Смиренность в молитве

Основы: Смиренность в молитве - информация из открытых источников и священных текстов.

Искренность и смиренность в молитве

Священный Коран не считает признаком настоящих верующих простое выполнение молитвы, но считает их необходимой чертой покорность и смирение в молитве:

«…которые смиренны во время своих намазов» (Сура «Верующие», аят 2).

Данный аят указывает на то, что молитва настоящих верующих не просто слова и движения, лишенные всяческого смысла и сути.

Напротив, во время выполнения молитв они входят в такое состояние сосредоточения по отношению к Господу, что отдаляются от всего, кроме Него и полностью соединяются с Ним. Совершающие искреннюю молитву настолько погружаются в состояние размышления, таинства и беседу с Господом, что это состояние начинает оказывать воздействие на все части их тела и души. Они начинают видеть себя мельчайшей частицей перед безграничной сущностью, коей является Аллах, маленькой каплей перед безбрежным океаном.

Каждые мгновенья ритуальной молитвы являются для правоверных уроком. Уроком самосовершенствования и самовоспитания. И именно молитва является лучшим средством для улучшения внутренних духовных качеств.

В хадисе, дошедшем до нас от нашего Пророка (да благословит Аллах его и его род), говорится, что однажды он увидел, как один человек во время выполнения молитвы играет со своей бородой. Увидев это, он изрек: «Если бы в его сердце была покорность, то покорными были бы все части его тела». Этот пророческий хадис указывает на то, что искренность и смиренность в молитве являются внутренним состоянием, которое оказывает влияние на внешнее поведение.

Святые предводители Ислама всегда имели подобное состояние в молитве. Это состояние всецело поглощало их, отстраняя их сиянием Аллаха от окружающих. В хадисе повествуется, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род) иногда во время совершения ритуальной молитвы взирал на небо. Но после того как ему был ниспослан вышеупомянутый аят (имеется в виду 2-ой аят суры «Верующие), он больше никогда не поднимал своей головы в молитве, а постоянно смотрел вниз на землю.

Если мы представим, что поясные и земные поклоны, чтение в каждом ракате аятов Священного Корана, а также восхваления являются телом ритуальной молитвы, то присутствия сердца во время молитвы, ее искреннее выполнение и внимательное отношение к ней являются душой и внутренней сутью молитвы. Смиренность и покорность также относятся к неотъемлемой части внутренней сути молитвы. Таким образом становится понятно, что подлинно верующие люди не воспринимают ритуальную молитву как тело без души и без внутренней сути. Наоборот, вся их сущность пронизывается глубочайшим духовным смыслом и истиной, заключенными в данном великом акте богослужения.

Огромное число людей страстно желают достичь в своих молитвах присутствия сердца, искренности, смиренности и покорности, но, к сожалению, не всегда у них получается добиться этих целей. Для того чтобы верующий во время совершения ритуальной молитвы и иных богослужений смог погрузиться в покорное состояние и искренность необходимо соблюдать ряд простых предписаний, которые обязательно помогут достичь присутствия сердца.

1. Необходимо достичь подлинного понимания исламского учения, которое гласит, что ближний мир быстротечен, он недостоин того, чтобы человек полностью отдавал ему свое сердце, он ничтожен и мал. В то время как Аллах Велик и Всемогущ, лишь Ему должно принадлежать сердце настоящего верующего человека. Ничто в этом мире не должно отвлекать от тайных бесед с Аллахом, ничто не должно заставить человека отказаться от служения Творцу.

2. Препятствием для сосредоточенности в молитве обычно является погруженность в различные заботы и мирские дела. Это действительно отвлекает. Необходимо научиться отрываться в мыслях от этих дел, необходимо понять, что они не самое важное в этой жизни. Чем больший успех будет сопутствовать человеку в отвлеченности в мыслях от бесконечных мирских забот, тем большей искренности и смирения добьется он в своих богослужениях.

3. Выбор места совершения ритуальной молитвы и других богослужений также имеет немаловажное влияние на присутствие сердца. Поэтому исламская религия считает нежелательным выполнение молитвы напротив всевозможных предметов, которые могут притянуть к себе внимание молящегося, отвлекая его от искреннего богослужения. Также будет намного лучше выполнять молитву в таком месте, в котором перед молящимся не находится открытых дверей, не ходят люди, не имеются фотографии и изображения, не стоит зеркало. Именно по этой причине мусульманские мечети лишены того лоска и блеска, которые присущи храмам последователей иных религий. Чем проще будут выглядеть места поклонения мусульман, тем лучше, ведь это так помогает искреннему и смиренному поклонению Творцу.

