Венчание слова молитвы

Основы: Венчание слова молитвы - информация из открытых источников и священных текстов.

Венчание слова молитвы

По Божественной литургии, священнику стоящу в святилищи, предстоят хотящии спрягатися пред святыми дверьми: муж убо одесную, жена же ошуюю. Лежат же на десней стране святыя трапезы перстни их два, златый и сребряный, сребряный убо уклоняяся к десным, златый же к левым, близ друг друга. Священник же назнаменует главы новоневестных трижды, и дает им свещи возжженны, и введ я внутрь храма, кадит крестовидно.

После Божественной Литургии священник становится в храме, а желающие соединиться [узами брака] стоят пред святыми дверями, [ведущими из притвора в храм]: муж с правой стороны, а жена с левой. На правой же стороне святой трапезы лежат рядом два их перстня, золотой и серебряный: серебряный к правой стороне, золотой же к левой. Священник же, выйдя в притвор, трижды осеняет [крестным знамением] головы новобрачных, и дает им зажженные свечи, и введя их внутрь храма, кадит крестообразно.

[И спрашивает их священник о их согласии: желает ли невеста жениха, также и жених невесту.]

И глаголется от диакона: Благослови, Владыко.

Затем диакон возглашает: Благослови, владыка!

И священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков!

Ектения великая

Диакон: Миром Господу помолимся.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Диакон: В мире Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек) , и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе ) (имярек) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О рабе Божии, имярек, и рабе Божией, имярек, ныне обручающихся друг другу, и о спасении их, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О рабе Божием (имя) и рабе Божией (имя) , ныне обручающихся друг другу, и о спасении их Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О еже податися им чадом в приятие рода, и всем яже ко спасению прошением, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Да будут даны им дети к продолжению рода, и все, ко спасению просимое, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О ниспослании им любви совершенной, мирной, и помощи, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О благословении их в единомыслии и твердой вере, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О еже благословитися им в непорочном жительстве, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О сохранении их в безупречной жизни и поведении, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен, и ложе нескверное, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Дабы Господь Бог наш даровал им брак честный и ложе непорочное, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [беды] и нужды Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Лик: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Лик: Тебе, Господи.

Возглашение: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Священник возглашает следующую молитву

Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение, и союз любве положивый им неразрушимый: благословивый Исаака и Ревекку, и наследники я Твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия, имярек и имярек, наставляя я на всякое дело благое.

Боже вечный, разделенное собравший воедино и установивший союз любви нерасторжимый; благословивший Исаака и Ревекку, и наследниками Твоего обетования их явивший! Сам благослови и этих рабов Твоих (имя) и (имя) , наставляя их ко всякому доброму делу.

Яко милостивый и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Священник: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе Господи.

Священник: Мир всем!

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши пред Господом преклоните!

Хор: Тебе, Господи.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на любовь в полнолуние

Священник: Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую, благослови обручение сие, и соедини, и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии.

Священник: Господи Боже наш, Церковь из всех народов девой чистою с Собою предобручивший, благослови это обручение, и соедини и сохрани этих рабов Твоих в мире и единомыслии.

Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Таже взем священник перстни, дает первее мужу златый, таже сребряный жене. И глаголет мужу: Обручается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Затем священник, взяв перстни, дает сперва мужу золотой и говорит ему: Обручается раб Божий (имя) с рабою Божией (имя) , во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (трижды)

И при этом [трижды] начертывает перстнем крест на голове его.

Таже и жене глаголет: Обручается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Затем, взяв серебряный, говорит и жене: Обручается раба Божия (имя) с рабом Божиим (имя) , во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (трижды)

И егда речет на едином коемждо трижды, творит крест перстнем на главах их: и налагает я на десных их перстех. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник.

И когда скажет каждому эти слова трижды, начертывая крест перстнем на главах их, он надевает им перстни на персты правой руки. Затем восприемник [трижды] обменивает перстни новобрачных.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи помилуй.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник произносит следующую молитву

Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Тотчас диакон возглашает ектению

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек , и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе ) (имярек) , и о всей во Христе братии нашей.

