Старцы о ночной молитве

Основы: Старцы о ночной молитве - информация из открытых источников и священных текстов.

10 поучений прп. Паисия Святогорца о молитве

Старец Паисий Святогорец (Эзнепидис; 1924-1994) всегда указывал на то, что необходимо вверять жизнь свою Богу посредством молитвы. Старцу больно было видеть людей, кото¬рые изнемогали, борясь лишь «своими слабыми человече¬скими силами», в то время как могли бы вполне попросить помощи у Бога, а Он «способен послать в помощь не просто силу божественную, но много божественных сил; и тогда помощь Его будет не просто божественной помощью, но Божиим чудом». Поэтому он настаивал на том, чтобы люди почувствовали, что молитва для них это необходимость, и старался помочь тем, кто не научился молиться, «положить начало работе сердца в молитве». Тех же, кто приобрёл добрый навык молитвы, укреплял, чтобы молились с большей ревностью и теплотой.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонского старца прп. Паисия о молитве – этом даре Божием человеку для общения с Ним.

1. – Геронда, как нужно молиться?

– Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

2. Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу? Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

3. – Геронда, когда мало времени, и я молюсь торопливо, может, ворую время, которое должна посвятить Христу ?

– У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас».

4. – Геронда, как мне полюбить молитву?

– Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

5. – Геронда, как нужно готовиться к молитве?

– Так же как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек. Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом. Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», – то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

6. – Геронда, святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва – это «суд до суда».

– Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда молитва есть «суд до суда». Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствую, – спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил? Может, промелькнул помысел гордости или есть во мне какое-то пожелание, которое не даёт мне общаться с Богом?»

7. – Геронда, когда я занята каким-нибудь умственным трудом, то не могу молиться.

– Если во время работы ум твой находится в Боге, то это и есть молитва. Ведь если молишься, а ум при этом не в Боге, то какая польза? Если даже, когда человек устаёт молиться, он приведёт на ум мысли о Христе, Божией Матери, то это опять молитва.

8. – Геронда, может человек хранить память о Боге, не произнося молитвы?

– Если он говорит в помысле: «Как я далеко от Бога! Что мне делать, чтобы быть рядом с Ним?» – от этого приходит память о Боге, приходит и молитва. Старайся всегда ощущать присутствие Христа, Божией Матери, святых и веди себя так, как будто они здесь, рядом. Ведь они на самом деле здесь, хотя мы их и не видим телесными очами. Всё возводи к Богу и говори: «Бог меня видит. То, что я сейчас делаю угодно Ему? Чего мне нужно избегать, чтобы не огорчать Его?» Постепенно это станет твоим внутренним состоянием. Будешь думать о Боге и делать всё возможное, чтобы Его ублажить. Так развивается и растёт любовь к Богу, услаждается ум и сердце, и постоянно пребывают в молитве без труда.

9. – Геронда, я не чувствую любви к молитве.

– Твоё сердце пока ещё не согрелось, молитва идёт не от души; ты всё совершаешь по принуждению, сухо, без чувства. Как начинаешь молитву?
– Начинаю, геронда, с мысли, что нужно помолиться о себе и о других.
– Ну, что ты за странный человек! У тебя везде «нужно»: «нужно молиться», «нужно заниматься духовным деланием», всё «нужно», «нужно». – вот ты и тяготишься. Хорошо, что есть в тебе такая сила, а ты начинай со смиренного помысла, с сострадания. Пусть работает сердце, пусть сострадает, тогда не нужно будет себя заставлять; будешь чувствовать радость, и будет в душе такое внутреннее веселие.

10. Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову молитву? Или, может быть, споем молебный канон Пресвятой Богородице с великими поклонами?» Так человек не устает, потому что все, что он делает, он делает с внутренним расположением. Когда наша душа испытывает недомогание и мы не можем совершать поклоны, то помолимся Иисусовой молитвой сидя, почитаем что-то духовное, сделаем то, что нас привлекает. Если у ребенка нет аппетита, ты не можешь его заставить есть. Ты даешь ему что-то вкусное, что ему нравится. Потом, когда он выздоровеет, то начинает есть и ревит (нут, бараний горох). Так же ведет себя и душа. В молитве должно соучаствовать все сердце человека, без остатка. Молитва, аскеза, духовные занятия должны совершаться от сердца. Человек получает духовный доход только в том случае, если ему предшествует духовный вклад, если ему предшествует жертва.

Читайте так же:  Московская Матрона молитва любовь

Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания

Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!

«Очень ценно молится в 3 часа ночи. «

Очень ценно молится в 3 часа ночи.Обычно многие просыпаются в это время, ибо голос Ангела хранителя будит, но очень немногие молятся. повернутся на другой бок и опять спят. А Господь взыскивает за такое небрежение к молитвенному часу. Если уж проснулся, так поревнуй о молитве, прочитай хотя лежа:» Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа. » или » Милосердия двери», » Взбранной Воеводе», или Богородице Дево, радуйся». Это благой час Царицы Небесной, и она вознаградит верных Ей.

