Содержание
Молитвы святым
Память: 21 мая/3 июня
Преподобный Моисей Уфимский стал одним из столпов Православия в Башкирии в советские годы гонений на Церковь, в последнюю треть советского периода. Монах предельной аскетичности, кротости и смирения, он обладал дарами прозорливости, предвидения и исцеления.
Преподобному Моисею обращаются за помощью обрести смирение и кротость, незлобиво и благодушно переносить хулу и гонения, тяжелые жизненные обстоятельства, ему молятся о защите детей и сродников, уехавших из дома на учебу, командировку или иным причинам.
Тропарь преподобному Моисею, архимандриту Уфимскому, глас 5
От юности Христа возлюбив, преподобне, Тому Единому всем сердцем поработати возжелев, отеческий дом оставив и града Уфы достиг. Серафима Саровского подражателю, сомолитвенниче ангелов, равностоятелю ликов постников, свыше от Бога приемый благодать духовную, дары предвидения и исцеления. Земный ангеле и небесный человече, преподобне отче Моисее, моли человеколюбца Бога спастися душам нашым.
Кондак преподобному Моисею, архимандриту Уфимскому, глас 3
Воспоим, празднолюбцы, светильника пресветлаго, озарившаго землю сиянием Слова Божия: точит бо исцеления притекающым к мощем его и вся прошения верных во благо исполняет. Сего бо мы предстоятеля неусыпнаго имуще, прославляем Господа, дивнаго во Святых своих.
Молитва преподобному Моисею, архимандриту Уфимскому
Молитвы преподобному Моисею
Молитва
Преподобие отче Моисее,
Мира красоты и сладость временныя
Отнюдь возненавидел еси.
Монашеское житие паче возлюбив,
Ангелом собеседник быти сподобился еси
И святильник многосветлый
Уфимския земли
Чудесми якоже второе солнце сияя
Но всех нас поминай,
Совершающих священную память твою.
Мы бо чада твои и овцы
Словесных твоих учений.
И тя на помощь призываем
Просяще тобою прияти мир и велию милость.
Тропарь, глас 5:
От юности Христа возлюбив, преподобне,
Тому Единому всем сердцем поработати возжелев,
отеческий дом оставив и града Уфы достиг.
Серафима Саровского подражателю,
сомолитвенниче ангелов, равностоятелю ликов постников,
свыше от Бога приемый благодать духовную,
дары предвидения и исцеления.
Земный ангеле и небесный человече,
преподобне отче Моисее,
моли человеколюбца Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 3:
Воспоим, празднолюбцы, светильника пресветлаго,
озарившаго землю сиянием Слова Божия:
точит бо исцеления притекающым к мощем его
и вся прошения верных во благо исполняет.
Сего бо мы предстоятеля неусыпнаго имуще,
прославляем Господа, дивнаго во Святых своих.
Ин кондак, глас 6:
Преподобне отче Моисее,
мира сладости отреваяся,
преплыл еси житейское море,
кормчим имея Господа,
и с собою многих ко спасению привел еси,
наставляя и поучая пребывати в любви Христовой.
Темже молим тя: не отрини наша моления,
но у Престола Божия молися непрестанно,
в любви Божией нам присно пребывати.
Добавить комментарий Отменить ответ
Меню сайта
Икона дня
Православный календарь
Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й.
Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303).
Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.
Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1948).
Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. Лит. – Еф., 221 зач., II, 14–22. Лк., 66 зач., XII, 16–21.
Молитва Ефрема Сирина
Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная Молитва святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
(Земной поклон).
Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).
(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
(Земной поклон).
Замечательное поэтическое переложение этой молитвы принадлежит А. С. Пушкину:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
О чем молятся моисею уфимскому
Преподобный Моисей Уфимский стал одним из столпов Православия в Башкирии в советские годы гонений на Церковь, в последнюю треть советского периода. Монах предельной аскетичности, кротости и смирения, он обладал дарами прозорливости, предвидения и исцеления.
Преподобному Моисею обращаются за помощью обрести смирение и кротость, незлобиво и благодушно переносить хулу и гонения, тяжелые жизненные обстоятельства, ему молятся о защите детей и сродников, уехавших из дома на учебу, командировку или иным причинам.
От юности Христа возлюбив, преподобне, Тому Единому всем сердцем поработати возжелев, отеческий дом оставив и града Уфы достиг. Серафима Саровского подражателю, сомолитвенниче ангелов, равностоятелю ликов постников, свыше от Бога приемый благодать духовную, дары предвидения и исцеления. Земный ангеле и небесный человече, преподобне отче Моисее, моли человеколюбца Бога спастися душам нашым.
Воспоим, празднолюбцы, светильника пресветлаго, озарившаго землю сиянием Слова Божия: точит бо исцеления притекающым к мощем его и вся прошения верных во благо исполняет. Сего бо мы предстоятеля неусыпнаго имуще, прославляем Господа, дивнаго во Святых своих.

