Старообрядческая символ веры молитва

Основы: Старообрядческая символ веры молитва - информация из открытых источников и священных текстов.

Последние события

Символ Веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

И во еди́наго Го́спода Ису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна, от Бога и́стинна, рожде́на а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́м же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния, сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та, и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́на, и воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою, суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию не́сть конца́.

И в Ду́ха Свята́го Го́спода и́стиннаго и животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.

Православная старообрядческая вера в Сызрани

Россия, г.Сызрань, ул.Фрунзе, 78 (на карте)

Возможно ли молитвенное общение старообрядцев с теми, кто держит латинский символ Веры без Filioque?

Никонианский текст символа Веры был сделан по подобию латинского текста. Так, в латинском тексте в 7-м члене стоит будущее время, и в 8-м члене есть «Господа Животворящего» (нет слова Истиннаго): 7: Et iterum venturus est cum gloria, iudicare vivos et mortuos, cuius regni non erit finis. 8: Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit. Этот текст использовался в Западной Церкви и до 1054 г. Признают ли старообрядцы Западную Церковь до 1054 г. и всех её святых (св. блаж. Августина, св. Венедикта Нурсийского, св. Иринея Лионского и т. д.)? Возможно ли молитвенное общение старообрядцев с кем-нибудь, кто (вдруг) держит латинский символ Веры без Filioque, но во всём остальном придерживается древнего благочестия?

Безусловно, старообрядцы признают, почитают и любят святых западной Церкви до великого раскола. Достаточно открыть церковный календарь и богослужебные книги и увидеть, что мы совершаем службы и преподобному Венедикту, и святителям Амвросию, Григорию и Льву Великим. Августин Блаженный, Иероним Стридонский, Ириней Лионский тоже в святцах, хотя им нет службы в минее. Это, кстати, меня огорчает: чтение творений блаженного Августина меня очень вдохновляет и приносит истинное наслаждение.

Если посмотреть на историю Церкви, то мы увидим, что были периоды, когда Западная Церковь нередко выступала хранительницей православной (кафолической) веры, тогда как Восточная уклонялась в различные ереси.

Я не являюсь специалистом в области древних текстов, но Ваш тезис о том, что «этот текст использовался в Западной Церкви и до 1054 г.», вызывает сомнения. Откуда это достоверно известно? Католики ведь и о Filioque говорят, как о древнейшем варианте Символа.

Мы как приняли веру, так и содержим её. Знаем, что так молились и 500 и 1000 лет назад на Руси. Важна преемственность и отсутствие насильственной ломки. Нужны подлинные и достоверные источники.

Дело ведь ещё в том, что в древности запрещалось записывать Символ. Его передавали устно тем оглашенным, которые уже были близки к принятию крещения. Так, в недавно изданных творениях святителя Амвросия Медиоламского на латинском и русском языках (М.: Изд-во ПСТГУ, 2012) есть «Объяснение Символа веры». Но стенограф по указанной причине записал только начало и конец фраз каждого члена Символа. И, читая это слово, я не смог узнать, в какой редакции читал Символ святой Амвросий.

Но могу допустить, что так, как Вы привели, и было изначально. Тогда это вопрос точности перевода. Наши древние переводчики в 7-м члене поставили «несть», что включает в себя и будущее и настоящее. А латинские переводчики перевели «cuius regni non erit finis».

Что касается восьмого члена Символа веры, слова «Истиннаго» нет и не было и у греков. Однако переводчики стремились в переводе передать полноту смысла. В русском языке требовалось употребить два слова («Истинного и Животворящего»), чтобы точно перевести. Это было важнее, чем соблюсти равное количество слов. Если Вы изучали языки, то легко это поймете. А Никоновские справщики мыслили иначе, они делали кальку с оригинала. А зачастую просто портили тексты. Об этом есть более подробные рассуждения филологов и учёных. Доступно об этом написано, например, в книгах Бориса Кутузова.

Что касается второго Вашего вопроса о молитвенном общении, то он решается положительно, но с оговорками. Этот носитель языка не должен находиться в общении с католиками или другими еретиками, а принадлежать к истинной Христовой Церкви.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Символ веры

Пение Символа веры на литургии:

Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Читайте так же:  Молитва от избавления кашля

1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;

7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.

Исповедую одно Крещение во оставление грехов.

11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).

Никео-Цареградский Символ веры

Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.

