Не осуждай молитва

Основы: Не осуждай молитва - информация из открытых источников и священных текстов.

Не осудить зло, а исправить его: Афонские старцы об осуждении

Осуждение ближнего относится к смертным грехам. Кажущаяся малой, эта страсть очень опасна.

Редакция портала «Русский Афон»собрала 10 изречений афонских святых об осуждении, каким образом можно преодолеть эту склонность.

1. Осуждение становится препятствием в молитве. От осуждения Благодать Божия сама собой отходит, и в твоих отношениях с Богом появляется холодность. Как ты будешь потом молиться? Сердце превращается в лёд, в камень.

2. Человек, который осуждает, отгоняет от себя Благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться. И если он не осознаёт свою ошибку и не смирится, то постоянно будет падать. Но если поймёт и обратится за помощью к Богу, то Благодать Божия вернётся.

3. Осуждение и злословие – самые страшные грехи, они сильнее, чем любой другой грех, удаляют Благодать Божию. «Как вода угашает огонь, – говорит святой Иоанн Лествичник, – так осуждение угашает благодать Божию».

4. Наша цель – не осудить зло, а исправить его. Если человека осудить, то он может прийти в полное расстройство, а если проявить понимание и поддержать его, то он спасется. Нужно встречать грешника с любовью и с уважением относиться к его свободе. Когда в семье кто-то роняет вазу со стола и она разбивается, нас обычно охватывает гнев. Но если в эту критическую минуту мы, проявив понимание и прощение, станем выше всего, что произошло, то приобретем и свою душу, и душу нашего брата. В этом и состоит вся духовная жизнь: одно движение ввысь среди испытаний скорбями, один переход от негодующего эгоизма к пониманию любви.

5. Смотри, чадо мое, не осуждай ни одну душу, потому что осуждающему ближнего Бог попускает падение, чтобы он научился сочувствовать своему немощному брату.

6. Сострадай тому, кто не имеет. Не осуждай его за то, что он не имеет, что он грешный, злой, лукавый, болтливый, вор, блудник и лжец. Если приобретешь это познание, никогда не сможешь никого судить, даже если видишь его смертно согрешающим. Ибо сразу говоришь: “Нет у него, Христе мой, благодати Твоей, поэтому он согрешает. Если Ты уйдешь и от меня, то сделаю еще худшее”. Он – нищ. Как же ты требуешь, чтобы он был богат? Дай ему богатство, чтобы оно у него было. Он – слеп. Дай ему глаза, чтобы он видел.

Старец Иосиф Исихаст

7. Плотская брань возгорается не столько от пищи, от пития, от вина и от сна, сколько от осуждения.

Старец Иосиф Исихаст

8. Некий преподобный просил и молил Бога сжалиться над осуждающими. Раз, два, три и четыре раза воссылал он моление о сем к Богу. Бог, видя такую молитву, ежедневно воссылаемую Ему (преподобным), удостоверяет его следующим чудесным образом в том, что возношение наветников (т.е. осуждающих ближнего своего) есть мерзость пред Богом. Посылает Бог ангела собрать на одно блюдо (изображения) всего того, что происходит от возделывания наветниками зла своего. Собрал все это (ангел) и, держа все в руках своих, принял образ человека, делая вид, что хочет пронести сие мимо преподобного. Преподобный же, когда ангел приблизился, отвернул от него лицо свое. Ангел сказал: «Отчего, авва, отворачиваешь ты лицо твое?» Говорит преподобный: «Не в силах выносить я сего смрада и зловония». Говорит ангел: «Ты и на малое мгновение не в силах вынести такого зловония, как же просишь, чтобы Бог ежедневно выносил его пред Лицом Своим? Т. е. не отвращал бы Лица Своего от мерзких молитв осуждающих и от душ их? Уже одно долготерпение Бога, с которым Он долготерпит подобному зловонию, есть великое милосердие Божие…

Преподобный Нил Мироточивый

9. Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других.

10. Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание.

Молитва против осуждения

Здравствуйте, дорогие друзья. Перед тем как опубликовать саму молитву, хотел также обратить Ваше внимание на некоторые советы для молитвы. Эти советы помогут Вам улучшить Вашу молитву, а значит, и получить ответ от Бога. С советами Вы можете ознакомится здесь: Молитва. Как правильно молиться?

Также Вашу веру могут сильно укрепить истории людей, которые получили ответ на свои молитвы. После прочтения хотя бы одной истории Ваша вера укрепится, и Ваша молитва будет совсем другой. Истории людей Вы найдете в этом разделе: Истории жизни людей.

Молитва против осуждения

О мой Бог и мой Господь, во имя Иисуса Христа, я обращаюсь к Тебе в молитве и прошу: избавь меня от осуждения. Очень часто я сталкиваюсь с такими ситуациями, когда я вижу, что кто-то поступает неправильно, и у меня сразу появляется желание осуждать того человека, я начинаю сразу расстраиваться и долго не могу успокоиться.

Но Ты говорил в Своем Слове:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мт. 7:1-3).

Господь, как я могу судить кого-то, если во мне много недостатков, помоги мне больше обращать внимание на свои недостатки и промахи. Помоги работать над собой и заботиться о том, чтобы эти недостатки убрать и больше к ним не возвращаться. Ведь нет на Земле ни одного человека, который был бы идеальный и никогда не ошибался. Все мы ошибаемся, но также у каждого из нас (даже у самых ужасных людей) есть по крайней мере одно хорошее качество, которым можно восхищаться. Помоги мне видеть только лучшие стороны человека, потому что именно так ты смотришь на меня. Несмотря на все мои недостатки, Ты веришь в меня и мотивируешь меня.

Часто человек любит что-то обсуждать, рассказывая о чем-либо, и не замечает, как постепенно впадает в осуждение. Господь, избавь меня от этого. Прости меня за то, что я иногда, разговаривая с кем-нибудь, допускал осуждение в чей-либо адрес или, поддерживая разговор с кем-нибудь, кивал в ответ человеку, который осуждал всех, и в результате я чувствовал, что, поддакивая человеку, незаметно становлюсь его соучастником, осуждая ближнего.

Господь, научи меня быть бескомпромиссным в таких ситуациях и никогда не вступать в согласие с теми людьми, которые любят всех осуждать, критиковать и злословить. Помоги мне быть разборчивым с друзьями и искать людей, духовно сильных, от которых я мог бы получить больше полезного.

Читайте так же:  Обряды и молитвы на день рождения

Господь, я не хочу судить других, но, в первую очередь, хочу видеть свои недостатки:

«Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:1-4)

Господь, дай мне страх Божий, чтобы я даже не смел думать о ком-нибудь плохо, а больше сокрушался о себе и своих плохих качествах, стараясь их исправить.

Господь, научи меня жить по законам Божьего Царства, где нет места осуждению и всему плохому. И прямо сейчас я связываю и разрушаю всех демонов и бесов, которые пытаются контролировать меня и толкать к осуждению. С сегодняшнего дня я принимаю решение больше никогда никого не осуждать и не думать ни о ком плохо, во имя Отца, Сына и Духа Святого, Аминь!

Чувствуете нужду в поддержке? Хотите, чтобы за Вас молились? Ниже в комментариях напишите Ваше имя, и мы будем молиться за Вас. Пусть Бог благословит Вас обильно!

Если Вы желаете скачать эту молитву для себя, это можно сделать на странице: Скачать все молитвы.

Если Вам понравилась эта молитва — ПОДЕЛИТЕСЬ ЕЮ С ДРУЗЬЯМИ.

Осуждение

Из наследия Оптинских старцев

В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.

Икона «Притча о сучке и бревне». Конец XVIII в.

Преподобный Лев предупреждал:

«Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя».

«Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем. Они твердо помнят евангельскую притчу Господню: человека два внидоста в церковь помолитися, един фарисей, а другий мытарь. И начат фарисей исчитати пред Господом добрыя качества свои, и был отвержен за сие Господом. Мытарь же не смеяше и очию возвести на небо, и со смирением моляшеся: Боже, милостив буди мне, грешному! И за сие, несмотря на многое количество согрешений своих, не только получил прощение, но и оправдание».

Преподобный Иосиф в письме к духовному чаду указывал на опасность осуждения для жизни земной и жизни вечной, для спасения души:

«Надобно отставать от грехов и особенно от тех, коим ты наиболее подвержена, а то не только вечную муку ими заслужишь, но и на земле еще можешь много пострадать от людей и от болезней, доколе не смиришься. Что посеешь, то и пожнешь. Если будешь осуждать сестер, то от них подвергнешься осуждению и поношению, а если начальство, то слушай, говорит Святое Писание: “Ярость начальства – ярость львиная” (ср.: Притч. 20: 2). Понуждайся исправляться. Мир ти».

Духовные последствия осуждения

Мытарство осуждения. Фреска Рильского монастыря, Болгария

Потеря благодати

Преподобный Амвросий объяснял, что из-за осуждения мы теряем благодать, а потеряв благодать, человек чувствует охлаждение к молитве и чтению духовных книг:

«Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужие дела и скоро делаешь заключение».

Преподобный Макарий предупреждал, что за осуждение попускается томиться унынием и отчаянием:

«Думаю, что не за иное что попустилось тебе томиться отчаянием, как только за зазрение и осуждение ближних. Оставь это и старайся видеть свои грехи, тогда и будешь смиряться… Если же будем разбирать и судить дела и поступки ближних, то когда о своих воспомянем?»

Искушения и волнение страстей

Старец Иосиф объяснял, что после гордых помыслов и осуждения часто следуют искушения, начинают беспокоить страсти:

«Видно, за гордость попустил Господь быть с тобой искушению после приобщения Святых Таин. Старайся больше смиряться да не осуждать других, считать себя одну грешной и хуже всех и не осуждать других, то и страсти меньше будут беспокоить».

В чем кого осудишь – в том и сам побудешь

Иногда люди бывают хранимы от падений, как духовные младенцы, благодатью Божией. Но если они начинают гордиться своей безупречностью, приписывая ее себе, а не действию охранительной Божией благодати, если начинают осуждать падения ближних, то благодать отходит от осуждающих, и они впадают в такие же прегрешения, как те, кого они осуждали.

Преподобный Макарий писал своему чаду:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Об этом же предупреждал преподобный Амвросий:

«Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, от чего избави нас Боже».

«Вот теперь иная думает: “Я в церковь хожу, а вон та не ходит – ну какая же она! И та вот что делает – на что уже это похоже?” – да так все машет да машет ручкой, себя лучше других считает. Глядишь, и домахала до того, что упала ниже тех, кого осуждала».

Старец Иосиф предостерегал:

«Старайся не осуждать никого: в чем осудишь других, в то сама падешь».

Как избегать осуждения и сохранять мир душевный

Прп. Ефрем Сирин

Преподобный Макарий напоминал о страхе Божием, о необходимости самоукорения, покаяния, советовал чаще читать святых отцов:

«Весьма бы нужно было удерживаться от осуждения, дабы самим не быть осужденным. Надобно помнить о сем заповедь Божию и иметь страх Божий, помнить свои грехи и остерегаться, а в случае забвения и поползновения тотчас укорять себя и каяться. Да почаще прочитывать о сем поучения святого Лествичника и аввы Дорофея и тем себя удерживать».

Преподобный Амвросий советовал:

«Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: “Лицемере! Изми первее бревно из очесе своего и тогда узнаешь, как вынуть сучок из глаза ближнего”».

Преподобный Иосиф учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи:

«Против помыслов осуждения хорошо молиться молитвою святого Ефрема Сирина: “Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего (или сестру мою)” и прочее».