Архимандрит Моисей (Чигвинцев).
- 3 июня 1982 года (68 лет).
- 19 августа 1945 года в монашество.
- 19 августа 1945 года во диакона;
- 27 сентября 1945 года во пресвитера.
Архимандрит Моисей (Николай Иванович Чигвинцев) родился 27 июля 1913 года в деревне Бобровка Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье.
В свободное от поездок время Николай Иванович спешил в Сергиевский храм. Жил Николай Чигвинцев то в землянке у городского Сергиевского кладбища, то в сарае, который приспособил под жилье, то в бане, то в каретнике. До 1936 года он работал на железной дороге. С 1936 по 1937 год находился на военной службе. С 1937 по 1945 годы был разнорабочим.
Архиепископ Уфимский Иоанн (Братолюбов, †1968) сумел рассмотреть в скромном, услужливом Николае Чигвинцеве истинного угодника Божия, молитвенника и подвижника Православной Церкви. Властный, волевой, одиннадцать лет пробывший в заключении за веру Христову и не отступивший от своих убеждений, владыка Иоанн, заметив, как Николай искренне стремится к монашескому деланию, предложил ему принять постриг.
19 августа 1945 года, в день Преображения Господня, Николай Чигвинцев был пострижен в монашество с наречением имени Моисей. В этот же день монах Моисей был рукоположен в иеродиакона, а 27 сентября 1945 года — в иеромонаха.
С 1953 по 1955 годах отец Моисей обучался в Ленинградской духовной семинарии. Был отчислен с 3 курса по собственному желанию. Причину своего отчисления объяснял сложностью обучения на заочном секторе и слабостью здоровья.
Иеромонах Моисей был для окружающих не от мира сего: кроток, смиренен, незлобив, постоянно находился в труде и молитвенном состоянии. Часто говорил притчами, отчего не все понимали его, а лишь те, кому Господом был открыт смысл его слов, назиданий и поучений. Он не любил мирской суеты, сторонился праздных разговоров, был далек от забот о хлебе насущном. О нестяжательности батюшки свидетельствуют и документы из его личного дела.
Иеромонах Моисей вел праведный образ жизни. Своего жилья у него не было, долго жил в тесноте около Сергиевского кладбища в баньке у церковного старосты Павла Тимофеевича Башарина. Баня маленькая, батюшке приходилось спать в полусидячем положении. Толком и не спал, чуть подремлет, и все.
Архиепископ Уфимский Феодосий (Погорский, †1975) перевел старца из баньки, в которой тот ютился, в архиерейский дом, напротив Сергиевского храма. Но отец Моисей отказался жить в одних покоях с владыкой, говоря, что он слишком грешен, и поселился в полуподвальном помещении архиерейского дома.
Пищу отец Моисей употреблял один раз в сутки в три часа пополудни. Основная еда состояла из ржаного хлеба, картошки, квашеной капусты, огурцов.
Отец Моисей обладал дарами прозорливости, предвидения, исцеления по молитве. По его молитвам верующие исцелялись. Верующие уже при жизни считали его святым. Замечали, что отец Моисей не простой человек, а Богом данный, святость свою прикрывает подвигом блаженства и юродства. Приезжали к нему из разных городов не только Башкирии, но и всего Советского Союза.
Отец Моисей был духовником епархии, а в последние годы жизни и настоятелем кафедрального собора.
Прожив богоугодно 68 лет, отец Моисей скончался 3 июня 1982 года. Известие о кончине старца было получено верующим народом под конец Божественной Литургии. Епископ Анатолий (Кузнецов), здесь же пред Престолом прочитал канон на исход души, а после совершил панихиду.
В последний путь батюшку провожала вся Уфа. В день погребения, в Троицкую родительскую субботу, собор не вмещал всех желающих проводить в последний путь всеми любимого священника. Владыка Анатолий в надгробном слове отметил горячую любовь к ближним, удивительную человечность и простоту общения; христианское смирение и аскетичность жизни архимандрита Моисея.
Похоронен в Уфе на Демском кладбище.
В 2002 году святые мощи преподобного Моисея были перенесены с Демского кладбища в Сергиевский кафедральный собор, где и находятся по сей день, а могилу святого на Демском кладбище каждый день посещают страждущие исцеления и утешения люди.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Скажу банальность, но дети — от Бога. Их появление или не появление на свет не зависит ни от каких диагнозов, прогнозов врачей, наших планов, возраста и т. д. И с каждым днем я все больше в этом убеждаюсь.
Почему у одних происходит так, а у других — иначе, я не знаю.
Спустя несколько лет Ирина вышла замуж за мужчину с ребенком (этим самым моим знакомым), прожила в браке долгую и счастливую жизнь. Иногда, правда, вздыхая, что своих детей у нее никогда не будет.
Она родила сына в 51. И выкормила грудью. Сейчас ему столько, сколько было ей, когда она попала в ту жуткую аварию. И все живы-здоровы…
А когда я лежала на сохранении со своей первой — Варей, в мою палату подселили 47-летнюю беременную.
