Молитвы отца софрония

Основы: Молитвы отца софрония - информация из открытых источников и священных текстов.

Молитвенное приношение старца Софрония

Молитвы о единстве

Молитва первая

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Агнче Божий, вземляй грех мира, восходом Твоим на Голгофскую Гору искупил еси ны от клятвы законныя и возставил еси Твой падший образ, на Кресте пречистеи руце Твои прострый, да чада Божия расточенная собереши во едино, и низпосланием Пресвятаго Духа в соединение вся призвавый, Ты убо, Сый Отчее сияние; перед исходом Своим на сие великое мироискупительное священнодействие, молился еси Отцу Твоему, да будем вси едино, якоже Ты един еси со Отцем и Духом Святым, даждь убо нам благодать и мудрость исполнити сию заповедь на всяк день, и укрепи нас на подвиг тоя любве, юже заповедал еси нам, рекий: да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Духом Твоим Святым даждь нам силу смирятися друг перед другом, поминая, яко аще кто больше любит, той и больше смиряется; научи нас молитися друг за друга, нести тяготы друг друга в терпении, и объедини нас союзом любве неразрушимыя во едино стадо послушных овец окрест возлюбленнаго отца нашего игумена, даруя нам и зрети в коемждо брате и сестре нашей образ Твоея неизреченныя славы и не забыти, яко брат наш есть наша жизнь.

Ей, Господи, собравый нас от конец земли благоволением Твоим, сотвори нас быти воистину во едину семью, живущую единым сердцем, единей волей, единей любовию, яко един человек, по предвечному совету Твоему об Адаме первороднем. Утверди, защити и покрый место святое сие, еже насади Десница Твоя, и покрый е покровом Пречистыя Твоея Матере, честнаго Крестителя Твоего Иоанна, преподобнаго отца нашего Силуана, благословляяй и заступаяй коегождо зде живущих (имена), сохраняя же нас всех от тлетворных помыслов, от неподобающих слов или движений сердечных, могущих разрушити священное дело нашего служения, яко да созиждется обитель сия на камени евангельских Твоих заповедей местом исцеления, освящения и спасения, ради нас самих и ради всех притекающих семо, труждающихся и обремененных братьев и сестер наших, да обрящем вси покой в Тебе, кротком и смиренном Царе нашем, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая (по причащении)

ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ, Иисусе Христе, удостоивший меня в час сей воспринять часть святынь Твоих честнаго Твоего Тела и Крове Твоея, услыши молитву мою и вонми гласу моления моего: Ты распростер руце Твои на Кресте, да собереши во едино всех нас, возлюбивших пришествие Твое во плоти; молюся убо Тебе: сотвори со мною чудо благоволения Твоего, и всего меня освяти любовию Твоею, и до последней глубины моей просвети мя Духом Твоим Святым, и исполни мя силою Твоею, дабы я возмог служить Тебе, служа приходящим во святое место сие всем лишенным и сокрушенным сердцем созданиям Твоим, совместно с данными мне Тобою братьями и сестрами в единстве любве и взаимного доверия.

Ей, Господи, Спасе наш, да не обрящется места никакому недоверию или сомнению между нами, могущему разрушить или повредить делу служения нашего обращающимся к нам о Имени Твоем святем.

Молитвы о братии

Прошение первое

ГОСПОДИ И БОЖЕ НАШ Иисусе Христе, неизреченным снисхождением воплотился еси, Слове Отчее, и с нами, долу лежащими, пожил еси; Крестом же в преисподняя к сидящим во тьме и сени смертней снизшел еси; таже содержимый под стражею адовою зрак Адамов Божественным Твоим воскресением совозставил еси, и преславным вознесением Твоим на небеса возвел еси, и одесную Отца на Престоле спосадил еси, Христе, Спасе наш. Темже молим Тя: в безмерней благости Твоей, призри ныне на скорбь и нищету нашу, на неможение наше, и еже от врага на всякий час попрание, и умножи милость Твою в нас; благословением благостынным осени исходы наша на всякое дело и слово благое, и входы наша на всякую молитву, Тебе приносимую нами; законоположи нас в путех заповедей Твоих, и в слове исповедания истины Твоея неколеблемы ны сотвори; яви нас быти слугами и причастниками непостижимых Твоих Таинств, и даже до последняго издыхания нашего достойно приносити Тебе жертвы духовныя сподоби.

Ей, Господи, не посрами нас, всю надежду на Тя единаго положивших, и инаго заступления, кроме Тебе, в мире сем не имущих. Буди нам покров и ограждение, покой и радование, мир и крепость, спасение и освящение.

Ты бо един еси Бог наш, разве Тебе инаго не знаем, и Тебе со Отцем и Духом славу вси возсылаем во веки веков.

Прошение второе

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, егоже держава несказанна, и слава непостижима, егоже милость безмерна, и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко Всесвятый, прошения наша к полезному исполни, и сотвори с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя, Врачу и Исцелителю душ наших; настави нас ко пристанищу хотения Твоего; просвети очи сердец наших в познание истины Твоея, огради нас от всякаго пути неправды и от различных козней лукаваго, и ненаветну жизнь нашу сохрани благодатию Всесвятаго Твоего Духа. Ангелу мирну заповеждь соблюдати входы наша и исходы на всякое дело благое, и даруй нам, Боже, Боже наш, веру непостыдну, надежду известну, любовь нелицемерну; благослови и исправи деяния наша, словеса и помышления; вложи в нас святый и животворящий Твой страх, и радость спасения Твоего скажи нам, и сподоби нас даже до последняго издыхания нашего приносити Тебе жертву правды и славословие со всеми созданиями Твоими.

Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Прошение третье

БОЖЕ, СОДЕТЕЛЮ НАШ, призри на ны, грешныя и непотребныя рабы Твоя, и внегда призывати нам святое и поклоняемое Имя Твое, не посрами нас от чаяния милости Твоея; даруй нам, Господи, вся потребная ко спасению, и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всем волю Твою. Ты бо еси Бог наш, немолчными песньми и непрестанными славословеньми от святых сил воспеваемый, исполни и наша уста хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому, и даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною и хранящими заповеди Твоя, молитвами Всесвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, предстательством честных небесных сил безплотных и всех от века святых Твоих.

Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Прошение четвертое

БОЖЕ ВЕЛИКИЙ И ВЕЧНЫЙ, един истинный и праведный, един щедрый и милостивый: да приидет Дух Твой на нас, и сила Твоя да осенит нас; простри от святаго жилища Твоего невидимую руку Твою, и благослови всех нас, и даждь нам по благости Твоей неизменно пребыти в путех воли Твоея, и даже до последняго издыхания нашего неотступно покрый нас безмерным Твоим благоутробием.

Ты бо един еси Защититель наш и Покровитель, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Прошения о храме и о монастыре

На сугубой ектении

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, пред мироискупительною Страстию Твоею моливыйся Отцу Твоему, да вси исповедающии Имя Твое едино будут, удовли вся ны к совершению заповеди Твоея сея, силою и наитием Всесвятаго Духа Твоего; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Боже Спасителю наш, раздаянием огненных языков в пятидесятный день вся языки призвавый в соединение, молим Тя, низпосли на ны дар Духа Твоего Святаго, да исполнятся сердца наша истинныя любве ко искреннему нашему и ко всякому разумному созданию Твоему; молим Ти ся, услыши и помилуй.

Читайте так же:  Молитва от сглаза красная нить

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, и благопоспешении рабов Божиих (имена); благодатию и щедротами Твоими, Господи, исполни вся прошения их; прости им всякое согрешение вольное и невольное; благоприятны да будут мольбы и милостыни их пред Престолом владычествия Твоего; покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби свободи, и даждь им мир, здравие и долгоденствие; молим Ти ся, милосердне Господи, услыши ны и скоро помилуй.

Призри, Владыко Человеколюбче Господи, милостивным Твоим оком на рабы Твоя сия (имена) и услыши недостойная моления наша, с верою приносимая Тебе. Сам бо рекл еси, Господи: вся елика молящеся просите, веруйте, яко приимите, и будет вам. Сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость Твою просим: подаждь благость Твою, рабом Твоим сим и исполни благая желания их, в мире и тишине вся дни их соблюди; молим Ти ся, всещедре Господи, услыши ны и скоро помилуй.

БОЖЕ ОТЧЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ, Тебе, создавшему нас зиждем мы храмы немощными руками нашими из мертвых камней, но Ты благоволением благости Твоея сотвори нас быти живыя храмы Духа Твоего Святаго; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.

БОЖЕ, БОЖЕ НАШ, в нищете и изгнании суще, не имамы ниже места, ни силы, ни власти что-либо создати, Ты же, благий Создателю всяческих, неизреченным могуществом Твоим утверждаяй всю тварь, утверди и наших рук малое дело сие; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, приступльше ко Святому Твоему жертвеннику да принесем Тебе, Богу нашему, безкровную службу, Тобою нам преданную чрез святыя Твоя апостолы, и просим и молим Тя, всеблагий Господи, призри милостивно на службу нашу, и не отвержи приношения нашего, но услыши ны и помилуй.

ОТЧЕ БЛАГИЙ И СВЯТЫЙ, щедрый и милостивый, призри человеколюбно на молитву нашу, и прииди во еже спасти нас, и егда призывати нам страшное Имя Твое, милостивно сниди до нас, и присно пребуди с нами, якоже пребывал еси со святыми Твоими апостолы; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, во дни оны премудрый Соломон взываше к Тебе, моляся: да будут очи Твои день и нощь отверсты на воздвигнутый им храм, призывание же Имене Твоего святаго на услышание молитвы, еюже молятся раби Твои; и ныне, Владыко Святый, призри милостивно на сей малый и убогий храм, и сотвори его быти местом пребывания Имене Твоего, и домом молитвы ради всех народов, благоугодныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ОТЧЕ БЛАГИЙ, Владыко многомилостиве, благоволением Твоим призри на скорби наша, и посетив нищету нашу, спаси нас, да будем наследницы во славе святых Твоих, от века Тебе благоугодивших; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.

СЫЙ, ВЛАДЫКО Боже Вседержителю, сниди к нам, милосердия ради милости Твоея, и неотступно пребуди с нами, низпосылая благодать Святаго Духа на приношения наша, яко низпосылал еси в века на жертвы отцев наших, благоугодивших пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ОТЧЕ СВЯТЫЙ, не отврати Лица Твоего от нас, яко скорбим; приими словесную сию службу нашу, приносимую Тебе сердцем сокрушенным и духом смирения, и сподоби нас воздати Тебе чистую хвалу о благодеяниих Твоих, и в мире глубоцем сохрани нас даже до последняго издыхания; молим Ти ся, услыши и помилуй.