Хор: Господи, помилуй (3) .

Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , и о всём во Христе братстве нашем.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Хор: Господи, помилуй (3) .

Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о рабех Божиих имярек, и имярек, обручающихся друг другу.

Хор: Господи, помилуй (3) .

Еще молимся о рабах Божиих (имя) и (имя) , обручающихся друг другу.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся за всю братию и за вся христианы.

Хор: Господи, помилуй (3) .

Еще молимся за всю братию и за всех христиан.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Господи, помилуй (3) .

Возглас: Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Затем, если Венчание в этот день не совершается:

Диакон: Премудрость! И далее все по уставу, и отпуст.

Поясните смысл молитвы из чина венчания?

Отвечает священник Антоний Лынов:

Библия рассказывает о живых людях с их слабостями, грехами, но также и с их добродетелями и верой в Бога. И в молитве мы просим, конечно, чтобы в муже и жене были добродетели ветхозаветных патриархов.

Какие же добродетели мы можем найти у них?

Авраам — образец веры, прежде всего, и какое страшное испытание проходит его вера – приношение своего долгожданного сына в жертву. Как говорит апостол Павел «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:2-3).

Сарра — прожила в браке с Авраамам почти 100(!) Лет. И было ему верной помощницей и советницей во всех делах и испытаниях.

Исаак — принял благословение от своего отца, и мы просим Отца небесного благословить мужа.

Ревекка – замечательный образец чистого и отзывчивого сердца, вспомним эпизод, когда она дала напиться и Елеазару (посланному найти невесту Исааку), и его верблюдам.

Иаков – вот что говорит Писание о его любви к Рахиль: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29:20). К сожалению, далеко не все супруги переходят даже такой рубеж своей семейной жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рахиль – Будучи бесплодной, была услышана Богом и родила 2 сыновей. В том числе любимого сына Исаака – Иосифа Прекрасного.

Вот эти качества мы просим даровать супругам.

Дорогой Дмитрий желаю Вам созидать Вашу семью, как малую Церковь – в молитве к Богу и заботе друг о друге!

Кратко о Венчании в Православной Церкви

священник Константин Пархоменко

Когда меня попросили написать о браке, я обрадовался, потому, что это одна из самых светлых и радостных тем. Счастье и благословение Божие самому состоять в браке. Радость видеть, как двое друг друга любят. А для священника есть еще и возможность быть участником этих светлых отношений. Всякий раз, когда я совершаю Таинство венчания, благословляю брак, помогаю супругам разобраться с возникшими сложностями, я понимаю, что служу делу Божию, делу любви.

В этой статье я расскажу о том, что из себя представляет православный чин бракосочетания.

Читайте так же:  Остробрамской иконе молитва

Но сначала одно замечание: Излишне говорить, что никакого внебрачного сожительства Церковь не допускает. Бывает, что ко мне приходят молодые люди и говорят, что они хотят «попробовать пожить вместе». Тут священник объясняет, что это пробование не должно включать в себя плотское сожительство.

Пусть узнавание, пусть проверка себя, но без того шага, который по библейскому пониманию соединяет людей «в плоть едину».

Православное Таинство Браковенчания состоит из двух частей – Чинопоследования обручения и Чинопоследования брака.

В обручении молодые люди обещают друг другу верность и, в знак того, что их решение вечно, обмениваются обручальными кольцами (круглое кольцо – символ вечности). Священник читает молитву, в которой просит Бога «призреть на рабов сих и утвердить обручение их в вере, единомыслии, истине и любви…»

После молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма.

После обручения следует Таинство браковенчания.

Хотя сегодня обручаются и венчаются люди, чаще всего, в один день, церковные правила позволяют делать это и в разное время. Бывает, что влюбленные должны расстаться ввиду предстоящей командировки, или просто хотят дать другу обещание верности и любви, хотя к браку еще не готовы. В таком случае мы также совершаем обручение.