3. Нас ради человек ( Быт.3:17 , Пс.50:7 , Иов.14:4 , 1Ин.1:8, 3:4-8 , Иак.3:2 , 1Пет.4:18 , Рим.5:12 ) и ради нашего спасения ( Мк.1:14-15 , Ин.14:6 , Деян.4:12 , Тит.3:4-6 , 1Тим.2:4-6 ) сошедшего с небес ( Ин.3:13 ), и воплотившагося ( Ин.1:14 , Ин.3:17 ) от Духа Свята и Марии Девы ( Быт.3:15 , Ис.7:14 , Мф.1:20-23 , Лк.1:30-35,43 ), и вочеловечшася ( Ин.2:2-3, 11:35 , 1Тим.2:5 ).

8. И в Духа Святаго ( Быт.1:2 , Мф.3:16 , Ин.3:5-8 , Деян.13:2 ), Господа ( Деян.5:3-4 ), Животворящаго ( Ис.11:1-3 , Ин.3:5 , 1Кор.3:16 , Рим.8:14-16,26 ), Иже от Отца исходящаго ( Ин.14:16,26, 15:26 ), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 , Ин.16:13-15 , Пс.32:6 , Деян.5:3-4 , 1Кор.12:3 ), глаголавшего пророки ( 1Пет.1:12 , 2Пет.1:21 ).

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

Основные отличия старообрядческой литургии от новообрядческой

В старообрядческом богослужении нет ранней и поздней литургии. Даже в храме, где есть несколько Престолов, совершается одна литургия, завершая собой суточный круг богослужения. В новообрядческой службе изменены слова многих молитв: Символа Веры, Херувимской.

Изменения в Символе Веры

По-старообрядчески

По-новообрядчески

…Господа Исуса Христа… …Господа Иисуса Христа… …рожденна, а не сотворена… …рожденна, несотворенна… …Егоже Царствию несть конца… …Егоже Царствию не будет конца… … И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго… …И в Духа Святаго, Господа Животворящаго…

Изменения в Херувимской песни

По-старообрядчески По-новообрядчески
Иже Херувими тайно образующе Иже Херувимы тайно образующе
Животворящей Троице трисвятую песнь приносяще Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе
Всяку ныне житейскую отвержем печаль Всякое ныне житейское отложим попечение
Яко Царя всех подъемлюще Яко да Царя всех подымем
Ангельскими невидимо дароносима чиньми. Аллилуиа Ангельскими невидимо дориносима чиньми. Аллилуиа

Разница в молитвах Евхаристического канона

По-старообрядчески По-новообрядчески
Еще приносим Ти словесную сию и безкровную жертву. Молим и просим, и ми́лися деем. Посли Дух Свой Святыи на нас и на предлежащия Дары Сия Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары Сия

Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:

Старообрядческая Литургия Новообрядческая Литургия
Проскомидия совершается во время чтения Часов — третьего, шестого и девятого. Читаются только третий и шестой час. Девятый час новообрядцы молятся вечером, но зачастую не молятся его совсем.
Служится на 7 просфорах Служится на 5 просфорах
Просфоры пекутся на закваске Просфоры пекутся на дрожжах
Просфора с круглой печатью, изображающей восьмиконечный крест Печать прямоугольная, крест четырехконечный
Просфоры к Проскомидии приносятся свежеиспеченными, теплыми Просфоры холодные, могут быть испечены несколькими днями ранее
Из одной просфоры вынимается (вырезается!) только одна частица Из просфоры вынимается множество частиц, по числу поминаемых имен
Символ Веры и «Отче наш…» поет только хор Символ Веры и «Отче наш…» обычно поют все, находящиеся в храме
Читайте так же:  Вечернее правило молитвы оптина пустынь

В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.

Пение только унисонное, в один голос, песнопения записаны старинной, безлинейной нотацией — крюками.

«Октай». Так выглядит крюковое знаменное пение

Как нужно себя вести в старообрядческом храме

При входе в храм нужно остановиться и прислушаться, что читается или поется. Если в этот момент ходить дозволяется, то помолиться семипоклонный «начал» (приходные поклоны), встать на определенное место и находиться там до конца службы. При этом традиционно мужчины стоят в правой половине храма, женщины — в левой. Во многих приходах Украины, Молдавии, где мужчин за службу ходит больше, они стоят в передней части храма, а женщины — позади. На молитве в старообрядческом храме следует стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны. При этом — для удобного стояния — пятки сомкнуты, а носки несколько разведены. Руки сложены на груди горизонтально, правая поверх левой. Такое положение, согласно святоотеческому толкованию, напоминает верующим о сложении крыльев Небесных сил бесплотных, предстоящих Престолу Господа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В старообрядческом храме все совершается чинно и благоговейно: поклоны молящиеся совершают одновременно, в положенные по Уставу моменты службы.