БОЖЕ СВЯТЫЙ, Творче и Содетелю всяческих, немощными рукама мы зиждем Тебе храмы из мертвых камней, в приношение молитв и безкровныя жертвы, Ты же, везде Сый и вся исполняяй, Едине приводяй вся в совершение, сотвори нас быти живое селение Твое, во веки неизменное; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, пришельцы суще на земли чуждей, не имамы ни места, ниже власти к созиданию храма, достойнаго велелепия Имене Твоего, но Ты, Всеблагий, вся носяй глаголом силы Твоея, утверди и наших рук малое дело сие, и службу нашу милостивно приими; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, един сый воистину краеугольный Камень, на Немже зиждется всякая жизнь, призри милостивно на ны, недостойныя рабы Твоя, дерзнувшия в надежде на Тя воздвигнути храм сей, во еже приносити в нем мольбы и моления наша Тебе, Творцу и Спасу нашему, и основай его на твердом камени истиннаго исповедания Твоего, о Ты, основавый землю на тверди ея; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИУСЕ ХРИСТЕ, Спасе наш, призыванием страшнаго и всесвятаго Имене Твоего, благоволи оградитися месту сему от всякаго действа вражия, и да отступят от него вся противныя силы, и ничтоже вредное да не коснется рабов Твоих, мольбы и прошения своя приносящих Тебе в святем храме сем; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, вознеслся еси превыше всех небес и одесную Отца возсел еси в неизреченней славе, прекрасне исполнив еже о нас Отеческое смотрение. Восприяв бо древле падшее Адамово естество и Собою обожив е в славнем вознесении Твоем, спосадил еси на Престоле Предвечнаго Божества. Сего ради излей и на ны, недостойныя, обетованнаго Духа Святаго, и не лиши нас радости прежде сложения мира избранных Твоих; молим Ти ся, всеблагий Христе, услыши нас и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Сыне Божий, един сый основание незыблемое Церкве Твоея, юже Крестом Твоим и смертию стяжал еси, воскресением совершил еси, вознесением благословил еси, Духа же Святаго сошествием освятил и оживотворил еси во веки, Тебе ныне смиренно просим: благослови и ущедри вся ны, недостойныя рабы и рабыни Твоя, и вся потребная к совершению и сохранению храма сего и святыя обители сея, Божественным Твоим Промыслом изобильно подай; молим Ти ся, услыши и скоро помилуй.

ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ, утверждаяй всю тварь могуществом Твоим, утверди немощных рук наших дело, и малому храму сему сотвори быти местом явления славы Твоея, и домом молитвы, ради всех народов, благоугодныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

БОЖЕ И ГОСПОДИ СИЛ, да будут очи Твои день и нощь отверсты на храм сей, и призывание Имене Твоего святаго на услышание молитвы, юже приносят Ти раби и рабыни Твоя; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Спасе наш, на камени исповедания Божества Твоего изволивый создати Церковь Твою незыблему и от врат адовых необориму, милостивно призри ныне на немощь нашу, и на камени заповедей Твоих утверди сердца наша, да к Тебе всегда взирающе и Божественным словом Твоим напояеми, и сами мы яко камение живо созиждемся в дом духовен, и храм Духа Твоего Святаго явимся, во еже приносити Тебе, Единому Богу нашему, непорочныя жертвы, благоприятныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, силою Духа Твоего Святаго возведи ны в след стопам Твоим, и сотвори ны достойны приносити Тебе жертву духовную о гресех наших и о всем мире Твоем, да причастницы суще Божественных Твоих Тайн, обрящем милость Твою в день великий воздаяния Твоего праведнаго; молим Ти ся, услыши и помилуй.

Молитвенное приношение старца Софрония

Утренняя молитва 1

БОЖЕ ВЕЧНЫЙ, Царю Святый, Творче небу и земли, Иисусе Христе, Отца безначальнаго собезначальный Сыне, неизследованною благостию призвавый мя от небытия в жизнь сию, даровавый ми благодать крещения и Свышняго пакирождения, положивый печать Духа Твоего Святаго на уды тела моего; Ты бо вложил еси в сердце мое желание взыскати Тя, Единаго истиннаго Бога, услыши и ныне молитву мою.

Читайте так же:  Молитва Святым семи отрокам

Ни жизни, ни света, ни радости не имам, разве Тебе, Боже. Несмь достоин воззрети на Тя, от множества грехов моих, но, якоже рекл еси учеником Твоим, яко вся елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете и еже аще что просите во имя Мое, то сотворю, дерзая призываю Тебе: очисти мя от всякия скверны плоти и духа и научи мя како достоит молити Тя.

БЛАГОСЛОВИ день сей, егоже дал еси ми, недостойному рабу Твоему, и силою благословения Твоего сподоби мя, на всякое время и во всяком месте, сердцем чистым глаголати и делати во славу Твою, с терпением, смиренномудрием и любовию, в духе мира, кротости, великодушия и премудрости, и предзрети Тя предо мною выну.