Читайте так же:  Можно ли с телефона читать молитвы

«Если мысль осуждать кого-либо придет, то молитвой вооружайся против нея. Это главное оружие. Да к тому еще и свои немощи на память приведи, что сама хуже всех».

Преподобный Варсонофий предостерегал об опасности вражьих помыслов:

«Вот главное, что требуется от каждого человека, – это никого не осуждать. Кажется просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: “Прости”, – а враг внушает: “Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси” и т.д. Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним».

Избегайте общества, где осуждают кого-либо

Старец Макарий советовал избегать общества, где осуждают кого-либо, но не судить тех, кто осуждает, а помнить о своих слабостях и грехах:

«Просишь наставления, как бы не увлечься самой в осуждение, слушая других осуждающих? Кажется, лучшее средство – реже быть в таких обществах. А когда уже случится быть там, то не судить их за то, что они осуждают, а помнить, что ты еще слабее их на сие; когда же увлечешься и сама в пересуды, то приноси покаяние и смири себя».

С осуждением приходится бороться всю жизнь

Преподобный Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий напоминал: с осуждением и раздражением приходится бороться всю жизнь, и трудно избежать этих страстей, когда живешь среди людей. Но без борьбы, без падений и познания своей немощи не было бы смирения и духовного роста. Старец вспоминал свои первые месяцы в монастыре:

«Раздражение и осуждение – это тоже страсти, с которыми приходится бороться всю жизнь. Когда я поступил сюда при отце Анатолии, я ему говорил, что хотелось бы мне пожить поуединеннее.

– Что же, и в баню ходить не будете?

– Да, вот я про то-то и говорю, что в баню ходить не будете.

– Вы, батюшка, – говорю я, – что-то под «баней» разумеете иное?

– Да, пустыня, затвор не очищают нас. Я в пустыне со своими страстями могу жить и не грешить по видимому. Нам нельзя там познать свою немощь, свои пороки, раздражение, осуждение, злобу и другое. А здесь нас чистят: как начнут «шпиговать», только держись – мы будем познавать свои немощи и смиряться. Здесь без вашей просьбы начнут вас чистить. Когда только поступаешь, все кажутся ангелами, а потом начнешь видеть пороки, и чем дальше, тем больше, – с этим надо бороться».

Заря кротости духовной

Если же научимся мы бороться с помыслами осуждения, а навыкнем, наоборот, к самоукорению и самообвинению, то, по мудрым словам преподобного Льва, наше сердце станет мягким и кротким и душа почувствует мир духовный:

«Таким образом, мы будем почитать обижающих нас благодетелями. И когда начнем приучать себя к самообвинению, тогда неприметно успеем во внутреннем обвинении (себя), тогда сердце наше, с помощию Вышнего, может сделаться в духовном смысле мягким, кротким. Человек соделается вместилищем благодати и мира духовного. Тогда душа почувствует такой мир, которого мы в состоянии горести ощущать, или, лучше сказать, вкушать, не можем. Сей-то мир будет просвещать разум подвижника.

Заря кротости духовной прострет свои лучи на ум, слово, умное чувство. Тогда он удобнее может отразить зло, покорить и посвятить сердце всему тому, что только спасительно».

Помоги же нам, Господи, на этом нелегком пути! «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение»

Наставления старца Амвросия Оптинского

10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».

«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

Видео удалено.
Читайте так же:  Молитва на годовщины смерти
Видео (кликните для воспроизведения).

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: “Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. “Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: “Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — “Да как же так?” — “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».

Читайте так же:  Молитва выгодно продать машину

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

Не осуждай

Не осуждай — затем, что все мы люди,
Все слабы, немощны, опутаны грехом;
Волнуют страсти наши груди;
В грехе родимся и живём.

Не осуждай… Чтоб ближних быть судьёю,
Спроси у совести: ты сам-то лучше ль их?
О, брат, кто точно чист душою,
Тот милостив к погрешностям других.