Знаю одну очаровательную женщину, которой врачи сказали, что, согласно анализам ее и ее мужа, у них полная несовместимость, и родить у них не получится, как ни крути. Это не считая таких мелочей, как ее отрицательный резус и порок сердца. Сейчас у них семеро детей. И, судя по настрою, это не предел…
Другая моя подруга вышла замуж и никак не могла забеременеть. У нее оказались большие проблемы с гормонами. Эндокринолог заверил ее, что с такими анализами о детях и думать нечего.
А у другой моей подруги муж, который хотел одного ребенка (и точка!), высчитывает безопасные дни. И так поднаторел в этом деле, что осечки у него просто быть не могло. А подруга (прирожденная многодетная) с мужем не спорит, а втихаря молится.
Но в целом он чудесный отец, и дочки все в него. А подруга все молится и уверена, что если Господу угодно будет дать ребенка, то можно надеть скафандры и спать в соседних комнатах, все равно будет и четвертый…
Нет, я не хочу сказать, что с каждым обязательно случится чудо (хотя, почему нет?). И что, если все перестанут предохраняться, то на земле наступит семейный рай. И что если помолиться, то смертельно больной ребенок не умрет (хотя, опять же, почему нет?). Будет и отчаяние, и горе, и смерть. Я не знаю, зачем это нужно, но уверена, что и страдания не бессмысленны.
Но, наверное, есть страдания, через которые людям нужно пройти. Не дай Бог, конечно! Зачем? Они потом сами расскажут. А еще я верю, что для каждого из нас Господь приготовил его собственное огромное и неповторимое счастье. Обязательно! Иначе и быть не может! Главное только — верить и не мешать этому счастью прийти!
автор: Елена Кучеренко
Царица Небесная никогда нас не покинет, никогда нас не забудет, и в горе, и в радости. Когда рождаемся и когда умираем, и здесь, на земле, и там, на небе. Ибо Она – наша Мать, неизменная, любящая и спасающая.
Схиархимандрит Кирилл (Павлов)
Д/ф «Святитель Спиридон Тримифунтский, чудотворец»
Мощи Святого Спиридона Тримифунтского сохранили тепло человеческого тела на века.
Тепло его сердца окутало весь Мир. В фильме жители греческого острова Керкира рассказывают о невероятных чудесах Святителя в наши дни. Авторы фильма приоткрывают завесу удивительных событий его жизни.
«Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении. Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем. Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения, и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он (совершает свое служение), то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа».
Преподобный Силуан Афонский
В историю, которую я сейчас расскажу, трудно поверить, но я был ее свидетелем. И более того, то, что случилось, не кажется мне чем-то странным. Но об этом позже.
Покойного отвезли в Альметьевск, в городской морг. Однако спустя несколько часов патологоанатом вдруг заметил, что тело… подает признаки жизни. Он срочно отправил Алексея Михайловича в реанимацию — и на следующий день дедушка пришел в себя. И тогда он попросил позвать священника, чтобы исповедоваться и причаститься.
А через день после того, как священник принял его исповедь, нам сообщили, что Алексей Михайлович умер — и это уже была настоящая смерть. Через три дня после своего необычного видения.
Позже я разговаривал с его дочерью, и она рассказала мне историю, о том что отец, будучи совсем молодым, работал извозчиком при НКВД и перевозил заключенных в ссылку. В одну морозную зиму он этапировал пожилую репрессированную монахиню, та была легко одета и замерзала. Тогда отец накрыл ее своим тулупом, чем спас ей жизнь. В благодарность монахиня пообещала молиться за него.
Дочь была уверена — и я уверен, — что именно по ее молитвам Алексею Михайловичу были даны эти три дня. Чтобы покаяться, причаститься — и уйти в жизнь вечную как настоящий христианин.
То, что произошло это во время Великого поста, мне кажется символичным. Ведь пост — это время молитвы, покаяния и добрых дел. А за добрые дела, по повелению Божию, отступает даже смерть, дабы дать нам время для покаяния.
Иерей Дмитрий Конычев, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с. Верхний Акташ (Татарстан)
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.
Перенесение было совершено в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.
С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
Редкие Богослужебные тексты
здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.
Моисей Уфимский прп. ТРопарь, Кондак
прп. Моисею, Архимандриту Уфимскому
От юности Христа возлюбив, преподобне, Тому Единому всем сердцем поработати возжелев и отеческий дом оставив, града Уфы достигл еси, блаженнаго Серафима Саровскаго подражателю, Ангелов сомолитвенниче, ликов постнических равностоятелю, свыше от Господа благодать духовную приемый, дары предвидения и исцеления, земный Ангеле и небесный человече, отче Моисее, моли Человеколюбца Бога спастися душам нашим.