СКАЖИ МНЕ, ГОСПОДИ, путь воли Твоея, по безмерной благости Твоей, и даруй мне непорочно ходити пред Лицем Твоим. Ты, мирный Царю, испытуяй сердца и утробы, веси всю нищету мою и безумие; Ты веси ослепление мое и неведение, но и желание сердца моего зриши, и болезни и скорби души моея не скрыты пред Тобою.

ВОНМИ убо молению моему, и Духом Твоим Святым настави мя на землю праву. Елижды аще растленная воля моя поведет мя на чуждыя стези, тогда молю Тя, не щади мене, но нуждею возврати мя паки на путь святых Твоих заповедей. Силою любве Твоея даждь ми последовати стопам Твоим аможе аще пойдеши. Сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго, от всякаго движения сердца и ума моего, могущаго печалити Духа Твоего Святаго или брата моего огорчати. Научи мя, что ми подобает глаголати и како подобает глаголати. Аще же есть воля Твоя, да умолкну, вразуми мя молчати в духе мира, никакоже оскорбляющи, ниже смущающи ближняго моего.

Законоположи мя в путех оправданий Твоих и, даже до последняго моего издыхания, не попусти ми уклонитися от света Твоих повелений, яко да будут заповеди Твои единым законом всего моего бытия: и временнаго, и вечнаго.

ЕЙ, ТВОРЧЕ МОЙ БЛАГИЙ, умилосердися о мне, падшем создании Твоем, ущедри мя во смирении и скорби моей, и не скрый от мене путей спасения Твоего.

О мнозем и велицем молю Тя, Боже мой, но развращения и непотребства моего не забых. Темже помилуй мя и не отвержи мене от Лица Твоего дерзновения ради моего, наипаче умножи во мне сие святое дерзновение. И сподоби мя, сквернша паче всех человек, любити Тя, якоже заповедал еси нам: от всего сердца, от всея души, всем помышлением и всею крепостию. Всем существом моим да возлюблю Тя.

ЕЙ, ГОСПОДИ ЦАРЮ, Духом Твоим Святым научи мя благоразсуждению и разуму. Даждь ми познати истину Твою, прежде даже не сниду во гроб. Продли дни моя в мире сем, дóндеже принесу Ти плоды достойны покаяния. Не восхити мене в преполовение дней моих, или во омрачении ума моего. Егда же благоволиши положите конец окаянному житию моему, предупреди мене, да уготовится душа моя усрести Тя.

В тот великий день, в тот страшный час, пребуди со мною, Господи, и воздаждь ми неизреченную радость спасения Твоего. От тайных моих очисти мя и от всякаго беззакония таящагося во мне, и добрый ответ даруй ми принести Тебе на Страшнем Судищи Твоем.

ЕЙ, ГОСПОДИ, по велицей милости Твоей и безмерному человеколюбию Твоему, услыши молитву мою.

Молитва на всяк день

ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ, призри на нищету мою и падение мое. От юности осквернен есмь всякими грехами, и не смею возвести очи мои к Тебе, ниже отверсти скверная уста моя к призыванию святаго и страшнаго Имене Твоего. Но паки отнюд не призывати Тебе не могу, яко не имам иныя жизни, инаго света, иныя радости, иныя мудрости, иныя крепости разве Тебе Единаго, Боже мой. Темже, дерзая на милость Твою, молю Тя: сподоби мя призывати Тебе, яко Сам Ты заповедал еси учеником Твоим вся просити во Имя Твое. Силою святаго и страшнаго Имене Твоего, очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и даждь ми молити Тя, якоже достоит. Но Ты зриши, Господи, яко не вем, како подобает молитися. Ты еси Бог мой от чрева матере моея, но пути, ведущаго к Тебе, не обретох; и доселе во время старости моея, пребываю в тьме неведения. Но ныне, егда приблизися кончина моя, егда готовится душа моя снити во вечный мрак ада, помилуй мя, пощади мя, и Сам Ты, Спасе мой, Духом Твоим Святым научи мя молити Тя. Подобно разслабленному, глаголавшему Ти: не имам человека, и аз призываю Тя – прииди ко мне, оставленному, заблудшему, безпомощному, и Сам Ты буди ми вся.

ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя, пощади мя, научи мя, утверди мя на пути заповедей Твоих.

Молитва иная

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Единородный Сыне безначальнаго Твоего Отца, отверзи очи омраченной души моея, яко да и аз разумно узрю Тебя, Творца и Бога моего. Молю Тебя: не отвержи мене от Лица Твоего, но презрев все мое окаянство, всю мою низость, яви мне Свет Твой, о Свете мира; и даждь ми познати любовь Твою к человеку. О сладчайший Христе, от Отца низпославый на святыя Твоя ученики и апостолы Духа Святаго, Сего, Благий, низпосли и на мя, недостойнаго, и тем научи мя познанию Твоему, и открый ми пути спасения Твоего. Возсияй ми, Боже, Боже мой, Свет Твой истинный, яко да во Свете Твоем узрю и аз славу Твою, яко Единороднаго от Отца, и да вообразится внутрь мене Твой непостижимый образ, по немуже создал еси человека. О Боже, Спасителю мой, свет ума моего и крепость души моея, да вселится в мя доброта Твоя, да пребуду и аз непрестанно в Тебе, присно нося в себе Духа Твоего Святаго, Иже да даст ми уподобитися Тебе, Единому Господу моему, якоже быша подобнии Тебе вси от века святии Твои.