Все молящиеся кланяются одновременно

При земных поклонах используются подручники, чтобы руки оставались чистыми.

Подручник Подручник

Ко Кресту подходят сначала священнослужители, затем причащавшиеся в этот день, потом мужчины, после них — женщины.

Молящиеся подходят ко кресту

В старообрядческом храме нельзя стоять на коленях, целовать любую икону, какую захочется, а только за вечерней службой во время пения величания молящиеся прикладываются к иконе того праздника или святого, служба которому совершается. Утром, после окончания Литургии, также можно приложиться к этой иконе.

Молящиеся прикладываются к иконе

Старообрядцы исповедуют свои грехи только одному священнику, своему духовному отцу, и по его благословению причащаются Святых Таин. Чтобы перейти на исповедь к другому священнику, необходимо взять благословение духовного отца. В новообрядчестве принято исповедоваться у разных священников. Даже если человек считает какого-то священника своим духовным отцом, он одновременно может исповедоваться и у других.

Символ веры (Верую…)

Символ веры – краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Ограждая себя благоговейно крестным знамением, с глубоким вниманием произносим слова святых отец первого Вселенского Собора:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася.
Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена.
И воскресшаго в третии день по писаниих.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.
Затем слова святых отец Второго Вселенского Собора:
И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Чаю воскресение мертвым.
И жизни будущаго века. Аминь.

Старообрядческая символ веры молитва

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем , потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Дух Святый называется Господом , потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог . Дух Святой называется Животворящим , потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Читайте так же:  Молитва Св маргарите

Церковь едина , потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая , потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная , или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская , потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной , или Правоверующей .

Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино , потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

Слово Аминь , завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

Старообрядческая символ веры молитва

Войти

Символ веры Ассирийской Церкви Востока и Старообрядческой Церкви

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Верую во единаго Бога Отца вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а несотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение, во оставление. грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века, аминь.

И, наконец, Символ веры Ассирийской Церкви Востока http://www.assyrianchurcheast.com/ :
Мы веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, творца всего сущего, видимого и невидимого. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: несотворенного, Бога истинного от Бога истинного, единосущного Отцу, Им же сотворены веки и создано все. Нас ради людей и нашего ради спасения сшедешго с небес и воплотившагося от Духа Святаго и ставшего человеком и зачавшегося и рожденного от Марии Девы. И страдавшего и распятого при Понтийстем Пилате и погребенного. И воскресшего в третий день, по писанием. И восшедшего на небеса, седящего одесную Отца. И паки грядущего судить живым и мертвым. И в Духа Святаго, Духа истины*, иже от Отца исходящего, Духа животворящего. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов, воскресение наших тел и жизнь во веки веков. Аминь.
__________________
*»Духа истины» — по-сирийски «Руха д-шрара», можно перевести и как «Дух истины» и как «Дух истинный».

Как видим, старообрядческий Символ веры гораздо ближе к принятому в Церкви Востока, чем Символ веры РПЦ. Во-первых, и в Символе веры Церкви Востока, и в старообрядческом Символе «воплотившегося» — от Духа Святого, а «вочеловечшегося» — от Марии Девы, т.е. раздельно «воплотившегося» относится только к Св. Духу, а «вочеловечшегося» — только к Деве Марии. Тогда как в РПЦ читают «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася», т.е. и воплощение и вочеловечение равно относятся и к Марии, и к Святому Духу. Во-вторых, и в старообрядческом Символе, и в Символе Церкви Востока, Дух Святой именуется истинным. Это может быть важно нашим братьям старообрядцам в их полемике по поводу Символа веры с РПЦ. Ведь Церковь Востока приняла этот символ в 410 г. на соборе Мар Акака под влиянием греческого посольства во главе с епископом Марутой Маипаркатским. Значит, в самой Греческой Церкви в начале 5 в. Символ веры либо читался со словом «истинный» в отношении Св. Духа, либо это наименование подразумевалось так, что его нельзя было упустить при переводе.