Но вот, наконец, Таинство браковенчания. О нем – подробнее.

Слово брак славянского происхождения и означает оно – быть вместе. Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке.

Отныне двое – соединятся, как говорит Библия в «плоть едину», то есть станут одним существом, не телесно, конечно, а душою, – стремлениями, ценностями, радостями, горестями… Пройдут жизнь вместе, неразлучимо, будут любить друг друга и заботиться друг о друге. Наконец, постараются в браке своем осуществить Евангельский идеал.

Православное чинопоследование брака многократно повторяет
эти темы – тему единства, тему любви и заботы, наконец, тему достижения
совершенства, святости.

Давайте с вами представим, что мы зашли в храм и оказались участниками священного действа венчания…

Молодые поистине прекрасны! Невеста (от славянских слов не ведать, то есть девушка непознанная мужчиной, чистая, невинная) в прекрасном белоснежном уборе. Это знак ее чистоты. Такой чистой – и телом и намерениями она себя вручает любимому мужчине.

Жених же – в костюме, или, во всяком случае, одет торжественно. Это не просто дань культурным традициям. Одежда жениха здесь свидетельствует о серьезности его намерений. Он ответственно и серьезно, по-взрослому, готов взять на себя заботу и попечение о любимой.

Молодые входят в храм. После обручения их ведут на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак их чистоты и искренности. У них в руках зажженные свечи – знак их горения в вере и любви.

Священник спрашивает жениха 2: «Имеешь ли (имя) желание доброе и непринужденное и крепкую мысль, взять себе в жены сию (имя), которую перед собою видишь.

Те же вопросы задаются невесте.

Таинство начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» Это самый торжественный возглас православного богослужения. Им начинается, кроме венчания, Божественная Литургия. Этот возглас предваряет венчание потому, что венчание с древности мыслилось одной из самых ярких, торжественных, глубоких по содержанию и важности служб.

Этот возглас также напоминает о том, что должно стоять в центре устремлений молодоженов – достижение Царства Небесного.

Далее дьякон произносит ектению3:

Миром Господу помолимся!

…О рабах Божиих (имена) ныне соединяющихся друг с другом в брачное общение, и о спасении их, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог благословил брак сей, как когда-то в Канне Галилейской, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог подал им целомудрие, детей, все на пользу и ко спасению, Господу помолимся.

Такими и другими высокими словам молятся священнослужители, брачующиеся и гости в начале Таинства браковенчания.

Затем священник произносит несколько молитв. Вот как звучит в сокращении первая из них: «Бог Пренепорочный и Творец всего мироздания! Ребро праотца Адама, по Твоей великой любви к людям, в женщину преобразивший и благословивший их [Адама и Еву] словами: Плодитесь и множитесь и наполняйте землю и обладайте ею, и показавший их соединившимися в одну плоть… Сам, Владыка Пресвятой, прими молитвы нас, рабов Твоих… благослови брак сей и дай рабам Твоим (имена) жизнь мирную, долгую, целомудрие, друг к другу любовь, соединенную союзом мира, семя долгожизненное, радость в детях и невянущий венок славы Небесной. Удостой их видеть внуков, ложе жены утверди в непорочности и дай им благодать от источников небесных и от щедрот земли. Наполни их дома пшеницею, вином и маслом и всяким добром, вразуми их этим делиться и с нуждающимся…»

Я не привожу длинное перечисление имен ветхозаветных героев, тех семей, в которых, если можно так выразиться, брак состоялся. А в молитвах на венчание это перечисление занимает добрых несколько страниц.

И это замечательно! Молодожены утверждаются в мысли, что они не первые вступают на это поприще. Что и до них были благочестивые люди, которые благодаря вере своей, любви к Богу и друг другу сумели сохранить свои отношения в чистоте. И пронесли их сквозь все невзгоды и испытания и представили Богу и получили от Него награду.