4. Отстранение от грехов является важнейшей причиной достижения внутренней сути ритуальной молитвы. Совершение грехов оставляет след на сердце человека, отдаляя его от Всевышнего Аллаха и лишая его возможности искренне служить Ему.

5. Еще одной причиной, которая обязательно окажет положительное воздействие на совершаемую молитву, является верное постижение смысла этого богослужения, познание философии его действий и фраз.

6. Выполнение желательных действий в молитве, а также внимательное совершение дополнительных деяний до молитвы и после нее также могут сослужить добрую службу в приобретении искренности.

7. И самое главное, необходимо помнить, что любое успешное дело нуждается в систематическом и непрерывном повторении и практике. Богослужения – не исключение. Ведь сколько примеров того, как человек вначале мог погрузиться в искреннее и смиренное состояние лишь в течение коротких мгновений молитвы. Но затем, усердно соблюдая все предписания Ислама и старательно воплощая их в жизнь, сумел достичь таких духовных сил, которые во время выполнения ритуальной молитвы погружают его в ни с чем несравнимое удовольствие поклонения Творцу миров. Автор тафсира «Нур ас-сакалейн» привел хадис, в котором сказано, что Имам Саджад (да будет мир с ним), доходя в своей молитве до фразы «Властелину Дня суда», так долго повторял ее, что было близко, что его душа покинет тело и воспарит ввысь.

Читайте так же:  Сильная молитва за усопшего сына

Рассказывают, что некий человек собрался отправиться в путь по торговым делам, а перед этим решил посоветоваться с Имамом Садыком (да будет мир с ним). Имам сказал ему, что будет лучше не отправляться в это путешествие. Однако тот человек поступил наперекор совету имама и совершил торговое путешествие. На его удивление путешествие прошло как нельзя лучше, и он выручил много прибыли. При следующей встрече с Имамом Садыком он сказал ему:

– О сын Посланника Аллаха. Помнишь ли ты, как некоторое время назад ты посоветовал мне не отправляться в поездку. Но я осмелился не послушать тебя и отправился в эту поездку. И она прошла успешно, а я получил неплохую прибыль.

– А помнишь ли ты, как усталый вошел на ночлег в некий дом? – спросил его имам, – Помнишь ли ты, как вечером поужинал и усталый заснул, а наутро проснулся только после восхода солнца, пропустив таким образом утреннюю молитву?

– Да, я помню это, о сын Посланника Аллаха.

– Так знай, что весь этот мир со всем, что есть в нем, не компенсирует одну пропущенную молитву.

Вышла в свет книга «Смиренность в молитве»

Научно-исследовательский отдел при Муфтияте РД подготовил к изданию книгу из серии «Этика Ислама» – «Смиренность в молитве».

Данная книга знакомит читателя с отношением праведных предшественников к такой важной теме в Исламе, как смиренность и покорность в молитве. В ней приведены высказывания праведных предшественников о смиренности, примеры ее проявления, повествуется о мольбе (дуа) и его достоинстве.

Книга рассчитана на всех, кто интересуется вероучением мусульманской религии, и рекомендована Муфтиятом РД в качестве дополнительной литературы для студентов теологических и религиоведческих специальностей.

Смиренность в молитве

Пятикратная молитва мусульманина – великое благо. Это нахождение в общении с Творцом, поглощённость в обращении с Аллахом. Молитва оберегает и предостерегает от мерзостей и грехов. Аллах сказал (смысл): «Поистине, молитва предостерегает от мерзостей и всего пагубного» (сура «Анкабут»).

Однако мы должны понимать, что не у каждого молитва – это контакт со Всевышним.

Некоторые могут утверждать, что, мол, не помогает молитва и т. д. Нужно понимать, что некоторые люди от молитвы получают только утомление и усталость, то есть они совершают просто физические действия, но не имеют связи с Аллахом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сколько есть людей, совершающих молитву, но их доля от молитвы – утомление и усталость» (имам Ахмад, ибн Маджах).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, та молитва, которая не побуждает человека остерегаться порицаемого, только отдаляет от Аллаха».