Воспоим, празднолюбцы, светильника пресветлаго, озарившаго землю сиянием Слова Божия: точит бо исцеления притекающим к мощем его и вся прошения верных во благо исполняет. Сего бо мы предстоятеля неусыпнаго имуще, прославляем Господа, дивнаго во святых Своих.
ин кондак, глас 6
Преподобне отче Моисее, мира сладости отреваяся, преплыл еси житейское море, Кормчим имея Господа, и с собою многих ко спасению привел еси, наставляя и поучая пребывати в любви Христовой. Темже молим тя: не отрини наша моления, но у Престола Божия молися непрестанно, в любви Божией нам присно пребывати.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Собор Уфимских святых
День памяти
Житие
На заседании Синодальной комиссии по канонизации святых, которое состоялось 19 июня 2008 года, рассматривались материалы об установлении праздника Собора Уфимских святых. В рапорте святейшему патриарху митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий написал:
«Материалы предоставлены Вашему Святейшеству Преосвященным Никоном, архиепископом Уфимским и Стерлитамакским, и направлены Вами на изучение в комиссию (резолюция №4070 от 30 мая 2008 года).
Члены комиссии после изучения предоставленных документов не нашли препятствий для установления праздника Собора Уфимских святых и установления даты празднования 21 мая (3 июня) – в день памяти преподобного Моисея Уфимского. Члены комиссии считают, что достаточных оснований для включения в состав Собора Уфимских святых имеют 11 подвижников (а не 29, как предлагала Уфимская епархия), жизнь и служение которых самым тесным образом связаны с Уфимской епархией:
сщмч. Симон (Шлеев), епископ Охтенский; † 1921; Ав. 5 Новомуч.; Петерб.
сщмч. Евграф (Еварестов); † 1918; Н. 24 || Новомуч.
прмч. Максим (Попов), † 1934; Ин. 17 || Новомуч.
сщмч. Аверкий (Северовостоков); † 1918; Ин. 17 || Новомуч.
сщмч. Алексий (Канцеров); † 1918 || Новомуч.
сщмч. Петр (Варламов); † 1930; Ф. 26 || Новомуч.
сщмч. Тимофей (Петропавловский); † 1918; Ин. 30 || Новомуч.
прмц. Маргарита (Гунаронуло); игумения Мензелинского Пророко-Ильинского монастыря, прмц.: † 1918; Ав. 9 || Новомуч.
мч. Киприан (Яценко); псаломщик, мч.: † 1935 || Новомуч.
прп. Моисей Уфимский; † 1982; М.21
блж. Варвара Уфимская, Архангельская, затворница Скворчихинская, блаженная: † 1966; Ф. 14
На этом рапорте патриарх Алексий наложил резолюцию: «23.VI.2008 г. Установить празднование Собора Уфимских святых с включением в состав Собора 11 подвижников, по заключению Синодальной комиссии Московского Патриархата, жизнь и служение которых самым тесным образом связаны с Уфимской епархией».
Недавно был создан Собор Уфимских святых – туда вошли 11 священномучеников, которые когда-то жили в Башкирии.
Большая часть из них погибла в период становления советской власти – святых расстреливали за контрреволюционную агитацию.
Тело Симона Шлеева оказалось нетленным
Симон стал епископом Уфимским в 1920 году. В этом сане он пробыл всего год. Уже в августе 1921-го Владыку убили возле дома двумя выстрелами из револьвера двое в кожанках. Похоронен в Воскресенском кафедральном соборе Уфы (на его месте сейчас находится Башкирский академический театр драмы). В 1932 г. перезахоронен на Сергиевском кладбище Уфы – причем люди, выполнявшие перезахоронение, свидетельствуют о том, что останки Святителя нисколько не истлели за десятилетие.
Отец Евграф не смог бросить иконы
Современники описали протоиерея Евграфа Еварестова как рослого, красивого мужчину с проницательными глазами и орлиным носом. Практически всю жизнь посвятил служению Воскресенскому кафедральному собору. За него он и умер мученической смертью. Это произошло в 1919 году, когда красные окончательно взяли Уфу.
Отец Евграф единственный оставался в храме до последнего, не в силах бросить иконы. Его арестовали красноармейцы-латыши. Они ворвались с черного хода и сразу же стали обыскивать квартиру. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы и фотографии и увели отца Евграфа.
«С арестованным старым священником (а ему было в то время уже 62 года) никто не церемонился, над ним издевались, его били, ему плевали в лицо, таскали за бороду, – пишет исследователь Нина Зимина. – По некоторым данным, отца Евграфа расстреляли за Сергиевским кладбищем. Его вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу, он встретил смерть в бесконечном смирении».
Отец Максим умер в концлагере
Иеромонах Максим Попов совершил пешее паломничество в Киево-Печерскую лавру, за 6 месяцев пройдя путь до Киева и обратно с мешком сухарей и несколькими парами лаптей на смену. В революцию у семьи Поповых забрали все, опустошили амбары, свели со дворов скот, отобрали землю и хутор.