Затем священник берет венец похожий на митру – священный епископский головной убор и трижды провозглашает: Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой.

То же повторяется с невестой.

Я неспроста упомянул, что венчальный венец похож на епископскую митру. Пусть историки говорят, что в древности это был всего лишь венок из полевых цветов, что ж из этого. Сегодня венец сделан напоминающим именно митру. Почему?

Да потому, что молодые люди, которые прежде зависели от других, отныне вступают во взрослую, самостоятельную жизнь. Они становятся владыками сами себе! Епископская митра – знак власти. Власти соединенной с любовью. Так и наши молодожены. Самовластны и нежны! Ответственны и любящи! Независимы и… зависимы. Зависимы от любви и от своей второй половины.

После этого священник торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!4» Этот возглас повторяется трижды и каждый раз священник благословляет брачующихся.

Читайте так же:  Молитва нерушимая стена читать

Затем читается Священное Писание – отрывок из Апостольского5 и отрывок из Евангельского чтений.

Что касается Евангельского, так это всем известный рассказ о первом чуде, совершенном Господом, рассказ о превращении воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства браковенчания.

…Праздник, пир, торжество было и до того, как Христос туда, в Кану, пришел. Но когда Он пришел и сотворил чудо праздник вспыхнул с новой силой. И стало всем лучше, чем было!

Вот так и Господь Христос. Приходит к любящим друг друга, благословляет их и отношения и любовь разгораются больше и становятся ярче, чем были. Пришествие Христа – это не обеднение праздника, а усиление его и освящение – «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком!»6

Часто люди, прожившие какое-то время в браке без его церковного освящения, просят совершить над ними Таинство браковенчания. И вот когда Таинство совершается они приходят и рассказывают, что в их брак, после Таинства вошло какое-то новое измерение. «Как окно открыли в душной комнате» – сказала недавно одна прихожанка. В их брак входят радость, свет, новые сильные чувства. Поистине, Христос творит чудо – воду их отношений претворяет в вино.

Затем священнику подносят чашу с душистым вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Эта чаша подается молодоженам и каждый из нее испивает. Эта чаша, напоминающая о пире, празднике, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их лентой епитрахили и ведет молодых вокруг аналоя, специального столика на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в руке и он символизирует здесь Самого Христа. Христос ведет мужа и жену! Евангелие, вокруг которого идут новобрачные означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути.

Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери и… гимн мученикам: «Святи мученицы, добре страдальчествоваше и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Отметьте, что тут говориться о венце Небесной Славы, который получили мученики в награду за смиренное и терпеливое перенесение скорбей и страданий.

Почему такие песнопения в радостный день браковенчания. Потому, что супружеская жизнь не всегда легка. И на путях этой жизни будут скорби, тернии, болезни… Но Церковь, напоминая о мучениках, этих героях, рыцарях духа говорит нам чтобы мы не унывали. Бог с нами. Он и укрепит, и даст сил перенести все невзгоды. И вознаградит, если все смиренно перенесем, нетленным венцом!

Венцы снимаются. Свечи гасятся.

Священник произносит: «Возвеличься жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мир и твори в праведности заповеди Божии».

Затем батюшка обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог».

Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов теперь с нашими молодоженами. Пусть идут в мире и строят с помощью Божией свои отношения. И возрастают душою и потомством от славы к славе!

Заканчивается Таинство торжественной молитвой обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, хороших детей, совершенство в жизни и в вере…»

«Благоденственное и мирное житие… – начинает негромким
голосом дьакон…

…здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие… – продолжает дьякон громогласно…

…подаждь Господи рабам Твоим ныне браковенчанным (имена) и сохрани их на многая лета! – заканчивает дьякон на пределе голосовых возможностей.

Хор отвечает: Многая лета! Многая лета! Многая лета!

Многая лета… – присоединимся и мы к этому ликующему гимну, – всем добрым и честным супругам.

