Молитва всеволоду псковскому

Основы: Молитва всеволоду псковскому - информация из открытых источников и священных текстов.

Молитвы святым

Память: 11 / 24 февраля, 22 апреля / 5 мая, 27 ноября / 10 декабря

Добрый христианин, «друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник», кормил во время голода нуждающихся из своего имения, мужественный воин и справедливый правитель, храмоздатель. Покровитель Пскова, благочестивого православного воинства и государевых людей. К нему обращаются с молитвой в нужде, голоде и различных напастях, просят мудрости и мужества в искушениях.

Благоверный князь Всеволод Псковский. Икона, XVI век

Тропарь благоверному князю Всеволоду Псковскому, глас 4

Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд и многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С нимиже предстоя Святей Троице, молися, стране нашей сохраненной быти и всем нам спастися.

Кондак благоверному князю Всеволоду Псковскому, глас 8

Многомудренно преселився во град Псков блаженне княже Гаврииле, плод благий Богови в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми, и якоже Давид незлобием. Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех, всегда зря Святую Троицу. Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти: Радуйся утверждение граду нашему.

Тропарь на обретение мощей благоверного князя Всеволода Псковского, глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник, обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, веселящи изрядно всех благочестивых множества, темже, вси вернии, сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием: блаженне княже Гаврииле, имея дерзновение ко Христу Богу, моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак на обретение мощей благоверного князя Всеволода Псковского, глас 8

Возвеселися, Христова Церковь, имущи в себе источника чудесем обильна. Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твои, во обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся, сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его, от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены. Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся и радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще: Радуйся, утверждение граду нашему.

Величание

Величаем тя, святый благоверный княже Гаврииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва благоверному князю Всеволоду Псковскому

Благоверный князь Всеволод Псковский

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха. Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. «Поучаясь в заповедях Господних всегда», он имел «душу милостиву». Начав управлять Новгородской областью с 1117 года, он в 1123 году победоносно ходил на Ям; в 1132 году совершил поход на Чудь и взял Юрьев.

Благоверный князь Всеволод Псковский

Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных.

С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранению бед отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был «друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник» и вообще истинным отцом своих подчиненных. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

Меч благоверного князя Всеволода Псковского, XV век

Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще остатками язычества новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца «пустиша из города». Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46 лет от роду, в 1138 году.

Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод — 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.

Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни «Чести моей никому не отдам».

В 1192 г. он явился одному боголюбцу и сказал ему: «Объяви, чтобы тело мое перенесли в храм Святой Троицы. Там хочу возлечь. Господь Иисус Христос передал мне город Псков, чтобы я хранил его». 27 ноября 1192 года были обретены нетленными мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.

В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления.

Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, «претерпевшего изгнание от своих», а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего святого князя.

Читайте так же:  Молитва что вернуть любимого

Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.

Канонизирован Русской церковью на Макарьевском соборе 1549 года как святой благоверный князь Всеволод Псковский.

Молитва всеволоду псковскому

Песнь 1

Ирмос: Несть Тебе подобен препрославленный Господи: рукою бо крепкою избавил еси люди, яже стяжал еси, Человеколюбче.

Припев (при келейном чтении): Святый благоверный княже Всеволоде, моли Бога о нас.

Несмь подобен, како воспети от части Небесному Воеводе тезоименитаго великаго князя Всеволода, возсиявша в словянех насельшихся, идеже первозванный во апостолех жезл водрузи.

В лета великаго князя Владимира царскою диадимою от Мономаха честно почтен, возсияв, первому же великому Владимиру подражав, яко от корене их честна ветвь израсл еси.

Царя Небеснаго, славима в Троице, из млада явился еси сосуд чист и непорочен. Емуже ныне предстоя дерзновенно, о нас помолися, блаженне княже Гаврииле.

Богородичен: Чистую Тя и непорочную Архангел Гавриил яко узре, радуйся, Тебе, Владычице, светло возопи, Неискусобрачная, человеком спасение, князем и царем похвала и честнословие.