Действительно, сколько из молящихся телесно находятся в молитве, но мыслями очень далеко от молитвы! Они думают о проблемах, деньгах, работе, семье, то есть обо всём, кроме Аллаха. Разве о такой молитве Аллах сказал: «…предостерегает от мерзостей»? Конечно, нет. Да, человек «сбросил» с себя обязательность данной молитвы, совершив её, но в принятии Аллахом подобной молитвы есть большие сомнения.

Молитва должна быть со смиренностью…

Молитва должна быть со смиренностью. Человек в молитве должен думать о своём Творце, ибо Аллах сказал (смысл): «Выстаивайте молитву для поминания Меня» (сура «Таха», аят 14). К примеру, если человек хочет обратиться к своему директору с обращением, что делает этот человек? Он готовится и представляет, перед кем придётся выступить или говорить. Так давайте подумаем, перед кем мы стоим в молитве: перед Великим Аллахом!

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Молитва – обращение к Аллаху, а разговор с отвлечением не является обращением» (книга «Мавизат аль-Муъминин»). Аллах сказал (смысл): «Не будь из числа отвлечённых (от Аллаха)» (сура «аль-Араф», аят 205).

Как добиться смиренности?

Конечно, человеку трудно в течение всего намаза думать только об Аллахе, однако человек должен стараться отгонять другие мысли (кроме Аллаха) и использовать все возможные методы, чтобы максимально больше времени думать в молитве об Аллахе.

Перечислим некоторые из этих методов.

Для начала человек уже при совершении омовения или с приходом времени молитвы должен заниматься делами молитвы: приготовить воду, место для омовения. Далее следует совершить омовение и думать, перед Кем вам придётся стоять – перед Создателем всех миров и всего, что мы видим.

После завершения омовения сразу встаньте на молитву. Взяв паузу, нужно расслабить органы, встать ровно, опустив голову (перед Всевышним Аллахом), и прочитать суру «ан-Нас», чтобы удалить сомнения от Шайтана (вас-вас); далее произнести три раз «астахфируллах», прося о прощении грехов.

Придаёт смиренность в молитве понимание того, что вы читаете, то есть понимание смысла суры «аль-Фатиха», «ат-Тахият» и других азкаров.

После завершения молитвы нежелательно сразу вскакивать с места, останьтесь ненадолго в том положении, в котором читали «ат-Тахият», и прочитайте молитвы-азкары, которые дошли до нас от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), – они приводятся в книгах о намазе. Если человек не знает наизусть эти азкары, то можно иметь рядом книгу, а если и такой возможности нет, то просто сделайте небольшое дуа на любом языке.

Также для смиренности в молитве очень помогут постоянное и повсеместное поминание Аллаха, нахождение с хорошими людьми, приобретение религиозных знаний, посещение религиозных собраний, остерегаться запретного и сомнительного и т. п., потому что это укрепляет веру. Если вера крепкая, то сердце становится смиренным, приходит понимание могущества и величия Творца.

На сегодняшний день один из лучших методов, которые приводят к постоянному поминанию Аллаха, – это суфизм, то есть необходимо вступление на путь очищения сердца под опекой духовного наставника, истинного суфийского шейха. И этот метод будет самым лучшим. Аллах – Всеведущий и Всезнающий.

Читайте так же:  Молитвы перед рабочим днем

Как достичь смиренности в молитве?

Вопрос: Как достичь смиренности в молитве?

Ответ: Очень часто задают подобные вопросы. Такая обеспокоенность своей молитвой и поклонением в целом очень похвальна, потому что намаз является столпом нашей религии.

Как известно, человек получает вознаграждение только за тот промежуток намаза, в котором он проявлял смирение, об этом и передается и хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Но очень часто человек не может сосредоточиться в молитве, в голову лезут разные мысли, и порой человек даже не помнит, как завершил молитву и сколько ракаатов совершил. Как с этим бороться и как приучить себя смиренности?

Быть полностью сосредоточенным на молитве невозможно, ведь это особенность Пророков (мир им и благословение Аллаха), однако можно минимизировать отвлеченность от молитвы следующими методами:

1) всегда находиться в ожидании и желании молитвы;

2) понимать того, перед кем нужно будет выстаивать молитву, размышлять о величии Творца мироздания;

3) размышлять, насколько ничтожна мирская жизнь и насколько велика жизнь вечная. Ведь если человек не переживает и не размышляет ни о чём, сердце автоматически обретает смиренность;

4) понимать и знать цену и достоинство молитвы.

