Обо что-то споткнешься, что-то уронишь, что-то разольешь, говори: «Господи, помилуй мя грешного!». И постепенно, смотришь, уже и не так раздражаешься, а потом и вспоминаешь про молитву сразу вместо раздражения.

У одного сподвижника спросили: «Кто тебя научил молиться?». Он отвечает: «Бесы. Они нападали — а я за молитву. Они опять нападали, я снова за молитву, вот и привык».

У нас обычно жалеют того человека, которого обидели, а истинной жалости достоин тот, кто обидел. Есть такое изречение: «Сделал ты кому-то добро — забудь, сделал тебе кто-то что-то доброе —помни всегда». Можно к этому добавить: «Кого ты обидел — запомни, кто тебя обидел – забудь». Но у нас все наоборот. Помним и свое добро, и тех, кто причинил обиды. Остальное забываем. Поэтому и нужно перестраивать свою душу на Евангельский строй. Не смущайтесь злом вокруг вас, работайте над собой, и постепенно все станет налаживаться. Возрастите любовь в душах ваших. Один афонский монах сказал паломнику: «Учись растить любовь. Все остальное — хуже смерти». Если человек поступает по-злому, он делает больно только самому себе. Но и не нам его обличать. Чье-то неверное поведение может вызывать сожаление, грусть, но не гнев. Почему? Потому что пусть сердце ваше будущим живет. Будущим веком Неба.

Возлюби ближнего своего как самого себя

«Возлюби ближнего своего как самого себя» — одна из важнейших заповедей Господа Нашего Иисуса Христа. Первая из всех заповедей, можно сказать самая наибольшая заповедь, которую человек должен исполнять.

На первый взгляд, это совсем простейшее правило, не требующее каких-либо усилий. Но к данной заповеди существует огромное количество толкований.

В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа о любви к ближним

Прочитав толкование, например от Ф. Ницше или Василия Розанова, верующий человек сам может впасть в великое заблуждение. И сразу же довольно простые на вид вопросы, станут сложные и трудноразрешимые.

Как возлюбить ближнего своего? Какая должна быть любовь к ближнему? Разберем это более подробно. В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа:

«много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его»

Или такая запись «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26). Из этого мы можем предположить, что те, кого нужно любить, вовсе не все окружающие нас люди, а некие избранные. При этом нужно возлюбить ближнего как самого себя. А как любить самого себя?

Человек, который совсем недавно пришел к православию, скорее усомниться в том, что именно есть христианская любовь к самому себе. Естественно верующий поймет, что это не какие-то роскошные автомобили, дома, или столы набитые экзотическими фруктами. Можно сказать совсем, напротив —

«…из любви к себе следует вырвать себе соблазняющий глаз, оставить, а порой и возненавидеть отца и мать»

Одна из главных и первых заповедей — «Возлюби Бога твоего всем сердцем»

Это же касается и любви к ближнему, если уж она и уподобляется любви к себе. По сути, заповедь включает в себя постулаты из Ветхого завета и книги Иакова:

«хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя»

Также в отношении этого можно использовать современное золотое правило — «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В это заповедь можно сказать по важности на втором месте, а первая — возлюби Бога твоего всем сердцем.

Например, если рассмотреть многим известную притчу о пострадавшем от разбойников, то сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину. Человека ограбили и избили бандиты. Он лежит на дороге, все проходят мимо него, даже те, кто должен позаботиться о нем из его племени.

Но все проходят, и никому нет дела до этого бедняги. И только один человек останавливается и помогает человеку после налета на него бандитов. Из этой притчи сразу становится ясно, кого в первую очередь имел в виду Иисус под понятием ближнего.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Молитвы к причастию читать в молитвослове

Притча о пострадавшем от разбойников. Сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину, когда останавливается только один человек, чтобы помочь ближнему своему

Под словом «ближний» христианину становятся тот, кто, как и он исповедует веру во Христа

Если внимательно читать страницы Святого Евангелия, то под словом «ближний» христианину становятся те, кто, как и он, исповедует истинную веру во Христа и следует всем его заповедям. При этом нужно понимать, что такой ближний не будет ближним, то есть не будет ему родственником.

«Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

Но если не любить родителей, то это уже злословит на учение Христа о том, что православный христиан должен почитать отца и матерь свою. Но нельзя забывать и то, что первая заповедь о любви — Возлюби Господа Бога. Бога нужно любить всею душею и сердцем.

Из этого многие богословы делают вывод, что тот, кто любит Бога — несмотря ни на что, сам должен увидеть в каждом человеке создание Божие, и относится к нему, как один прохожий отнесся к человеку, которого ограбили и избили в притче.

Именно так прохожий сделает ближним своим человека, которого он захотел спасти. Нужно найти в сердце своем отзыв на сострадания к другим, тогда и оно станет ближним.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Тем самым можно привести пример из нашей современной жизни о том, что любить ближнего нужно не только родственника, но и тех, кого совсем не знаем. Можно представить такую ситуацию, что увидели человека, которому стало плохо с сердцем. Вы проходите мимо. А затем узнаете, что это был ваш родственник, которого вы просто не узнали. Действительно станет стыдно и не по себе. Именно суть такого примера заключается в том, что к другим надо, относится так же, как если бы это были близкие нам люди.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Слова самого Спасителя. Бог наш есть Господь, который нас все любит, так и мы должны любить Его, и всех Ближних, как он полюбил всех нас. Именно это пример и подает нам Христос.

Радость о чужой радости — и есть верный признак любви к ближнему своему

Как определить любовь к ближнему? Допустим, у вас есть что-то очень вас нужное, но когда вашему ближнему понадобится это, вы с радостью ему это дадите. При этом не будете ожидать чего-то взамен. Это может быть знакомый, или коллега о работе, то есть совсем вам не родственник. Но вы все же дадите ему то, что он просит без каких либо уговоров.