Песнь 3

Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся, но Тобою, Отчею Ипостасною мудростию, Христе: несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче.

Славнаго страстотерпца Георгия храм и обитель пречестну со блаженным Кириаком воздвигл еси, и в ней множество инок о тебе, Богомудре, хвалятся и мольбу Богови приносят.

Бориса, целомудраго прародителя своего, поревновав, законное сочетание, якоже великий Моисей и Исаия иместа, Боговидения сподобистася, терпением до конца блаженство и Божие благословение получиша.

Всея России великая княгиня Богомудрая Ольга виде трисолнечныя лучи, сияюща на усть Плесковы, назнаменуя град и храм Пресвятыя Троицы, в нем бо и ты, досточудне, чудеса содея, с неюже о нас молися.

Богородичен: Сказуя еже древле сокровенное таинство, Отроковице, Тебе иногда Гавриил, взывая: радуйся, Божия палато, в тоже вселився, вся человеки обожил есть, яко Милосерд.

Седален

Имущи Дух истинный, премудре, иже в тебе пожил есть, сосуд и жилище Пресвятей Троице содела, строити и соблюдати церквам благолепие и утверждение. Сего ради и мы, сошедшеся в память твою, Богомудре Гаврииле, молим тя: Христови молися даровати нам велию милость.

Песнь 4

Ирмос: Неизследный Божий совет, еже от Девы воплощения Тебе, Вышняго, пророк Аввакум усмотряя, зовяше: слава силе Твоей, Господи.

По благословению архиерея со отцем своим, Богомудре, подвигшеся, мног труд показаша, великий Новград многомудренно соделаста на утверждение верою зовущим: слава силе Твоей, Господи.

Епископа великаго Новаграда священием церковь многочудну великому Иоанну Предтечи в память сыну твоему, премудре Гаврииле, воздвигл еси, с нимже поя: слава силе Твоей, Господи.

Геннадия Патриарха Богословию последовал еси, Богомудре Гаврииле, Триипостаснаго Существа в собствех, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во Едином Божестве покланяема быти, веровав, Емуже с ним поя: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Всю Тя, Духом Гавриил очиствованну, Всенепорочная, разумев, вопиет Ти явственно: о, радуйся, клятвы избавление и праотцев воззвание!

Песнь 5

Ирмос: Ныне востану, пророчески рече Бог, ныне прославлюся, ныне вознесуся, падшаго прием от Девы, и к свету умному возносяй Моего Божества.

Пскова града и ладожане, избраннии людие, призвани новогородскими мужи, умыслившими на изгнание твое, святе, совет их развергоша, возвратиша тя, радостию мир подающа.

Рукою твоею честною написав, премудре Гаврииле, твоего строения великаго Иоанна Крестителя церкви, пребогатое твоего праведнаго даяния законоположение вечно, мир всем даруя.

Многоразсудное вселенских учителей о Церкви Христове разсмотрив, и твоих святолепных прародителей законное завещание, и уставы судом отеческим, предав Царю славы, Богомудре, архиереом непоколебимо соблюдати.

Богородичен: Храм сущи священия, Пренепорочная, вещанием Гавриила Архангела, во святых почивающаго, родила еси Пресвятаго Бога, всех освящающаго и лютых изымающа.

Песнь 6

Ирмос: Возопиша с веселием праведных дуси: ныне миру завет новый завещается, и кроплением да обновятся людие Божия Крове.

Буяго народа дерзость на Суждаль, не послушавша святителя богонаказательных словес чуждаго достояния не желати, ты же, праведниче, правду возлюбив, в мир сих преложил еси.

Умом разсудительным обидящия достояние, премудрости Божия Церкве, иноверныя языки победив, и во граде Юриеве прародителя твоего веру православную паки предложил еси.

В человецех Боголюбезен, и велий властодержец, и церкве Пресвятыя Троицы строению способник, и яко проуведев, в ней положитися, Ейже предстоя, славне Гаврииле, о нас молися.

