Святые девицы минодора митродора и нимфодора молитва

Основы: Святые девицы минодора митродора и нимфодора молитва - информация из открытых источников и священных текстов.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305 — 311), родные сестры, происходили из Вифинии (Малая Азия). Отличаясь особым благочестием, сестры-христианки пожелали хранить девственную жизнь и не соприкасаться с миром. Они избрали себе уединенное место в пустыне и проводили свою жизнь в подвигах поста и молитвы. Слава о святой жизни девиц скоро распространилась, так как по их молитвам стали совершаться исцеления больных. Вифинской областью управлял в то время правитель по имени Фронтон, который приказал схватить сестер и привести к нему. Сначала он пытался убедить их отречься от Христа, обещая большие почести и награды. Однако святые сестры твердо исповедали пред ним свою веру, отвергнув все предложения правителя, объяснив ему, что они не дорожат временными земными благами и готовы умереть за своего Небесного Жениха. Придя в ярость, правитель обрушил свой гнев на старшую из них — святую Минодору. Святая мужественно терпела муки и, наконец, воскликнула: «Господи Иисусе Христе, веселие сердца моего, надежда моя, приими с миром душу мою!» и с этими словами предала дух свой Богу.

Через четыре дня привели на суд младших сестер Митродору и Нимфодору. Перед ними положили для устрашения израненное тело старшей сестры. Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.

Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.

Молитвы святым мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре

Молитва первая

О, святыя мученицы Минодоро, Митродоро и Нимфодоро! К вам ныне со усердною молит­вою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет нас, рабов Своих, и сохранит, и Свою славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподо­бит. Споспешествуйте нам во смиренных моле­ниях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворя­щим Его Духом, ныне и присно и во веки ве­ков. Аминь.

Молитва вторая

Молитва третья

О, святыя мученицы Минодоро, Митродоро и Нимфодоро! Вы есте адаманты веры и чисто­ты, ради Христа страшная мучения претерпев-шия, своя юныя жизни не пощадившия и стойкостию безжалостныя палачи изумившия. К вам, любвеобильные сестры, аз, раб Божий имя рек, смиренно прибегаю: умолите Господа на­шего Иисуса Христа в сражениях и минуты затишия оградити моих товарищей и меня Его неизреченною благодатию. Да избавит Он нас от бесов смердящих, от смерти лютыя и раны неизлечимыя, от глада, потопа и болезни и от плена позорнаго. О, многострадальныя девы, по вашим молит­вам да сохранит милостивый Господь наших отцов и матерей, жен и детей, наших дорогих и любимых от скорбей и печалей. Да послет им смирение и терпение и не охладит их любовь к нам. Да подаст им постоянную горячую молит­ву о нашем благополучнем возвращении домой. Боже правый, избави нас от беззаконий и прегрешений, вольных и невольных. Помози нам достойно исполнити свой долг — ограждати родную землю от зла. Дай нам силы нести людем правду, мир и любовь. Тебе, Господи, спасающему и милующему, славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

23 сентября. Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Благоверной царицы Греческой Пульхерии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

10 сентября по старому стилю / 23 сентября по новому стилю
среда

Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311).
Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых.
Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмчч. Мелетия Федюнева и Гавриила Яцика, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).

Еф., 223 зач., III, 8–21. Мк., 51 зач., XI, 23–26.

Кондак мучениц, глас 4:
За Тро́ицу терпели́вно страда́льчествовавшия,/ многоко́зненнаго врага́ победи́сте,/ бра́тски обле́кшеся Ду́хом,/ те́мже водвори́стеся с пятьми́ де́вами/ в Hебе́сном, страстоте́рпицы, черто́зе,/ и со А́нгелы Всецарю́// в весе́лии непреста́нно предстоите́.

Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.

Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.

Благоверная царица Пульхерия

Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395–408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408–450).

Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория. По проискам врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450–457).

Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра. Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.

В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.

Преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец

Преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец, в миру именовался князем Андреем. Родители его – князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (потомок святого благоверного князя Феодора Ростиславича, Смоленского и Ярославского) и княгиня Мария были известны своим высоким благочестием, которое наследовал будущий подвижник. В двадцатилетнем возрасте князь Андрей принял постриг в Кубенском Спасо-Каменном монастыре с именем Иоасаф, в честь святого Иоасафа, царевича Индийского (память 19 ноября). Инок Иоасаф снискал себе известность полным послушанием, постничеством, усердием к молитве и любовью к книгам. Братия монастыря удивлялась благой кротости и разумной простоте юного подвижника. Под духовным окормлением опытного старца Григория, впоследствии епископа Ростовского, святой Иоасаф преуспевал в добродетелях. Он вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.

Святой Иоасаф подвизался в Спасо-Каменном монастыре в течение пяти лет. В последний год своей жизни он только один раз в неделю вкушал пищу и каждый воскресный день приобщался Святых Таин. Перед кончиной преподобный простился с братией, утешая и увещевая иноков не скорбеть о его исходе. В присутствии братии Святой совершил правило, сотворил молитву Господу и Богоматери, возлег на смертный одр и тихо скончался с молитвой на устах 10 сентября 1453 года.

Икона Собора Липецких святых.

Собор Липецких святых — праздновение Русской Православной Церкви
Празднуется 10 сентября

Празднование учреждено 8 июня 2010 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочено ко дню памяти священномученика Уара, первого епископа Липецкого.

23 сентября 2010 года в Липецкой епархии было впервые совершено чествование Собора святых, в земле Липецкой просиявших.

Тропарь, глас 4
Днесь радуется светло Липецкая земля, прославляюще святыя своя, верно Господеви послужившия и Церковь Русскую украсившия: О предивнии сродницы наши, святителие, преподобнии, новомученицы и исповедницы, в подвизех и страданиих Богу угодивши, и образ благочестия в житии нам показавшии, Отечество наше соблюдите в мире и благоденствии, и на пути земнаго странствия нашего теплии заступницы и споспешницы будите, посреди искушений же и бед к вечному Отечеству нас приводящии.

Кондак, глас 3
Ныне являет Церковь Русская Собор святых земли Липецкия, престолу Пресвятыя Троицы предстоящих, и о спасении нашем присно ходатайствующих, имже и мы благодарственная пения приносим и согласно вопием: радуйтеся, предивнии чудотворцы, и тепли о нас пред Богом молитвенницы.

Молитва
О преславный Соборе святых, в земли Липецтей и Елецтей просиявших! О святии сродницы наши, иже от лет древних даже до днесь семя слова Божия в земли нашей трудолюбно возделали есте! Не от гробов ваших ныне вас призываем, не от пустынь казахстанских и беломорских, не от иных предел, идеже течение земное скончасте, но от Горняго Иерусалима, идеже купно днесь торжествуете, и Троице Святей предстояще, от нас духом не отлучаетеся. Вемы бо, вемы, яко любы ваша николиже престанет. Сего ради дерзающе молим: будите нам наставницы ко спасению, испросите у Всещедраго Бога нашего всяк дар, коемуждо благопотребен. Наипаче же дар смирения и любве, да тем Христови присвоимся, и друг другу служаще, братолюбием соединимся, и сродства вашего святаго не лишимся в сем веце и в будущем, воспевающе Отца, Сына и Духа Святаго. Аминь.
Святители Петр и Павел были епископами в Никее. Святой Петр защищал православную веру против иконоборцев при царе Льве Исаврянине (813–820) и претерпел за это страдания. Он скончался не ранее 823 года.

Известны четыре письма святого Феодора Студита к святителю Петру, написанные в 816–823 гг.

О житии Павла, епископа Никейского, сведений не сохранилось. В первый раз его имя встречается в так называемом «Петровом» греческом Прологе ХI века.