5) одним из самых сильных способов достижения смиренности в молитве является обдумывание молящимся того, что он читает, хотя бы в общих чертах;

6) также к смиренности в намазе приводит удлинение поясных и земных поклонов, то есть совершение этих столпов намаза не спеша.

7) тщательное и неспешное совершение омовения;

8) став на место совершения молитвы, не спешить вступать в намаз, собраться с мыслями, прочитать суру «ан-Нас», «Истигфар» и только после этого вступить в молитву;

9) если во время молитвы прокрадываются разные мысли, то сразу же отгонять их, не давая им дальнейшего развития.

Если придерживаться этих пунктов, то человек проведет большую часть молитвы в смиренности, если помилует Аллах.

Да поможет нам Аллах.

Хашият Ианат ат-Талибин», Ад-Димьяты; «Бидая аль-Хидая» Имама Аль-Газали)

Шамиль Мусаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Намаз без смиренности как тело без души

Мы поднимаем много разных проблем, с которыми люди сталкиваются чуть ли не ежедневно. Иногда приходится повторять, что Ислам – это не только намаз, пост, хадж, закят, но и весь образ жизни. Время от времени нужно говорить о качестве того поклонения (ибадата), который нам Всевышний Аллах вменил в обязанность.

Сегодня хотелось бы поговорить о молитве, о намазе, а кроме того, не столько о канонических аспектах этого ибадата, сколько о смиренности, которой нам редко удаётся достичь, совершая намаз.

Понятие хушу’а в намазе – это смиренность в молитве; это не из достоинств намаза, а из обязательных составляющих частей молитвы, это душа намаза. Намаз без смиренности подобен телу без души. Намаз – это поклонение, которое мы совершаем ежедневно, и от этой ежедневности намаз немного превращается в обыденность, и это самое страшное – когда мы, совершая намаз ежедневно, начинаем меньше внимания уделять его содержанию, акцентируя внимание на его внешней атрибутике.

Мы уходим в обыденность и тем самым оставляем намаз без содержания, без души. И, как правило, таким образом мы не получаем никаких плодов от намаза. Более того, даже не замечаем, как его сделали: не успели вступить – уже заканчиваем, и ничего светлого в душе от этого не ощущаем. Это очень плохо, над этим надо работать.

О смиренности хотелось бы поговорить ещё и потому, что от намаза, который мы совершаем без должной смиренности, страдаем не только мы, но и всё общество. Потому что намаз, совершённый без должной смиренности, не принесёт тебе плодов, ты не станешь лучше, ты не станешь совершеннее, ты не станешь ближе ко Всевышнему Аллаху. И, как следствие, отношения между нами тоже будут страдать. В этом плане тут всё взаимосвязано: от намаза зависит всё состояние нашего общества. Если намаз не влияет на тебя одного, если он не меняет тебя, то не будет влиять на общество, и общество наше не станет лучше.

Мы уделяем намазу довольно много времени (совершаем омовение, готовимся к намазу, выжидаем время, находим место). И если в течение длительного времени человек таким образом совершает намаз, но не наполняет его должным содержанием, не испытывает в намазе хушу’а, смиренности, то все эти поклонения могут оказаться тщетными и не принятыми Всевышним Аллахом. Что может быть страшнее этого? Для многих людей делать намаз очень тяжело, легко делать намаз только для смиренных.

Об этом Всевышний в Коране говорит:

وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلَّا عَلَى الْخَاشِعِينَ

(смысл): «Возьмите себе в помощь терпение и молитву, намаз. Воистину намаз тягостен только для не являющихся смиренными. Намаз для смиренных в удовольствие, а для несмиренных – в тягость» (сура «Аль-Бакара», аят 45).

Если убрать в сторону все канонические аспекты намаза, обратиться только к его сути и попытаться дать определение намазу, то мы приходим к тому, что намаз – это встреча со Всевышним Аллахом. Когда мы при вступлении в намаз говорим: «Аллаху акбар», – это означает, что Аллах превелик, Он превыше всего того, что сейчас тебя заботит или же заботило непосредственно до намаза. В намазе мы действительно живём настоящей жизнью, а всё, что вне намаза, – это дунья.