Отца Максима арестовали в Белебее, куда он пришел со своими прихожанами помолиться на праздновании Табынской иконы Божией Матери. Поводом для ареста послужило заявление корреспондента златоустовской газеты «Пролетарская мысль», проявившего революционную бдительность: увидев на рынке Белебея священника и монахиню, он заподозрил отца Максима в проведении агитации среди крестьян и сообщил об этом в «органы». Через три года отец Максим умер в Архангельской области от воспаления легких.
Погребальный звон разозлил красноармейцев
По семейному преданию, в день гибели отец Аверкий Северовостоков отпевал покойника, и когда в село вошел отряд красноармейцев, звучал погребальный звон колоколов. Они высказали недовольство, почему их встречает погребальный звон, и потребовали более торжественной встречи. Отец Аверкий ответил, что сначала он должен проводить усопшего, как подобает по церковному чину. За такую «встречу» священника и расстреляли.
Иерея Алексия расстреляли на пароходе
Отца Алексия Канцерова расстреляли на пароходе, где ехал карательный отряд, «обслуживающий» реку Белую. Предварительно смертников вывели из трюма и разместили по каютам; затем по очереди их вызывали на палубу, подводили к краю борта, и уже здесь два полупьяных красноармейца производили расстрел своих жертв.
После вызова очередного заложника происходила смена карателей, осуществлявших убийство. «. Мужественно встретил смерть отец Канцеров. «Бог вас простит, вы не знаете, что творите», – сказал он, поднявши крест в последнюю минуту. Трупы расстрелянных бросали в воду».
Даже в заключении думал о детях
Священномученик Петр Варламов был арестован и заключен под стражу в Стерлитамакский исправдом. Вскоре прошел слух, что арестованных угонят из Стерлитамака в Уфу. Матушка поехала проводить страдальца-мужа. Детей, которых у нее было пятеро, с собой не взяла.
Из воспоминаний старшей дочери иерея, Валентины, которой в ту пору было 8 лет: «Мама стала хлопотать, чтобы папу везти на лошади, на подводе, потому что папа больной, у него был катар желудка, схватывало иногда. Она отварила курочку ему, хотела передать. Ее не пускали нигде, она где-то по сугробам, через забор к нему пробралась. Он ей дал шерстяной пуховый свой шарф и говорит: «Нюра, у тебя ведь девочки, возьми этот шарф, пригодится ведь дочкам», даже тогда он думал не о себе, а о нас». Отца Петра расстреляли в Уфе. Предположительное место захоронения – Сергиевское кладбище.
За прополку огорода поставили к стенке
Как бы предчувствуя свою мученическую смерть, отец Тимофей Петропавловский служил литургию и по окончании ее – молебен своему небесному покровителю апостолу Тимофею и святой Софии. В этот день, 13 июля, красноармейцы во главе с комиссаром Антоном Гарбузом без боя заняли деревню Золотоношку.
А отец Тимофей ни сам не встретил Гарбуза, ни жене своей не позволил – он спокойно продолжал полоть на огороде картофель. Тимофея тотчас расстреляли у сельского амбара. Он получил пять пуль и три штыковых удара и умер со сложенными для крестного знамения перстами в присутствии прибежавшей жены.
Игуменья Маргарита не боялась смерти
В начале октября 1918г., ворвавшись в монастырскую ограду, большевики пожелали осквернить храм, но игуменья Маргарита Гунаронуло не пустила их туда. Матушка безбоязненно вышла к толпе большевиков и кротко сказала им: «Смерти я не боюсь, ибо только после смерти я явлюсь ко Господу Иисусу Христу, к которому всю жизнь свою стремилась». В ответ на эти слова посыпались площадная брань и требования открыть храм. Игуменья наотрез отказала, а большевики сказали ей: «Так смотри же: завтра рано утром мы убьем тебя». С этими словами они ушли.
После их ухода, заперев на запоры церковную ограду, игуменья Маргарита вместе с сестрами отправилась в храм, где провела всю ночь в молитве, а за ранней обедней причастилась. Не успела игуменья выйти из храма, как большевики, видя матушку сходящей с амвона, взяли ее на прицел и в упор выстрелили. «Слава Тебе, Боже!» – громко сказала игуменья Маргарита, увидя большевиков с установленными против нее ружьями, и. замертво упала на пол, пронзенная ружейными пулями.
Киприана Яценко задавило бревнами
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отца Киприана обвинили в контрреволюционной агитации. В 1935 году он погиб. Киприана Александровича и других заключенных задавило насмерть упавшими с крутого берега штабелями бревен, когда они на берегу сгружали бревна с баржи.
Отец Моисей обладал даром исцеления
Преподобный Моисей Уфимский не любил мирской суеты, сторонился праздных разговоров, был далек от забот о хлебе насущном. Архиепископ Феодосий, управлявший в начале 70-х Уфимской епархией, перевел старца Моисея из баньки, в которой тот ютился, в архиерейский дом напротив Сергиевского храма. Но отец Моисей отказался жить в одних покоях с владыкой, говоря, что он слишком грешен, и поселился в полуподвальном помещении архиерейского дома.
