Нужно ли читать утренние молитвы перед причастием

Основы: Нужно ли читать утренние молитвы перед причастием - информация из открытых источников и священных текстов.

Нужно ли читать утренние молитвы перед причастием

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Читайте так же:  Молитва на мир на украине

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Какие молитвы необходимо вычитывать перед причастием

  • Какие молитвы необходимо вычитывать перед причастием
  • Как читать утренние молитвы
  • Какие молитвы читают перед причастием

По канонам православной Церкви перед причастием верующий человек должен поститься три дня. Кроме этого, христианин должен стараться избегать скандалов, ссор, осуждений и прочих грехов. Также обязательным в подготовке к таинству святого причастия является чтение определенных молитв.

Все три дня подготовки христианину необходимо вычитывать утренние и вечерние молитвы. Они находятся в любом православном молитвослове. Кроме этого, обязательными считаются каноны к Иисусу Христу (покаянный), к Божией Матери (молебный), ангелу хранителю, а также последование ко святому причащению.

Чаще всего православный человек вычитывает каноны ко Господу, Богородице и ангелу хранителю перед вечерним богослужением. После службы человек исповедуется. Придя домой, христианин читает первую часть последования к святому причастию, в которой написан канон перед святым причащением. Всё это можно найти в православном молитвослове. Перед сном читаются вечерние молитвы.

Утром христианин вычитывает утреннее правило, а также молитвы перед святым причастием (всё находится в православном молитвослове). Только после этого человек отправляется на службу для причастия святых Христовых таин.

Иногда христианин вычитывает три канона и первую часть последования перед причастием вечером накануне таинства уже после исповеди. При этом, утренние молитвы и молитвословия к причастию вычитываются непосредственно перед литургией. Существует другая практика вычитывания молитв для тех, кому сложно за раз читать большие объемы. Так, на протяжении всех трех дней подготовки человек ежедневно читает по одному канону (Господу, Богородице и ангелу хранителю), а все последование ко причастию (канон и молитвы) вычитывает утром перед литургией.

Необходимо понимать, что нет четко установленных сроков для чтения молитв перед причастием. Главное, чтобы всё правило вычиталось непосредственно перед началом божественной литургии, на которой христианин желает причаститься.

Как готовиться ко Святому Причащению

Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

Читайте так же:  Молитвы чтобы отдали долг

(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.

Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.

Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Читайте так же:  Сильнейшая молитва на продажу

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Читайте так же:  Как повязать зеленую нить на запястье молитва

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Молитвы перед Причастием

#1 ycnex

Видео (кликните для воспроизведения).

  • Участники
  • Пользователь 18190

    #2 Александр1766

    Администратор (в отпуске)

  • Доверенные
  • Пользователь 11595

    Причастился сегодня и всех поздравляю с Принятием Святых Христовых Тайн!

    И тебя — с принятием Святых Христовых Таин.

    Сам Христос благоволил соединиться с нами телесно — Плотью и Кровью Своими. Как же мы можем после этого опять продолжать грешить.

    Кстати, хотел бы спросить, можно ли в воскресенье перед причастием отпустить утренние молитвы, а вместо них читать три канона и Последование ко Святому Причащению, а-то мне приходится просыпаться пораньше, чтобы не мешать детям и при них уже не помолишься? Как делаете вы?

    Нет, лучше наоборот — три канона, Последование — прочитать накануне (и не обязательно вечером), а на утро оставить — только одни утренние молитвы.

    Три канона — вообще можно читать за два дня до Причастия, или некоторые еще так делают — каждый из трех дней подготовки — по одному канону.
    А накануне (днем или вечером) — канон ко Причастию.

    А сами молитвы ко Причастию — вот их конечно, желательно читать в день причастия (или после утренних, или — вечером накануне, после вечерних молитв, хорошо — уже после 12 ч. ночи — ведь начался уже день Причастия).
    Ну они занимают всего 15 минут — наверно, можно их куда-то суметь в это время «вставить».