Видео (кликните для воспроизведения).

В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Всевышний Аллах сказал (смысл): “Я разделил намаз между Мною и Моим рабом на две половины, и для Моего раба – то, о чём он Меня просит». И когда раб говорит: اَلرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Аллах говорит (смысл): “Мой раб восхвалил Меня”. Когда раб говорит: إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ Аллах говорит (смысл): “Это между Мною и Моим рабом, и Моему рабу – то, что он просит”».

Читайте так же:  Икона Святая Троица молитвы

В Коране Всевышний Аллах говорит:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

Это означает: «Я создал джиннов и людей не иначе как для того, чтобы они Мне поклонялись» (сура «аз-Зарият», аят 56).

Самым выдающимся и обязательным поклонением в Исламе является намаз. Из этого можно сделать вывод, что, если намаз повторяется так часто, значит, Всевышний придаёт этому большое значение. В намазе мы, обращаясь к Творцу, наполняем свои сердца любовью к Нему. В сердце человека часто присутствуют тревога, одиночество, печаль, сомнения, и избавить наше сердце от этих горестей способно только поминание Создателя. И лучше всего будет поминать его в намазе.

Если не удаётся достичь должного хузура в молитве, то нужно стараться добиваться этого хотя бы с помощью тех, у кого это получается, т. е. ходить в мечеть, быть рядом с теми, у кого это смирение получается достичь. И Всевышний оказывает почтение тем, кто приходит в мечеть.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Воистину, мои дома на земле – это мечети», т. е. если человек ходит в мечеть и совершает намаз вместе с другими молящимися, это может способствовать увеличению смирения в намазе.

Какие же моменты лишают человека смиренности в намазе? Одни из таких моментов – это частые излишние движения в намазе.

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) заметил человека, который в намазе играл своей бородой.

لو خشع قلب هذا لخشعت جوارحه

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы было смиренным сердце этого человека, то смиренным были бы и все его остальные органы».

Излишняя подвижность в намазе говорит о том, что нет смиренности в сердце человека, когда он совершает эту молитву. Нет смиренности и в случае, когда человек, делая намаз, о чём-то думает (о деньгах, о каких-то своих планах или же слушает весь тот разговор, который происходит рядом с ним). То состояние, которое мы испытываем в намазе, ни в коем случае не должно стать пределом для человека, ибо нет предела для совершенства состояния, которое можно испытывать в намазе. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне в этом мире полюбились три вещи: благовония, мои супруги, и радостью моих очей является намаз».

Конечно, трудно достичь состояния смиренности в молитве, но, тем не менее, мы не должны стоять на месте, а должны стремиться к тому, чтобы намаз становился для нас радостью наших очей.

Естественно, сахабы, сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и табиины уделяли огромное внимание намазу и тому, как они его исполняют. Рассказывают, что Абу Талха (да будет доволен им Аллах) молился у себя в саду, в котором было много деревьев, и его восхитила горлица, что летала среди них, пытаясь выскользнуть из переплетений ветвей. Он бросил взгляд на неё и забыл, сколько совершил ракаатов молитвы. Абу Талха (да будет доволен им Аллах) рассказал об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха, этот сад – пожертвование, распорядись им так, как пожелаешь!».

Вот ещё некоторые примеры, как совершали сподвижники намаз, и их высказывания о смиренности в молитве. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Воистину, человек совершает намаз в течение шестидесяти лет, и у него не принимается ни одна молитва». У него спросили: «Как это может быть?» Он ответил: «Он не делает добросовестно поясных, земных поклонов, недобросовестно стоит и не проявляет смиренности в намазе». Имам Ахмад говорил: «Наступят для людей такие времена, когда они вроде бы и будут совершать намаз, но в то же время и не будут его делать», – т. е. намаз совершают, но у него нет содержания. Имам аль-Газали сказал: «Воистину, человек совершает один поклон и полагает, что этот поклон приближает его ко Всевышнему, однако, клянусь Аллахом, если бы грех от этого поклона можно было бы распространить на людей этого города, этот грех погубил бы всех этих людей».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда приходило время делать икамат, говорил: اقم الصلاة يا بلال ارحنا بها т. е. «Прочитай икамат и дай нам отдохнуть этим намазом», иначе говоря, чтобы мы встали на намаз и испытывали радость от совершения молитвы.