ЕЙ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, по неложному Твоему обетованию, прииди со Отцем и Духом Святым, и обитель Твою сотвори внутрь мене во веки веков.

Молитва в часы отчаяния

ГОСПОДИ БОЖЕ СПАСЕНИЯ МОЕГО, милостивым благоволением Твоим даровавый ми жизнь сию, неизреченною силою Твоею призвавый мя от небытия в бытие и в душу мою вложивый желание искати Тя, Создателя и Бога моего: услыши мя ныне в час сей, яко скорблю. Вложи в уста моя словеса благоугодная Тебе, исполни сердце мое смиренных чувств, и ум мой благих помышлений. Ты, Господи мой и Боже мой, благоволил еси открыти ми нетварный свет повелений Твоих яко путь ко спасению вечному, призри убо и ныне с небесе, и виждь печаль мою. Ты веси, Господи, тесноту сердца моего, и широка заповедь Твоя зело. Тонкая ткань сердца моего болезненно раздирается в подвизе сохранити словеса Твоя, и изнемогает душа моя во еже тещи вслед стопам Твоим. Темже молю Тя: скоро прииди и вселися в мя, и Сам Ты соверши во мне Волю Твою святую и всесовершенную, яко Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже от повеленнаго Тобою. Ты даровал еси мне свет сей преходящий, благоволи убо излияти на мя, недостойнаго, Твой Свет невечерний; Ты ввел еси мя в жизнь сию, исполненную напастей и нетления, подаждь убо и мне, по безмерней милости Твоей, ту святую и непреложную жизнь, юже обещал еси всем возлюбльшим пришествие Твое.

Читайте так же:  Как определить по компасу направление молитвы

Ей, ГОСПОДИ, не отвержи моления моего, но скоро услыши мя, яко отступил еси от мене , и покры мя тьма, удалился еси от мене , и сокрушися сердце мое, и несть мира в костех моих. Егда оставляеши мя, Господи мой и Спасе мой, жизнь сия бывает ми во ад. Сего ради паки взываю Ти: не закосни, яко душа моя от безмернаго страдания может возжелати смерти. Помилуй мя, и посети мя, одинока и безпомощна, и возведи душу мою от сени смертныя, потопившыя мя. Сотвори со мною, окаяннейшим всех, знамение Божественнаго благоволения Твоего, и даждь ми узрети радость спасения Твоего, прежде даже не оставлю мир сей.

Молитва

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Сыне Бога Живаго, отверзи умныя очи омраченныя души моея, яко да и аз узрю Тебе, Бога моего и Творца, и тако сподоблюся истинно служити Тебе во вся дни живота моего. Припадаю Тебе, и молю Тя, не отвержи мене от Лица Твоего, но презрев все мое окаянство, и мерзость, и низость, яви ми Свет Твой, о Свете мира, и даждь ми познати любовь Твою к человеку, и да вообразится внутрь мене образ Твой непостижимый, по немуже создал еси человека, да вселится в мя доброта Твоя и сила Твоя.

Молитва в обстоянии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

БОЖЕ ВЕЛИКИЙ И КРЕПКИЙ, Боже превечный и преблагий, обещавый услышати всех, во истине Тя призывающих, услыши в час сей и нашу недостойную молитву, и прииди во еже спасти ны от всех гонящих нас; запрети нечистым духам от лица безумия моего; и да отлучится от мене дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и гнева, и да угаснет во мне всякое разжжение страстное, от действа диавольскаго находящее на мя. Очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и да просветится душа моя, и тело, и дух светом Божественнаго Твоего познания, дабы и аз, по множеству благости Твоея, достиг в старости моей в мужа совершенна, в меру полноты, и тако прославлю со Ангелы и всеми святыми Твое пречестное и великолепое Имя, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва

ГОСПОДИ, ТЫ ВЕСИ, яко аз немощен есмь. Со страхом ищу аз путей к Тебе, не удалися от мене в падении моем; предстани ми, ничтожному, но жаждущему; вселися в мя, и Сам Ты совершай во мне вся, яже заповедал еси нам; сотвори мя Твоим на веки вечныя, в любви неколеблемей.

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

66804939 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)


(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)


(QR-код в отдельном окне)

архимандрит Софроний (Сахаров)

Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в “самиздате”. Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «. я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге. ».

Архимандрит Софроний (Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве 22 сентября 1896 года в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв здоровье его стало поправляться.

Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью, и многие отмечали его талант художника. В этот период, не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем — Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение — видение Нетварного Света.

Сергей не может больше спокойно заниматься живописью и решает посвятить свою жизнь Богу. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию, а оттуда — на Афон. Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.

Весной 1930 г. произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония — встреча со старцем Силуаном Афонским, ныне канонизированным и внесенным в месяцеслов Русской Православной Церкви. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха, и через духовника отцу Софронию открылись ответы на многие, как называл их сам отец Софроний, “отчаянные” духовные вопросы, которые волновали его все предшествующие годы. Наставления преподобного Силуана стали для отца Софрония первой и главной опорой всей его дальнейшей жизни. 30 апреля 1932 г. отец Софроний рукоположен во иеродиакона.