    #3 ycnex

  • Участники
  • Пользователь 18190

    #4 senior.badboy

  • Меценаты
  • Пользователь 4787

    #5 Александр1766

    Администратор (в отпуске)

  • Доверенные
  • Пользователь 11595

    не совсем понял:
    что конкретно нужно прочесть перед причастием?

    Вообще в целом подготовка к Причастию проходит следующим образом.

    Во-первых нужно осознавать, что Причащаясь — мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа.
    Не «прообраз», не «воспоминание», как говорят некоторое.
    Но — Истинные Плоть и Кровь.

    Некоторые старцы видели перед Причастием Младенца, лежащего в Чаше.

    И поэтому — отношение с этому самому главному Таинству — должно быть у нас соответствующим.

    И уже имея такое отношение и такой настрой — можно причащаться.

    Ну а на так сказать «телесном» уровне подготовка к Причастию заключается в следующем:

    Три дня перед Причастием — нужно поститься (если кто причащается редко — то можно и больше).

    Утром и вечером — читать утреннее и вечернее правила из молитвослова (они небольшие — утреннее 15 мин., вечернее 30 мин.). Если молитвослова нет — то нужно его купить.

    Накануне перед Причастием — нужно быть вечером в храме.

    Дома накануне — дополнительно к утренним и вечерним молитвам прочитать 3 канона (Иисусу Христу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю), канон ко Причастию и Молитвы ко Причастию.

    Если все в один день прочитать трудно — можно разделить все правило ко Причастию на все три дня подготовки, и читать например, один день — три канона, другой — канон ко Причастию, третий — молитвы ко Причастию.

    Накануне Причастия после 12 часов ночи — ничего не едят и не пьют (до самого момента причастия).

    Утром — пойти в храм на Литургию.

    Перед Литургией (или во время нее — в разных храмах по разному) — исповедаться в своих грехах. Исповедь в некоторых храмах бывает и накануне вечером (это нужно узнать заранее).

    Исповедь и покаяние во грехах — один из самых сажных моментов в подготовке к Причастию.

    Читайте так же:  Настоящая молитва для красной нити

    Заранее (можно за неделю, за сколько угодно) — нужно начать вспоминать свои грехи. Что тяготит нашу совесть, что мучает нас, в чем мы виноваты пред Богом и людьми.
    Для того чтобы не забыть — по мере вспоминания грехов — желательно записывать их на бумажку, которую потом надо взять в храм с собой и по ней исповедаться.

    Чтобы лучше понять, что есть грех — можно почитать пособия к исповеди (их продают в иконных лавках), например святителя Игнатия (Брянчанинова), о. Иоанна (Крестьянкина), и др.
    О грехах против 7-й заповеди — у нас на сайте есть тема (ссылка на нее — у меня в подписи есть). Это конечно, рукоблудие (в нем обязательно надо покаяться), просмотр порнухи, фантазирование.

    Если накануне произойдет срыв, или поллюция (ночное осквернение) — то причащаться нельзя.
    Ну а если раньше был срыв — то уже священнику на исповеди надо сказать- что «последний раз срыв был тогда-то» — и он уже разрешит причащаться или нет.

    Помощи Божией всем нам в этом благом начинании!

    И особенно в приближающийся Великий пост!

    #6 senior.badboy

  • Меценаты
  • Пользователь 4787

    не совсем понял:
    что конкретно нужно прочесть перед причастием?

    Вообще в целом подготовка к Причастию проходит следующим образом.

    Во-первых нужно осознавать, что Причащаясь — мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа.
    Не «прообраз», не «воспоминание», как говорят некоторое.
    Но — Истинные Плоть и Кровь.

    Некоторые старцы видели перед Причастием Младенца, лежащего в Чаше.

    И поэтому — отношение с этому самому главному Таинству — должно быть у нас соответствующим.

    И уже имея такое отношение и такой настрой — можно причащаться.

    Ну а на так сказать «телесном» уровне подготовка к Причастию заключается в следующем:

    Три дня перед Причастием — нужно поститься (если кто причащается редко — то можно и больше).