Богородичен: Глаголом Божественным послушлива Гаврииловым была еси, Безначальнаго Слова плотию породила еси, всех освящающаго и лютых изымающа.

Кондак, глас 8

Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле, плод благий Богови в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием. Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех, всегда зря Святую Троицу. Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти: радуйся, утверждение граду нашему.

Всечестную память почтим угодника Христова, великаго князя Всеволода, отеческою диадимою от юности украшена, храбраго воина на супостаты и властеля благоутишна, и радостныя глаголы от сердца воззовем к нему, сице вопиюще: радуйся, яко из младых ногтей Бога возлюбив; радуйся, яко заповедей Его неложный хранитель; радуйся, земли словенстей украшение; радуйся, церковный строителю и обогатителю нескудный; радуйся, церквам украшение и истинный поборниче; радуйся, неложный правителю отческих преданий; радуйся, благочестия столп, непоколебим вражиими прилоги; радуйся, яко во время великаго глада преизобильный нищим и сирым питателю; радуйся, бедным утешение и заступник; радуйся и веселися, яко сугубу мзду Небесную сугуба ради изгнания от Бога обрел еси; радуйся, яко сподобился еси восприятия сугубыя благодати венец пресветел и источник исцеления; радуйся, преславный княже Гаврииле, князем Российским похвала; радуйся, утверждение граду нашему.

Песнь 7

Ирмос: В начале Безначальное Слово, со Отцем и Духом Сын Единородный, благословен еси и превозносимый Боже отец наших.

В скорбех паки пребывая, блаженне Гаврииле, от разсвирепившихся мужей, советующих на тя на конечное изгнание, но в крепости души благодарно поя: благословен Бог отец наших.

Читайте так же:  Молитва защищающая от начальства

Песнословивша тя Богомудренно по Христове Церкви, Божественная предания и отеческий устав прием, великий Новград содержит, поя: благословен Бог отец наших.

Гривну злату о твоей выи нося и венец терпения от Вседержителя восприемля, выну зря умныма очима, Троичным светом, Гаврииле, просвещаемь, в веселии поя: благословен Бог отец наших.

Богородичен: Гавриил Архистратиг послан бысть, радость возвещает Ти, Дево Мати Чистая, еяже ради печаль преста, и клятва неплоды бысть, благословение же верным князем процвете во веки.

Песнь 8

Ирмос: Вся дела Божия и вся тварь, благословите Господа, преподобнии и смиреннии сердцем, пойте Его и превозносите во вся веки.

Горняго Иерусалима желая наследовати, званием почитаемь благонарочитых людей, от Вышеграда пришел еси во град Псков, с ними поя, блаженне, и превознося Господа во веки.

Рачение незлобиво ко изгнавшим тя, блаженне, якоже Давид ко Авессалому показал еси, желая в Вышних кротких землю наследити, вечнаго селения, Богомудре, во веки.

Тобою, Богоблаженне княже Гаврииле, град Псков вельми хвалится: в нем бо благочестно пожив, спасение соделав, Троицу чтити научил еси во Едином Божестве, и покланятися Той, и благословити во веки.

Богородичен: Предвозвеститель вечныя тайны Архангел Гавриил, — еже радуйся! — Тебе, Богородице, взывая, тезоименитый же сему от земных князь Твоего успения храму с Богомудрым Нифонтом основание полагают, благословяще Тя во веки.

Песнь 9

Ирмос: Сотвори державу мышцею Своею, низложи бо сильныя со престол и вознесе смиренныя Бог Израилев, в нихже посети нас Восток с высоты и направил ны есть на путь мира.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пищи безсмертныя, Тела и Крове Христовы, сподобился еси причаститися, Богомудре, прощение и мир всем дав, душу твою Небесному Царю и Владыце предал еси. Емуже со всеми святыми предстоя, всеблаженне, о нас молися.

Новаграда народи мирная устроивше и скоро шедше в Плесков, восхотеша взяти мощи твоя, святе, но не возмогоша: сугубо чудодействие показав, сташа неподвижими, и подал еси им от честныя руки своея ноготь на исцеление и в память вечную.