О смиренности в молитве можно много говорить, но нужно обратить внимание на такой важный момент: Всевышний в Коране обращается с велением не просто исполнять намаз, и в буквальном смысле возводить намаз!

Дай Аллах, чтобы с каждым разом наша молитва была лучше, качественнее! Да примет Всевышний все наши молитвы, которые мы исполняли и будем исполнять! Амин!

Материал подготовила Румият Муртазалиева,
студентка 1 курса отделения журналистики ИТиМО.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Хушу – смирение в молитве

В этой статье мы попытаемся напомнить о том, как важно состояние хушу во время намаза, почему нам следует непрерывно оберегать наш намаз, и дадим несколько советов относительно того, как преуспеть в достижении хушу.

Слово «хушу» по-арабски означает смирение и скромность во время совершения ежедневного намаза (молитв). Смысл хушу и способ его достижения заключается в том, чтобы «присутствовать сердцем» во время выполнения нашего ежедневного долга перед Аллахом (хвала Ему).

Представьте, что ваш начальник или учитель дал вам задание, которое должно быть выполнено определенным образом в установленный срок. Вам дали и соответствующие распоряжения, но вы слушали невнимательно, думая про себя, что все и так легко и просто. Вы выполнили работу и отдали ее, будучи уверенным, что справились хорошо и вовремя. Но к вашему удивлению, вам говорят, что все неправильно, вы не выполнили того, что требовалось! И что все это никуда не годится. Теперь у вас двойная проблема: вы потратили время, и, как оказалось, совершенно впустую! Теперь у вас есть основания опасаться, что вас лишат зарплаты или повышения. А ведь достаточно было просто внимательно выслушать указания, и вы бы без труда справились – ведь задание несложное!

Читайте так же:  Текст молитвы по соглашению текст

Если применить эту простую ситуацию к нашей теме, то станет понятно, что в нашей повседневной религиозной жизни мы упускаем один важный фактор, который не позволяет нам успешно выполнить обязанность намаза, и этот фактор – смиренность, или хушу. Не понимая важности хушу в процессе намаза, мы пренебрегаем этим прекрасным видом поклонения и рискуем утратить иман (веру).

Намаз – это ключ к успеху в этой и следующей жизни. Но если мы не будем беречь этот ключ и потеряем его, мы просто не сможем открыть двери, ведущие к благу в этой и будущей жизни. Относясь к намазу поверхностно, мы добровольно отказываемся от всех благ этого сильнейшего инструмента управления временем нашей жизни, который дал нам сам Создатель!

В то же время, если с намазом у нас все в порядке, то все остальные житейские дела сами собой становятся на свои места. Светлые периоды жизни окрашиваются еще большей радостью, а трудные времена становятся легче, по крайней мере, мы их легче переносим.

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (Коран, 23:1-2).

Состояние хушу подразумевает покорность, кротость, смирение, тоску и молчание в сердце, исполненном любви и страха перед Величием Всемогущего Аллаха. Это также осознание собственной слабости, ничтожности, отсутствие гордыни и чувства превосходства.

Когда сердце верующего исполнено хушу, во смирении он подчиняется Аллаху (хвала Ему) всем своим телом. Мы можем думать, что сосредоточенность и смирение в намазе уменьшаются, если у нас рассеян ум. Но это не так. Степень хушу зависит о состояния сердца. Пророк (мир ему и благословение), сказал:

«Знайте, что в организме человека есть кусочек плоти, если он будет здоровым, то и все тело будет здоровым, а если он будет больным, то и все тело будет больным. Поистине, это сердце» (Муслим).

Признаки недостатка хушу во время намаза

Бывало ли, что вы или молящийся рядом с вами совершает суджуд так, как будто находится на раскаленной сковороде? Что вы или ваш сосед не могли правильно читать суру «аль-Фатиха» дольше двух ракятов? Что вы забывали, сколько ракятов сделали и какие суры прочитали? В конце намаза испытывали чувство незавершенности и сожаления, а не радости и полноты? Намаз вам казался, скорее, хором, чем диалогом?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили положительно, значит, вам не хватает смирения.

Сохранение хушу вне намаза

Чувство смирения и присутствия на намазе умом и сердцем во многом зависит от того, чем вы заняты помимо намаза. Мы часто забываем, что Аллах (хвала Ему) – наш Господь и Он неустанно наблюдает за нами. От Него не скрыть, что во время намаза и после него мы остаемся одним и тем же человеком.