Не осуждай… Ведь слову нет возврата.
Смотри, чтоб (как сказал Спаситель) неравно
Увидеть спицу в глазе брата,
А проглядеть в своём бревно.

Не осуждай — затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжёлый камень осужденья,
Который в брата бросил ты.

Не осуждай… Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.

Не осуждай… Дерзнёшь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечён?
Не осуждай! Ты можешь ошибиться.
Не осуждай! — Не будешь осуждён…

Молитвы узника (заключенного)

Молитва 1-я, ко Господу

Долготерпели́ве и Многоми́лостиве Го́споди! Припа́даю к Тебе́, а́з сы́й у́зник, моля́ся те́пле: я́коже си́льный Сампсо́н позна́ свое́ безси́лие, егда́ бе́ под стра́жею, и обрати́ся к Тебе́, всеси́льному Бо́гу, окова́нный пу́ты желе́зными; я́коже нечести́вый Манасси́я в плене́нии и темни́це взыска́ Тебе́, и́стиннаго Бо́га; я́коже плене́ннии иуде́и па́че на земли́ чужде́й уразуме́ша Тебе́, Бо́га оте́ц свои́х; я́коже блу́дный сы́н воспомяну́ отца́ своего́, егда́, отше́д на страну́ дале́че, нача́ изгиба́ти гла́дом: та́ко и а́з отны́не то́кмо познаю́ Тебе́ и приле́жнее молю́. Отчужде́н е́смь а́з ны́не обще́ния с челове́ки: но Ты́ еси́ взыску́яй отчужде́нных. Не́сть со мно́ю зде́ ни оте́ц, ни ма́ть, ни бра́т, ни еди́н от друго́в мои́х, да помо́гут ми́; не услы́шит отсю́да моего́ во́пля никто́же от ни́х: но Ты́ бли́з еси́ все́м скорбя́щим и призыва́ющим Тя́ во и́стине. О милосе́рдный Бо́же! А́ще а́з и па́че числа́ песка́ морска́го согреши́х и не сме́ю воззре́ти на высоту́ небе́сную от мно́жества грехо́в мои́х: но Ты́, непамятозло́бив сы́й, приими́ мя́ ка́ющагося. Тебе́ еди́ному согреши́х, но и Тебе́ еди́ному ка́юся, Всеми́лостиве Го́споди! пре́жде да́же до конца́ не поги́бну, спаси́ мя́.

Молитва 2-я, ко Господу

Молитва узника в темнице заключеннаго ко Господу *

Молитва о в узах сущих

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, свята́го апо́стола Твоего́ Петра́ от уз и темни́цы без вся́каго вреда́ свободи́вый, приими́, смире́нно мо́лим Ти ся, же́ртву сию́ ми́лостивно во оставле́ние грехо́в раба́ Твоего́ (имя) в темни́цу всажде́ннаго, и моли́твами его́, я́ко Человеколю́бец, всеси́льною Твое́ю Десни́цею от вся́каго зла́го обстоя́ния изба́ви и на свобо́ду изведи́.