Схиигумен Савва Остапенко

  • 8538 39
  • 3
  • 9

Мир всем!
Совет схиигумена ценный, я так делаю, когда нет сна ночью.
Но он не подходит ко всем подряд, нужен совет духовного человека, чтобы себе не навредить.

У меня это получается непроизвольно, даже странно как-то.Теперь всегда буду читать молитвы.

Я слышал илии читал, что к таком подвижничеству желательно приступать по благословению, без него оно чревато самомнением и искушениями.

О ночной молитве можно найти в книге «Современная практика православного благочестия» Пестова Н.Е, 2 том. Там много положительного о ней сказано, но есть такая.

Я слышал илии читал, что к таком подвижничеству желательно приступать по благословению, без него оно чревато самомнением и искушениями.

О ночной молитве можно найти в книге «Современная практика православного благочестия» Пестова Н.Е, 2 том. Там много положительного о ней сказано, но есть такая ремарка:
«По непостижимым для нас законам во время ночи (преимущественно от 12 до 2 часов утра) темная сила имеет наибольшую власть над миром и иногда мешает в молитве различными «страхованиями» (наведение чувства боязни, страха, ужаса, непонятными звуками, стуками и, наконец, различными явлениями и видениями).»

По моим грешным помыслам считаю что, без благословения этот путь опасен как для психики, так и для Спасения.

Молитва

«. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

Советы старцев о молитве церковной и домашней, Страстная Пятница, Чтение Псалтири

Распятие Храм «Все люди должны в этот день, раз в году, в эту пятницу, стоять перед Богом и каяться, и просить. У кого в тюрьме, у кого суд, кто болен – Господь поможет».
Игумен Гурий (Чезлов)

«…Один раз в Храме помолишься «Господи, помилуй» и Господь услышит, а дома нужно 200-300 раз».
Иеромонах Анатолий (Киевский)

Ночная молитва

Новый год – это один из тех редких дней в году, когда масса народа не спит, совершая пьяную и обжорную пародию на всенощное бдение возле салата оливье, голубого (в разных смыслах) экрана и т.п. Это при том, что ночью не спать наш народ не привык. Сон – одно из немногих утешений бедняка. Сон бедняка, как говорит Соломон, сладок; и не важно, много или мало он съел. Богатый напротив, отягченный лишним съеденным и выпитым, ворочается на ложе своем до рассвета. Это тоже говорит Соломон. Нетрудно догадаться, что бедный народ наш в подавляющей массе своей на протяжении длинной истории спал крепко хотя бы потому, что, как говорил Портос, «кто спит, тот ест». То есть мало тратит сил и забывает о пустом желудке.

Но вот в Новый год мы не спим. Не привыкли. И возникает хорошая мысль. А именно: встретить Новый год молитвой в храме, ночью, не за изобильным столом, и не лицом в салате, и не в чужой квартире с вопросом утром «где я?» или «кто ты?». В храме встретить календарное начало нового года! Чем не красота и чем не благодать?

Часы на кремлевских курантах пробьют двенадцать раз, и раздастся по миру всякое «ура» на русском языке, и хлопнут открытыми пробками бутылки шампанского. Но именно в это время во многих храмах священники скажут: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», – и начнутся литургии. И ничего лучше невозможно придумать.

Раньше это была редкая традиция. На все новое (хорошее оно или плохое – разницы мало) у нас смотрят пристально и с прищуром. С подозрением смотрят. Сами себе свой прищур объясняют тем, что «традицию хранят». Ну да ладно. Не мы судьи. Сегодня традиция служения литургии новогодней ночью мало-помалу распространилась, и уже трудно ругать священников за «невиданное новшество», ибо много их – служащих с 31-го на 1-е ночью. Людям нравится. Все трезвые и радостные. У всех больше реальных надежд на такое же реальное счастье в Новом году после молитвы и причастия, нежели после песен Коли Баскова. Кажется, дело понятное и решенное. Но…

Но традицию молиться по ночам можно постепенно распространять и за пределы власти Деда Мороза.