    Утром и вечером — читать утреннее и вечернее правила из молитвослова (они небольшие — утреннее 15 мин., вечернее 30 мин.). Если молитвослова нет — то нужно его купить.

    Накануне перед Причастием — нужно быть вечером в храме.

    Дома накануне — дополнительно к утренним и вечерним молитвам прочитать 3 канона (Иисусу Христу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю), канон ко Причастию и Молитвы ко Причастию.

    Если все в один день прочитать трудно — можно разделить все правило ко Причастию на все три дня подготовки, и читать например, один день — три канона, другой — канон ко Причастию, третий — молитвы ко Причастию.

    Накануне Причастия после 12 часов ночи — ничего не едят и не пьют (до самого момента причастия).

    Утром — пойти в храм на Литургию.

    Перед Литургией (или во время нее — в разных храмах по разному) — исповедаться в своих грехах. Исповедь в некоторых храмах бывает и накануне вечером (это нужно узнать заранее).

    Исповедь и покаяние во грехах — один из самых сажных моментов в подготовке к Причастию.

    Заранее (можно за неделю, за сколько угодно) — нужно начать вспоминать свои грехи. Что тяготит нашу совесть, что мучает нас, в чем мы виноваты пред Богом и людьми.
    Для того чтобы не забыть — по мере вспоминания грехов — желательно записывать их на бумажку, которую потом надо взять в храм с собой и по ней исповедаться.

    Чтобы лучше понять, что есть грех — можно почитать пособия к исповеди (их продают в иконных лавках), например святителя Игнатия (Брянчанинова), о. Иоанна (Крестьянкина), и др.
    О грехах против 7-й заповеди — у нас на сайте есть тема (ссылка на нее — у меня в подписи есть). Это конечно, рукоблудие (в нем обязательно надо покаяться), просмотр порнухи, фантазирование.

    Если накануне произойдет срыв, или поллюция (ночное осквернение) — то причащаться нельзя.
    Ну а если раньше был срыв — то уже священнику на исповеди надо сказать- что «последний раз срыв был тогда-то» — и он уже разрешит причащаться или нет.

    Помощи Божией всем нам в этом благом начинании!

    И особенно в приближающийся Великий пост!

    Дорогой Александр !
    Если будет время и желание — укажи мне глупому буквально по номерам страниц — ЧТО мне прочесть из этого перед причастием. Купил молитвослов ! фотки ниже !







    #7 Александр1766

    Администратор (в отпуске)

  • Доверенные
  • Пользователь 11595

    Молитвы Утренние (стр.5) — читать желательно каждый день (а перед Причастием — особенно).

    Молитвы на сон грядущим (стр. 37) — читать желательно каждый день (а перед Причастием особенно).

    Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу (стр. 57),
    Канон молебный ко Пресвятой Богородице (стр. 67),
    Канон Ангелу-хранителю (стр. 80).

    Это — те 3 канона, о которых я писал выше (см. предыдущее сообщение).

    Последование ко Святому Причащению (стр. 140) — в это последование входит Канон ко Святому Причащению и идущие за ним Молитвы (здесь все это — под одним заголовком).
    Их можно читать или вместе, или раздельно.
    Как я писал, Канон — можно читать накануне, а Молитвы — или утром в день Причастия, или — вечером (ночью) , после Молитв на сон грядущим.

    Благодарственные молитвы по Святом Причащении (стр. 170) — надо прочитать сразу когда придешь после Причастия домой, пока еще не успел позавтракать.

    Да, а вообще — хороший у тебя Молитвослов!
    Много разных молитв на самые разные случаи.

    И в конце — там и пособие маленькое к Исповеди есть (8 главных страстей) (стр. 398)

    И пояснения про Исповедь и Причастие (стр. 409).

    И во время искушений молитва есть (стр. 314), и от помыслов (стр. 322), и от плотской брани (стр. 322).

    Нужно ли читать утренние молитвы перед причастием
    Оценка 5 проголосовавших: 1
  • ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here