Преподобный Павел Послушливый (ХIII-ХIV), подвижник Дальних пещер в Киеве. По принятии иноческого образа в Печерском монастыре преподобный безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не бывал празден, и когда не нес послушания, молол зерно на жернове, изнуряя свое тело этой тяжкой работой и храня непрестанную внутреннюю молитву.

Память его Церковь чтит 10 сентября, в один день с тезоименитым святителем Павлом, епископом Никейским (IХ).

Святой апостол Апеллий из числа 70-ти был епископом в городе Смирне (Восточный берег Эгейского моря). О нем упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 10).

Святой апостол Лука (или Лукий) из числа 70-ти был епископом в Лаодикии Сирской (некогда главном городе Фригии). Его святой апостол Павел упоминает также в Послании к Римлянам (Рим. 16, 21) среди других христиан, которых он приветствует.

Святой апостол Климент был епископом в Сардике (в древности богатый город Лидии в Малой Азии). Его имя упоминает святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам (Флп. 4, 3). Обращаясь к некоему «искреннему своему сотруднику», он просит его: «Помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни»

23 сентября. Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Благоверной царицы Греческой Пульхерии.

10 сентября по старому стилю / 23 сентября по новому стилю
среда

Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311).
Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых.
Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмчч. Мелетия Федюнева и Гавриила Яцика, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Еф., 223 зач., III, 8–21. Мк., 51 зач., XI, 23–26.

Кондак мучениц, глас 4:
За Тро́ицу терпели́вно страда́льчествовавшия,/ многоко́зненнаго врага́ победи́сте,/ бра́тски обле́кшеся Ду́хом,/ те́мже водвори́стеся с пятьми́ де́вами/ в Hебе́сном, страстоте́рпицы, черто́зе,/ и со А́нгелы Всецарю́// в весе́лии непреста́нно предстоите́.

Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.

Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.

Благоверная царица Пульхерия

Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395–408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408–450).

Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория. По проискам врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450–457).

Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра. Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.

В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.

Преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец

Преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец, в миру именовался князем Андреем. Родители его – князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (потомок святого благоверного князя Феодора Ростиславича, Смоленского и Ярославского) и княгиня Мария были известны своим высоким благочестием, которое наследовал будущий подвижник. В двадцатилетнем возрасте князь Андрей принял постриг в Кубенском Спасо-Каменном монастыре с именем Иоасаф, в честь святого Иоасафа, царевича Индийского (память 19 ноября). Инок Иоасаф снискал себе известность полным послушанием, постничеством, усердием к молитве и любовью к книгам. Братия монастыря удивлялась благой кротости и разумной простоте юного подвижника. Под духовным окормлением опытного старца Григория, впоследствии епископа Ростовского, святой Иоасаф преуспевал в добродетелях. Он вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.

Святой Иоасаф подвизался в Спасо-Каменном монастыре в течение пяти лет. В последний год своей жизни он только один раз в неделю вкушал пищу и каждый воскресный день приобщался Святых Таин. Перед кончиной преподобный простился с братией, утешая и увещевая иноков не скорбеть о его исходе. В присутствии братии Святой совершил правило, сотворил молитву Господу и Богоматери, возлег на смертный одр и тихо скончался с молитвой на устах 10 сентября 1453 года.

Икона Собора Липецких святых.

Собор Липецких святых — праздновение Русской Православной Церкви
Празднуется 10 сентября

Празднование учреждено 8 июня 2010 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочено ко дню памяти священномученика Уара, первого епископа Липецкого.

23 сентября 2010 года в Липецкой епархии было впервые совершено чествование Собора святых, в земле Липецкой просиявших.