Скоро предварше священное ополчение, власти же, и нарочитии, и всяк возраст, в преславную церковь Пресвятыя Троицы, и приступльше к чудотворней раце, вопием: о, всеблаженне княже Гаврииле! Моли Царя Небеснаго верным людем здравие подати и воем победу на враги, граду же и нам спасение и исцеление.

Богородичен: Господоначальный Царю, со Отцем седяй и Серафимы поемый, призри на мольбу раб Твоих: Пречистыя же Твоея Матере и угодника Твоего, князя Гавриила, молением спаси град и люди и умножи плоды земныя, подаждь верным здравие и на противныя победы и очисти грехи наша Имене Твоего ради.

Светилен

Божественною благодатию просветився, и по смерти показал еси светлость жития твоего: источаеши мирови благодать, притекающим к раце мощей твоих, всеблаженне Гаврииле, и моли спастися чтущим тя.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Благоверный князь Все ́ волод (в Крещении Гаврии ́ л) Новгородский , Псковский

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Псковских святых

Житие

Свя­той бла­го­вер­ный князь Все­во­лод, в Кре­ще­нии Гав­ри­ил, Псков­ский, внук Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, ро­дил­ся и по­чти всю жизнь про­жил в Нов­го­ро­де, где в 1088–1093 и 1095–1117 го­дах кня­жил его отец, свя­той бла­го­вер­ный князь Мсти­слав-Фе­о­дор Ве­ли­кий († 15 ап­ре­ля 1132). В 1117 го­ду, ко­гда ве­ли­кий князь Вла­ди­мир Мо­но­мах дал в удел Мсти­сла­ву Бел­го­род Ки­ев­ский, фак­ти­че­ски сде­лав его сво­им со­пра­ви­те­лем, мо­ло­дой Все­во­лод остал­ся на­мест­ни­ком от­ца на Нов­го­род­ском кня­же­нии.

Мно­го доб­ро­го сде­лал свя­той князь Все­во­лод для Нов­го­ро­да. Со свя­ти­те­лем Ни­фон­том, ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским (па­мять 8 ап­ре­ля), он воз­двиг мно­же­ство хра­мов, сре­ди ко­то­рых – со­бор ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в Юрьев­ском мо­на­сты­ре и храм свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи на Опо­ках, по­стро­ен­ный в честь Ан­ге­ла его сы­на-пер­вен­ца Иоан­на, умер­ше­го в мла­ден­че­стве († 1128). В Уста­ве князь да­ро­вал льгот­ные гра­мо­ты со­бо­ру Свя­той Со­фии и дру­гим церк­вам. В страш­ный го­лод, спа­сая лю­дей от ги­бе­ли, он ис­тра­тил всю каз­ну. Князь Все­во­лод был доб­лест­ным во­и­ном, по­бе­до­нос­но хо­дил на ямь (в 1123) и на чудь, но ни­ко­гда не брал­ся за меч ра­ди ко­ры­сти и вла­сти.

В 1132 го­ду, по смер­ти свя­то­го ве­ли­ко­го кня­зя Мсти­сла­ва, Ки­ев­ский князь Яро­полк Вла­ди­ми­ро­вич, дя­дя Все­во­ло­да, сле­дуя за­ве­ща­нию бра­та, пе­ре­вел Все­во­ло­да в Пе­ре­я­с­лав Юж­ный, счи­тав­ший­ся стар­шим по­сле Ки­е­ва го­ро­дом. Но млад­шие сы­но­вья Мо­но­ма­ха – Юрий Дол­го­ру­кий и Ан­дрей Доб­рый, опа­са­ясь, что Яро­полк сде­ла­ет Все­во­ло­да сво­им на­след­ни­ком, вы­сту­пи­ли про­тив пле­мян­ни­ка. Не же­лая меж­до­усо­биц, свя­той князь вер­нул­ся в Нов­го­род, но его при­ня­ли с неудо­воль­стви­ем. Нов­го­род­цы счи­та­ли, что князь был «вскорм­лен» ими и не дол­жен был ухо­дить от них. «Хо­дил Все­во­лод в Русь, в Пе­ре­я­с­лав, – от­ме­тил нов­го­род­ский ле­то­пи­сец, – а це­ло­вал крест нов­го­род­цам, ска­зав „хо­чу у вас уме­реть‟».

