Почему молитва Отче наш читается не до конца

Основы: Почему молитва Отче наш читается не до конца - информация из открытых источников и священных текстов.

Батюшка,почему в молитвословах молитву “Отче наш” пишут не до конца как говорил её Господь:“. Иже Твое есть Царство и сила и слава,во веки. Аминь.”? Спаси Господи.

Образ чтения молитвы Господней сложился исторически. Молитвой «Отче наш» молятся все христиане, принадлежащие к разным деноминациям, ибо эта молитва была принята Церковью из уст Самого Господа Иисуса Христа, Который по Матфею (6, 9-13) преподал ее в Своей Нагорной проповеди. Но в другом месте Евангелия, а именно в Евангелии от Луки (11, 2-4) Иисус научил ей Своих учеников по их же просьбе. И именно там она уже дается в сокращенном варианте, то есть без слов «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Поэтому часто произносят ее в сокращенном варианте, хотя на богослужении используется полная форма, разделенная только словами священника.

При всей своей краткости молитва Господня вмещает в себя все роды молитвы. Она разделяется на воззвание («Отче наш, иже еси на небесех»), семь прошений и славословие. Слова «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки . » являются как раз славословием , поэтому их произносят в основном при общественном богослужении, дабы молящиеся, устами предстоятеля, относили молитву Господню не к одному первому Лицу Святой Троицы, а ко всем трем. Молитва Господня со времен апостольских употребляется в богослужении общественном и частном. В Литургии верных издревле она читается после освящения Святых Даров вместе со славословием. Что же касается частного ее прочтения, то апостольские постановления предписывают каждому произносить ее, кроме общественного богослужения, три раза ежедневно и в любом варианте — либо в полном, либо в сокращенном.

Итак, последние слова: «Яко Твое Царство. » взятые из Мф.6,13 традиционно произносит священник. Однако, в домашней молитве можно произносить весь текст, как он дан в Евангелии. Но в молитвословах текст этой молитвы дан по по Луке.

Ответ на этот вопрос прочитали 2122 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

О чем просит человек когда читает молитву отче наш


Горний Иерусалим. Фрагмент иконы Страшный суд 1580-1590, Сольвычегодск


Домашняя молитва должна совершаться в одиночестве. Нужно уметь оставаться наедине с Богом. Некоторые супруги, начиная совместную жизнь, читают вечерние и утренние молитвы вместе. И получается, что они лишают себя тайной молитвы, той, о которой говорится в Евангелии. Наверное, можно иногда почитать правило вместе. В некоторых монастырях бывает общее правило, но его всегда должна дополнять келейная молитва. И если человек не находит в своей жизни времени, чтобы помолиться Богу втайне, значит он не исполняет заповедь, данную нам Христом.

Домашняя, келейная молитва может быть разной. Это может быть чтение обычного правила, может быть чтение канонов, акафистов, может быть чтение Иисусовой молитвы. Когда мы собираемся вместе, чтобы помолиться в храме, мы молимся все вместе одними и теми же словами. Но, когда мы остаемся одни, мы можем выбрать ту молитву, которая больше помогает нам сосредоточиться и помнить о Боге. Мои слова не означают, что у нас вообще не должно быть молитвенного правила и что сегодня вечером мы можем почитать великое повечерие и сделать один поклон, а завтра можем сделать сто поклонов с Иисусовой молитвой. Нет. Нам, тем, кто не умеет молиться, какое-то правило все-таки нужно. Его необходимо выбрать вместе с духовником и придерживаться строго. Потому что совсем опустить правило могут только совершенные, святые люди. Некоторые из них вообще пребывают в безмолвии — есть такой вид молитвы, когда человек просто молчит перед Богом. Но мы нуждаемся в молитвенной азбуке. Нам нужно учиться читать по слогам — каждое утро и каждый вечер исполнять молитвенное правило, которое мы для себя определили.