Архимандрит Моисей обладал даром исцеления. Приезжали к нему из разных городов. Он прожил 68 лет. Погребен архимандрит по его завещанию на Демском кладбище Уфы.
В 2002 году святые мощи преподобного Моисея были перенесены с Демского кладбища в Сергиевский кафедральный собор, где находятся и по сей день.
Блаженная Варвара, затворница Скворчихинская
Эту девушку местные жители называли «куколкой» – в деревне она носила ботинки на каблучках и бархатную шляпку с бантом. После того, как к власти пришли большевики и учителей созвали для того, чтобы проповедовать атеизм, набожная Варвара оделась в тряпье, завела козочек и пасла их в молитвенном уединении, возвращаясь в дом поздним вечером.
А потом она и вовсе стала затворницей – жила на краю деревни Скворчихи (20 километров от Ишимбая). Выходила мало и в основном в сумерках или ночью. Она не стала заводить хозяйство, не имела никакого огородишка, не собирала ни грибы, ни ягоды, не запасала дрова – оставила все житейские попечения. Единственно, о чем позаботилась – выкопала родничок недалеко от избенки, который поныне почитается святым и целебным, и только из него брала водичку.
Затворница провидела будущее и обещала помощь при обращении к ней. В начале 50-х годов нашлись «премудрые» головы, которые увидели в Варваре американскую шпионку и силой заставили ее покинуть ее убежище. После пережитого испытания блаженная усугубила свой подвиг. Она перестала топить печку. Дрова, что заготовили люди, годами лежали нетронутые. Осенью 1962 года в избенке случился пожар. Она рассказывала, что «кошечка прыгнула и свалила керогаз, а потушить я не смогла». Избенка сгорела дотла.
Сначала жила она в избе на печке, а потом вышла на холодную веранду, жила там за сундуком. Годами носила она на теле рубашку, в которую вставляла булавки, остриями к телу. Открылось это, когда одевали затворницу после смерти. Мощи блаженной находятся в храме Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в селе Приютово Белебеевского района.
Молитвы моисею уфимскому

Кондак 1
Возбранный чудотворче и Духа Святаго исполненный, преподобный отче Моисее, дивный подвижниче и недугов душевных и телесных целебниче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи да в радости сердца зовем ти:
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Икос 1
Ангелов Творец и Господь сил яви тя, досточудне, Ангела во плоти и верных предстателя. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим:
Радуйся, ангельския чистоты ревнителю; радуйся, предобрый иноков наставниче.
Радуйся, целомудрия дивное светило; радуйся, усердный исполнителю поста и воздержания.
Радуйся, светлый образе кротости и смирения; радуйся, утешение верным являяй.
Радуйся, обителей земных покровителю небесный; радуйся, ярем благий на ся вземший.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 2
Видя Господь чистоту сердца твоего, избра тя зрети славу небесную. Егда с двумя братиями твоими во град Киев преселился еси и святым страстотерпцем Борису и Глебу усердно поработал еси, тогда ты, блаженне, в молитвах потщался еси, елико бе мощно юноше святым подражати. Сего ради с веселием возопиял еси Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богодухновен имея, о преподобне отче Моисее, дивным смотрением Божиим, егда на реце Альте брата твоего Георгия вои Святополка погубиша вкупе со святыми страстотерпцами Борисом и Глебом, ты же един избавився убиения, пришел во град Киев к Предиславе сестре Ярославлей и был тамо моляся ко Господу прилежно, темже похваляюще Бога, спасшаго тя, глаголем ти сице:
Радуйся, начало премудрости страх Божий правилом жизни себе предизбравый; радуйся, яко Ангела хранителя николиже опечалил еси.
Радуйся, лучу Божественного света; радуйся, благоуханный крине девства и нетления.
Радуйся, яко благочестием твоим угодил еси Христу Богу; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.
Радуйся, немощей наших изрядный целебниче.
Радуйся, избранный сосуде Духа Святаго.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 3
Силою Вышняго, дарованною тебе, и долготерпением твоим был еси вельми преукрашен, егда же ведоша тя по руку и ногу железы тяжкими окована и твердо стрежаху, любовию к Богу выну пламенея, вопиял еси: Аллилуиа.
Икос 3
Имея благоприятную по благочестии ревность, был еси искушаем от некия жены младыя, имущей богатство многое, ея же муж с Болеславом идый не возвратися; та убо приемши во ум видения, доброту уязвися вожделением плотским к преподобному, он же вся терпя моляшеся. Сему убо благоговейно удивляющеся, с радостию вопием тебе:
Радуйся, от млада возраста вдавый себя на служение Господу; радуйся. Того Единого паче всего возлюбивый.
Радуйся, плоть духу покоривый; радуйся, вся по Бозе терпети изволивый.
Радуйся, козни вдовы бодро отразивый; радуйся, тесным путем евангельским шествовавший.