Стре­мясь вос­ста­но­вить доб­рые от­но­ше­ния с нов­го­род­ца­ми, князь в 1133 го­ду пред­при­нял но­вый по­бе­до­нос­ный по­ход на Чудь и при­со­еди­нил к нов­го­род­ским вла­де­ни­ям Юрьев. Но тя­же­лый зим­ний по­ход 1135–1136 го­дов на Суз­даль окон­чил­ся неуда­чей. Свое­воль­ные нов­го­род­цы не вра­зу­ми­лись Бо­жи­им на­ка­за­ни­ем и не мог­ли про­стить по­ра­же­ния сво­е­му кня­зю. Ве­че ре­ши­ло при­звать кня­зя из враж­деб­но­го Мо­но­ма­хо­ви­чам ро­да Оль­го­ви­чей, а свя­то­го Все­во­ло­да осу­ди­ло на из­гна­ние: «из­гна­ние пре­тер­пел еси от сво­их», – по­ет­ся в тро­па­ре свя­то­му. Пол­то­ра ме­ся­ца кня­зя с се­мьей, как пре­ступ­ни­ка, дер­жа­ли под стра­жей на ар­хи­ерей­ском дво­ре, а ко­гда при­был князь Свя­то­слав Оль­го­вич, «пу­сти­ша из го­ро­да».

Все­во­лод вновь ушел в Ки­ев, и дя­дя Яро­полк дал ему в дер­жа­ние Вы­ш­го­род­скую во­лость под Ки­е­вом, где в Х ве­ке, в го­ды прав­ле­ния сво­е­го сы­на Свя­то­сла­ва, жи­ла свя­тая рав­ноап­о­столь­ная ве­ли­кая кня­ги­ня Рос­сий­ская Оль­га (па­мять 11 июля). Оль­га, «гра­дов Ки­е­ва и Пско­ва из­ряд­ная доб­ро­то», за­щи­ти­ла сво­е­го непра­вед­но оби­жен­но­го по­том­ка: в сле­ду­ю­щем, 1137 го­ду жи­те­ли Пско­ва, пом­нив­шие по­хо­ды нов­го­род­ско-псков­ско­го вой­ска под во­ди­тель­ством кня­зя, при­зва­ли его на псков­ское кня­же­ние, на ро­ди­ну рав­ноап­о­столь­ной Оль­ги. Это был пер­вый Псков­ский князь, из­бран­ный по во­ле са­мих пско­ви­чей.

Читайте так же:  София Святая молитва

Слав­ным де­я­ни­ем свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла во Пско­ве бы­ла по­строй­ка пер­во­го ка­мен­но­го хра­ма во Имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы на ме­сте де­ре­вян­но­го, вре­мен рав­ноап­о­столь­ной Оль­ги. На ико­нах свя­то­го ча­сто пи­шут дер­жа­щим в ру­ке храм «об од­ном вер­ху – Свя­тая Тро­и­ца».

Толь­ко год про­кня­жил во Пско­ве свя­той Все­во­лод – 11 фев­ра­ля 1138 го­да он скон­чал­ся, про­жив 46 лет. Весь Псков со­брал­ся на по­гре­бе­ние лю­би­мо­го кня­зя, не бы­ло слыш­но цер­ков­но­го пе­ния от на­род­но­го пла­ча. Нов­го­род­цы, опом­нив­шись, при­сла­ли про­то­по­па из Со­фий­ско­го со­бо­ра, чтобы взять в Нов­го­род его свя­тое те­ло, но князь от­вра­тил­ся от Нов­го­ро­да, и ра­ка не дви­ну­лась с ме­ста. Горь­ко пла­ка­ли нов­го­род­цы, рас­ка­и­ва­ясь в небла­го­дар­но­сти, и мо­ли­ли да­ро­вать им хоть ма­лую ча­сти­цу свя­то­го пра­ха «на утвер­жде­ние гра­ду». По их мо­лит­вам от­пал но­готь от ру­ки свя­то­го. Пско­ви­чи по­ло­жи­ли свя­то­го Все­во­ло­да в хра­ме свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия. Ря­дом с гро­бом по­ста­ви­ли бо­е­вое ору­жие кня­зя – щит и меч, имев­ший фор­му кре­ста, с над­пи­сью по-ла­ты­ни «Че­сти мо­ей ни­ко­му не от­дам».