В 1935 г. иеродиакон Софроний тяжело заболел. Он оказался на грани смерти. Многие, в том числе и сам отец Софроний, были уверены, что ему осталось жить совсем немного, но по Божиему милосердию и по молитвам преподобного Силуана отцу Софронию было даровано еще много лет жизни.

24 сентября 1938 г. отошел ко Господу старец, духовник и сотаинник отца Софрония преподобный Силуан. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения о.Софрония — книги “Старец Силуан”. Отец Софроний также написал первую часть этой книги — жизнеописание Старца Силуана.

После смерти своего духовника отец Софроний с благословения настоятеля монастыря уходит в “пустыню”. Он подвизается в Карульском и в некоторых других афонских скитах.

В феврале 1941 г. он рукоположен во иеромонаха, и с этого времени начинается его духовническое служение на Афоне. Вскоре он становится духовником монастыря св. Павла.

После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям его высылают с Афона. В 1947 г. иеромонах Софроний приезжает во Францию, где ему поручается служение в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен Женевьев де Буа.

Через год, в 1948 г. отец Софроний публикует первое, ронеотипное ручное издание книги «Старец Силуан» в количестве 500 экземпляров.

В 1952 г. в Париже выходит первое типографское издание книги «Старец Силуан», а через несколько лет — первое издание этой книги на английском языке (несколько сокращенное).

Постепенно вокруг отца Софрония собирается круг духовных детей и учеников, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 г. по благословению церковной иерархии он создает во Франции, на ферме Колара, монашескую общину.

Отец Софроний мечтает об основании православного монастыря, в котором могли бы реализовываться на практике заповеди преподобного Силуана. Основать такой монастырь во Франции не представлялось возможным, и в ноябре 1958 г. отец Софроний с некоторыми своими духовными детьми переезжает в Великобританию, в графство Эссекс, где было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечи. Основанный им монастырь стал одним из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. Сюда съезжаются люди со всего мира — от Японии до Канады,- чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана.

Читайте так же:  Молитва о смягчении сердца сына

В этом монастыре отец Софроний подвизается до конца своих дней, сначала — в качестве настоятеля, а затем, с сентября 1974 г.,- в качестве старца монастыря.

Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.

Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в “самиздате”. Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «. я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге. ».

Молитвенное приношение старца Софрония

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
О молитве архимандрита Софрония

Отверзу уста моя, и наполнятся духа.

Вся жизнь старца Софрония была непрестанным стремлением ко Свету Лица Божия, к «Тому, Кто Есть» ( Исх. 3, 22 ). Подобно Моисею десятилетиями он взывал к Богу со слезами: «Яви мне Лице Твое!». Неутолимая жажда проникнуть в тайны Божественного Бытия не умалилась до глубокой старости отца Софрония. Иными словами, вся жизнь его была наполнена молитвой, болезненным исканием пути к нашему Творцу, чтобы вопросить Его: «Для чего Ты создал меня?» Отражением живого предстояния старца перед Вечным и Живым Богом являются молитвы, помещенные в этой книге. Однако они дают лишь частичное представление о той глубокой молитвенной жизни, которая текла в нем.

Молитва для старца была всеобъемлющей. Поводом к ней служило все, что окружало подвижника. Его молитва простиралась к Богу обо всем. Каждое движение, каждое действие он начинал и заканчивал с чувством Божественного присутствия. Сознанием этого освящалось все. Вокруг подвижника создавалась напряженная атмосфера непорочной святости, выраженной в словах преп. Серафима: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Писал ли он иконы, беседовал ли он с людьми или просто гулял – он «совершал святыню во страсе Божием». Для него не было малых, ничего не значащих вещей, поскольку он воспринимал все и всех через призму молитвы, в присносущном Свете спасения Христова. При беседе со старцем часто возникало ощущение того, что он и слушает тебя, и одновременно предстоит духом пред Богом, и прислушивается к сердцу, что откроет ему Святой Дух.

Старец познал и открыл нам, что путь к истинному Бытию лежит через молитву, подобную Гефсиманской, в которой жертва любви приносится до конца. Лишь тогда человек во Христе и чрез Христа может сказать: «Ныне и аз есмь».

К этому переходу от смерти и тления страстей к жизни, всецело освященной заповедями Христовыми, была устремлена его молитва с чрезвычайным напряжением. Старец постоянно повторял, что «молитвою все исцеляется, все исправляется, все очищается, все обновляется», и поэтому для него не существовало безнадежных ситуаций. Единственным и верным путем к разрешению и преодолению всех проблем он считал такую «безумную», отчаянную молитву, исходящую из нашего бедственного положения. В любых обстоятельствах старец поощрял внутренне «кричать» к Богу с болезненным сердцем:

Господи, Боже Спасителю мой, благосклонно приклони ухо Твое к молению моему: Ты зриши, как греховная смерть поглощает всего меня; молю Тя: исцели сердце мое, исцели ум мой, исцели душу мою, исцели все мое бытие благоволением Твоим, за молитвы отца моего духовнаго. Аминь.

В молитве, приносимой в подобающем духе, старец видел акт вечной ценности, и поэтому он переживал каждое молитвенное действие как новое событие. Мы можем забыть, что мы молились, и о чем молились, но энергия молитвы пребывает в Боге и совосстанет с нами в день воскресения.