Вообще, христиане раньше молились по ночам больше, нежели при свете дня. Наш возглас всенощной «Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминает именно об этих временах. Ночь, проведенная в молитве, для христиан такое же естественное явление, как ночь, проведенная за картами для любителя преферанса. И ведь заметьте: любителей преферанса (равно, как и любителей ночных дискотек, пьянок–гулянок и прочих ночных занятий) никто не ругает и не осуждает. Это их жизнь. А нам сказано не осуждать. Мы и не осуждаем. Зато сами своих ругаем временами за то, что не хотят сопеть носом и смотреть сны. Ругаем за то, что хотят ночью молиться. Странное дело и непонятное.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование. Есть такая фраза: «Будущее Церкви – это ее прошлое». Все великое, что было явлено Церковью в прошлом, вновь должно явиться перед закатом истории. И аскетизм, и милосердие, и взаимопомощь, и евхаристическая ревность… И ночная молитва тоже. Люди будут чем дальше, тем больше по ночам пить, блудить, колоться, нюхать, воровать, драться, резаться, вешаться…. А Церковь, не смешиваясь с массовым беззаконием, должна будет усугубить молитву. В том числе ночью.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование

Темп жизни таков, что, кроме воскресенья, особо и не помолишься за литургией. Работа, знаете ли. То да се. Но кто мешает раз в месяц или раз в две недели собраться в предписанное время в храме под полночь, помолиться, причаститься и разъехаться по домам? К двум ночи уже спать будете. Многие в это время только от телевизора и компьютера отрываются. А утром на работу, как положено. Кто мешает? Да никто, кроме личной лени и ложных страхов. Как бы чего не вышло.

Читайте так же:  Молитвы защитные от нечистой силы

Но жизнь сама заставит нас молиться ночью. Сама внутренняя логика церковной истории заставит нас молиться и по ночам, и на чердаках, и в поле, и в трюме корабля, и в летней кухне (список я могу очень сильно продолжить). Так давайте привыкать, не дожидаясь гонений и молитвенно отодвигая их приближение. Ведь евхаристические собрания реально разрывают сети диавола. Молитва Церкви ослабляет тотальное лукавое действие на род человеческий. Только она и ослабляет. Стоит нам всем уменьшить лукавую жатву новогоднего пьянства, ссор, драк и разврата тем, что многие верные соберутся в эту ночь на молитву и Евхаристию. А там, глядишь, у нас и вкус к духовным трудам появится. Ибо, честно говоря, в некоторых из нас этого вкуса совсем не заметно.

Неотступная молитва по соглашению

Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
Евангелие от Луки 11:8

Ежедневно совместно читаем молитву соглашения в виде Акафиста по вашей инициативе на каждый день
Любой желающий, кому срочно нужна поддержка, может предложить чтение Акафиста в любое удобное для него время. Вы можете самостоятельно инициировать публикацию и собрать людей для чтения в общей молитве. Один Акафист может читаться до несколько раз в день. Главное — соборно. Время указываем — Москва. Просьба за сутки делать предложение о чтении Акафиста, а на следующий день указывать имена

Друзья обратите внимание на проповедь (прот. Владимир Головин, г. Болгар) почему так важно молиться самим, а не просто отдавать имена на поминовение:
https://www.youtube.com/watch?v=7Wo_x4JmNG4
https://www.youtube.com/watch?v=5jJ58BDHfD0
Поддержим друг друга братья и сестры в совместном чтении!
Да пусть благословит и укрепит всех нас Господь по Своему великому мил.

Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
Евангелие от Луки 11:8

Ежедневно совместно читаем молитву соглашения в виде Акафиста по вашей инициативе на каждый день
Любой желающий, кому срочно нужна поддержка, может предложить чтение Акафиста в любое удобное для него время. Вы можете самостоятельно инициировать публикацию и собрать людей для чтения в общей молитве. Один Акафист может читаться до несколько раз в день. Главное — соборно. Время указываем — Москва. Просьба за сутки делать предложение о чтении Акафиста, а на следующий день указывать имена

Друзья обратите внимание на проповедь (прот. Владимир Головин, г. Болгар) почему так важно молиться самим, а не просто отдавать имена на поминовение:
https://www.youtube.com/watch?v=7Wo_x4JmNG4
https://www.youtube.com/watch?v=5jJ58BDHfD0
Поддержим друг друга братья и сестры в совместном чтении!
Да пусть благословит и укрепит всех нас Господь по Своему великому милосердию и безграничной любви!
Аминь!

И конечно же молимся соборно вместе с г.Болгар и укрепляем себя ежедневными свидетельствами божией помощи
Факты помощи Божией при соборной молитве по соглашению:
http://православный-болгар.рф/разделы/отзывы-о-молитве-по-соглашению
Видеоотзывы:
http://православный-болгар.рф/проповеди/видеоальбом/факты-помощи
Расписание:
http://православный-болгар.рф/разделы/расписание-молитвы-по-соглашению
Как присоединиться:
http://православный-болгар.рф/разделы/как-включиться-в-молитву-по-соглашению
Общие вопросы о молитве по соглашению:
http://православный-болгар.рф/проповеди/видеоальбом/молитва-по-соглашению

Старец Паисий Святогорец. О молитве

«Если кому-то больно за то, что царит сейчас в мире, если кто-то молится об этом, то люди получают помощь, и при этом свобода их воли остается ненарушенной.

Сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой. Это единственный выход… Не будем в эти трудные годы нерадиво относиться к молитве. Молитва – это безопасность, молитва – это связь с Богом. Помните, что пишет авва Исаак? «Бог взыщет с нас ответа не за то, что мы не совершали молитву, но за то, что мы не имели связи со Христом, и нас обманул диавол»

Старец Паисий Святогорец

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо много молитвы — О непрестанной молитве — О ночной молитве
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994): Мирской человек в прежние времена, собираясь что-то сделать перед этим думал. Если же хотел сделать что-то человек духовный, то он и думал, и молился. В наше время даже «духовные» люди, мало того, что не молятся, но и не думают. Дело часто касается серьезных вопросов, а они ставят эксперименты, и на ком – на людях! Во всех случаях, перед тем как что-то предпринять, будем задавать себе вопрос: «Обдумал ли я это? Помолился ли я об этом? Предпринимая что-то, не подумав и не помолившись, человек действует по-сатанински. Часто многие христиане своими действиями препятствуют Божиему вмешательству. Они полагают, что справятся с задачей сами, и при том, что даже неверующие говорят: «С Божьей помощью», эти люди так не говорят…

Без конца человеческие старания – Богу эти люди действовать не дают, не прибегают к молитве, чтобы Он ответил через нее. Все неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой.

Сегодня мы живем во времена Апокалипсиса, и не нужно быть пророком для того чтобы это понять. Все идет одно за другим. Мы не знаем, что нас ждет, это видно из положения, господствующего в мире. Поэтому сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой. Это единственный выход. Будем просить Бога пожалеть Свое создание, хоть мы и не стоим того чтобы Он нас жалел…

Исполнится то, о чем пророчествовал святой Косма Этолийский (+1779): «Надо будет долго идти, чтобы встретить человека, а те, кто останется в живых, будут есть золотыми ложками». Конечно, у некоторых есть помысел: «Какая же польза от молитвы, раз пророчества все равно исполнятся?» Да, Бог знает, что события разовьются именно так, но мы молимся для того, чтобы зло было менее болезненным и не получило распространения. Поэтому и в Евангелии говорится, что ради избранных дни сократятся (См.: Мф.24, 22, Мк.13, 20). Например, на войне сила молитвы совершает чудо, больше людей остаются в живых, а жертв, наоборот, бывает меньше. От всего этого люди получают духовную пользу, становятся верующими и в хорошем смысле изменяются.

Дело не шуточное. Чудо уже то, что до сих пор мир не взлетел на воздух. Да прострет Бог свою руку – весь мир зависит от трех-четырех людей, его судьба находится в руках нескольких сумасбродов…

Необходимо много — премного молитвы, чтобы Бог просветил власть предержащих, потому что они, если захотят, могут разрушить мир. Но Бог очень легко может немного просветить и их. Если же Он просветит кого-то одного, то стоит ему только отдать соответствующее распоряжение, как все поменяется.

Молитва с болью

— Геронда, а как вы молитесь о какой-то нужде?

— Основа всего в том, чтобы стало больно. Если не больно, то можно часами тянуть четку, но молитва не будет иметь никакого результата. Если человеку больно за то, о чем он молится, то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву. Многие, когда люди просят их молитв, не располагают временем и молятся о нуждах этих людей одним лишь воздыханием. Я не говорю, что не нужно молиться, но если случилось так, что времени нет, то воздыхание о чужой боли есть сердечная молитва. То есть по своей силе оно равно целым часам молитвы. К примеру, ты читаешь письмо, видишь нужду, воздыхаешь и потом молишься. О, да это великое дело! Ты еще не взял трубку, еще не набрал номер, а Бог уже слышит тебя! А насколько хорошо понимает это тот, о ком совершается такая молитва! Посмотрите, как бесноватые, где бы они ни находились, понимают, когда я молюсь за них, и кричат!

Читайте так же:  Молитва чтоб забыть бывшего

Настоящая молитва — это не удовольствие, не «нирвана», она начинается с боли. Что это за боль? Человек мучается в хорошем смысле этого слова. Ему больно, он стонет, страдает, о чем бы он ни молился. Знаете, что значит «страдать»? Да, он страдает потому, что соучаствует в общей человеческой боли или же в боли какого-то конкретного человека. За это соучастие, за эту боль Бог воздает ему божественным радованием. Конечно, человек не просит божественного радования, оно приходит как следствие, поскольку он соучаствует в чужой боли…

Состояние боевой готовности

Не будем в эти трудные годы нерадиво относиться к молитве. Молитва – это безопасность, молитва – это связь с Богом. Помните, что пишет авва Исаак? «Бог взыщет с нас ответа не за то, что мы не совершали молитву, но за то, что мы не имели связи со Христом, и нас обманул диавол» (Слово 71).

Старец Паисий Святогорец «Слова». Т.2. «Духовное пробуждение».

Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001г., с.309-330

О непрестанной молитве

Для творения непрестанной молитвы, если хочешь, используй простой способ, если ты сам человек простой и можешь не понять действительный смысл писаний отцов — исихастов «Добротолюбия» и впасть в прелесть. Ибо некоторые, к несчастью, не ставят своей целью совлечение с себя ветхого человека, покаяние, смирение и не пользуются аскезой как вспомогательным средством для освящения души, чтобы глубоко почувствовать свою греховность, ощутить великую нужду в милости Божией и чтобы со сладкой болью произносить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», но начинают с сухой аскезы и стремятся к божественным наслаждениям и свету, постоянно умножая количество четок и в помыслах представляя себя святыми от математического подсчета прочитанных четок. Они, само собой разумеется, сооружают себе скамейку точно по сантиметрам, и все остальное, то есть склонение головы и дыхание, у них точно такое, о каком пишут святые Каллисты и Григории в «Добротолюбии», тогда как это всего лишь вспомогательные средства. После этого они начинают думать, что находятся уже почти рядом со святыми, и непрерывно молятся по четкам. Как только они начинают верить, что стали святыми, приходит лукавый (враг) и ставит перед ними «телевизор», а затем следуют внушенные врагом пророчества и т.д.

Поэтому, …не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований, но только покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей.

Эти вещи очень простые, и нет причин их усложнять. Следуя этому, мы будем ощущать молитву как потребность и будем произносить ее часто, и наше сердце будет ощущать сладостную боль, произнося молитву, и Сам Христос будет источать в нашем сердце Свое сладкое утешение.

Итак, молитва не утомляет, но снимает утомление; она утомляет только тогда, когда мы не понимаем ее смысла и смысла того, что говорят святые отцы. Когда мы поймем нужду в милости Божией, мы не будем понуждать себя к молитве, но сама эта нужда, как голод, будет принуждать нас к тому, чтобы мы открывали уста и «сосали грудь», подобно младенцу, и чувствовали себя в то же время в полной безопасности, как ребенок, находящийся в объятиях своей матери и радующийся при этом.

Как «радистам», которыми мы, монахи, являемся, нам нужно иметь постоянную связь с Богом и, если это возможно, для большей безопасности находиться в «непрерывном прослушивании», чтобы каждую секунду получать щедро подаваемые божественные силы. Конечно, враг не успокаивается и постоянно нападает различными способами. Однако мы можем его использовать как безплатного рабочего, чтобы он помогал нам в непрестанной молитве. Когда, например, он принесет нам злые или хульные помыслы, начнем молитву и скажем лукавому: «Хорошо, что ты подтолкнул меня, потому что я забыл моего Христа». Если мы будем поступать таким образом и захотим удержать лукавого, он не останется, потому что не настолько глуп, чтобы работать даром и делать для нашей души добро.

Или, если мы захотим заняться «тонкой работой», возьмем по очереди свои самые сильные страсти и замеченные нами в течение дня грехи и будем просить со смирением милости Божией, чтобы избавиться от них, говоря: «Господи, Иисусе Христе…» Таким образом страсти будут искореняться и одновременно у нас останется добрая привычка к молитве, а не стремление только к внешней привычке молиться, отчего возникают ложное мнение о себе и прелесть.

Итак, когда человек предварительно познает самого себя и начинает чувствовать свою великую греховность и великие благодеяния Божии, тогда его сердце приходит в сокрушение, каким бы гранитным оно ни было, и настоящие слезы сами собой льются из глаз, и человек уже не принуждает себя ни к молитве, ни к слезам. Потому что смирение и усердие постоянно сверлят сердце, источники слез увеличиваются, и рука Божия постоянно ласкает усердное чадо, которое трудится без устали…

Старец Паисий Святогорец «Письма».

Письмо первое. К новоначальным

О ночной молитве

Ночная молитва намного полезнее дневной, как и ночной дождь полезнее растениям, чем дневной.

Те, которые подвизаются в бдении и молитве, даже если и погружаются ненадолго в дремоту, умилостивляют Бога больше, чем те, которые насытились сном и поэтому не хотят спать. И даже те, которые задремали в стасидии, в тысячу раз лучше тех, которые спят в кровати. Однако не следует все свои силы расточать на суетные предметы, которые в один день превратятся в прах, а затем отдавать Богу свои усталость и зевоту, подобно жертве, которую принес Каин. Если наша усталость возникла по уважительной причине и нас клонит ко сну, тогда предпочтительнее позволить сну украсть у нас одну — две минуты во время бдения и отступить естественным образом, чем предварительно изгонять его с помощью кофе и из — за этого прийти в возбужденное состояние, особенно если у нас немирный характер. Предпочтительнее чуть меньше пободрствовать в чистой молитве, чем заставить себя провести без сна ночь, не получив духовной пользы, а затем весь день пролежать трупом…

Старцы благословляют молиться ночью. Почему? Может небо свободно от дневных помех? ( Отвечает прот. Дмитрий Смирнов)

20.03.2013 11:20:26

— От времен Христа были заведены ночные предстояния, всенощные, которые, собственно, и сейчас существуют. В монастырях моления проходят ночью. И старцы, с которыми я общаюсь, благословляют молиться ночью, после 12. Мне хочется это понять. Может быть, Бог оказывает предпочтение человеку, который трудится, когда все хотят отдыхать? Или небо свободно от дневных помех?