Ни­ко­гда не на­ру­ша­лась глу­бо­кая ду­хов­ная связь го­ро­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной Оль­ги со свя­тым кня­зем: он на­все­гда остал­ся псков­ским чу­до­твор­цем. При оса­де Пско­ва Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем в 1581 го­ду, ко­гда уже бы­ла раз­ру­ше­на кре­пост­ная сте­на и по­ля­ки бы­ли го­то­вы во­рвать­ся в го­род, из Тро­иц­ко­го со­бо­ра с крест­ным хо­дом при­нес­ли на ме­сто сра­же­ния свя­тые мо­щи кня­зя Все­во­ло­да, и враг от­сту­пил. При яв­ле­нии чу­до­твор­ной Пско­во-По­кров­ской ико­ны (па­мять 1 ок­тяб­ря) свя­той бла­го­вер­ный князь Все­во­лод-Гав­ри­ил был сре­ди небес­ных за­щит­ни­ков Пско­ва.

Об­ре­те­ние мо­щей

27 но­яб­ря 1192 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­то­го кня­зя Все­во­ло­да и пе­ре­не­се­ны в Тро­иц­кий со­бор, в ко­то­ром был освя­щен в честь его при­дел.

22 ап­ре­ля 1834 го­да, в пер­вый день Пас­хи, свя­тые мо­щи бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в глав­ный храм со­бо­ра.

В 1193 го­ду мо­щи свя­то­го Все­во­ло­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми, и с тех пор при его гроб­ни­це на­ча­лись ис­це­ле­ния. Рус­ская Цер­ковь сла­вит свя­то­го Все­во­ло­да как ис­по­вед­ни­ка, «пре­тер­пев­ше­го из­гна­ние от сво­их», а Гос­подь про­сла­вил его как вер­но­го ра­ба Сво­е­го, со­вер­шав­ши­ми­ся при его гро­бе чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми. Хо­тя князь жил во Пско­ве толь­ко один год, но оста­вил по се­бе глу­бо­кую па­мять. Во всех тя­же­лых слу­ча­ях жиз­ни пско­ви­чи при­бе­га­ли к по­мо­щи сво­е­го свя­то­го кня­зя. Во вре­мя оса­ды Пско­ва Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем для обод­ре­ния за­щит­ни­ков го­ро­да при­но­си­лась в их ря­ды из со­бо­ра Свя­той Тро­и­цы ико­на, изо­бра­жа­ю­щая бла­го­вер­но­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла, и во­оду­шев­лен­ные за­щит­ни­ки Пско­ва му­же­ствен­но от­би­ва­ли при­сту­пы поль­ско­го вой­ска.

Молитва всеволоду псковскому

И змла́да яви́лся еси́, Богому́дpе кня́же Гавpии́ле,/ Боже́ственный сосу́д, избpа́н Бо́гови,/ благоче́стием воспита́н, ве́pу непоpо́чну соблю́д/ и мно́ги святы́я це́pкви устpо́ив,/ изгна́ние пpетеpпе́л еси́ от свои́х,/ я́коже и целому́дpии пpаpоди́тели твои́, от бpа́та убие́ние./ С ни́миже пpедстоя́ Святе́й Тpо́ице,/ моли́ся деpжа́ве Росси́йстей сохpане́нной бы́ти // и всем нам спасти́ся.