Тропарь, глас 4
Днесь радуется светло Липецкая земля, прославляюще святыя своя, верно Господеви послужившия и Церковь Русскую украсившия: О предивнии сродницы наши, святителие, преподобнии, новомученицы и исповедницы, в подвизех и страданиих Богу угодивши, и образ благочестия в житии нам показавшии, Отечество наше соблюдите в мире и благоденствии, и на пути земнаго странствия нашего теплии заступницы и споспешницы будите, посреди искушений же и бед к вечному Отечеству нас приводящии.

Кондак, глас 3
Ныне являет Церковь Русская Собор святых земли Липецкия, престолу Пресвятыя Троицы предстоящих, и о спасении нашем присно ходатайствующих, имже и мы благодарственная пения приносим и согласно вопием: радуйтеся, предивнии чудотворцы, и тепли о нас пред Богом молитвенницы.

Молитва
О преславный Соборе святых, в земли Липецтей и Елецтей просиявших! О святии сродницы наши, иже от лет древних даже до днесь семя слова Божия в земли нашей трудолюбно возделали есте! Не от гробов ваших ныне вас призываем, не от пустынь казахстанских и беломорских, не от иных предел, идеже течение земное скончасте, но от Горняго Иерусалима, идеже купно днесь торжествуете, и Троице Святей предстояще, от нас духом не отлучаетеся. Вемы бо, вемы, яко любы ваша николиже престанет. Сего ради дерзающе молим: будите нам наставницы ко спасению, испросите у Всещедраго Бога нашего всяк дар, коемуждо благопотребен. Наипаче же дар смирения и любве, да тем Христови присвоимся, и друг другу служаще, братолюбием соединимся, и сродства вашего святаго не лишимся в сем веце и в будущем, воспевающе Отца, Сына и Духа Святаго. Аминь.
Святители Петр и Павел были епископами в Никее. Святой Петр защищал православную веру против иконоборцев при царе Льве Исаврянине (813–820) и претерпел за это страдания. Он скончался не ранее 823 года.

Известны четыре письма святого Феодора Студита к святителю Петру, написанные в 816–823 гг.

О житии Павла, епископа Никейского, сведений не сохранилось. В первый раз его имя встречается в так называемом «Петровом» греческом Прологе ХI века.

Преподобный Павел Послушливый (ХIII-ХIV), подвижник Дальних пещер в Киеве. По принятии иноческого образа в Печерском монастыре преподобный безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не бывал празден, и когда не нес послушания, молол зерно на жернове, изнуряя свое тело этой тяжкой работой и храня непрестанную внутреннюю молитву.

Память его Церковь чтит 10 сентября, в один день с тезоименитым святителем Павлом, епископом Никейским (IХ).

Святой апостол Апеллий из числа 70-ти был епископом в городе Смирне (Восточный берег Эгейского моря). О нем упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 10).

Святой апостол Лука (или Лукий) из числа 70-ти был епископом в Лаодикии Сирской (некогда главном городе Фригии). Его святой апостол Павел упоминает также в Послании к Римлянам (Рим. 16, 21) среди других христиан, которых он приветствует.

Святой апостол Климент был епископом в Сардике (в древности богатый город Лидии в Малой Азии). Его имя упоминает святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам (Флп. 4, 3). Обращаясь к некоему «искреннему своему сотруднику», он просит его: «Помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни»

Воскресное всенощное бдение. Память мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Воскресное всенощное бдение. Память мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Сегодня мы в воскресном Евангелии читали, что, когда жены-мироносицы возвестили апостолам о воскресении Христовом, те не поверили их словам. Сказано в Евангелии, что их слова были для них как ложь. Отчего в одном случае человек верит, а в другом нет? Это зависит от того, есть ли у него аналогичный опыт. Вот когда человек знает, что Земля по форме шар, ему очень легко понять, какой формы Луна. Но если он думает, что Земля плоская, как блюдце, его ни за что не убедить в том, что Луна – шар.