Если вникнуть в эти слова, то понимаешь, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, Которое не может понять наши беды и Которого мы все время просим о чем-то, как будто Он забыл о нас. Ведь так мы иногда думаем. Но в Священном Писании есть такие слова, где Господь говорит, что если и мать забудет свое грудное дитя, то Он нас не забудет. То есть Он любит нас больше, чем мать любит свое грудное дитя.

Записала Екатерина СТЕПАНОВА

6. Ее толкованием занимались Отцы Церкви и многие богословы древности: Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Кассиан и многие другие.

8. Помимо вероучительного компонента, молитва Господня, имеет выраженный социальный и воспитательный мотивы: прощение должникам, способность контролировать свои пороки слабости – эти качества являются общечеловеческими ценностями.

11. Известный латинский палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS при написании квадратом образует крест:

Католическая церковь исключила эти слова из богослужений, связано это с тем, что Папа Римский, с точки зрения Католической церкви, является преемником Святого Петра и наместником Бога на Земле, соответственно Царство Божие на земле уже свершившийся факт. Тамплиеры не считали притязания римских пап на Царство Божие обоснованными, что стало одной из причин для гонений со стороны инквизиции на Орден бедных рыцарей Христа.

Молитва Отче наш — это не просто главные слова для любого христианина. В этих строках содержится тайный смысл, понимание самого Бога и всего, что нас с вами окружает. С текстом этой молитвы связано много интересных фактов и даже тайн, которые дано постичь только истинному верующему.

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Эти слова отображают все человеческие нужды, чаяния и стремления к спасению души. Смысл и тайна этой молитвы состоит в том, что она является универсальным божьим словом, которое можно использовать как для благословения своего пути, так и для защиты от нечисти, от болезни и от любой беды.

Читайте так же:  Молитва на улучшение отношений в семье

Один из ветеранов Великой Отечественной Войны, некий Александр, писал письмо своей жене, которое ей не дошло. Видимо, оно было потеряно, поскольку нашлось в одном из мест дислокации войск. В нем мужчина говорил, что был окружен в 1944 году немцами и ждал своей гибели от рук противника. «Я с раненой ногой лежал в доме, услышал стук шагов и немецкий говор. Я понял, что сейчас умру. Наши были близко, но рассчитывать на них было просто смешно.

Таких историй мир знает немало. Молитва спасала людей, которые встречали в лесу волков — они разворачивались и уходили прочь. Молитва ставила на праведный путь воров и разбойников, которые возвращали украденные вещи, прилагая записки о раскаянии и о том, что их надоумил на это Бог. Этот священный текст спасет от холода, огня, ветра и от любой напасти, которая может угрожать жизни.

Почему молитва отче наш читается не до конца

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Уважаемые православные христиане

недавно обнаружил (прослушивая «Отче наш» в православном исполнении), что у православных Господня молитва заканчивается словами «но избавь нас от лукавого». А где «ибо Твоё есть Царство и сила и слава, во веки. Аминь»? Почему не читается до конца?

Заранее извините за невежество.

недавно обнаружил (прослушивая «Отче наш» в православном исполнении), что у православных Господня молитва заканчивается словами «но избавь нас от лукавого». А где «ибо Твоё есть Царство и сила и слава, во веки. Аминь»? Почему не читается до конца?

Глянул в молитвенник- там «ибо Твоё есть Царство и сила и слава, во веки. Аминь»

СЛОВО, СКАЗАHHОЕ В ДЕHЬ СВЯТОГО МУЧЕHИКА ТРИФОHА В ЗHАМЕHСКОЙ ЦЕРКВИ Г. МОСКВЫ

Святый мyчениче и чyдотвоpче Тpифоне, моли Бога о нас.

Сам Спаситель говоpил о Себе как Источнике этой силы так: наyчив нас молиться молитвой Господней «Отче наш», Он повелел заключать этy молитвy словами: «. ибо Твое есть Цаpство и сила и слава во веки» (Мф. 6. 13). Он Хозяин Своего Hебесного Цаpства и Он Источник силы и Своей вечной славы.