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4:

Н аста́ днесь всечестны́й но́вый пра́здник, / обре́тение честны́х моще́й / блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла, / веселя́щи изря́дно всех благочести́вых мно́жества, / те́мже, вси ве́рнии, / соше́дшеся во святы́й храм Живонача́льныя Тро́ицы, возопие́м: / блаже́нне кня́же Гаврии́ле, / име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, // моли́ спасти́ся пра́зднующим любо́вию па́мять твою́.

Ин тропарь перенесению мощей, глас 4:

Н аста́ днесь всечестны́й но́вый пра́здник, / пренесе́ние честны́х моще́й / блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла, / веселя́щи изря́дно всех благочести́вых мно́жества, / те́мже, вси ве́рнии, / соше́дшеся во святы́й храм Живонача́льныя Тро́ицы, возопие́м: / блаже́нне кня́же Гаврии́ле, / име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, // моли́ спасти́ся пра́зднующим любо́вию па́мять твою́.

М ногому́дренно пресели́вся во град Псков, блаже́нне кня́же Гаврии́ле,/ плод благи́й Бо́гови в жи́зни сей был еси́, присноцвету́щ доброде́тельми, и я́коже Дави́д незло́бием:/ того́ ра́ди получи́л еси́ жизнь ве́чную на Небесе́х,/ всегда́ зря Святу́ю Трои́цу./ Моли́ изба́витися нам от вся́ких бед, да зове́м ти́:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8:

В озвесели́ся, Христо́ва це́рковь, / иму́щи в себе́ исто́чника чудесе́м оби́льна. / Днесь, любо́вию соше́дшеся в тя, лю́дие твои́, / во обре́тение честны́х моще́й блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла, / воспое́м песнь еди́ному Бо́гу в Тро́ице, ра́дующеся, / сподо́бльшаго нас ви́дети пречестно́е сокро́вище, мо́щи его́, / от мног лет сокрове́нны, напосле́док же нам явле́ны. / Я́ко да моли́твами его́ к Бо́гу от всех находя́щих зол изба́вимся / и ра́достною душе́ю и весе́лием се́рдца / благода́рная воспое́м, глаго́люще: // ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Ин кондак перенесению мощей, глас 8:

В озвесели́ся, Христо́ва це́рковь, / иму́щи в себе́ исто́чника чудесе́м оби́льна. / Днесь, любо́вию соше́дшеся в тя, лю́дие твои́, / в пренесе́ние честны́х моще́й блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла, / воспое́м песнь еди́ному Бо́гу в Тро́ице, ра́дующеся, / сподо́бльшаго нас ви́дети пречестно́е сокро́вище, мо́щи его́, / от мног лет сокрове́нны, напосле́док же нам явле́ны. / Я́ко да моли́твами его́ к Бо́гу от всех находя́щих зол изба́вимся / и ра́достною душе́ю и весе́лием се́рдца / благода́рная воспое́м, глаго́люще: // ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

О святы́й кня́же Все́володе-Гаврии́ле! К тебе́ у́бо прибега́ем мы, гре́шнии раби́ Бо́жии (имена), и умиле́нно про́сим тя: моли́ Всеблага́го Бо́га, да отврати́т от нас гнев Свой, пра́ведно, по дело́м на́шим, на ны дви́жимый, и, презре́в безчи́сленная прегреше́ния на́ша, обрати́т нас на путь покая́ния и спасе́ния. Огради́ молит́вами твои́ми в ми́ре жизнь на́шу и во всем благо́е поспеше́ние и вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам дарова́ти испроси́, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́ и сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В елича́ем Тя/ благове́рный кня́же Гаврии́ле, / и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас // Христа́ Бо́га на́шего.

Ино величание на обретение мощей

У блажа́ем тя,/ благове́рный кня́же Гаврии́ле,/ и чтим обре́тение честны́х моще́й твои́х,/ и ны́не мо́лиши за нас // Христа́, Бо́га на́шего.