[1] Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

[2] Для удобства читателя почти все слова чинопоследования Венчания мы будем приводить в переводе на современный русский язык.

[3] Слово ектения с греч. означает протяжное моление.

[4] Кто присутствовал на венчании, мог обратить внимание на то, что некоторые священники произносят этот возглас в церковнославянской редакции (как это и предписывают богослужебные книги) – «Господи Боже наш, славою и честию венчай я!» Слово «я» по славянски означает «их».

Благословенная защита: зачем нужна молитва перед венчанием и во время таинства?

Чтение молитв в церкви, на торжественной церемонии венчания или до нее, во время духовной подготовки дома, – один из важнейших обрядов таинства. Молитва позволяет новобрачным почувствовать особенную возвышенность момента и защитить зародившееся счастье от чужих злых взглядов. Каждое сказанное священником слово – важно, но не менее важны и ваши собственные молитвы, а также пожелания родителей и близких.

Кому разрешено?


Долгие годы купить духовные книги даже посещающему храм человеку было сложно, поэтому молитвословы передавались из поколения в поколение, заботливо хранились, а отдельные молитвы даже переписывались вручную.

Сегодня подобной проблемы нет, и требник можно купить в церковной лавке или вовсе найти в сети. Но стоит помнить, что чтение молитв неподготовленными людьми считается грехом. Кроме того, если вы устраиваете домашнее венчание, то самостоятельно читать духовные тексты и вовсе запрещено.

Значение молитвы в православной церкви

Таинство может проводить только священник и только в храме, за исключением ситуаций, выходящих за рамки типичных, например, обручение в военное время. Лишь при соблюдении всех правил обряд будет совершён верно, миряне же неизбежно допустят ошибки и вместо благословения получится кощунство – не лучшее начало совместной жизни.


Если по незнанию или любопытству вы всё же прочитали молитву из требника, то правильнее всего сходить на исповедь, признаться в прегрешении и выполнить положенную эпитимью.

Охранные

Таинство венчания, как любой другой сакральный обряд, окружено множеством примет и суеверий. Упавшие кольца, оторвавшаяся пуговица, слишком рано погасшая свеча, дождь, приснившийся обряд да даже чей-то косой взгляд – всё это способно напугать и без того взволнованную невесту.

Православное духовенство не слишком хорошо относится к суевериям и заговорам, считая их в лучшем случае бесполезными, а в худшем – вредными. Если вы не уверены в благочестии выбранных слов, то лучше использовать обычную молитву о здравии новобрачных.

Читайте так же:  Заговоры молитвы в дорогу

Чтобы защитить светлый праздник от происков дьявола, читаются охранные материнские молитвы. Мать может молить как за своё чадо, так и за его избранника или избранницу, ведь они практически стали одной семьёй.


Молиться может и сама невеста – о будущей семье, детях, своём избраннике или родителях. Любая искренняя, бескорыстная просьба способна защитить важных нам людей при чистоте помыслов и крепкой вере.

Какие читать в день венчания?

За продолжительный, обычно растягивающийся на час обряд священник успевает прочесть молодым как необходимые выдержки из Библии, так и три молитвы. Все эти слова являются разом благословением и наставлением для новобрачных, а потому слушать их стоит внимательно, с безграничным трепетом и уважением.

О Благословении молодых

Первая молитва повествует об известнейших библейских брачных союзах, начиная от Адама и Евы, просит о мирной, долгой и спокойной жизни для новобрачных.


Говорится также о том, что деторождение в браке угодно Богу. Если не освященное познание мужчиной женщины является в православии грехом, то брачное ложе оставляет супругов целомудренными.

Священносовершитель

Вторая молитва воспевает тайну и чистоту брачных уз, повелевает мужу быть главой семьи, а жене – его послушной, верной опорой.

Упоминается не только сама пара, но также празднующие этот светлый день вместе с ними родные и близкие, особенно родители.