Читайте так же:  Молитвы к Матроне Московской все

— Дело в том, что христианство в древности было распространено исключительно в жарких странах. Там до сих пор люди спят днем. Молиться ночью, когда прохладно, там обычное дело. Потом это было усвоено повсюду. А монастырский уклад вообще таков, что можно вставать в 4-5 утра, ложиться в 8 вечера. В деревне, вместе со скотиной, можно вставать и трудиться, согласно световому дню. А ночью тихо, птички умолкают. Насекомые не жужжат. Ничто не отвлекает. Это верно.

Но молимся мы ночью не потому, что небо свободно. Небо — внутри нас. А потому, что покой в душе и ничто не мешает. Вот почему совершается ночная молитва, а не потому, что в темное время дня она как-то особенно воспринимается Господом.

-Есть опасение, что после кончины Патриарха Алексия в Церкви будут перемены, будет такое «православие-лайт», как пишет журнал «Фома». И еще вопрос. Почему-то в начале утренних молитв во всех молитвословах говорится: «молитв ради пречистой твоей Матери, преподобных богоносных отец наших». А в конце «преподобных богоносных отец и всех святых наших». Почему такая разница?

— Дело в том, что молитвы составлялись не на компьютере, не созидалась именно такая, симметричная композиция. Даже в Евангелии есть две редакции молитвы «Отче наш». Может быть, Господь несколько раз о ней говорил, а может быть, апостол один так запомнил, а другой так. Это специально так промыслом Божьим было устроено, чтоб люди не застревали на мелочи. Словам в христианстве и всяким формулировкам не придается самодовлеющего значения. Это все либо магия, либо фарисейство, либо наделение обряда самого, как такового магической силой, что является грехом. Молитва — вещь свободная. Поэтому здесь так вот, а здесь этак. И что такого? Да ничего. Смысл-то не меняется.

— На радиостанции «Свобода» было несколько передач, посвященных памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Люди, которые имели счастье хоть немного общаться со Святейшим Патриархом, даже и считавшие себя неверующими, все как один отзывались о нем очень хорошо. А вот обычные православные, никогда близко не знавшие Святейшего, возводили какие-то надуманные обвинения. Почему так бывает?

— Православные друг другу рознь. Берия был крещеный. Ленин был крещеный, Сталин был крещеный. И этот список можно продолжать, понимаете? Что такое православный? Это, вообще-то, Бог может определить. Есть такие люди, которые себя позиционируют как православные, а на самом деле — волки в овечьей шкуре. Про них Христос говорил, и святые апостолы записали в Евангелии слова: «Они вышли из нас, но никогда нашими не были». Есть люди, которых можно оспаривать, просвещать. Всякие мнения имеют место быть, и по теперешним временам каждый человек вправе высказываться.

А радио «Свобода» существует на деньги Центрального разведывательного управления США. За что ЦРУ готово платить деньги? Только за подрывную деятельность. Поэтому и люди там подбираются определенные. Иногда, для того, чтобы создать имидж объективности, кого-то поприличней зовут. Вот там такой трудится Яшка Кротов. Он–то про себя говорит, что священник. А откуда? Где он получил сан? Ему даже стыдно сказать, от какого человека. Потому что это человек, отлученный от Церкви. Яшке очень хотелось быть священником. И он поступил по Евангелию. Сказано: «Кто не входит в дверь, а прелазит инуде, тот вор и разбойник». То есть, он пришел к открытым вратам Московской Патриархии, ему отказали в посвящении. Он перелез через забор, нашел какого-то раскольника, совершенно неприличного человека — в эти Святые дни даже не хочется его имя называть — и тот его «посвятил». То есть он понимает, что он жульнически это все сделал и на самом деле не является никаким священником. Понимаете, даже у нас в стране не нашлось иуды, так вот нашли самозванца, ряженого Яшку. Он человек с высшим образованием. Журналист, очень разносторонний, развитый. Но он не священник, а жулик. Его на «Свободу» приглашают. И он там из себя изображает такого вот либерала, и прочее.

С другой стороны, что тут делать? Пусть говорят. Как в известном анекдоте — «Нехае колывещут». Нам даже интересно, что в определенных кругах думают, на том берегу Атлантического океана, ну и Тихого, в том числе. Что здесь нам по-русски рассказывают. И очень даже легко определить: что они хвалят — на 90% барахло. То, что они критикуют — это золото. Редко что-то нейтральное прозвучит. Поэтому вполне легко ориентироваться.