Радуйся, Киево-Печерския Лавры священное украшение; радуйся, яко тобою Господь прославляется.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворце и чистоты поборниче.
Кондак 4
Бурею одержима помышлений, восшуме нечестивая вдова на храм души твоея, преподобне, уведев же тя верного быти раба Христова, зело смятеся, темже и мы, зря житейское море воздвигаемое бурею страстей и напастей, притекаем к тихому пристанищу молитв твоих, вопия Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше и видевше святое житие твое, удивляхуся силе благодати, из уст твоих исходящей, и прославляху Бога, сего ради и мы радостно ублажаем тя:
Радуйся, дивный избранниче Божий; радуйся, суетную славу мира сего во уметы вменивый; радуйся, за Сладчайшаго Иисуса душу твою положивый; радуйся, у престола Божия предстояй с горними силами; радуйся, на высоту безстрастия возшедый; радуйся, преподобне отче, в терпении неодоленный.
Радуйся, Света Невечерняго причастниче.
Радуйся, велию благодать от Господа стяжавый.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 5
Боготечною звездою яви тя миру житие твое, преподобне отче Моисее, яко всего паче возлюбил еси чистоту душевную и телесную и ради мук временных уповая избавлен быти вечных мук, воспевал еси благодарне Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя враг рода человеческаго чистое и святое житие твое, паче распаляет вдову, яже облече тя во ризы многоценныя и сладкими брашны питаше, безстудно влачаше на дело непреподобное, ты же, отче святый, прилежаше паче посту и молитве. Сего ради воспеваем ти сице:
Радуйся, добрый воине Христов; радуйся, Святыя Церкве похвало и радование.
Радуйся, дарами благодатными преисполненный; радуйся, не словом точию, но множае паче делом нас поучаяй.
Радуйся, различными напастьми и искушеньми отягченных скоро пособствующий; радуйся, избранниче Христов, чудесы свидетельствованный.
Радуйся, в подвигах земное течение совершивый; радуйся, сподобившийся зрети славу Божию.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 6
Проповедуется во всем мире доблесть подвига твоего, блаженне, ибо ни во что же вменял еси житие мира сего. Гладом умысли злая жена уморити тя, вверженного в темницу. Друзии же увещаваху тя, глаголюще: кто не посмеется твоему безумию; уне ти есть покоритися жене сей. Ты же, блаженне, рече: вышняго ради Царства вся сия преобидех, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в бренной плоти светом небесным, глаголя слова Евангельския: не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви. Тем же вопием ти:
Радуйся, отче, светом добродетелей твоих мир озаривый; радуйся, огнь любве Христовы в себе носивый.
Радуйся, в бедах скорый помощниче; радуйся, ангельское житие являяй.
Радуйся, не приложивый сердца к земному наслаждению; радуйся, молитвенниче о чтущих святую память твою.
Радуйся, покоя вечного достигнувый.
Радуйся, неизреченных благ наследниче.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 7
Хотяй непрестанно житием и верою Господу благоугождати, был еси от черноризца святыя Афонския горы облечен во святый, ангельский, иноческий образ, тем же сиянием подвигов твоих просвещенни усердно величаем тя прославльшему тя Христу Богу вопием: Аллилуиа.
Икос 7
Новое показа зло оная лукавая жена егда в безумии своем оскопити тя повелела, ты же яко мертв лежал еси от течения крове, едва мало в себе дыхания имея. Благоговейне убо вспоминая долготерпение твое, блажим тя похвалами сими:
Радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем непрестанно сохранивый; радуйся, бодрости и трезвения предобрый учителю.
Радуйся, верных ко спасению наставляющий,
Радуйся, твердее адаманта в терпении явивыйся, ибо кровию твоею, яко багряницею Церковь украсися.
Радуйся, к преподобному Антонию работати Господеви пришедый.
Радуйся, чудесы твоими обитель Печерскую прославивый.
Радуйся, покоривый волю свою воле Отца Небесного.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 8
Странное чудо является притекающим к тебе, блаженне Моисее, ибо дарова тебе Господь побеждати страсти. Таже подражая первому Моисею, творящему жезлом чудеса, жезлом страсть братнюю исцелил еси. Мы же, благодаря о сем Бога, даровавшему тебе таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.
Икос 8
Весь благодатных дарований исполненный, десятолетным безмолвием пещерным равноангельским просиял еси светом небесным и сподобился еси боговидец быти, обретеся бо достоин блаженства чистых сердцем, преподобне отче Моисее. Сего ради по долгу зовем ти:
Радуйся, яко тобою Господь от страстей исцеление дарует; радуйся, блаженне, заповедь чистым сердцем быти верно исполнивый.
Радуйся, яко свет Божественный зрети сподобился еси; радуйся, о душах наших непрестанный молитвенниче.
Радуйся, древних, святых, богоносных отец нравы себе усвоивый; радуйся, высокая преподобных похвало.