Проводится параллель между супружеством и мученичеством, но не в смысле уменьшения радости, а в том, что оба эти пути ведут к Богу.

Благословение и утверждение обручения

Третья молитва соединяет сказанное в двух предыдущих, закрепляет союз вечной печатью, ведь три – священное число в христианстве.


После неё на новобрачных возлагаются венцы, или же свидетели держат их над головами. Возложение венцов – кульминация таинства, алхимическое сочетание двух людей и превращение их в единую семью.

Текст

Ниже приведён текст третьей молитвы, являющейся самой важной в обряде венчания:

«Боже Святой, из земли создавший человека, и от ребра его образовавший жену, и сочетавший ее ему в качестве помощницы, потому что было угодно Твоему величию, чтобы человек не был одиноким на земле, — Ты и ныне, Владыка, пошли Свою руку от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего сего (имя) и рабу Твою сию (имя), ибо Тобою сочетается жена с мужем. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть едину. Даруй им плод чрева — благочестивых детей.

Полезное видео

При подготовке к обряду венчания большое внимание уделяют необходимым атрибутам: кольцам, свечам, иконам. Но не стоит забывать о том, что основу обряда составляют молитвы, а порядок проведения таинства подчинен особым правилам. О том, как подготовиться, какие молитвы прочитать, какой смысл вкладывается церковью в венчание и как оно проходит, расскажет видео:

Заключение

Молитвы, читаемые до и во время венчания, – мощный сакральный посыл, словесное выражение таинства созидания новой семьи. Охранные искренние слова, сказанные матерью, свекровью или самой невестой защитят вновь созданную семью, настроят на верность друг другу и беззаветную преданность. Специальные молитвы, прочитанные священникам, закрепят ваш союз на земле и небесах.

Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов

Венчание – самая торжественная и трогательная часть свадьбы. Чтобы церемония прошла успешно и не была испорчена досадными мелочами, к ней нужно подготовиться. Необходимо знать, что представляет собой обряд, и какие правила таинства следует соблюдать.

Особенности обряда


Для истинно верующих обряд не дань моде. Это освящение союза людей, решивших соединить свою судьбу перед Богом.

В браке благодать Святого Духа объединяет супругов в единое целое. Любовь, нравственная связь, уважение и взаимопонимание четы становятся настолько крепкими, что их не смогут ослабить никакие жизненные трудности. Церковь дает благословение на счастливую семейную жизнь.

Атрибуты ритуала и их символика

Использование атрибутов во время таинства имеет сакральный смысл, символика которого уходит в глубину веков.

Обручальные кольца

Обручальные кольца – символ того, что брачный союз нельзя расторгнуть. Обменивающиеся кольцам молодожены подтверждают готовность к полному доверию и единению друг с другом.


Раньше кольцо жениха делалось из золота. Это значило, что муж, как солнце, будет освещать жену благочестием. Колечко новобрачной – из серебра. Подобно луне, жена будет отражать свет солнца и покоряться ему.

Сейчас материал для колец выбирают не так строго, поэтому они могут быть изготовлены из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.

Венчальные свечи и венцы

Свечи означают, что венчающиеся чисты и целомудренны перед Богом, а их желание сочетаться браком является искренним.

Пламя венчальной свечи символизирует начало новой жизни, освященной благодатью.

Венцы символизирует корону, а их надевание – коронование. Молодые знаменуют собой венец творения Божьего – первых людей, Адама и Еву.


Также венцы надеваются в качестве награды за целомудрие и стремление к освященному союзу. И еще они напоминают о мученичестве, о том, что супружеская жизнь – это добровольное несение трудностей, умение прощать и понимать супруга.

Рушники, кагор, каравай

В ритуале обязательно используют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы. На другое – встают молодые во время таинства. Рушники символизируют такую же чистоту мыслей четы, как и белоснежный плат на голове новобрачной.

Кагор олицетворяет кровь Христа. Сладкое крепленое вино молодожены троекратно испивают из чаши в конце церемонии.

Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его. Обычно каравай оставляют в храме в знак благодарности.

Прочие


В набор для венчания входят и другие обязательные атрибуты:
  • Брачующиеся и свидетели непременно надевают нательные крестики;
  • Нужна также освященная икона Спасителя (для жениха) и Божьей Матери (для невесты);
  • Могут понадобиться белые платочки, чтобы держать венцы и свечи.

Особенности процедуры

Рекомендуется записаться на церемонию заранее, минимум за неделю, чтобы выбрать подходящий день и обсудить со священником все детали.

В России венчают тех, кто предварительно заключил официальный брак в загсе. Только церковный брак в России не имеет юридической силы. В храм нужно принести паспорта и брачное свидетельство. Будет ли официальная регистрация и венчание в один день или в разные – это решают брачующиеся.


В качестве редкого исключения возможно венчание без официальной регистрации. Священнослужители могут пойти навстречу, если сложились экстремальные обстоятельства. Например, одному из желающих заключить брак предстоит срочная опасная операция. Тогда разрешение сможет выдать епархиальный архиерей.
Читайте так же:  Молитва Господу о ближнем

Запретные дни

Дни, когда нельзя венчаться:

  1. Периоды, пока идут четыре длительных поста;
  2. От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  3. Масленичная неделя (Сырная седмица) перед Великим постом;
  4. Светлая (Пасхальная) седмица после Пасхи;
  5. Во вторник, четверг и субботу;
  6. В день перед великими церковными праздниками;
  7. Накануне и в дни, когда празднуется Воздвижение Креста Господня и Усекновение Главы Иоанна Предтечи (идет строгий пост);
  8. Перед престольными храмовыми праздниками. Они в каждой церкви бывают свои, следует предварительно уточнять;

Кого не обвенчают?

Венчанный брак не заключается в случаях:

  1. Кто-либо из венчающихся является атеистом и пришел в церковь, подчиняясь принуждению;
  2. Кто-либо из пары уже связан браком;
  3. Брачующиеся находятся в родственной связи. Нельзя жениться родственникам вплоть до троюродных братьев и сестер;
  4. Брачующиеся состоят в духовном родстве (крестные и крестники). Раньше это правило строго соблюдалось, сейчас в порядке исключения можно получить разрешение архиерея;
  5. Не совершат обряд над некрещеными;
  6. Венчаться можно только три раза, четвертый раз запрещено.

Подготовка к церемонии

Для начала будущим супругам надо подойти в церковь и побеседовать с батюшкой. Это нужно, чтобы решить организационные моменты и получить ответы на интересующие вопросы. Батюшка обязательно спросит, состоят ли люди в официальном браке, а если нет, то когда собираются его заключить. Он непременно поинтересуется, по доброй ли воле решено обвенчаться, а также уточнить взгляды на семейную жизнь.


В течение минимум трех суток до обряда следует выдержать пост. Надо отказаться от скоромных продуктов (мясной, молочной пищи, яиц), алкоголя, курения, а также воздержаться от сексуальных отношений.

Требуется пройти исповедь и принять причастие. Это можно сделать как накануне венчания, так и непосредственно перед ним. Главное для будущей четы в эти дни – сохранять светлое, радостное настроение в ожидании благодати.

Этапы процесса

Таинство совершается последовательно и состоит из нескольких плавно сменяющих друг друга этапов.

Обручение

Начинается, когда завершится Божественная Литургия. Жениху нужно встать по правую руку от батюшки, невесте – по левую.

Начало обряда – каждение. Батюшка трижды благословляет молодоженов по очереди. Молодые крестятся, и священнослужитель вручает им горящие свечи.


Далее идет молитва об обручающихся, спасении их души, благословении на благодеяния. Затем батюшка надевает кольцо жениху, дальше невесте, три раза крестообразно осеняет их.