Не следует думать, что Аллах наблюдает за нами только от первого такбира и до последнего таслима. Он засчитываем нам все наши действия как во время намаза, так и вне его, и знает, совершались ли они с единственным намерением снискать Его довольство.

Мы не должны забывать об этом ни на минуту, что бы мы ни делали. Это и есть сознание Аллаха, которое называется «таква», и оно совершенно необходимо для развития у нас хушу во время намаза.

Об этом прекрасно сказала сестра Ясмин Могахед (Yasmin Mogahed):

«Как часто мы страдаем из-за того, что не можем сосредоточиться на молитве. Помните: чем больше вы сосредоточены на Аллахе помимо намаза, тем легче вам сосредоточиться на Нем во время намаза. Постарайтесь сделать так, чтобы сознание Аллаха присутствовало у вас в уме и сердце на протяжении всего дня. Говорите с Ним и постоянно возносите дуа. Так вы построите с Ним личные отношения. И тогда, приступая к намазу, вы будете чувствовать себя так, будто возвращаетесь домой к старому другу».

Непостоянство в хушу

Честно говоря, хушу – не из тех состояний, которые остаются неизменными все время. Следует это признать. Никто из нас не застрахован от рассеянности во время намаза, но это не значит, что мы можем спокойно продолжать совершать намаз без хушу. На самом деле, по этой причине мы и должны упорно стараться углублять свое хушу во время намаза.

Все мы знаем, что мысли о мирском очень отвлекают от молитвы. В зависимости от состояния имана, бывают моменты, когда мы очень остро переживаем хушу, и моменты, когда предельно отдаляемся от смирения. Поэтому очень важно обновлять свои намерения и иман, это в свою очередь поможет обновить хушу.

Именно поэтому наш любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил сподвижникам:

«Обновляйте свою веру!» Его спросили: «О Посланник Аллаха, как нам обновлять нашу веру?» Он ответил: «Многократно повторяйте слова Ля иляха илляллах – Нет бога кроме Аллаха» (Ахмад, 2/359).

Также очень важно помнить, что мы обязательно должны вооружаться знаниями о хушу. Это поможет нам признать, что смирение может быть большим или меньшим, и стараться усилить смирение в намазе, чтобы, по воле Аллаха, преуспеть в этой и будущей жизни.

Как усилить хушу в намазе

Всякий раз, когда вы отмечаете, что ваше смирение не на высоте, сразу что-то делайте. Попробуйте почитать соответствующие статьи, назначьте себе недельный срок, чтобы улучшить качество намаза. Наконец, никогда не забывайте просить Аллаха наставить вас на правильный путь и развить достаточное смирение в намазе. Для этого в Коране и Сунне есть множество дуа.

Первый шаг к улучшению – помнить об Аллахе, признавать свои недостатки и, что важнее всего, просить Его о помощи и работать над этим путем повышения качества намаза.

Читайте так же:  Царю давиду молитвы

Полезные советы как сберечь хушу

Представьте, как было бы хорошо иметь невидимый щит, который защищал бы вас от различных отвлекающих моментов во время намаза? А известно ли вам, что каждый может построить вокруг себя такой щит, следуя наставлениям Корана и Сунны?

Аят 9 суры «аль-Муминун»: «и те, которые регулярно совершают намаз», показывает, что намаз следует постоянно оберегать от всего, что может его ухудшить. Таким щитом является внимательность к движениям сердца, языка и конечностей.

Выше мы рассмотрели природу хушу и влияние этого состояния на нас во время намаза и вне его. Теперь мы предложим вам несколько практических рекомендаций касательно того, как усилить хушу при совершении намаза:

Углубляйте свои знания ислама. Больше узнавайте об Аллахе, таухиде, Его Именах и Атрибутах, различных аспектах Сунны. Почему? Потому что Аллах сказал:

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Коран, 35:28)

Что касается получения знаний, то даже наш Пророк (мир ему и благословение) имел учителя, с помощью которого разбирался с тем, что такое дин (религия, путь) Аллаха – его учителем был ангел Джибраил (мир ему). Таким образом, мы должны стремиться получить знание под руководством исламских учителей и ученых (и в этом деле не слишком полагаться на Гугл).