Hо Хpистос не yнес этой силы с Собой: возносясь па небо, Он оставил ее в Своей Цеpкви Святой. Он ее pаздает чеpез святые таинства кpещения, пpичащения и дpyгие, чеpез святыни Пpавославной Цеpкви, чеpез Свою Мать и нашy Hебеснyю Мать по нашим молитвам к Hей, чеpез бесчисленный сонм yгодников Бо-жиих, когда мы к ним обpащаемся с веpой и молитвой, чеpез ангела-хpанителя, данного каждомy из нас в таинстве кpещения.

После Его Вознесения на небо апостолы Хpистовы пpоповедовали слово Божис во многих гоpодах земли. Hаpод внимал им, и сколько людей yмилялись, пpинимали кpещение, плакали, потpясенные силой пpоповеди, это сила Божия покоpяла сеpдца людей.

Т.е., только подтверждается, что так молиться нужно .

Вот дискуссия на кураевском форуме по этому поводу.

Славословия нет в Евангелии от Луки:

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(От Луки 11:2-4)

Однако же, оно есть в Евангелии от Матфея:

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(От Матфея 6:9-13)

Полагаю, что это произошло вот от чего. В коммунистические времена Церковь была гонима (даже во время хрущёвской «оттепели» ), и в прницпие достать Евангелие было очень, очень большой проблемой. Матушка моя, получившая филологическое образование, рассказывала, что наиболее доступным было именно Евангелие от Луки (почему-то, преимущественно, именно его текст использовали для критики тогдашние научные атеисты). Во всяком случае, предполагаю, что при издании молитвенников, «Отче наш», просто, списывали с Евангелия от Луки.

Произносить Славословие до революции считалось неукоснительной нормой и, конечно же, с ним правильнее. «Отче наш»- это не только молитве, но ещё и, своеобразный «символ веры», если хотите.

>>>Во всяком случае, предполагаю, что при издании молитвенников, «Отче наш», просто, списывали с Евангелия от Луки.>>>

Ага. В церковно-славянском варіаете:)) Да і молітвенннікі все лібо сохранілісь с дореволюціонного времені, лібо перепечатаны. Так что Ваше предположеніе сомнітельно і безосновательно.

Читайте так же:  Молитва за самоубиц

М.б. Но в «Толковом молитвослове. » Протопопова от 1905 г. Славословие точно есть, точно также оно есть и в молитвословах, издаваемых «Сатисъ»-ом (СПб). В моем карманном молитвослове оно имеется.

А переписывать могли вполне и с русского текста: благодаря РБО, о кипучей деятельности которого пишет еще Мельников-Печерский, штундистам и книгоношам Писание на русском языке было довольно широко распространено. Полагаю, потому Господь и попустил штунду: чтобы люди при большевиках могли читать Писание, когда не только церковнославянский, греческий и латынь, но даже старая русская орфография отовсюду изгонялись.

Впрочем, не настаиваю на правильности своей позиции, т.к. за ориентир мной взят всего один источник, молитвослов Протопопова, где Славословие *есть*. К сожалению, другими источниками не обладаю.

Просто интересно стало, почему в Евангелии молитва дана полностью, а миряне хвостик не произносят. Выяснилось, что тут какая-то тайна, покрытая мраком.

***Елена, я тоже из Спб, а на Серафимовском кладбище лежат мои родители. Так что где-то мы пересекались наверняка.***

Мир тесен до безобразия. Может и встречались.

***Скажите, почему именно такую свою фотографию Вы разместили на форуме? Чисто профессиональный интерес. ***

Психолога?
Похулиганить захотелось. На православном форуме и в театральном костюме. Некоторые покупаются.
А в принципе я в жизни почти также одеваюсь, ну может не так пестро, но и в черном костюме могу смотреться ярко. Не серой мышью точно.