Читайте так же:  Какую молитву читать чтобы удачно замуж выйти

Молитва всеволоду псковскому

И́ же о́тчее нече́стие возненави́дев,/ преблаже́нне кня́же Дома́нте,/ и но́щи стра́стныя избе́г, е́же к и́долом тща́ние,/ прии́де мы́слию к Со́лнцу сла́вы — Христу́,/ озари́вся благода́тию Боже́ственнаго Креще́ния,/ и ны́не во све́те Пресвяты́я Тро́ицы предстоя́,/ моли́ Христа́ Бо́га сохрани́ти и спасти́ правосла́вныя лю́ди/ и град твой от безбо́жных ага́рян,/ и лати́н наше́ствия, и междоусо́бныя бра́ни // и спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4:

Д у́хом Бо́жиим наставля́емь,/ о́тчее нече́стие отве́ргл еси́,/ святы́й благове́рный кня́же Тимофе́е,/ потща́лся еси́ приити́ в богоспаса́емый град Псков,/ в не́мже ду́шу твою́ благода́тию свята́го Креще́ния просвети́в,/ ве́рою и любо́вию оби́тель в себе́ сотвори́л еси́ Пресвяте́й Тро́ице,/ Е́йже непреста́нно моли́ся/ дарова́ти душа́м на́шим // мир и ве́лию ми́лость.

Л юбо́вию Христо́вою уязви́ся, преблаже́нне кня́же Дома́нте,/ ум впери́в заре́ю Ду́ха,/ и́дольскую пре́лесть оте́ческаго нече́стия возненави́дев,/ порожде́нием святы́я купе́ли Тимофе́й нарече́н еси́,/ слеза́ми и ми́лостынею ко Христу́ присво́ився,/ и жи́зни сей тече́ние до́бре сконча́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́д,/ и ны́не мо́лим тя:/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу и Пречи́стую Богоро́дицу/ за град Псков и за всех, притека́ющих к ра́це моще́й твои́х,/ изба́витися нам от вся́ких зол,// да тебе́ вси, я́ко те́пла засту́пника, непреста́нно почита́ем.

О святы́й уго́дниче Христо́в, благове́рный кня́же Довмо́нте! Ве́дуще твое́ к Бо́гу дерзнове́ние, в сокруше́нии се́рдца смире́нно про́сим тя: моли́ся о нас гре́шных и непотре́бных рабе́х (имена) и испроси́ нам моли́твами твои́ми проще́ние грехо́в, исправле́ние жития́ на́шего, от боле́зней и вся́ких неду́гов исцеле́ние, от наве́тов и ко́зней диа́вольских избавле́ние, па́че же спасе́ние душа́м на́шим пода́ждь и Небе́сных благ восприя́тия сподо́би, благода́тию и человеколю́бием Пресвяты́я и Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Всеволод Новгородский, Псковский

Измлада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Каталог сайтов ‹ Псковские святые и праведники ‹ Святой Благоверный князь Довмонт-Тимофей(1299)

Святой Благоверный князь Довмонт-Тимофей(1299)

Память его празднуется 20 мая в день преставления, в 3-ю неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Читайте так же:  Православные молитвы о здравии родителей

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь».

Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.

В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685 — 1686).

. Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».

Несколько раз в 1684 — 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.

«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт.

Молитва святому благоверному князю Довмонту-Тимофею Псковскому
О святый угодниче Христов, благоверный княже Довмонте! Ведуще твое к Богу дерзновение, в сокрушении сердца смиренно просим тя: молися о нас грешных и непотребных рабех (имена) и испроси нам молитвами твоими прощение грехов, исправление жития нашего, от болезней и всяких недугов исцеление, от наветов и козней диавольских избавление, паче же спасение душам нашим подаждь и небесных благ восприятия сподоби благодатию и человеколюбием Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святому благоверному князю Довмонту-Тимофею Псковскому
Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Довмонте, и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, озарився благодатию Божественнаго Крещения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди и град твой от безбожных агарян, и латин нашествия, и междоусобныя бра­ни и спастися душам нашим.

Видео (кликните для воспроизведения).

©2007—2019 Храм св. Василия Великого (на Горке) город Псков.

Контакты
Молитва всеволоду псковскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here