Радуйся, во смирении зело преуспевый; радуйся, яко успение твое прославляет Святая Церковь.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 9
Все естество ангельское удивися высоте чистоты твоея, Церковь же паки прославляет тя, яко великий таинник Божия благодати был еси и зрети лицем к лицу Господа удостоился еси, да и мы с тобою выну вопием: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогут изрещи чистоту твою, блаженне, мы же любовию побеждаеми дерзаем воспети тебе похвалы таковая:
Радуйся, немощных укрепление; радуйся, скорбных и печальных утешение; радуйся, добрых насадителю; радуйся, за девственную чистоту от Господа венчанный.
Радуйся, Божия славы теплый рачителю, радуйся, талант врученный ти умноживый.
Радуйся, Христа Бога всем сердцем возлюбивый; радуйся, светильниче, просвещающий сердца память твою чтущих.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 10
Спасти хотя твою душу, нерадил еси о твоей плоти и в Лавре Печерстей святаго Антония конец странствия земнаго совершил еси, почив о Господе кончиною праведною и святою, яко победитель не с человеки, но со Ангелы воспевал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною терпения оградився, Царя Небеснаго Христа верный служитель был еси, житие твое тесною стезею прошел еси. Мы же чтуще любовию память твоего преставления и мощей твоих честных обретения, ублажаем тя, вопиюще таковая:
Радуйся, преславный наш заступниче; радуйся, предваряющий прошения призывающих тя во искушениях; радуйся, многими скорбьми в радость Господа вшедый; радуйся, слез излияньми душу твою омывый; радуйся, слово апостольское: любы долготерпит, исполнивый.
Радуйся, блаженство райское со святыми унаследовавый; радуйся, богоугодным житием веру утвердивый.
Радуйся, ближним и дальним помощь свою подаваяй; радуйся, мира горняго блаженный обитателю.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 11
Пением акафиста чествуем тя и величаем, преподобне отче Моисее, ревностно совершающе святую память твою. Ты же, милостиво приимше малое моление наше, нам поборником, предстателем и молитвенником ко Господу. Мы же, поминая житие твое богоугодное и подвиги твоя многотрудныя, воспеваем прославльшему тя Творцу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательному светильнику подобны честныя и цельбоносныя мощи твоя, досточудне отче Моисее, свет бо невечерний возсиявает от них чрез чудесы обильныя, тем же от любве сердечныя восклицаем тебе радостно:
Радуйся, смертию временной прешедый в живот вечный; радуйся, Иоанна Многострадального чудесно уврачевавый.
Радуйся, крине возращенный на земли для райских селений; радуйся, делателю добрый винограда небеснаго.
Радуйся, маслино многоплодная сада Иисусова; радуйся, преподобных Печерских отцев величание.
Радуйся, тихое пристанище обуреваемых страстьми; радуйся, во всем мире Богом прославленный.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 12
Благодать дана ти от Бога соблюдати от нечистыя страсти всякаго человека, с верою и любовию к заступлению твоему прибегающего. Мы же Господу, даровавшему нам тебе, скорого, милостиваго врачевателя, благодарственне воспеваем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще равноангельское житие твое, ублажаем тя, отче Моисее, яко молитвенника о нас пред Господем, заступника и наставника ко спасению, и со умилением возглашаем ти таковая:
Радуйся, о мире молитвенниче преизрядне; радуйся, не точию иноком, но и миряном путь к небу озаряющий.
Радуйся, всех сердца любовию твоею к себе привлекающий; радуйся множеством чудес от Бога прославленный.
Радуйся, странниче, отечествия небеснаго достигнувый; радуйся, терпением скорбей древнему Иову подражавый.
Радуйся, во искушениях присный помощниче; радуйся, миро целебное Божия благодати.
Радуйся, о тебе бо радуются Ангели и Бога славят человецы.
Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче.
Кондак 13
О, предивный угодниче и святый чудотворче, преподобне отче Моисее, малое сие песнословие, с любовию в похвалу тебе приносимое, от нас милостивно приемши, умоли всех Творца и Господа даровати нам душевное спасение и телесное здравие, верно воспевающих Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва преподобному Моисею Угрину
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
О, пречудный и богоносный отче Моисее, изрядный угодниче Христов и великий чудотворче, к тебе смиренно припадаем и молимся: даждь нам быти причастником любве твоея ко Богу и ближнему, помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, заповеди Господни совершати непогрешительно, призри благоутробно на всякую душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих. Ей, всеблагий угодниче Божий, услыши нас, молящихся тебе, и не презри нас, требующих твоего заступления и достойную песнь тебе приносящих, тебе ублажаем, отче Моисее, тя воспеваем, чистоты светильниче, прославляюще милостиваго Бога, во Святей Безначальней Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С детства я со своей бабушкой ходил в церковь. Знал более 12 молитв наизусть.
Начал собирать молитвы из открытых источников и публиковать на данном ресурсе, т.к. считаю что такая информация должна быть общедоступна.