Конечно так! И называется это действие — литургия, т.е. (греч.) «общее дело»
С праздником!

Тоже задаюсь этим вопросом и почти созрела для того, чтобы спросить об этом у батюшки.
Но, знаете, всегда эту фразу «договариваю», так как без нее молитва кажется незавершенной.
Если что-нибудь узнаю, обязательно в теме напишу!

Я имею нынешнее возрождение этой ереси. Может они и инспирируют это заблуждение — чтобы иметь правоcлавную крышу?

Самое интересное — говорил намедни об этом владыке нашему, епископу Аристарху — так он мне — а кто тебе запрещает? Где ты об этом читал или слышал? Евангелие читал — так и молись, как прочитал. Мало ли что в книгах пишут.

***Священники об это даже боятся говорить. Видимо, распоряжение строгое есть.***
А Вы кого-нибудь из священства спрашивали?

Есть традиция — корни ее где-то в 15-16 веках, потом это дело было прекращено, потом опять в 19 веке, в начале 20-го — почти забылось, благодаря святителю Иоанну Кронштадтскому, после революции — в полный рост и до сих пор. Вплоть до того, что Слово на Евангелие от Матфея Иоанна Златоуста, где он говоримт о необходимости чтения полной молитвы — только один раз было опубликовано, в собрании сочинений Златоуста. Кому-то в верхах патриархии надо почему-то, чтобы Отче Наш читали не полностью. Может это влияние сект Свидетелей Иеговы и Адвентистов, чтобы показать свою близость к православию — не знаю. Священники об это даже боятся говорить. Видимо, распоряжение строгое есть.

Но Вы дело благое сделали — сколько людей заставили задуматься.

Помоги Вам Господь!

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!

***Возможно ли произнесения этого возгласа в домашней молитве? Однозначного ответа нет. Распространена практика (и лучше ее придерживаться), что возглас не произносится мирянами, поэтому его и не печатают в молитвословах для мирян. Но однажды довелось услышать мнение священника, что при домашней молитве этот возглас можно употреблять.»

Но ведь все дело в том, что в самой молитве возглас отличается от священнического! В молитве Господней:

Яко Твое есть Царство и Сила и Слава во веки Аминь.

Яко Твое есть Царство и Сила и Слава Отца и Сына и Святого Духа во веки Аминь.

Может священники просто Отче Наш не знают. Ведь в семинариях их учат не полной Молитве Господней.

Тогда все просто объясняется.

Парусный спорт


Парусный спорт


Горный туризм


Скайранинг

Образ чтения молитвы Господней сложился исторически. Молитвой «Отче наш» молятся все христиане, принадлежащие к разным деноминациям, ибо эта молитва была принята Церковью из уст Самого Господа Иисуса Христа, Который по Матфею (6, 9-13) преподал ее в Своей Нагорной проповеди. Но в другом месте Евангелия, а именно в Евангелии от Луки (11, 2-4) Иисус научил ей Своих учеников по их же просьбе. И именно там она уже дается в сокращенном варианте, то есть без слов «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Поэтому часто произносят ее в сокращенном варианте, хотя на богослужении используется полная форма, разделенная только словами священника.

При всей своей краткости молитва Господня вмещает в себя все роды молитвы. Она разделяется на воззвание («Отче наш, иже еси на небесех»), семь прошений и славословие. Слова «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки . » являются как раз славословием , поэтому их произносят в основном при общественном богослужении, дабы молящиеся, устами предстоятеля, относили молитву Господню не к одному первому Лицу Святой Троицы, а ко всем трем. Молитва Господня со времен апостольских употребляется в богослужении общественном и частном. В Литургии верных издревле она читается после освящения Святых Даров вместе со славословием. Что же касается частного ее прочтения, то апостольские постановления предписывают каждому произносить ее, кроме общественного богослужения, три раза ежедневно и в любом варианте — либо в полном, либо в сокращенном.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, последние слова: «Яко Твое Царство. » взятые из Мф.6,13 традиционно произносит священник. Однако, в домашней молитве можно произносить весь текст, как он дан в Евангелии. Но в молитвословах текст этой молитвы дан по по Луке.