Молитва к Божией Матери

Молитва заключенного ко святому Иоанну Предтече

Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне, пропове́дниче покая́ния! Ты́ непови́нне всажде́н бы́л еси́ в темни́цу: а́з же, вве́рженный в злоключе́ние сие́, досто́йное по де́лом мои́м прие́млю, я́ко престу́пник пра́вды и зако́на. Всели́ в мое́ се́рдце чу́вство покая́ния о гресе́х мои́х! Не́сть бо ни еди́ныя зло́бы ни беззако́ния, и́хже а́з, окая́нный, не соде́ях; престра́шни греси́ мои́. Учи́телю пра́вды! научи́ мя́ пра́во глаго́лати о мне́ само́м пред судия́ми. Не престава́яй и в темни́це облича́ти беззако́ннаго И́рода, да́руй ми́, да наипа́че зде́ облича́ет мене́ со́весть моя́, да от обличе́нии ея́ не возмогу́ на до́лзе вре́мени утаи́ти мое́ преступле́ние. А́ще же осужде́н бу́ду понести́ наказа́ние, да́руй ми́ бы́ти терпели́ву, я́коже ты́ са́м терпели́вно не́сл еси́ усекнове́ние главы́ твоея́, жела́нное от Иродиа́ды. Е́й, Крести́телю Христо́в! Простри́ ми́, рабу́ твоему́, ру́ку, крести́вшую Христа́ Спаси́теля моего́, да мя́ извлече́ши из глубины́ поги́бели. Ты́ еси́ бо́льший все́х в рожде́нных жена́ми, ты́ еси́ пе́рвый по Богоро́дице, пра́ведник между́ челове́ки. Сего́ ра́ди прибега́ю к тебе́ а́з, име́яй потре́бу в вели́цем хода́тае, я́ко вели́к е́смь гре́шник. У́бо и да осени́т мене́, недосто́йнаго, благода́ть твоя́, Предте́че Госпо́день.

Молитва заключенного к Ангелу-Хранителю

Канон покаянный в заключении чтомый

Песнь 1

Ирмос: П омощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Спасе мой, Господи, помилуй мя, вопию из темницы греховныя, славословлю Имя Всеправедное Твое, славно бо прославися.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Читайте так же:  Благословение на чтение молитв

Язвы греховныя покрыша мя, радости земныя аз лишаюся, обаче, яко Моисей, Тя славословлю, славно бо прославися.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Неопальная сущи явилася еси Купино, Дево Всенепорочная, призри на мое окаянство и из рабства греха изведи, Богоблаженная.

Песнь 3

Ирмос: Н а недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Паче всех человек аз прегреших и достойно по делом моим приемлю, но исправи, Господи, стези моя ко благу и к заповедем Твоим направи помышления моя.

Слава: Н есть избавление мне от злаго моего обычая, аще благодать Твоя, Христе, не обновит мя, даруй мне согрешений прощение.

И ныне: Н иктоже не утешен от Тебе, Благая, отидет, и мене не отрини, ниже погуби, но помилуй и спаси душу мою.

Седален

Милосердия Зиждитель и Источник щедрот, призри на окаяннейшаго паче всего рода человеческаго раба Твоего и из темницы греховныя изведи душу мою, Ты бо еси упование мое и покой.

Песнь 4

Ирмос: У слыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Слух Твой, Господи, приклони к моему грешному молению, ибо в скорби и немощи к Тебе аз вопию: разумею недостоинство свое и зрю правду Твою, слава силе Твоей, Господи.

Слава: Н епостижно милуеши мя и наказуя ублажаеши, дивно промысл Свой являеши на мне, окаяннем. Отрезвлясь от греховнаго сна, Тебе, Вседержителю, вопию: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: М ати Господа, роду христианскому Ты, Всемилостивая Госпоже, вкупе и Заступница непостыдная, Надеждо моя, помилуй и спаси мя.

Песнь 5

Ирмос: О т нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

От нощи тьмы греховныя к свету благодати Твоея взываю сице: согрешившаго раба Твоего ныне помилуй, вразуми, обнови и научи творити волю Твою.

Слава: З аконы Божии и человеческия преступивши, достойное по делом своим приемлю, но покаянием мя обнови и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

И ныне: В себлагого Бога благая Мати явилася еси избавительница моя. Темже не лиши и мене милости во вся дни живота моего, Дево Славная.

Песнь 6

Ирмос: В озопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Взываю покаянным гласом к Владыке моему: из ада погибели возведи мя и обнови погибаюшую душу мою.

Слава: О т всего сердца вопию Вседержителю радостно: Творче, помилуй мя, навеки погибшаго, и возведи от тли живот мой.