Любая вера основана на опыте. Найдем в Африке какого-нибудь дикаря, покажем ему радиоприемник и скажем: вот сейчас мы нажмем на кнопочку, и ты услышишь человеческую речь – он ни за что не поверит. А когда радио заговорит, он очень удивится и получит некий опыт. И если ему потом кто-нибудь покажет другой ящичек и скажет: вот я сейчас нажму на кнопку, и ты увидишь изображение человека – он, уже имея аналогичный опыт, может поверить на слово.

Ученики Христовы никогда не видели, чтобы человек мог воскреснуть, у них не было такого опыта. Они были свидетелями, что Господь кого-то воскрешал, но чтобы человек сам, своей силою вдруг воскрес – это невозможно. И поэтому, когда жены-мироносицы говорили им о воскресшем Спасителе, они не могли поверить.

Всякая вера основана на реальном опыте, в том числе и вера в Бога. Если человек никогда в жизни не молился, то он, конечно, веровать в Бога не может. Но если человек хотя бы однажды о чем-то молился и Господь именно это ему и дал, тогда – пусть ему всю жизнь внушали, что никакого Бога нет,– у него появляется этот опыт (его иногда называют духовным опытом), человек уже не сомневается. Сколько его ни бей, сколько ни уговаривай, сколько ему книг ни подсовывай, где отрицается существование Бога, его разубедить нельзя. Как можно разубедить, когда у него есть живой опыт общения с Богом?! Что вы мне рассказываете, какие-то теории строите, когда я знаю, что Бог есть: достаточно помолиться.

Сегодня празднуется память святых сестер-мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Эти три молодые девицы ушли в пустынное место и там предавались молитве, посту, жили как монахини. Это было в начале четвертого века, тогда еще не было женских монастырей, но уже многие благочестивые люди уходили от мира для того, чтобы отдать себя Богу, потому что не находили в мире никаких радостей для себя. Один из даров, который сестры принесли Христу,– это их девство. Они не желали выходить замуж, отказывались от радостей супружества и от скорбей, которые с ним связаны, ради Христа, потому что Господь сказал, что кто может это вместить, тот вместит.

Неужели в браке есть что-то нечистое или нехорошее? Нет, конечно. «Брак. честен и ложе непорочно», как сказано в Писании. Но самой большой высоты в духовной жизни можно достичь только вне брака, потому что в семейной жизни, особенно женщина, вынуждена очень о многом заботиться: о муже, о детях, о доме,– а отдаться целиком духовной жизни просто нет возможности. Тому, кто хочет всю жизнь свою Богу посвятить, конечно, о супружестве лучше не помышлять, потому что придется эту любовь разделять между Христом и еще кем-то и чем-то. Поэтому многие люди, устремленные к Богу с детства, уходят в монахи. Монах – от слова «монос», «один», но не в том смысле, что он один во всем свете, сирота, а что весь он принадлежит Богу: есть только он и Бог.

Такие же были и эти три девицы. И они весьма преуспели в молитве, так что даже своей молитвой больных исцеляли. В то время было воздвигнуто гонение на христиан, и их схватили. А по закону каждый, кто исповедовал христианскую веру, должен был либо отречься от нее, либо быть убитым. Но конечно, они не хотели от Христа отречься, потому что Его любили. Правитель, который их схватил, сначала склонял их лаской, потом угрозами, а потом стал пытать. Сначала старшую, Минодору, пытали, пока не убили. Последние ее слова были обращены с молитвой к Богу: «Господи, прими дух мой». Потом средней сестрички, Митродоры, подошла очередь. Правитель ей показал истерзанное тело старшей сестры. Она, конечно, скорбела, плакала, устрашалась – слабая девица; мы говорим: слабый пол,– но тем не менее от Христа все равно не отказалась и разделила участь Минодоры. Дошла очередь до третьей. Перед ней тела убитых сестер. Она самая хрупкая, самая маленькая – и тоже проявляет твердость и не соглашается отречься от Христа. Достаточно сказать: «Я в Христа не верую» – и все, ты будешь свободна, никто тебя не убьет. Даже можно просто солгать; в душе-то веровать, а на словах сказать: «Не верую». И уйти, и продолжать молиться. Но она этого не пожелала, и тогда ее тоже убили – били железным прутом до тех пор, пока она не умерла.