Читайте так же:  Польза от молитв

Ответ на этот вопрос прочитали 1998 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
>> Общий раздел
Просмотров: 2631

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хитклиф
Пресвитерианин
# 251177
Вопрос православным

Уважаемые православные христиане

недавно обнаружил (прослушивая «Отче наш» в православном исполнении), что у православных Господня молитва заканчивается словами «но избавь нас от лукавого». А где «ибо Твоё есть Царство и сила и слава, во веки. Аминь»? Почему не читается до конца?

Заранее извините за невежество.

Тимофей
Христианин
# 251180
Re: Вопрос православным [re: Хитклиф, #251177]
priestal
христианин
# 251248
Re: Вопрос православным [re: Хитклиф, #251177]
amtarro
Католик
# 251249
Re: Вопрос православным [re: priestal, #251248]
Maxim Vyalkov
Orthodox Catholic
# 251252
Re: Вопрос православным [re: Хитклиф, #251177]

недавно обнаружил (прослушивая «Отче наш» в православном исполнении), что у православных Господня молитва заканчивается словами «но избавь нас от лукавого». А где «ибо Твоё есть Царство и сила и слава, во веки. Аминь»? Почему не читается до конца?

Глянул в молитвенник- там «ибо Твоё есть Царство и сила и слава, во веки. Аминь»

СЛОВО, СКАЗАHHОЕ В ДЕHЬ СВЯТОГО МУЧЕHИКА ТРИФОHА В ЗHАМЕHСКОЙ ЦЕРКВИ Г. МОСКВЫ

Святый мyчениче и чyдотвоpче Тpифоне, моли Бога о нас.

Сам Спаситель говоpил о Себе как Источнике этой силы так: наyчив нас молиться молитвой Господней «Отче наш», Он повелел заключать этy молитвy словами: «. ибо Твое есть Цаpство и сила и слава во веки» (Мф. 6. 13). Он Хозяин Своего Hебесного Цаpства и Он Источник силы и Своей вечной славы.

Hо Хpистос не yнес этой силы с Собой: возносясь па небо, Он оставил ее в Своей Цеpкви Святой. Он ее pаздает чеpез святые таинства кpещения, пpичащения и дpyгие, чеpез святыни Пpавославной Цеpкви, чеpез Свою Мать и нашy Hебеснyю Мать по нашим молитвам к Hей, чеpез бесчисленный сонм yгодников Бо-жиих, когда мы к ним обpащаемся с веpой и молитвой, чеpез ангела-хpанителя, данного каждомy из нас в таинстве кpещения.

После Его Вознесения на небо апостолы Хpистовы пpоповедовали слово Божис во многих гоpодах земли. Hаpод внимал им, и сколько людей yмилялись, пpинимали кpещение, плакали, потpясенные силой пpоповеди, это сила Божия покоpяла сеpдца людей.

Т.е., только подтверждается, что так молиться нужно .

Вот дискуссия на кураевском форуме по этому поводу.

Славословия нет в Евангелии от Луки:

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(От Луки 11:2-4)

Однако же, оно есть в Евангелии от Матфея:

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(От Матфея 6:9-13)

Полагаю, что это произошло вот от чего. В коммунистические времена Церковь была гонима (даже во время хрущёвской «оттепели» ), и в прницпие достать Евангелие было очень, очень большой проблемой. Матушка моя, получившая филологическое образование, рассказывала, что наиболее доступным было именно Евангелие от Луки (почему-то, преимущественно, именно его текст использовали для критики тогдашние научные атеисты). Во всяком случае, предполагаю, что при издании молитвенников, «Отче наш», просто, списывали с Евангелия от Луки.