Молиться вовремя и планировать свою жизнь вокруг намаза – еще один способ. Пусть на первом месте для вас будет довольство Аллаха, а не довольство людей. Не нужно оправдываться: «У меня работа» или «У меня встреча» и т.п. На самом деле, вы всегда знаете время намаза заранее, поэтому это неубедительные оправдания. Но если ситуация от вас не зависит, например, когда у вас экзамен, постарайтесь, чтобы вам разрешили прерваться на несколько минут для намаза. По крайней мере, лучше попытаться, чем совсем не пробовать.

3) Ищите прибежище у Аллаха

Ищите у Аллаха (хвала Ему) прибежища от Сатаны; прежде чем начать намаз и, если нужно, во время намаза, говорите: «Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим». Также перед началом намаза говорите: «Бисмилля».

4) Будьте внимательны и сознательны

Современные психологи часто применяют технику под названием «основанная на осознанности когнитивная терапия», чтобы учить людей полностью присутствовать в настоящем, а не витать в мечтах о будущем или раздумьях о прошлом, упуская при этом настоящий момент. Просто одергивайте себя и возвращайтесь в реальность, как только заметили, что ваши мысли начали утекать от того, что происходит здесь и сейчас.

Вы можете применять эту методику для поддержания хушу. Например, начните с того, что полностью осознаете, что собираетесь совершить, затем осознанно выполняете его, осознанно читаете дуа. На протяжении всего дня сторонитесь всего, что отвлекает вас от мыслей об Аллахе.

Разными трюками и ухищрениями шайтан будет пытаться отвлечь вас – помните об этом. В тот момент, когда замечаете, что сердце и ум начали блуждать, сразу же вернитесь назад. Чем чаще вы будете это делать, тем глубже будет ваше смирение.

5) Понимание

Прочтите тафсир суры «аль-Фатиха» (например, тафсир Ибн Касира). Убедитесь, что вам понятен каждый аят, сделайте остановку. Помните, что хорошее начало – половина дела! Прочитайте переводы, чтобы понять все суры, которые вы читаете во время намаза. Постарайтесь совершить тахаджуд, и в эти ночные часы почитайте Коран, ибо ночь – благоприятное время для понимания слов Аллаха.

Всегда напоминайте себе, что вы стоите перед Аллахом (хвала Ему), молитесь так, как будто Он перед вами. Если не получается – старайтесь помнить, что Он непременно на вас смотрит. Во время чтения представляйте арабские слова каждой суры. Не закрывайте глаза, но сосредоточьтесь на месте, где вы совершаете суджуд.

Позаботьтесь о том, чтобы концентрироваться на намазе, особенно в тяжелые моменты – это поможет справиться с ситуацией, как сказано в Коране:

«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (Коран, 2:45)

Помогите детям с малых лет учиться смирению и сосредоточенности. Не принуждайте их к намазу, подавайте пример, чтобы они пришли к этому сами.

Будьте внимательны, не напрягайтесь, совершайте все действия намаза размеренно, каждое действие делайте хотя бы 5 секунд или дольше. Каждый раз, когда говорите «Аллаху Акбар», говорите от всего сердца. Пусть ваш суджуд будет длиннее обычного, прочтите дуа во время суджуда и перед последним таслимом.

9) Этот намаз может быть последним

Приступая к намазу, помните, что в нашей жизни неизбежно одно – смерть. Аллах создал нас, чтобы мы поклонялись исключительно Ему. Совершайте каждый намаз как последний. Неизвестно когда, но настанет день, когда вы помолитесь в последний раз.

Возьмите в привычку после каждого намаза читать дуа, которые рекомендовал наш Пророк (мир ему и благословение).

Теперь, когда вы прочитали и поняли эту статью, только от вас зависит, сможете ли вы оценить, насколько вы искренни в намазе, каков ваш иман, и как они влияют на вашу жизнь в целом. Мы все согласны, что знать – это очень важно, но знание само по себе вам не пригодится, если вы не примите решение действительно применить его к себе. Только так знание принесет вам пользу и сделаете вас лучше снаружи и внутри.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не теряйте надежду и не сдавайтесь. Помните, что семя смирения взрастет только после благотворного дождя настойчивых напоминаний, который по воле Аллаха проникнет в ваше сердце.

Смиренность в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here