Когда мы читаем о мучениках, то удивляемся. У нас чуть что заболит, мы уже ноем. А как же могли такие хрупкие существа, иногда даже дети – мученицы Вера, Надежда и Любовь были просто маленькие девочки,– как же они могли выдержать такую злобу, такие пытки? Как возможно, глядя на растерзанные тела своих собственных сестер, не ужаснуться, не поседеть, с ума не сойти? Откуда такая сила? И мы поневоле начинаем сомневаться: а было ли это? не придумано ли? может быть, кто-нибудь это сочинил? Хотя, конечно, сомнений быть не может, потому что римляне, которые мучили христиан,– это создатели права; даже современная юриспруденция в основе своей содержит римское право. И римляне уже в то время составляли протоколы. До наших дней дошли мученические акты, где подробно, скрупулезно записано, кто что говорил, описаны все мучения, которым подвергали христиан, и какие применялись пытки.

Эти мученические акты являются документами. Допустим, человек нам говорит, а мы не верим. Тогда он показывает бумажку, где написано: Петров, и печать. Так и мученические акты: в них документально показаны эти мучения, хотя нам и трудно в них поверить, поскольку у нас нет соответствующего опыта. Мы не в состоянии представить, как можно выдержать такие истязания.

Перенести и пытки, и любые страдания дает благодать Божия («благодать» в переводе на русский язык значит благой, то есть исходящий от Бога, дар). Благодать – это присутствие Бога в человеке через нетварный, несозданный свет Божества. И она помогает человеку вытерпеть крест, который посылает ему Господь, чтобы возвести человека от земли на небо.

Господь как Сам распялся на Кресте и поэтому вознесся на небо и одесную Бога пребывает в теле Своем, так и человеку, чтобы его спасти, дает крест, каждому свой: кому болезнь, кому мучения за Христа. Мученичество – великий крест; оно возводит человека на наибольшую духовную высоту и дается не всем. Это удел только отдельных избранников, у которых действительно вся душа устремлена к Богу. Такой крест – величайшая награда человеку, и ее не каждый сподобляется.

Был такой случай, о котором рассказывается в житиях святых. Поссорились два христианина и расстались в ссоре. Потом начались гонения на Церковь, и одного из них схватили, долго пытали, и он все муки страшные вытерпел. Ему надлежало сделать последний шаг – на следующий день его должны были казнить. Когда его вели на казнь, к нему подошел брат, с которым он поссорился, и говорит: «Прости меня, мученик Христов». А тот ответил: «Не прощу тебя ни в этом веке, ни в будущем» – и когда пришел на место казни, то моментально испугался, исчезло его мужество. То есть он испытал страшные мучения, потому что благодать Божия была с ним, но, когда в последний момент отказался простить, нарушил заповедь Божию – благодать моментально отошла, и он стал обыкновенным человеком, сразу отрекся от Христа, и погибла его душа. Из таких сведений мы знаем, что страшные мучения и смерть за Христа можно вынести только по благодати Божией. И святые мученики, которые жили до нас, только благодатью Божией совершали великие подвиги терпения.

Мы много в своей жизни переносим всяких скорбей, то есть несем каждый свой крест. Без креста нет ни одного человека на земле. И чтобы легко нести крест Христов (как Господь говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть»), который дает Господь, нужна благодать Божия. Почему люди с одной и той же болезнью бывают один в отчаянии, унынии, ужасе, а другой благодушествует и говорит: «На все воля Божия»? В силу того что благодать Божия в одном присутствует, а в другом нет. Если человек исполняет заповеди Божии, если имеет смирение, то Господь посылает ему благодать. Господь не лишает человека креста, потому что без креста спастись нельзя, но Он дает человеку благодать, чтобы все скорби перенести. И если у нас в сердце будет благодать Божия, мы те страдания, которые нам выпадают, перенесем очень легко, спокойно, стойко ради Христа, ради спасения души своей, ради того, чтобы нам избавиться от грехов.

В Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Уже давно известно: кто громко себя хвалит, говорит, какой он сильный, какой могучий, хвастается своими подвигами, рассказывает о своих славных похождениях, тот, если случится какая-то критическая ситуация, сразу в кусты. А человек скромный, незаметный, который о себе не трубит, чаще всего оказывается мужественным. Что дает ему мужество? Смирение. А оно проявляется в скромности. Еще древними замечено: дикий ураган деревья толстые вырывает с корнем, а тростник нагнулся, ураган прошел – и он опять встал. Кто горд, кто превозносится, тот не может иметь благодати Божией, а кто не считает себя за что-то, как раз тому в трудную минуту Господь за его смирение помогает.

И надо нам стараться благодать Божию приобретать, то есть иметь в себе благой дар от Бога. Это, собственно, и есть цель христианской жизни. Но мы должны знать, что с каждым нашим грехом благодать от нас отходит, а когда мы заповедь Божию исполняем, она поселяется в нашем сердце. Если мы поступаем против заповеди Божией: допустим, приняли в ум свой какой-нибудь скверный помысел, не откинули его сразу, не помолились Богу о том, что он нам мешает, а рассматриваем его, он нас оскверняет – благодать отступает. Нет ничего страшнее ее потери, но мы этого не чувствуем, так как благодати, собственно, почти не знаем, иногда только какими-то краткими секундами во всей нашей жизни она нас осеняет. Кто крестился во взрослом состоянии, помнит тот короткий благодатный период после своего крещения, когда душа его очистилась и он пребывал в каком-то удивительном восторге, в неосознанном блаженстве.

Мы получаем благодать и через другие таинства. Когда мы подходим к исповеди и каемся в своих грехах, Господь видит наше покаяние и прощает нам грехи, тогда душа наша очищается и в это очищенное духовное пространство входит благодать Божия. И если наше покаяние истинное, мы отходим от исповеди совершенно другими, новыми людьми.

Благодать дается и в молитве, потому что когда мы молимся Богу, то находимся в Царствии Божием. Ведь Бог где? В Царствии Божием. И если молитва наша не рассеянная, а истинная и идет из глубины сердца, то мы стоим перед Богом, мы с Ним беседуем и получаем благодать.

Если мы исполняем какую-то заповедь Божию, например заповедь послушания – нам не хочется делать, а мы делаем,– то тоже получаем благодать. Часто благодать посещает нас после того, как мы сделали какое-то доброе дело ради Христа. Бывает, что мы измучены, нам трудно, у нас болит голова, но в нашем сердце мир, радость, и тишина, и отсутствие помыслов. Это свидетельство того, что нас посетила благодать Божия за наш труд, за нашу любовь, проявленную к кому-нибудь. И если мы на следующий день не растеряем ее, не прольем как через решето, а наоборот, потрудимся так же, то примем благодать на благодать, и она будет в нашем сердце прибывать.

Бог не только всемогущ, Он и бесконечен. Поэтому и рост благодати в сердце человека бесконечен. Как бы ни был облагодатствован человек, он может быть еще более благодатен. Как бы человек ни был свят, он может быть еще более свят. Но тот, кто хочет приобрести дар от Бога, должен войти в Церковь – не только ногами войти, а всем своим существом принадлежать Церкви. И здесь, приступая к таинствам, изучая слово Божие и воплощая слово Его в своей жизни, предстоя Господу в молитве, вкушать благодать, чтобы воочию увидеть, «яко благ Господь».

Крестовоздвиженский храм, 22 сентября 1984 года, вечер

Святые девицы минодора митродора и нимфодора молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва очищение рода

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here