И ныне: Б лагоуханный Цвете неземныя чистоты, края ризы Своея ко мне, окаянному, приложи и исцели греховныя струпы души моея.

Яко милосердия Источник, и благости Пучина, Христе Боже, не презри в скорбех и бедах Тебе верою призывающих, но яко щедр, помилуй, и от уз скоро свободи, да поем Ти: Аллилуя.

Неисчерпаемое Море благоподательныя влаги, Древо Крестное, меррския воды горечь на сладость пременяюще, Змий пустынный, адскаго змия укушение исцеляеши, Благий Узорешителю, Петра и Даниила из темницы избавляющий, ныне мене, окаяннаго, помилуй и от уз скоро свободи, да пою Ти: Аллилуиа.

Песнь 7

Ирмос: С огрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам: но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Вся заповеди безбожно, скверно разорив и ничтоже благое сотворив, в пучину греховную и геену страстную себе самаго вверг, обаче взываю Милосердию Твоему, не предаждь демоном душу мою, отцев Боже.

Слава: Н икия добродетели аз не исполних, наг благодати Твоея явился, окаяннейший, каинову печать на себе ношу и из глубины смирения вопию: не остави мене погибнути до конца, отцев Боже.

И ныне: Л ествице Небесная, Бога во плоти рождшая, ныне Божию благодать нам низведи, радости причастники нас сотвори, милость бо Твоя паче всего нашего неплодства духовнаго.

Песнь 8

Ирмос: Е гоже Воинства Небесная славят и трепещут Херувими и Серафими, и Егоже не видит око человеческое, вострепещи, душе моя, и воскликни: пойте, благословите и превозносите во вся веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ангели прославляют Величество Твое, Ты же и наш глас принимаеши. Ныне мене, окаяннаго, услыши, да прославлю Тя, Всеблагаго, во веки.

Слава: Н есть прощения ми от земных, токмо к Тебе возмогу прибегнути, Ты же не остави моления моего тщетна, препетый и превозносимый во веки.

И ныне: С лавная Дево, Рождшая в мир Творца, благость Свою простри на мене, велегрешнаго, по Бозе Ты нам первейшая и милостивнейшая Заступница.

Песнь 9

Ирмос: Б езсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Безплоден ум мой пребывает, тоска и скорбь неотступно расхищают мя. Боже, помилуй мя, падшаго, возстави мя, долу лежащаго, елеем Своим цельбоносным исцели мя, недужнаго.

Слава: А ще не милость Твоя, скоро во ад вселилась бы душа моя. Ты же не остави никогдаже мене, велие показуя Свое милосердие.

И ныне: Б езмужно рождши, дивное чудо явила еси, прежде Рождества и по Рождестве Дева пребываеши. Славлю и величаю Тя, Богомати, всегда, никогдаже отрини от мене благости Своея.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Молитва

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Милосе́рдный и многоми́лостивый Бо́же, проро́ка Дании́ла во рве льви́нем и му́чеников Свои́х в темни́цах благода́тию не оста́вивый, но а́нгела укрепля́ющаго и́м посыла́вый, сла́вно Твое́ ми́лостивное ко мне́ смотре́ние, преклоня́ю коле́на се́рдца моего́ пред вели́чеством Твоея́ бла́гости и смире́нно прошу́ Тя́: не отри́ни моли́твы моея́, но я́коже апо́столу Па́влу а́нгела мне́ посли́, укрепля́ющаго и наставля́ющаго мя́, окая́ннейшаго, на за́поведи Боже́ственныя Твоя́. Досто́йное по де́лом свои́м прие́млю, не посрами́ моего́ к Тебе́ упова́ния, но сотвори́ меня́ христиа́нином, правоше́ствующим путе́м за́поведей Твои́х. Ты́ бо еси́ упова́ние все́х христиа́н и вся́ содержа́щий Госпо́дь Иису́с Христо́с и Тебя́ прославля́ем во ве́ки. Ами́нь.

Не осуждай молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here