Читайте так же:  Как вернуть любовь мужа к жене молитвами

Знакомство с единоверием: как мы молимся

Со времен «реформ» патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в богослужении, быте и даже мировоззрении православного человека многое изменилось. В порядке вещей нам слышать от наших пастырей, а затем и от вторящих им мирян: «Да какая разница как, лишь бы любовь была да совесть не укоряла…» – и другие вариации на тему исполнения тех или иных церковных правил. Действительно, две главные заповеди Господь наш Иисус Христос вывел в Своих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф. 22: 37) и «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 39). Нет этого – и все наши потуги на религиозной почве превращаются в законничество, лицемерие, фарисейство.

Однако наши благочестивые предки – а до них не менее благочестивые византийцы, наследники трудов святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, – старались воцерковить весь свой быт, всю окружавшую их действительность. Недаром высшие произведения искусства, самые значимые памятники Древней Руси, дошедшие до наших дней, имеют ярко выраженный религиозный характер и прямо связаны c культурой церковной. Архитектура, живопись, литература… Кажется, что Русь была одним сплошным храмом. Не будем идеализировать: в истории нашей страны тех времен случалось много событий, о которых сегодня бывает довольно горько вспоминать, но наличие христианского идеала как жизненного ориентира государства и общества отрицать не приходится.

Кажется, что те благочестивые времена канули в лету и мы живем в том мире и тех условиях, в которых живем… Нет уже в городских храмах длинных богослужений, протяжного ангелоподобного пения, далеко не везде встретишь икону рублевской школы. Но крупицы той старины, того полумонастырского быта сохранились волей Божией и дошли до наших дней в единоверческих (старообрядных) приходах Русской Церкви.

Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века

Пусть читателя не пугают слова «единоверие», «старообрядные приходы», «православные старообрядцы» и просто «старообрядцы». Речь идет не о представителях какой-то христианской конфессии или, упаси Бог, о раскольниках, а о такой же полноте церковной. Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века. С той поры в Русской Православной Церкви на равных условиях действуют два обряда при единстве в вере. Как единоверцы свободно посещают новообрядные приходы и принимают в них таинства, так и прихожане обычных православных храмов свободно могут прийти на «древнюю» службу и при желании даже стать членами общины.

Единоверцы очень трепетно относятся к богослужению. Решив посетить богослужение в таком храме, вы уже на подступах увидите спешащих к службе прихожан, словно героев кинофильмов о Древней Руси. У мужчин небритые и неподстриженные бороды, одеты они в рубахи-косоворотки навыпуск, перехваченные поясом. Бывает, что и в портах, и в сапогах! Уже в храме многие из них надевают черные кафтаны в пол. На женщинах сарафаны и непрозрачные платки, которые особым образом закалываются под булавку и закрывают грудь и спину. На замужних женщинах под платком повойники – вязаные чепчики, свидетельствующие о супружестве носительницы. В руках у прихожан длинные кожаные (как правило) четки – лестовки – с нашитыми на конце треугольниками.

Если вы собрались к единоверцам и у вас нет специальной богослужебной одежды – не беда. Просто помните главное правило: одежда должна быть неброской и опрятной. Всё как в обычном православном храме. Рукава одежды должны быть длинными, непрозрачными, женщинам нужно быть одетыми в юбку, платок лучше заколоть «под булавку».

Перед входом в храм и войдя в него, единоверцы совершают крестное знамение с тремя поясными поклонами, творя в себе молитву: «Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон.) Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон.)». Берут из обычно сложенной при входе стопки специальный молитвенный расшитый коврик – подручник. Позже на него полагают голову и руки, совершая земной поклон, дабы сохранить их в чистоте. Мужчины и женщины встают строго по сторонам: справа и слева соответственно. Лишних хождений по храму лучше избегать. Если до начала службы достаточно времени, можно сесть на лавку у стены.

В единоверческих храмах не используется электрический свет во время богослужения. Пространство церквей освещается лампадами и свечами. Такой полумрак лучше располагает человека к молитве, не отвлекает его взор. Масло в лампадах растительного происхождения, а свечи обязательно восковые. Если захотели поставить свечу – лучше это сделать заблаговременно, до начала службы. В некоторых единоверческих храмах принято перед поставлением свечи совершить три поклона с вышеописанной молитвой «Боже, милостив…», а также помолиться святому, который изображен на иконе.

Перед началом богослужения священник выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и совершает «семипоклонный начал». Это специальная молитва, «подготовительная». Она словно настраивает нас внутренне, призывает собраться. Сохранились обычаи совершать эту молитву перед выходом из дома и после возвращения с соборной молитвы, в самых крайних случаях ею заменяют утреннее и вечернее правила. Вот ее слова:

Читайте так же:  Молитва при продаже автомобиля

Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.)

Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.)

Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.)

И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.)

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.)

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.)

После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…».

В храме стоят со сложенными на груди руками: это символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию

Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве. Здесь же заметим, что прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.

Пусть вас не смущает отличие некоторых слов и окончаний молитвословий. Такими они были повсеместно в Древней Руси до середины XVII века. Например, можете услышать непривычное «…и во веки веком» или «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго…» в Символе веры.

Если попали на всенощное бдение, заметите, что на утрени, на кафизмах, люди сидят, поднимаясь только во время «Славы» совершить крестное знамение. Возможность присесть бывает и в моменты чтения поучений, если они совершаются. Всенощное бдение в единоверческих церквях длинное – может занимать от 4 до 6 часов. Однако многие вновь пришедшие замечали необъяснимую легкость и даже незримую «помощь» в стоянии.

Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран

Особо обратим внимание на клирос (по-народному, «крылос»). Клиросов может быть два – правый и левый, но чаще всё же один. Руководит клиросом головщик (регент), в руках у него указка, которой он задает пение, показывает нужные моменты песнопения в книгах, в том числе если слышит, что кто-то сбился. Головщик становится в самом центре клирошан, а они «боевым порядком» выстраиваются вокруг него. В единоверческих церквях за богослужениями звучит знаменное пение – основной тип древнерусского пения, пришедшего на Русь из Византии. Хор поет в один голос, вместо нот звуковые интервалы обозначают причудливые для современника крюки. Даже при взгляде на них неизбежно возникает ощущение соприкосновения с чем-то древним и одновременно вечным. Именно такое – ангелоподобное – пение услышали однажды послы равноапостольного князя Владимира в константинопольском храме. Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран. Безусловно, если сравнивать византийское и русское знаменное пение, есть явные отличия. Звук нашего аналога свободный, громкий, исполнение довольно суровое – сказывается национальный, северный колорит. Таковое пение помогает верующим сосредоточиться на молитве.

Особым образом совершается и чтение молитвословий, а также чтений за богослужением Евангелия, Апостола, Шестопсалмия. Называется практика такового чтения погласицей – это некое произношение слов на простой распев. Погласица бывает псаломской, паремийной, апостольской, евангельской, поучений и т.д. При чтении и пении используются переиздания книг XVII века. Бывает, можно увидеть на аналое старинные книги прошлых веков в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами, старинными орнаментами и иллюстрациями. Перед началом чтения каждый чтец, как правило, совершает земной поклон на подручник и, получив благословение от священника, приступает к молитве.

Завершается богослужение так же, как и началось, – семипоклонным началом. После этого священник с амвона говорит проповедь. Затем община следует в трапезную. В некоторых приходах сохранилась замечательная традиция путь в трапезную сопровождать пением тропаря дню или празднику. Перед вкушением пищи все чинно совершают соборную молитву. За трапезой могут читать душеполезные книги, на праздниках принято петь древнерусские духовные стихи. Песня, как известно, душа народа. Она выражает его национальный характер, через свое содержание заставляет его пережить события, в ней отраженные. Именно поэтому и в минуты отдыха петь христианские, а не мирские песни очень важно для единоверцев. Это еще один отголосок былой эпохи и желание «приблизить Царство Божие», всё пространство вокруг себя христианизировать.

Во время собраний единоверцы читают Священное Писание с толкованиями, жития святых, творения святых отцов, другую назидательную литературу.

В силу своей малочисленности прихожане старообрядных церквей тесно общаются между собой. Активно и межприходское взаимодействие. Единоверцы соседних епархий часто совершают визиты друг к другу; бывает, что из разных уголков страны и даже мира приезжают верующие на престольные праздники.

Те сокровища богослужебной жизни и приходского уклада, которые от времен Древней Руси до наших дней пронесли православные старообрядцы (единоверцы), являются общими для всей Русской Церкви. В абсолютно разных храмах и монастырях уже сегодня принимают отдельные элементы церковного благочестия. Кто-то ставит на клиросе знаменное пение, где-то в каноне расписывают храм, иные не используют электрического света за службой. Все инструменты, способствующие лучшему восприятию Бога, более глубокому соприкосновению с Ним, доступны желающим и для келейной молитвы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Интерес к старому обряду в Церкви растет с каждым годом, привлекая всё больше сторонников жизни по законам Древней Руси. И дай Бог, чтобы интерес этот не угасал, а только креп. И самое главное – неукоснительно помогал всем нам двигаться к спасению души.

Старообрядческая символ веры молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here