-У меня два вопроса. На утреннем правиле я молюсь за всех детей, за своих близких, в общем, семь раз читаю молитву Пресвятой Богородице, и потом молитвенное призывание святого я тоже произношу от имени всех своих детей. Можно так читать? Или же есть другие действенные молитвы, чтобы мне можно было только за себя читать? И второй вопрос — можно ли в пост грызть семечки?

— Ну, если зубов не жалко, то можно. А так лучше, конечно, не грызть, а избирать какой-то другой способ лущения этих полезных семян. А так это вполне постная пища.

Теперь по поводу других молитв. Никаких особенно сильных текстов не существует. Силу молитве придают две вещи — милостыня и пост. Если мы воздерживаемся от всех видов греха, и если творим милостыню, необязательно нищим подаем, а вообще всем и всегда. Начиная с того, чтобы место уступить. Кончая тем, чтобы нуждающимся денег дать. Вот эти две вещи делают молитву сильной. А не семь раз, восемь, шестнадцать — это не играет никакой роли. Только работа сердца в молитве делает ее приятной Богу. Только качества самого человека, его смирение, кротость, вот такие вещи.

— Почему именно митрополита Кирилла, вопреки Канонам Церкви о том, что старейший должен возглавлять, избрали временно исполняющим обязанности Патриарха?

— Мы с вами отстали от жизни. Устав церкви уже поменялся. Такая была норма, когда я учился в семинарии. Мы проходили, что Местоблюстителем становится старейший по хиротонии. С тех пор прошло уже много-много лет. И эта норма изменилась. Теперь Местоблюстителя избирают из своей среды члены Священного Синода, тайным голосованием. Вы, не зная современных норм церковного права, уже заранее обвиняете в нарушении канонов. Вот поэтому русская пословица говорит: «Не говори гоп, не перепрыгнув через овражек». Вот, поэтому прежде, чем высказывать обвинения, нужно сначала ознакомиться с действующими правилами.

— У меня большая просьба — расскажите в память о Патриархе о какой-нибудь встрече, которая в свое время оставила впечатление у Вас. И еще вопрос. Кто был духовником Патриарха?

— По радиопрограмме «Маяк» было сказано, что лицо у Патриарха Алексия было покрыто тканью. А почему?

— Когда отпевают священнослужителей, всегда накрывают голову платом или воздухом, которым покрывают Святые Дары во время евхаристии. Потому что священник есть свершитель Тайн Божьих. Меня будут отпевать и тоже, я надеюсь, лицо платом накроют. Такой в Церкви древний обычай.

— Кому принадлежит вот эта фраза: « Любите врагов своих, ненавидьте врагов Церкви .

— …и гнушайтесь врагами Отечества». Святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому. Он 49 лет был главой Церкви. Святитель Филарет был величайший мудрец. Способности его ума использовал даже император Александр II, когда потребовалось составить манифест «Об освобождении крестьян». Этот текст написал митрополит Филарет. От него осталось несколько томов проповедей и резолюций, которыми он украшал прошения, поступавшие к нему. Они исполнены удивительной мудрости.

Читайте так же:  Молитва о счастье брака

— Как правильно подавать записки за усопшего Патриарха?

— Ну, я не знаю, тут трудно как-то написать неправильно. Но думаю, что если Вы напишете неправильно, тот, кто будет читать эту записку, обязательно разберется. Главная задача, чтобы было из текста ясно, о ком Вы хотите молиться. Есть такое разделение условное. Одни пишут « о здравии», другие «за упокой». Хотя иногда и людям надо молиться не о здравии, а больше о спасении души. Поэтому, строго говоря, и это неправильно. А «за упокой» — всегда правильно. Потому что молятся о упокоении души и о том, чтобы Господь очистил грехи этого человека. Я думаю, даже если просто написать «Алексия», и Вы будете в душе знать, кого Вы имеете в виду, то Господь и эту молитву примет. Даже если Вы будете просто молиться в своем сердце, поминая усопшего Святейшего Патриарха — эта молитва придет к Престолу Божьему, так же, как и та, которая будет подана в Алтарь.

— У меня личный вопрос. Есть родственница, и у нее умер отец. Осталась квартира. У нее шесть детей, а он жил с женщиной, которая не имеет права на эту квартиру. Эта сожительница мою знакомую шантажирует, требует от нее части жилплощади, и та уже в сомнениях, не знает, как поступить. Я хотела услышать Ваше мнение.

— Есть правило о наследстве. Если нет завещания, оно на любовниц не распространяется. Понятно, что любому человеку, кроме так уж хорошо воспитанных, всегда хочется хапнуть то, что не принадлежит ему. Я бы посоветовал с этой дамой просто прекратить общение. Тогда прекратится и шантаж. Можно будет спокойно подавать соответствующие документы. И даже вступить в наследство уже фактически. То есть приехать и начать заниматься этим имуществом. Как ближайшие родственники, наследники имеют полное право.