Он также говорил, что «молитва действует медленно и благородно». Ее действие может быть моментальным, но оно также может произойти через пять, десять, или двадцать лет после того, как помолился человек, ведь ни один молитвенный вздох не пропадает пред Богом. Так он видел, например, во всемирном и любовном почитании в наши дни преп. Серафима Саровского плод его покаянного подвига на камне, доселе тайно действующего в мире. Прежде всего, он часто указывал на непрекращающееся действие Гефсиманского моления Господа нашего Иисуса Христа, на Его живое и животворящее присутствие в бытии мира с тех пор, как оно было принесено и, как Свет Любви Божественной, стало содержанием славословия небесных сил и неотъемлемым и спасительным достоянием всех сынов Адама.

Большинство публикуемых в книге молитв было написано во время пребывания старца в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, где он поселился по возвращении с Афона и жил с 1946 по 1959 год. Многие из них – простые наброски, поскольку старец никогда не имел времени, ни свободы обрабатывать и отредактировать их: «Все, что я написал – я всегда писал где-то в поезде, на краю стола, в полночь, полубольной. У меня никогда не было подходящих условий для такой работы». Однако про ту пору старец говорил, что у него было такое вдохновение, что молитвы сами выливались на бумагу. С одной стороны, в силу того, что сразу после Афонской пустыни он находился тогда в исключительно благоприятном духовном состоянии «бесстрастия», и быть может еще потому, что тот период был для него чрезвычайно тяжким и полным разных скорбей и испытаний: крайняя нищета, немощь и болезнь телесная, и многое другое, – удручали его. Во многих его молитвах слышны отголоски тех острых терзаний, которые, несомненно, углубляли его крик к Богу: «Тонкая ткань сердца моего болезненно раздирается, и изнемогает душа моя во еже тещи вслед стопам Твоим. Помяни болезни наша и скорби, труды и злострадания, и по множеству скорбей и воздыханий наших, умножи милость Твою на нас. »

Другой выразительный пример этой молитвенной свободы можно видеть в том, как в последнее время своей жизни, сокрушенный угасанием веры в сердцах людей во всем мире, старец читал Трисвятое так: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный и ВЕРНЫЙ, помилуй нас». Однако здесь следует отметить, что этот свободный творческий процесс всегда происходил у отца Софрония в рамках предания Православной Церкви. Старец дорожил ее дивным литургическим богатством, многие тексты которого он знал наизусть, но он также говорил, что в наше время нужно писать новые молитвы, так как «Требник» уже не покрывает всех нужд нашей эпохи. Составляя новые молитвы, он заботился о том, чтобы оживить, возобновить притупившееся от постоянного повторения чувство молящихся. Так, например, были написаны им «Пятерицы» литургических молитв для приготовления ко Причащению, по схеме, найденной у преп. Симеона Нового Богослова. Вот как он сам пишет о них:

«Мысль вовлечь в более тесное участие народ в совершаемое (литургическое) таинство несомненно правильна. Я лично нашел полезным совершить это несколько иным образом. А именно, в том месте, где обычно принято читать дополнительные молитвы или прошения на Литургии, то есть после Евангелия, я стал добавлять некоторые прошения и затем молитву, приготавливающие к таинству, чтобы помочь предстоящим перед самым важным моментом Литургического канона собраться и внутрь себя, и воедино с иереем. Посылаю тебе эти тексты. У меня пока их пять. Каждый из них я читаю целиком на Литургии, меняя последовательность, чтобы разнообразить несколько. Дело в том, что если ограничиться одним текстом, строго фиксированным, тогда пришлось бы или очень удлинять его, или лишиться многих слов, которые, в общем, желательны. Даже у нас, в нашей маленькой церковке, приходится считаться со временем. Обычно наша Литургия занимает два с половиной часа. Я позволил себе ввести эти молитвы, которые, как ты видишь, составлены из текстов других литургических молитв, тайных и нетайных, с тем, чтобы оживить внимание, притупляющееся иногда от повторения одной и той же формулы. Есть у меня и другие молитвы, за усопших, за больных, и проч.» 4

Читайте так же:  Молитвы по окончании чтения псалтири

Старец очень бережно и благоговейно относился к слову, так как он глубоко ощущал творческую силу всякого молитвенного действия, совершаемого с должным вниманием и напряжением. Он сам до конца жизни старался произносить всякое слово четко и ясно, с полным сознанием того, что говорится. Он настаивал, чтобы никогда не упускали из виду бытийного измерения молитвы, обращенной к Единому, воистину Сущему Богу, и не сводили ее к простому вычитыванию, поскольку критерием истинности молитвы является болезнь сердца, и плач, указывающий на то, что молитва наша достигла своей цели. Этот священный и страшный характер всякого молитвенного призывания особенно чувствовался, когда он читал Иисусову молитву.