Радость о чужой радости — вот и есть верный признак любви к ближнему своему. Необходимо лишь проследить за собой, за своими делами и мыслями.

Без любви к ближнему своего просто невозможно любить и Бога.

«…Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

А без любви к Господу и нет спасения.

Обратимся к словам святых отцов о том, что они считают, как нужно возлюбить ближнего своего как самого себя. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил:

«Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит».

Преподобный Никодим Святогорец считал:

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов».

Что сделать, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя — писали многие святые отцы

Многие святые отцы писали и о том, что нужно делать человеку, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя.

Святитель Игнатий Брянчанинов считал, чтобы возлюбить ближнего, нужно воздавать ему почтение:

«…Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви…».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил:

«…люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают, злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других…».

Также он призывал, чтобы иметь любовь к ближнему, нужно как можно больше молиться:

«…Но возложи «на Господа заботы твои»

И от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься:

«вот — изменение десницы Всевышнего»

Если человек любит ближних своих — должен любить и прощать врагов своих

А как же быть с теми, кого человек считается врагом своим или неприятелем? Как же заповедь — возлюби врага своего? Если человек любит Бога, а тем самым полюбит и ближних своих, то и врага своего он должен любить. Врагов своих надо прощать, и как многие призывают, молится за них.

Читайте так же:  Молитва о любви к девушке

Простым людям необходимо иметь такую же любовь к своим врагам, какую имели ее многие святые. В житии Святого Андрея, Христа юродивого, говорится о том, что он был постоянно толкаемый и мучаемый прохожими людьми.

Однажды Андрей увидел демонов, которые записывали имена всех его обидчиков. Темные силы хотели судить их в час расплаты. Но в ответ на это Андрей своей молитвой стер все записи у демонов и сказал, что упросил Господа избавить людей от их греха, ибо они не ведают, что творят.

Святой Андрей молился за своих врагов, чтобы Господь простил им их грехи, ибо творили они и ведали

Обычный человек в наше время бы сказал, что как так можно простить своих врагов. Но именно святые не только прощали, но и молились за множество грехов своих обидчиков и мучителей. Именно поэтому нужно так любить ближнего своего, чтобы все ему прощать, как бы больно бы не было.

Любовь к ближним может прийти не сразу. Но порой даже злые, и жестокие люди изменялись лицом своим, в их глазах появлялась любовь и добро. Здесь более важна внутренняя работа над самим собой. Бог, прежде всего, смотрит на сердце человеческое, и главное, чтобы в этом самом сердце где-то не затаилась злоба и ненависть.

Именно тогда, когда человек освободит свою душу от оков страстей и грехов, он освободит свое место в сердце для любви к ближнему. А чистое сердце и относится ко всем чисто. Когда будет преодолено себялюбие, тогда и возможна, любить у другим.

Что означает заповедь Христова «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Что говорит Священное Писание

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям. Неоднократно во времена земной жизни Иисуса Христа к Нему подходили разные люди и задавали вопросы, чтобы уличить и обвинить. Не с добрыми помыслами обратился к Нему законник, спросив, что ему делать для получения вечной жизни, но чтобы найти повод подловить на слове и обвинить Христа. Ведь у спрашивающего было хорошее знание закона.

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям

Господь, видя лукавство вопроса, ответил ссылкой на сам закон, в котором сказано о любви к Богу и ближнему. Действительно, как может человек проявить и доказать любовь к Богу? Только через любовь к людям, каждому человеку – любимому творению и образу Божиему. На заповедях любви стоит вся вера. Взращивая любовь к людям, легко исполнить остальные заповеди, ведь искренне любя человека невозможно сделать ему зло, осудить, осмеять, обокрасть, убить. Все остальные заповеди являются своеобразным продолжением заповеди «Да любите друг друга».

Кто такой ближний для человека

В ответ на слова Господа о необходимости любить Бога и ближних, законник, пытаясь оправдаться тем, что не понимает смысла слов заповеди, спросил: «А кто мой ближний?». На это Христос ответил не прямо, но притчею. Каждому православному человеку важно понять смысл этого рассказа, чтобы понимать, кто из нашего многочисленного окружения является ближними.

Был некий путник, который направлялся в Иерихон из Иерусалима. Крупный в те времена город Иерихон находился более чем в 20 км от Иерусалима. Дорога проходила через пустынные места, где обитали дикие звери и встречались разбойники, грабившие путников. Так случилось со странником: разбойники его ранили и бросили умирать. Мимо проходили священник и левит – люди, законом определенные на службу в храме. Логичнее было бы именно служителям Бога исполнить известный им закон и проявить милосердие. Но они пошли своей дорогой, хоть и видели пострадавшего.

Значение фразы «Кто такой ближний?»

Сжалился над пострадавшим лишь самарянин. Самаряне по национальности тоже были евреями, но из-за определенных различий в обрядовом законе иудеи считали, что с ними недопустимо общаться. Самарянин обработал раны путника маслом и вином – анестезирующими и ранозаживляющими средствами тех времен. Он привез его в гостиницу, оплатил все расходы и проявил готовность оплатить возможные дополнительные траты на содержание больного.

По содержанию и заключению притчи видно, что прямого ответа на вопрос законника нет, не называет рассказ конкретного человека, которого нужно любить. Он показывает, как и кто из трех описанных лиц сделался ближним раненому страннику. Так Господь учит законника и каждого из нас, как относится к другим людям, т. е. не делать разницы между близким и дальним. Следует оказывать посильную помощь всем, кто встречается на нашем жизненном пути.

Видео «Толкование заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя» церковнослужителем»

В этом видеоролике представлено трактование фразы протоиереем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here