— У меня плохое зрение, миопия. Из-за моего состояния здоровья, может быть, из-за характера, трудно найти невесту. То мне кто-то не нравится, то я не понравлюсь. Я воцерковлен, но у меня были такие случаи, когда мне после таинства даже хуже становилось. Вот подскажите, как жить, чтобы не впадать в уныние.

— Ну, сразу три темы в одном вопросе. То я не нравлюсь, то мне не нравится. Значит, есть проблема с женитьбой. Но вообще-то у нас в России самая главная проблема с женихами. Поэтому в общем, если Вы себя как-то обозначите в пространстве, я думаю, что найдутся невесты. Многие готовы даже выйти замуж за людей, которые приходят из тюрьмы. А Ваше заболевание — не такая уж страшная, катастрофическая вещь.

Теперь по поводу унынья. Если оно носит болезненный характер, то здесь может помочь лекарство. Но я бы вам посоветовал проконсультироваться со специалистом — невропатологом, психоневрологом, психиатром. Сейчас существуют разные виды терапии, которые вам за две недели могут помочь. Врач определит, какая Вам нужна медикаментозная помощь. Если уныние — страсть сердца, то тут, конечно, нужно посоветовать исповедь, частое причащение, обязательно хотя бы раз в году пособороваться. Ну, и конечно, просить у Бога, чтобы он этот дух уныния отогнал.

— Ушел из жизни Патриарх Алексий, и кажется, что Россия осиротела. Что должно быть сделано ради того, чтобы память о нем была не только на словах, но и созидательная, в делах?

— Надо сохранить наследие Святейшего Патриарха. С его именем связано открытие сотен монастырей, рукоположение в сан сотен священников лично им освящено более 200 храмов лично. Наш Святейший Патриарх за свою жизнь, надо сказать, немаленькую, совершил столько, сколько ни один иерарх за всю историю Церкви. Господь нам велел дерево судить по плодам. И вот если собрать все плоды, которые Святейший Патриарх в своей жизни принес на алтарь Церкви и Отечеству, это будет такая гора, с которой ничто не сравнится. Казалось бы, человек был уже не юный, но он совершил нечто, что и молодому не под силу. Это превышает всякие человеческие разумения. Показывает, что с ним был Бог, потому что иначе это просто необъяснимо.

— -По телевизору показали сюжет, как представители разных вероисповеданий, конфессий высказывали свое мнение об усопшем Патриархе. И меня это смутило. Даже расстроилась немножко. Как будто реклама какая-то была. Может быть, я неправильно что-то поняла?

Вы знаете, мне звонили и мусульмане, и иудеи, и выражали свое соболезнование в связи с кончиной Патриарха Алексия. А один иудей даже сказал: вот, такой молитвенник почил в Боге. Понимаете, он же разбирается, он сам молится Богу! И вот засвидетельствовал. Знаете, это дорогого стоит. Когда человек — христианин прожил такую жизнь, что ним склоняют головы даже представители других религий. Не просто пишут официальное письмо, а именно от сердца. Чувствуют величие, благородство такую духовную высоту, личность настоящего христианина. Вот это очень важно. Поэтому зря Вы смущаетесь.

— Я слышала от людей, которые лично были знакомы с Патриархом Алексием, что это был святой человек. Он столько сделал для нашей Церкви, для нашего народа! Скажите, пожалуйста, наверное, когда-нибудь встанет вопрос о его канонизации? И если встанет, то когда примерно?

— Здесь участвует много вещей. Гены — безусловно. Ну, а то, что на роду написано — это не так. Бог хочет всех спасти. Но человек сам выбирает, поступать по своим страстям или по совести. Участвуют в этом и обстоятельства жизни. Поэтому с сироты один спрос. А с человека, который вырос в профессорской семье — другой. А если этот профессор был псих, то третий. Это очень все важно для каждого человека. Но все-таки последний выбор человек делает сам. Не то, что у Каина было на роду убить Авеля. Ничего подобного. Если бы Каин Авелю не позавидовал, то и этого убийства и не произошло бы в первом поколении жителей Земли. Может быть, случилось бы много позже. Поэтому тут человек сам ответственен. А если сказать, — на роду написано, тогда зачем в тюрьму сажать? Убил, а это у него на роду написано. Так он, значит, и не виноват. Нет, вина человека всегда присутствует. А вот условия воспитания и генетика — это смягчающие вину обстоятельства.

— Я скорблю со всеми православными людьми о смерти Его Святейшества. И хотел бы Вас, батюшка, спросить. Несмотря на это печальное событие, наши средства массовой информации, особенно телевидение и радио, нисколько не урезали своих развлекательных и всяких непотребных программ. Неужели нельзя было решить этот вопрос? Слов не находится от возмущения. Ушел такой человек! А вся эта грязь по телевидению как шла, так и идет все время.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Всего вам доброго. Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, Святейшего Патриарха Алексия. Царствие ему небесное и вечный покой. Аминь.

Старцы о ночной молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here