Он произносил слова медлительно, напряженно, как смиренный стон из сердца, и в благоговейном чувстве того, что это – Имя Того, Имже вся быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. Он всегда советовал читать молитвы медленно, повторяя слова, делая паузы, для того, чтобы дух молитвы проникал вглубь и касался сердца: «Если твой ум и сердце испытывают молитвенное настроение при чтении Св. Писания, то ты оставайся в этом, доколе не прекратится это молитвенное настроение. Правило такое: всякое слово, всякое положение, при котором ум и сердце соединяются в единой жизни памяти Божией, не должно изменять, пока не утомится ум или сердце или тело». 5

На прочтение одной молитвы у старца уходило весьма долгое время. Он вообще предпочитал краткие молитвы, как отчаянные сердечные вопли, а длинные, которых, впрочем, немало среди его собственных молитв, он советовал разделять на части, так как внимание наше не выдерживает чрезмерного напряжения, и нам нужны перерывы. «Кто может чисто молиться два часа, – говорил он, – у того непрестанная молитва. Два часа – это мера совершенных».

Драгоценным и необходимым условием для молитвы и для христианской жизни вообще старец считал вдохновение, к которому он часто возвращался в беседах. Он имел в виду то состояние, когда молящемуся человеку открывается в Духе Святом непостижимый Образ Христа-Бога, Который святою красотою Своею и непорочным совершенством Своим пламенно влечет душу уподобиться Ему. В молитве, как и в прочих аспектах жизни, принцип подвижника состоял в том, чтобы возвести ум и сердце человека именно к этой последней цели, к тому совершенству, к которому все призваны во Христе и которое выражено, по словам преп. Серафима, в «стяжании Святого Духа». Поэтому критерием того или другого молитвенного делания отец Софроний считал умножение в нас познания путей спасения и смиренного духа Христовой любви. «Когда вы говорите с людьми, не останавливайтесь на маленьких вещах. Надо их поставить перед глубокими вопросами. Так надо лечить людей: показать им вечный свет Слова Христова».

«Весь смысл жизни в том, чтобы ум наш и сердце жили Богом; чтобы Бог стал нашей жизнью. Этого Он только и ищет. Для этого мы и созданы, чтобы жить Его жизнью, и при том во всей ее беспредельности. Это слово может нас пугать, когда мы видим наше настоящее жалкое состояние, но это так, и веру эту не надо терять. Одна из наибольших опасностей – снизить и умалить замысел Божий о человеке. Всякое наше страдание, даже неправое, знает Бог. Знает, и сострадает нам. С Ним необходимо установить “личные” отношения; почти “человеческие”. Я надеюсь, что ты меня понимаешь. Понимаешь, что под этим я разумею внутреннюю, интимную связь с Богом. Ибо к жизни в Нем призван весь человек, то есть не только его высшая способность созерцания – “дух”, но и чувства – “душа”, и даже тело». 6

Вдохновенный таким видением, человек не замечает мелочей, говорил старец, ведь все его внимание молитвенно устремлено ко Христу, и он не может грешить. Тогда жизнь течет просто, естественно, но из-за молитвенного напряжения одновременно и безгрешно, и свято, а без вдохновения – все скучно, уныло, мертво, и греха не избежать. Старец говорил: «Сердце христианина-монаха должно быть подобно вулкану. Чуть затронешь, и польется горячая лава». Так и было со старцем. Он, бывало, начнет читать: «Отче наш», а дальше – не может, потому что его душат слезы.

Как и вся его жизнь, молитвенный облик старца был прост, естественен, в нем не было ничего «театрального», ибо он более всего любил и ценил святую монашескую строгость во всем и ту царственную свободу духа, ни от каких внешних обстоятельств или принуждения не зависящую. Жизнь его духа была действительно «сокровенна со Христом в Боге», и проходила в «тайной клети» сердца. Лишь в последние его месяцы приоткрылась она, и нам дано было видеть, лишь отчасти, как он плакал поистине Гефсиманским плачем.

Незадолго до смерти старец часто повторял: «У меня нет больше слов; я все сказал Богу». И на самом деле, в то время его молитва шла дальше всяких слов, которые, как и всякое человеческое явление, ограничены, и претворялась в «неизглаголанные воздыхания» сердца, в безмолвное предстояние его духа, плененного видением Христа, молящегося в Гефсимании и восходящего на Голгофу. В таком-то состоянии он достигал подлинного созерцания, «когда небесные реальности становятся очевидными для нашего духа». И когда умиление переходило некую грань, тогда его немощное, престарелое тело едва выдерживало напор плача. В те моменты он мог умереть от чрезвычайной боли.

В такой молитве, повторяя со слезами слова: «Господи, приими душу мою. », старец Софроний перешел от смерти в жизнь нестареемую во Свете возлюбленного им Христа. Мы же ныне с твердым упованием о том, что старец в неизреченном смирении предстоит Святой Троице и, по обещанию своему, ходатайствует о мире, о котором он так долго и глубоко болезновал, благодарные за все «моления же и молитвы, которые он с воплем крепким и многими слезами» принес Богу о каждом из нас в жизни сей, всеблагоговейно возносим свою молитву о нем:

Со святыми упокой, Христе, преподобнаго раба Твоего, и молитвами его помилуй нас и мир Твой.

Схиигумен Серафим (Барадель)

О, Ты, Единый подлинно Сый,

Творец Благой и Вседержавный,

Твоею волею в мир сей

Все сущее из тьмы воззвавый;

В любви Твоей внемли мольбам

Твоих созданий, палимых жаждой

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тебя во истине познать, Тебя любить,

Молитвы отца софрония
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here