Произносить Славословие до революции считалось неукоснительной нормой и, конечно же, с ним правильнее. «Отче наш»- это не только молитве, но ещё и, своеобразный «символ веры», если хотите.

priestal
христианин
# 251260
Re: Вопрос православным [re: amtarro, #251249]
priestal
христианин
# 251264
Re: Вопрос православным [re: Maxim Vyalkov, #251252]

>>>Во всяком случае, предполагаю, что при издании молитвенников, «Отче наш», просто, списывали с Евангелия от Луки.>>>

Ага. В церковно-славянском варіаете:)) Да і молітвенннікі все лібо сохранілісь с дореволюціонного времені, лібо перепечатаны. Так что Ваше предположеніе сомнітельно і безосновательно.

Maxim Vyalkov
Orthodox Catholic
# 251301
Re: Вопрос православным [re: priestal, #251264]

М.б. Но в «Толковом молитвослове. » Протопопова от 1905 г. Славословие точно есть, точно также оно есть и в молитвословах, издаваемых «Сатисъ»-ом (СПб). В моем карманном молитвослове оно имеется.

А переписывать могли вполне и с русского текста: благодаря РБО, о кипучей деятельности которого пишет еще Мельников-Печерский, штундистам и книгоношам Писание на русском языке было довольно широко распространено. Полагаю, потому Господь и попустил штунду: чтобы люди при большевиках могли читать Писание, когда не только церковнославянский, греческий и латынь, но даже старая русская орфография отовсюду изгонялись.

Впрочем, не настаиваю на правильности своей позиции, т.к. за ориентир мной взят всего один источник, молитвослов Протопопова, где Славословие *есть*. К сожалению, другими источниками не обладаю.

10 вопросов и ответов о молитве «Отче наш»

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее Своим ученикам в ответ на: «научи нас молиться» (Лук. 11:1).

Эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, читают ее перед едой, произносят ее в храмах, более того во время богослужения все прихожане поют ее вслух. Но, к большому сожалению, часто повторяя слова молитвы, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами? Мы составили 10 основных вопросов о молитве «Отче наш» и попытались ответить на них.

1. МЫ НАЗЫВАЕМ БОГА — ОТЦОМ, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСЕХ НАС СОЗДАЛ?

Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

2. ПОЧЕМУ «ОТЧЕ НАШ», А НЕ «МОЙ»? ВЕДЬ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БОЛЕЕ ЛИЧНЫМ ДЕЛОМ, ЧЕМ ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ?

Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: гОтче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

3. ПОЧЕМУ «НА НЕБЕСАХ», ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ УЧИТ, ЧТО БОГ — ВЕЗДЕСУЩ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит гна Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».
«Да святится имя Твое»

4. ЗАЧЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ, ЕСЛИ БОГ И ТАК ВСЕГДА СВЯТ?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».
«Да приидет царствие Твое»

5. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ИДЕТ РЕЧЬ? МЫ ПРОСИМ У БОГА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ ВСЕМИРНЫМ ЦАРЕМ?

Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.

2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

6. РАЗВЕ БОГ И БЕЗ ТАКОГО НАШЕГО ПРОШЕНИЯ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ВОЛЮ НА ЗЕМЛЕ?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

7. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ» И «ДНЕСЬ»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

8. БОГ ОТПУСКАЕТ ГРЕХИ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО САМ ПРОСТИЛ СВОИХ ОБИДЧИКОВ? А ПОЧЕМУ БЫ ЕМУ НЕ ПРОСТИТЬ ВСЕХ ВООБЩЕ?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

9. РАЗВЕ БОГ КОГО-НИБУДЬ ИСКУШАЕТ ИЛИ ВВОДИТ В ИСКУШЕНИЕ?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

10. КТО ЭТО ТАКОЙ — ЛУКАВЫЙ? ИЛИ — ЛУКАВОЕ? КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТО СЛОВО В КОНТЕКСТЕ МОЛИТВЫ?

Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

Почему молитва Отче наш читается не до конца
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here