Кольца предварительно освящаются на святом престоле данной церкви. Молодожены трижды меняются кольцами, и батюшка читает молитву о благословении и обручении Господом этой пары.

Обручиться можно заранее. Обычно это делается за месяц до венчания. Некоторые пары считают, что в этом случае совершается настоящее таинство, ведь на обряде не присутствуют посторонние люди. Кроме того, в дальнейшем значительно сокращается общее время церемонии. Это может оказаться важным, если среди гостей будет много детей и пожилых людей.

Брачные обеты


Молодожены с горящими свечами выходят на середину храма, встают на белое полотенце возле аналоя.

Священник задает вопросы, добровольно ли молодые заключают брак, не держат ли они друг друга в заблуждении относительно своих намерений.

Венчание

Звучат три молитвы, где испрашивается благословение для брачующихся.

Затем наступает самый торжественный момент – батюшка, взяв венец, благословляет жениха, далее невесту со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».

Чтение Священного Писания и Общая чаша

Зачитывается отрывок послания апостола Павла, где говорится об обязанностях супругов в семье. Затем читают Евангелие, и снова возносится молитва о новобрачных.

Потом все читают молитву «Отче наш». Ее лучше выучить заранее. Молодожены в ней свидетельствуют о готовности служить Господу и выполнять Его волю в семье.


Батюшка подает чашу с вином. Новобрачные поочередно тремя глотками должны из нее испить.

Обхождение аналоя

Священнослужитель скрепляет правые руки четы и накрывает их концом епитрахили (длинной ленты) в олицетворение того, что жена вручается мужу.

Затем он, держа крест, троекратно обводит пару вокруг аналоя. Круг является символом нерасторжимости заключенного союза. В это время поются церковные тропари, которые воссылают благодарение за заключение брака.

Затем с супругов снимаются венцы. Они преклоняют головы и скрепляют союз целомудренным поцелуем.

Какие слова говорит священник?

Батюшка торжественно приветствует вновь созданную семью. Жениху предписывается «умножаться и ходить в мире», а невесте – заботиться о «веселии мужа».


Затем молодоженов ведут к царским вратам. Там они целуют крест и им вручаются венчальные иконы. Батюшка обращается с напутствием. Суть его в том, что для сохранения любви надо вести праведную жизнь, уважать и почитать супруга.

Что делают свидетели?

Присутствие свидетелей необязательно, но желательно. После совершения обряда они становятся духовными наставниками свежеиспеченной семьи.

Как помогают свидетели:

  • подают обручальные кольца;
  • держат венцы над головами брачующихся;
  • стелют белое полотенце возле аналоя;
  • сопровождают супругов, когда идет обход вокруг аналоя.


Свидетелям лучше подстраховаться и предварительно обсудить со священником детали церемонии. Это надо, чтобы не возникло мелких накладок.

Сколько длится?

В древние времена венцы снимали только на восьмой день. Сейчас обычно длительность обряда составляет от 40 минут до часа.

Если венчает священник, хорошо знающий пару, его напутственное слово может быть более развернутым. Тогда церемония продлится несколько дольше.

Фото и видеосъемка

О том, можно ли снимать церемонию, надо узнать заранее. Необходимо выяснить, можно ли использовать вспышку, так как она может испортить старинные иконы. Фотографу нельзя ходить по коврам, проходить между священником и иконостасом, вставать на амвон.

Если благословение на съемку не дано, молодым не следует расстраиваться. Отлично получаются эффектные снимки на фоне самой церкви.

Полезное видео

Венчание в православной церкви – это не только красивая, но и ответственная церемония. В процессе таинства следует строго соблюдать установленные правила и следовать церковным рекомендациям. Пошаговая инструкция — в видео:

Заключение

Венчание – это не шумная и разгульная свадьба, поэтому важно знать, что происходит после таинства. После церемонии уместна скромная трапеза. Молодые и гости должны провести остаток этого торжественного дня, посылая благодарение Господу за создание новой семьи.

Венчание слова молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here